Новости библейской археологии

Модератор: Ilik


Re: Новости библейской археологии

Сообщение taras » 10 июн 2010, 21:34

Ilik писал(а):Три ряда этих ульев стояли во дворе большого архитектурного комплекса, который был разрушен в конце 10 - начале 9 века. В терминах библейской историографии это соответствует эпохе правления царей Давида и Соломона, уточняет "Компьюлента".


Возможно, этот комплекс был разрушен во время кампании египетского фараона Шешонка І.
Город Рехов упомянут среди перечня захваченых городов Палестины.


Ilik писал(а):Авторы работы идентифицировали и изучили найденные в ульях останки рабочих пчел, трутней и личинок с помощью электронного микроскопа, и выяснили, что этот вид отличается от современных пчел, обитающих на территории Израиля (Apis mellifera syriaca ).По их мнению, жители Тель-Рехова импортировали пчел с территории современной Турции (Apis mellifera anatoliaca).


Логичней предположить, что за 3 тысячи лет пчелы мигрировали с территории Израиля на север (климат потеплел) в Турцию. И сегодня та территории Турции живут пчелы, которые раньше обитали на территории Израиля.
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 11 июн 2010, 15:16

Возможно, что ареал нынешних анатолийских пчел в ту эпоху был шире и захватывал также и восточное побережье Средиземного моря - об этом говорится в статье, на которую дал ссылку Облезлый Кот.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 11 июн 2010, 15:21

НА МЕСТЕ БИБЛЕЙСКОГО ПОБОИЩА НАЙДЕНА РИТУАЛЬНАЯ УТВАРЬ

Археологи из Израильского управления древностей (IAA) обнаружили в северной части страны больше сотни различных прекрасно сохранившихся сосудов, которые использовали в ритуалах язычники. Предполагаемый возраст находки – 3500 лет.
Утварь нашли в природной нише в скале во время плановых раскопок библейского города Тель-Кашиш (Tel Quasis, арабская транскрипция Телль-эль-Кассис). Он расположен недалеко от современной Хайфы, к востоку от горы Кармель.
Как сообщается в пресс-релизе IAA, среди извлечённых на свет предметов есть сосуды для сжигания благовоний, кубки и ритуальные чаши в виде женской головы. Особый интерес представляют сосуды микенского происхождения, что свидетельствует о возможной торговой связи двух регионов.
Специалисты, в течение двух недель раскапывавшие всё это богатство, отмечают: такие открытия совершаются чрезвычайно редко. Скорее всего, сосуды использовались в близлежащем храме, который мог стоять рядом на холме (там нашли не идентифицированные пока руины), а спрятаны в нишу артефакты были на время войны.


http://www.membrana.ru/lenta/?10491
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 09 июл 2010, 18:42

Любопытная и фантастическая новость:

НАЙДЕН НОЕВ КОВЧЕГ

Группа исследователей-евангелистов из Китая обнаружила на горе Арарат, Турция, остатки Ноева ковчега. Семь больших деревянных секций корабля найдены под снегом и вулканическими породами на пике горы, на высоте 4 тыс. метров над уровнем моря, сообщает Daily Mail.
В том, что это именно Ноев ковчег, археологи уверены если на 100%, то на 99,9%. Дерево, из которого сооружены секции, датируется 2800 гг до н. э. Если находка действительно окажется ковчегом, это открытие станет важнейшим в истории археологии и подтвердит одну из самых известных библейских легенд.
По словам ученых, секции сколочены из планок, каждая в 20 см шириной. Между собой планки скреплены шипами — древние люди тогда еще не знали металлических гвоздей. Исследователи говорят, что планки изготовлены из кипариса, хотя в Библии говорится, что ковчег был построен Ноем из кладрастиса желтого (листопадное дерево).
Исследователи исключают вероятность того, что ими обнаружены остатки человеческого поселения — обломки находятся слишком высоко на горе, в необитаемом районе. Точное месторасположение ковчега китайские ученые держат в секрете.
http://www.vokrugsveta.ru/news/8981/
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение taras » 10 июл 2010, 15:39

Ilik писал(а):Точное месторасположение ковчега китайские ученые держат в секрете.


