Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Модератор: Ilik

Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение taras » 04 дек 2009, 14:36

Ангел в переводе из греческого обозначает "посланник, весник".
Откуда взялся Посланник Яхве в текстах ВЗ?
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение El_mariachi » 05 дек 2009, 20:28

Слово Ангел на иврите произносится как - "Мальах", что буквально означает - посланец.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение sakt » 07 дек 2009, 02:15

В начале нашей недельной главы рассказывается, как в гости к Аврааму пожаловали МАЛАХИМ (множественное число от слова МАЛАХ — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей, которая способна воплощаться в конкретных визуальных образах; в традиции некоторых народов — «ангел»).
http://www.jewish-life.com/w_chapter_vayera.asp

Недельная глава Торы.

Т.е. “малахим” выше считается еврейским.

В греческом языке,” по странной случайности”, тоже есть термин “малакия”.

Малакия , рукоблудие (онанизм, мастурбация, хиромантия, ипсация и прочее)
Не льстите себе... – говорит апостол, – ни сквернителе, ни малакии – ...Царства Божия не наследят (1 Кор.6,9).
Малакия [греческое "малакос" - "мягкий", "легко поддающийся давлению, сжатию", "эластичный" (например, в Матфея 11:8; Луке 7:25)]. В 1 Коринфянам 6:9 под словом "Малакия" подразумевается мужчина или юноша, который позволяет мужеложникам (смотри 1 Тимофею 1:10) использовать себя для удовлетворения сексуальных потребностей (Римлянам 1:27).
Греческими философами мужеложство расценивалось нередко выше, чем половые отношения между мужчиной и женщиной. Так, в сочинении "Пир" Платон прославляет малакий следующим образом: "Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию".

Малакии – от греческого слова «malakos», которое имеет несколько значений:
(1) мягкий,
(2) женственный,
(3) неопределённый.

Напомню, что согласно Бытию 19 , два малахима-малакиста наведались в Содом к Лоту. Граждане Содома приставали к малахимам с непристойными предложениями “греческой любви” и хотели плотски “познать их”.

Видимо были основания у горожан содомских, искушённых в удовольствиях к подобному познанию гостей.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение taras » 07 дек 2009, 17:02

El_mariachi писал(а):Напомню, что согласно Бытию 19 , два малахима-малакиста наведались в Содом к Лоту. Граждане Содома приставали к малахимам с непристойными предложениями “греческой любви” и хотели плотски “познать их”. Видимо были основания у горожан содомских, искушённых в удовольствиях к подобному познанию гостей.


Интересная версия, возможно она имеет право на жизнь.
Но меня интересуют посланцы.

В религиозных системах хананских городов-государств действовали боги, сыны Ела.
В Яхвисте Яхве дейстует самостоятельно. В жреческом кодексе - через славу Яхве, которая появляется в скинии. В разных книгах Яхве действует через видения/сны, через пророков, через жребий.
Не совсем понятно, откуда взялись посланцы и кто они такие.

Я читал версию о том, что такие существа были заимствованы евреями из зороастризма.
Прототипом посланцев были Язаты, низшие божества, имеющие божественную силу, которые исполняют волю высшего божества/бога.

Известны ли другие версии появления ангелов/посланцев в религии евреев?
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Analogopotom » 07 дек 2009, 22:03

taras писал(а):Ангел в переводе из греческого обозначает "посланник, весник".
Откуда взялся Посланник Яхве в текстах ВЗ?


По представлениям древних людей Небесный Владыка, подобно царям земным, должен был иметь свиту. Не свиту, так штат слуг. Кроме ангелов Богу Ветхого завета служат и другие, подобные ангелам, сверхъестественные существа.
Следует заметить, что ангелы - не посредники, а суть воплощение слова, воли, силы и мощи Бога.
Функции ангелы выполняли те же, что гонцы любого царского дома, доставлявшие почту или оповещавшие о чем-либо. Тут много фантазии не требуется. А вот с иконографией дело обстоит сложнее. Прообразом ангела могли стать, как угарито-финикийские керубы, так и месопотамские крылатые зооморфы и антропоморфы, культовые изображения которых древние евреи могли видеть, еще будучи кочевниками, а во время плена ознакомиться уже вплотную.

Изображение
Ассирия. Диадема Ябы.
Обратите внимание на фигуру в центре. Чем не серафим?

Мне попался очень интересный пример такой параллели у Делича («Библия и Вавилон»).

Он цитирует пророчество Иезекииля (вспомним к какому историческому периоду относится книга):
10:1-2
И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними.
И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах.
Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор.

И в качестве иллюстрации прилагается оттиск цилиндрической печати.

Изображение

Свод, трон, человек в льняной одежде (справа). Животные, на которых стоит престол (с виду быки) символизируют мощь и могущество.
Не исключено, что данный мифологический сюжет существовал так же в виде полноценной картины, на которой трон или колесницу бога охраняли крылатые быки.
А огонь, в иудейской мифологии, стихия, напрямую связанная с ангелами.

Херувимы так же относятся к ангельскому сонму, но у них ранг повыше. И, есть основания полагать, что они были включены в иудейскую мифологию раньше, чем ангелы.
Через трансформацию образа херувима, проще понять, как возникли и менялись представления о вестниках. По сути, в обоих случаях основа одна.

Херувим – от др. евр. k`rubb. Керубы – зооморфные и антропоморфные персонажи финикийской и угаритской мифологии. Этимология до конца не ясна. Аккад. слово «karubu» обозначает промежуточное существо между человеком и богом.

Первое упоминание о херувимах встречается в Быт. (3:24): «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Заслуживает внимания тот факт, что несмотря на иудейский аниконизм, херувимов изображали.

О херувимах ковчега и скинии, см. Исх. 20:10-20; 26:1-2; 26: 31-35; 36:8-9.
О херувимах в храме Соломона, см. 3 Цар. 6:23-28; 2 Пар. 3:10-13; 5:7-8; 3 Цар. 8:6-7; 1 Пар. 28:18

Херувимы в своем самом раннем символическом значении представляли собой тучи зимнего, ненастного неба, на которых Яхве (в ту пору, бог грозы) объезжал землю. «Летящий на облаке» - старая мифологема, известная в Ханаане с 14 в. до н.э., в угаритских мифах это - эпитет Ваала. Он встречается и в Ветхом завете.

Псал. 103:2-4
Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
устрояешь над водами горние чертоги
Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий


Ис. 19:1
Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем.

Псал. 17:11
И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

1 Пар. 13:6
И пошел Давид и весь Израиль в Кириаф-Иарим, что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, сидящего на Херувимах, на котором нарицается имя [Его].

Эти стихи показывают полную тождественность херувимов и облаков (arabboth), на которых восседал Бог. Но «облако» является не просто транспортным средством. Из фрагментов о скинии (Исх. 40:34-38) и горе Синае (Исх. 24:15-17), становится очевидным, что оно свидетельствует или возвещает о появлении Бога.
Да. В книге Исход, безусловно, сохранились элементы анимизма, но именно эти отрывки отражают начальный этап развития концепции божественного присутствия. И эта самая идея позднее воплотилась в образах ангелов, духовных существ, обладающих фантастической физической силой.
На втором этапе, не без участия пророков и заимствований у других народов, божественные силы были персонифицированы – появились херувимы, ангелы, серафимы и подобные им персонажи. На третьей стадии, представления об исполнителях и вестниках воли Бога окончательно оформились, появилось подобие иерархии (т.н. «небесные чины») и разделение ролей, если в общем, то ангелы оповещали и спасали нужных людей, архангелы карали грешников, херувимы служили стражами.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Analogopotom » 07 дек 2009, 22:09

sakt писал(а):Т.е. “малахим” выше считается еврейским.

В греческом языке,” по странной случайности”, тоже есть термин “малакия”.