Похоже, китайцы собираются подделать ещё и Ноев ковчег...
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Новости библейской археологии

Сообщение taras » 13 июл 2010, 21:46

Ещё одна интересная новость:

Найден древнейший документ в истории Иерусалима. http://lenta.ru/news/2010/07/12/mazar/

Изображение
Группа израильских археологов во главе с Эйлат Мазар, ведущая раскопки на участке между южной стеной иерусалимского Старого города и Городом Давида, обнаружила фрагмент клинописной таблички, который оказался древнейшим письменным памятником, найденным в Иерусалиме. Как пишет The Jerusalem Post, находка датируется XIV веком до нашей эры.

Осколок таблички очень мал (2,8 х 2 х 1 сантиметр), а фрагмент текста аккадской клинописью не позволяет судить о содержании документа: сохранились лишь слова "ты", "ты был", "их", "делать" и "позже". Однако Эйлат Мазар и ее коллеги (в частности, ассиролог Уэйн Горовиц из иерусалимского Еврейского университета) утверждают, что этот осколок свидетельствует о большой значимости Иерусалима уже в XIV веке до нашей эры, еще до его завоевания царем Давидом.

Горовиц указывает на превосходное качество таблички и нанесенной на нее надписи. По его мнению, ее изготовил писец очень высокого класса, каковые бывали только при царских дворах. Ученый предположил, что табличка была посланием иерусалимского царя египетскому фараону.

Эйлат Мазар известна, помимо всего прочего, своими утверждениями о том, что Иерусалим был одним из важнейших городов мира уже в самой глубокой древности. Многие ее коллеги считают, что она слишком буквально понимает предания Третьей книги Царств и других библейских книг, живописующие величие Иерусалима. Эта группа специалистов склонна считать древнейший Иерусалим максимум региональным центром, а библейские предания о могуществе и международном авторитете его правителей (в частности, царей Соломона и Давида) - сильно преувеличенными.

В частности, многие специалисты скептически восприняли сообщение Эйлат Мазар, что ей с коллегами удалось обнаружить стену, построенную три тысячи лет назад царем Давидом. Датировку стены и выводы Мазар о достоверности сказания Третьей книги Царств об укреплении Города Давида ее оппоненты сочли слишком поспешными.
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Облезлый кот » 14 июл 2010, 20:41

Это не древнейший документ в истории Иерусалима. К тому же периоду относятся письма царя Иерусалима Авди-Хеба из Амарнской корреспонденции (ок. 1330 г до н.э.).
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 16 июл 2010, 16:33

В ИЗРАИЛЕ НАШЛИ ГОРОД БИБЛЕЙСКОГО ГОЛИАФА

Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф), упоминаемый в Библии как родина великана-филистимлянина, убитого Давидом во время единоборства.
Профессор Арен Майер, руководитель раскопок, рассказал службе новостей "Аруц Шева", что последние находки в Тель-Цафит являются "увлекательными".
Он сказал, что на месте прослеживаются поселения от ханаанской эпохи, присутствуют остатки от многих исторических периодов.
"Сейчас мы работаем над филистимским слоем. Среди находок – надпись, содержащая ряд филистимских имен, в том числе и очень похожее на "Голиаф".
"Мы обнаружили богатое разнообразие артефактов, показывающие, что Гат был крупным городом в то время, -продолжил ученый. - В настоящее время мы исследуем предметы из бронзы, и, похоже, подтверждается рассказ о разрушении города царем Озией, как описано во Второй книге Паралипоменон (Хроники)".

http://cursorinfo.co.il/news/novosti/20 ... it-goliat/
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 08 авг 2010, 18:06

ДРЕНАЖНЫЙ ТОННЕЛЬ СПАСАЛ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ИЕРУСАЛИМА