Sakt, Вы это пишите с серьезным лицом или улыбаетесь?
Никакой доказательной базы, одна - народная этимология.
Полагаю, Вы с той же лингвистической легкостью докажите, что «факел» случайно происходит от созвучного ему слова на английском. Или наоборот. Впрочем, какая разница!
sakt писал(а):Напомню, что согласно Бытию 19 , два малахима-малакиста наведались в Содом к Лоту. Граждане Содома приставали к малахимам с непристойными предложениями “греческой любви” и хотели плотски “познать их”.

А ничего, что греки (какие «греки», кстати?) и Содом не стыкуются хронологически? Пусть даже этот фрагмент втиснут Книгу после плена.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение фома » 07 дек 2009, 22:40

Аналогопотом, не будете ли любезны указать источник из которого Вы узнали , что древние евреи были кочевниками. Или Вы имеете в виду их сорокалетнее скитание по Синаю? Сомневаюсь ,что на Синае были месопотамские культовые изображения.
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Analogopotom » 08 дек 2009, 00:10

фома писал(а):Аналогопотом, не будете ли любезны указать источник из которого Вы узнали, что древние евреи были кочевниками.

Фома, какой период Вас интересует?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение taras » 08 дек 2009, 11:52

Analogopotom писал(а):По представлениям древних людей Небесный Владыка, подобно царям земным, должен был иметь свиту. Не свиту, так штат слуг. Кроме ангелов Богу Ветхого завета служат и другие, подобные ангелам, сверхъестественные существа. Следует заметить, что ангелы - не посредники, а суть воплощение слова, воли, силы и мощи Бога. Функции ангелы выполняли те же, что гонцы любого царского дома, доставлявшие почту или оповещавшие о чем-либо. Тут много фантазии не требуется. А вот с иконографией дело обстоит сложнее. Прообразом ангела могли стать, как угарито-финикийские керубы, так и месопотамские крылатые зооморфы и антропоморфы, культовые изображения которых древние евреи могли видеть, еще будучи кочевниками, а во время плена ознакомиться уже вплотную.


Археологические раскопки свидетельствуют о том, что древние евреи являются прямыми потомками Ханаана, поэтму о евреях-кочевниках нужно забыть.

До разрушения Израиля и Иудеи религия древних евреев была типично ханаанской.
Яхве был одним из многих богов и жыл в деревянном ковчеге.
Небесным Владыкой он стал уже в послепленный период.
Поэтому, свита ему стала нужна в более позднее время.

В остальном информация интересная и правдоподобная.
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Analogopotom » 08 дек 2009, 16:02

Понятно. Значит, установки для пастухов попали в Левит по чистой случайности, или по ошибке.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение фома » 08 дек 2009, 16:34

Пастухи и кочевники по Вашему одно и то же?
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Alick » 08 дек 2009, 18:58

фома писал(а):Аналогопотом, не будете ли любезны указать источник из которого Вы узнали , что древние евреи были кочевниками. Или Вы имеете в виду их сорокалетнее скитание по Синаю? Сомневаюсь ,что на Синае были месопотамские культовые изображения.
Аврам - кочевник, его потомки тоже, в чём проблема?
Аватара пользователя
Alick
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 10 сен 2011, 15:54
Откуда: Днепропетровск

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение фома » 08 дек 2009, 19:17

Если человек 90 лет прожил на одном месте, а на 91 сменил три квартиры, он автоматически становится кочевником?
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Ilik » 08 дек 2009, 19:29

Все иврим изначально были полукочевыми, пастушескими племенами - это общеизвестная вещь и тут вообще нечего обсуждать.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Откуда взялись Ангелы в Ветхом Завете?

Сообщение Alick » 08 дек 2009, 20:22

фома писал(а):Если человек 90 лет прожил на одном месте, а на 91 сменил три квартиры, он автоматически становится кочевником?
1. Мы не знаем, был ли Авраам кочевником до 75 лет.
2. Мы знаем, что он кочевал после 75 лет и до смерти, т.е. до 175 лет.
Аватара пользователя
Alick
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 10 сен 2011, 15:54
Откуда: Днепропетровск

След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19