Конец периода Второго Храма был одним из самых трагичных эпизодов истории Иерусалима. В то время (60-е годы нашей эры) жители города решили освободиться от гнёта Римской империи — началось восстание, известное как Иудейская война. Силы оказались неравными, и под натиском римлян город пал, а многие тысячи его жителей были убиты и захвачены в плен. Сейчас об этом известно немало, однако недавно открылись новые подробности того времени.
Археологи, занимающиеся историей древнего Иерусалима, давно интересуются большой дорогой, которая некогда проходила по городу. Отыскать её не так уж проблематично, а вот откопать куда труднее: ведь в один из самых тяжёлых моментов прошлого этого города — в 70-м году нашей эры — он был разрушен полностью, до самого основания.
Профессора Ронни Райх (Ronny Reich) из университета Хайфы (University of Haifa) и Эли Шукрон (Eli Shukron), сотрудник Израильского управления древностей (Israel Antiquities Authority), руководящие некоторыми раскопками на территории Иерусалима, решили заняться поиском этой дороги.
"Мы искали дорогу и неожиданно обнаружили это. И первым, что мы сказали тогда, было "Вау!", — делится впечатлениями Эли Шукрон. О чём же он так эмоционально хочет нам поведать?
Пару недель назад, работая примерно на метровой глубине, археологи наткнулись на странные плиты из тёсаного камня. Когда они стали поднимать их, то совершенно неожиданно обнаружили довольно длинный тоннель, который проходил как раз под той самой главной дорогой.
Высота этого тоннеля больше роста человека и в некоторых местах достигает трёх метров. Принявшись изучать его, исследователи обнаружили на нём остатки штукатурки. Кроме того, там нашлось несколько отверстий, которые вели на поверхность — прямо на улицу. Специалистам стало сразу понятно, что они обнаружили не что иное, как дренажную систему города.
Это весьма интересное открытие, свидетельствующее о значительном уровне развития городской инфраструктуры. Оно говорит, что властители города в той или иной мере заботились о комфорте жителей и предусмотрели, чтобы город не подвергался затоплению, которое могло случиться, например, после мощного ливня.
По словам израильского археолога Иосифа Зиаса (Joseph E. Zias), не принимавшего участия в этих раскопках, это открытие — образец "такого крупномасштабного городского планирования, какого на Ближнем Востоке больше нигде не было".
Однако, как оказалось, этот тоннель в своё время служил не только для водоотвода.
Снимки находок, сделанных в тоннеле, пока не афишируются. Единственный и пока что редкий кадр, который доступен публике, — это изображение фрагмента архитектурного украшения, как-то попавшего в подземную коммуникацию.
Обследуя пространство, археологи нашли некоторые предметы, относящиеся к периоду Второго Храма, — монеты, различные рабочие инструменты, фрагменты глиняной посуды.
Храм, возведённый царём Соломоном (так называемый Первый Храм), был главным религиозным местом Иерусалима и всей древней Иудеи с 950 года до нашей эры. Спустя 364 года вавилоняне захватили город и разрушили святилище до основания.
По словам Иосифа Флавия, в период правления Ирода "внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу". Однако эта вдохновляющая, но непродолжительная кульминация истории Иерусалима и его великого храма скоро сменилась затяжным драматичным периодом.
В 516-м его отстроили снова, и он продержался до первого столетия новой эры. В 20-х годах после рождения Христа небезызвестный царь Ирод принял решение об обновлении Второго Храма, здание которого к тому времени уже сильно обветшало. Благодаря этой реконструкции Храм стал одной из самых грандиозных построек древнего мира.
С 66-го по 73 год в Иерусалиме бушевало восстание жителей города против Римской империи, которая удерживала контроль над городом. Одним из переломных моментов этого противостояния стал 70 год, когда римляне уничтожили Храм. Если верить легенде, это случилось ровно в тот же день года, в который был разрушен Первый Храм…
Достаточно долго главным памятником Иудейской войны была только знаменитая Стена Плача — подпорная конструкция, поддерживавшая земляную насыпь Храмовой горы. Однако оказалось, что как минимум ещё один крупный памятник той поры сохранился также и под землёй.
Конечно, это были беспокойные дни. Во многом о них нам стало известно благодаря труду историка Иосифа Флавия "Иудейская война". И хотя Флавий был современником этих событий (он жил с 37-го до примерно 100 года), далеко не все учёные принимают на веру написанное им.
Вероятно, в 66-73 годах этот тоннель служил некой "дорогой жизни" для жителей Иерусалима. Но использовался ли он только как укрытие или именно как потайной ход — станет окончательно ясно лишь спустя некоторое время.
Однако Флавий упоминает в этом трактате некий подземный ход, в котором укрывались люди во время войны. Более того, по словам историка, они жили там на протяжении некоторого времени, прежде чем покинуть город через южный конец этого тоннеля.
Тем не менее, сколько бы споров ни вызывала книга, факт, что находки внутри этого помещения датируются не позднее чем 70 годом, когда храм был стёрт с лица земли (от него осталась только западная стена, известная сейчас как Стена Плача), говорит о том, что эпизод со спасительным подземным ходом — не вымысел. Римляне об этом тоннеле, очевидно, не догадывались.
Долгое время город оставался в развалинах после разрушения Второго Храма, и лишь в 130-м император Адриан построил на его руинах римскую колонию. После на этом месте было возведено и уничтожено немало построек, прежде чем Иерусалим предстал в современном виде. Однако тоннель под городом так и оставался нетронутым. А на снимке — один из руководителей раскопок Эли Шукрон.
Очистка тоннеля сейчас всё ещё продолжается и, видимо, закончится нескоро, ибо его протяжённость оценивается во много сотен метров (из них пока что раскопано только 70). Археологи предполагают, что тоннель идёт к реке Кидрон, однако окончательно это станет понятно только в результате дальнейших раскопок.
http://www.membrana.ru/articles/global/ ... 22400.html
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 12 авг 2010, 18:34

В ИЗРАИЛЕ НАЙДЕНА РЕДЧАЙШАЯ МОНЕТА ВОЗРАСТОМ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ

Редчайшая золотая монета, отчеканенная более 2,2 тысяч лет назад, обнаружена во время раскопок на севере Израиля. Об этом сообщили сегодня в Управлении древностей еврейского государства.
Монета весом около одной унции (примерно 27,71 граммов) стала крупнейшей из когда-либо найденных на территории Израиля. По словам представителя отдела нумизматики управления Дональда Ариэля, она была отчеканена в Египте примерно в 191 году до н.э. в эпоху Птолемея V, передает ИТАР-ТАСС .
На монете выгравирован портрет супруги и родной сестры Птолемея II Арсинои, которой он восторгался при жизни. Золотое изделие, вес которой в шесть раз превышает вес традиционных монет того времени, судя по всему, являлась медальоном для служения культа Арсинои.
Вместе с тем в ходе раскопок на объекте Тель-Кедеш, проводимых группой американских археологов из университетов Мичигана и Миннесоты недалеко от границы с Ливаном, обнаружены развалины административного здания, возведенного в эллинистическую эпоху в первой половине второго столетия до н.э.

http://rus.ruvr.ru/2010/08/11/15393808.html
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 31 янв 2011, 19:27

Любопытная новость неолитической археологии из Трансиордании:

ДРЕВНЯЯ МОГИЛА ОТКРЫЛА СВЯЗЬ ЛИСЫ И ЧЕЛОВЕКА

Уникальное и очень древнее совместное захоронение лисицы и человека найдено в Иордании. Археологи и антропологи предполагают, что приручение лис могло предшествовать одомашниванию собак, позже обошедших своих родственниц в борьбе за звание «друг человека».

Авторы открытия — учёные из университетов Кембриджа (University of Cambridge) и Торонто (U of T) – отмечают, что это беспрецедентный случай, указывающий на эмоциональную привязанность между человеком и лисой.

Исследователи полагают, что лисица выступала в роли домашнего животного и была погребена, чтобы сопровождать хозяина в загробной жизни. Кстати, это была обыкновенная рыжая лисица, — такой вывод учёные сделали, опираясь на морфологию останков.

Интересно, что через некоторое время после погребения хозяина лисы древние люди захоронение вскрыли и перенесли часть останков человека в близлежащую могилу. Причины такого поступка остались тайной.

При этом на новое место была перемещена и часть скелета лисицы. В старой могиле остался лишь её череп и правая плечевая кость. Такое совместное перезахоронение говорит, что совершившие его люди знали о сильной связи покойного и животного. Показательно, что различные предметы, положенные в первую могилу, были оставлены на месте.

Самое важное – данное кладбище датировано 16,5 тысячами лет. «Это на 4000 лет старше, чем самое раннее из известных совместных захоронений человека и собаки», — гласит пресс-релиз Кембриджа. (Древнейший домашний пёс, как таковой, датирован 14 тысячами лет с хвостиком.)

Удивительные захоронения обнаружены в местечке Уюн-аль-Хаммам (Uyun-al-Hammam). Учёные предполагают, что столь ранний пример захоронения человека и животного может быть частью более широкой картины, которая демонстрирует рост сложности культуры, обычно ассоциирующийся с рождением сельского хозяйства в неолите, на тысячи лет позже.

Не исключено, что именно лисицы стали первопроходцами в деле одомашнивания животных вообще. Но, будучи более пугливыми и труднее приручаемыми, они не закрепились в такой роли, уступив место собакам. (Детали находки её авторы расписали в открытой статье в PLoS ONE.)

http://www.membrana.ru/particle/15653
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 31 янв 2011, 19:33

И еще о приручении домашних животных в неолите на территории Плодородного полумесяца:

УСТАНОВЛЕНА РОДИНА ВСЕХ ДОМАШНИХ КОШЕК

Международная команда учёных из США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Израиля и ЮАР установила место происхождения всех домашних кошек, а также — существенно пересмотрела дату начала их дружбы с людьми.

Генетическое исследование показало, что предки всех сегодняшних домашних кошек бродили когда-то по Ближнему Востоку. Новая работа поддерживает теорию, что кошки стали полезны для людей, когда появилось сельское хозяйство (учёные склоняются к тому, что оно также родилось на Ближнем Востоке). Кошки защищали зернохранилища от грызунов.

«Было много догадок о том, как состоялся один из самых интересных экспериментов в естествознании», — рассказал Science Стивен О’Брайен (Stephen J. O’Brien), глава Лаборатории геномного разнообразия американского национального института рака (Laboratory of Genomic Diversity), один из авторов исследования.

Исследователи собрали генетический материал от 979 современных кошек (домашних и диких), с трёх континентов. Его анализ указывает, что общие предки всех одомашненных кошек жили на Ближнем Востоке приблизительно 130 тысяч лет назад.

Это были дикие кошки, обитавшие в так называемом Плодородном полумесяце — родине земледелия и скотоводства. Этот район включал в себя территорию древнего Междуречья, юго-восточную часть нынешних Турции, Сирии и Палестины и долину нижнего течения Нила.

Кстати, в ту же схему прекрасно укладывается самое раннее на данный момент археологическое свидетельство приручения кошек. Оно датируется 9,5 тысячами лет, когда кошки жили рядом с людьми в поселениях на Кипре. До этого же открытия одомашнивание кошек относили на счёт Древнего Египта и датировали всего 3,5-4 тысячами лет назад.

Однако приручение, по всей видимости, произошло существенно раньше даже 9,5 тысяч лет назад. Ведь дату появления земледелия (и садоводства) учёные оценивают в 10-15 тысяч лет назад, а сами кошки отделились от других представителей семейства кошачьих и вовсе на многие тысячи лет раньше этого срока.

Генетический анализ показал, что ни дикие кошки Европы (за исключением случайных скрещиваний), ни дикие кошки центральной Азии, ни южной Африки, ни Китая не имеют отношения к группе, давшей впоследствии начало всем домашним породам кошек.

Команда нашла пять разных линий митохондриальной ДНК в современных домашних кошках, так что они все ведут своё происхождение, по крайней мере, от пяти женских особей, приручённых на Ближнем Востоке. И это удивительно, поскольку, утверждают генетики, домашние свиньи, крупный рогатый скот и лошади имеют более сложное происхождение. Ранее только за счёт морфологии учёные определили именно диких кошек как прародителей кошек домашних, в противовес, скажем, оцелотам и пумам, которые на такую роль не подошли.

В ближайших планах исследователей — нахождение тех участков ДНК, которые позволили кошке стать ручной. Над этим работает проект «Геном кошки» (Cat Genome Project), возглавляемый О’Брайеном. Подробности же нынешней работы вы найдёте в статье авторов в Science.

http://www.membrana.ru/particle/11659
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 31 янв 2011, 19:48

Российские исследования в Иерихоне:

ЧТО РАСКОПАЛИ РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ В ДРЕВНЕЙШЕМ ГОРОДЕ ЗЕМЛИ?


17 января, в рамках визита на Ближний Восток, президент России Дмитрий Медведев посетит территорию Палестинской автономии. В Иерихоне к его приезду будет открыт первый на Святой земле российский археологический музей - Музейно-парковый комплекс РФ, где собраны находки из недавних раскопок в Иерихоне. Он пока еще не слишком заполнен, первую экспозицию следует рассматривать не как итог, а, скорее, как начало пути, который необходимо одолеть вслед за археологами других стран. О том, что предшествовало созданию музея, обозревателю "Недели" Ирине Мак рассказал руководитель раскопок от российской стороны, глава сектора Москвы Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев.

Иерихон, многократно упомянутый в Библии Ир ха-Тмарим - в переводе с иврита "город пальм", он же в недавнем прошлом арабская деревня Риха, - если и не самый древний, то один из древнейших непрерывно населенных городов мира.

Первые следы жизни людей, обнаруженные здесь, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Можно увидеть руины нескольких городских стен, якобы павших от звука иерихонских труб. Над урочищем Вади Кельт открыты руины дворцов Хасмонеев, Ирода Великого и его сыновей и памятники Византии, часть из которых с 1880-х годов принадлежит России.

Музейно-парковый комплекс РФ построен на одном из таких участков. Здесь собраны находки из недавних раскопок, которыми Леонид Беляев руководил вместе с доктором Хамданом Таха из министерства туризма и древностей Палестинской автономии.

Антонин и Иосаф

В музее есть и фотографии, сделанные во времена, когда освоением древностей в Палестине занимались с российской стороны не только археологи, но и духовенство. Архимандрит Антонин (Капустин), глава Русской духовной миссии, который прибыл в Иерусалим в 1865 году и купил для России около сотни участков святых земель, был не просто церковным человеком, но выдающимся византинистом и ориенталистом. Он предполагал, что раскопки на этих землях откроют памятники немереной ценности. Так и оказалось. В Иерихоне архимандрит Антонин купил два участка. А из-за третьего, который в 1883-1884 годах приобрел некий иеромонах Иосаф (в миру Плеханов) - на нем и возвели музей, - разгорелся политический скандал.

- Иосаф был русским человеком, принявшим монашество на Афоне, - рассказывает Леонид Беляев. - Соответственно он перестал быть подданным России и перешел в ведение Греческой церкви. И когда Иосаф, не спросив никаких разрешений, купил участок на Святой земле, начался скандал. Дело в том, что, купив эту землю на русские деньги и устроив на ней фактически русский монастырь, он нарушил все принятые правила. В Османской империи, которой в те времена принадлежала Палестина, Иосафу грозили суд, тюрьма, изгнание. Чтобы избежать этого, Иосаф договорился с Русской церковью: этот участок он передает России в обмен на еще один, купленный Россией.

На Антониновском участке, на месте отлично сохранившейся ранневизантийской напольной мозаики, в начале XX века построили русскую церковь. С тех пор ее облик претерпел некоторые изменения, но интерьер остался прежним, на полу - все та же мозаика VI века с большим греческим текстом. Храм никогда не переставал функционировать. Рядом расположен двухэтажный паломнический приют, который когда-то стоял в чистом поле, а теперь оказался в центре города.

На Иосафовском участке тоже обнаружили вполне сохранившуюся мозаику, но он оставался заброшенным. Несмотря на то что в его центре стоит огромная сикомора - памятник природы с двухтысячелетней историей, восходящей к евангельскому рассказу о встрече Иисуса с мытарем Закхеем, и к ней стремятся тысячи паломников. До 1995 года здесь были только одноэтажные строения, построенные при Иосафе. Но в 1995-м началась эпопея по музеефикации очередного святого места.

Завладеть своим прошлым

- Владение прошлым и само по себе приятная вещь, но оно дает еще политические и практические преференции, - рассуждает Леонид Беляев. - Все государства мечтают с помощью раскопок обозначить свои корни и обосновать всякого рода претензии. Поэтому контроль над святыми местами всегда привлекал ученых и политиков. Из-за этого разворачивались войны - достаточно вспомнить крестовые походы и Крымскую войну. Не слишком известная с точки зрения археологии Палестина - а под Палестиной я подразумеваю не существующую сегодня Палестинскую автономию, а все, что мы включаем в понятие "Святая земля", - остается очень притягательной для археологов. Так было с XVI века, когда здесь появились французы и итальянцы - доминиканские и францисканские монахи.

Археология в современном представлении начала здесь развиваться в XIX веке. До середины XX века это была практически только западная археология. С середины прошлого столетия к процессу мощно подключился Израиль, сформировавший собственную археологическую школу - не столь значительную, как германская или очень известная в Святой земле итальянская школа, но европейскую по типу.

Американцы, появившиеся в Палестине в конце XIX века, к 1930-м годам создали одну из главных археологических школ в Израиле. И одновременно с американцами здесь появились европейцы и русские.

- Тогда началось соперничество за право обладания святынями между католиками, православными и протестантами, - дополняет Беляев. - Началась конкуренция самих святых мест - у кого они правильные, настоящие. Я бы это назвал конфессиональными системами святых мест. Архимандрит Антонин фактически создавал новую конфессиональную систему святых мест.

Это была деревня

В 1891 году была организована первая Ближневосточная экспедиция Императорского православного палестинского общества во главе с великим русским искусствоведом и византинистом Никодимом Кондаковым. Маршрут экспедиции пролегал от Константинополя до Иерусалима. Во время Первой мировой войны готовилось формирование Археологического института в Иерусалиме - у России уже был опыт удачной работы Археологического института в Константинополе. И в Иерихоне наши ученые стали копать первыми.

- Люди плохо себе представляют, как выглядела Святая земля до Британского мандата, перед Второй мировой войной, - говорит Беляев, - настоящая пустыня, кроме главных портовых городов. Да и то... Многие приморские города до начала сионистского движения, то есть до конца XIX века, не имели даже причалов: корабли не могли пристать к берегам, и все перевозилось на лодках. Деревня Риха, существовавшая на месте древнего Иерихона, была едва деревней. На фотографии 1910-х годов это - заброшенное место в пустыне, с дикорастущими зарослями и развалинами. Я не нашел там ни одного нормального жилого дома. Был так называемый телль - холм, отмеченный на картах. Но телль - не просто холм, это место, где жили люди, часто это искусственно созданный холм. Первая подробная карта Палестины была сделана английскими инженерами только в 1880-х. Ею, кстати, по-прежнему пользуются: на этой карте отмечены многие памятники, с тех пор заметно изменившие свой вид. И на той карте Эль Риха была обозначена просто как местность. Никому в голову не приходило, что это и есть Иерихон.

В это легко поверить каждому, кто бывал на Святой земле. Разглядывая полотна великих художников прошлого, писавших на библейские сюжеты, поражаешься их неуемной и совершенно неаргументированной фантазии: ничего этого в действительности не было и нет. Рассматривая в Лувре знаменитую "Свадьбу в Кане" Веронезе, думаешь: видел бы Веронезе ту Кану Галилейскую - убогая деревня без дворцов и колонн. Правда, с церквями.

Но есть и странность в том, что Иерихон не искали. Слишком активно он упоминался в источниках I века до н.э. - I века н.э. С ним связаны многие события в жизни царя Ирода - в Иерихоне были его дворцы и роскошный стадион, до сих пор, кстати, не раскопанный. Даже сто лет назад было более или менее понятно, где что искать.

Квадратные километры мозаик

- После IV века, после правления византийского императора Константина Великого, Палестина стала центром гигантской империи, - объясняет Беляев. - Туда на устройство паломнической жизни направлялись сотни кораблей, потекли огромные деньги - на оформление святынь, на формирование паломнической структуры. Палестина византийской эпохи - одна из центральных провинций империи - буквально покрыта огромным количеством оформленных святынь, паломнических гостиниц, приютов, формируются монастыри, общины... Гигантская и очень плотная инфраструктура, плотнее, чем в римское время. Поэтому византийские древности есть в Палестине везде. В том же Иерихоне - не в городе, а в археологическом урочище Иерихон - уже изучено десятка два церквей и дворцов, расположенных на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Часть этих памятников раскопана. Главным образом копали с начала 1950-х годов и до интифады (вооруженная кампания палестинских арабов против Израиля, продолжающаяся с конца 1980-х до настоящего времени. - "Неделя"). Но подавляющая их часть заброшена - сегодня это городская окраина. Даже края сельскохозяйственных угодий вокруг дворца Ирода на Вади Кельт начинают потихоньку обрабатывать. Рядом появляются бедуинские постройки и огороды, которые все труднее обходить.

Сами палестинцы раскопками занимаются только в компании с археологами других стран: Голландии, США, Японии, Италии. А теперь и России. Раскопана пока незначительная часть. И уже обнаружено огромное количество мозаик - иудейских, христианских и даже раннеисламских. Как в роскошном дворце халифа Хишама VIII века, где сохранились замечательная резьба и статуи, выставленные теперь в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Но, кроме резьбы и статуй, во дворце Хишама обнаружили просто квадратные километры мозаичных полов. Есть великолепная синагога Шалом, тоже раскопанная. Но все это в основном находится на периферии города или вокруг него: в византийские времена в каждой деревне была церковь, и в каждой церкви - мозаика. Тогда как сам город Иерихон имел выраженный центр - Телль эс-Хасан, он и есть современный Иерихон. Русские участки оказались как раз в этом центре. В центре возник русский музей, разбит парк, проведены раскопки.

Русский дворец

Сейчас в музее выставлено все, что было найдено в раскопках в 2010 году: византийские и ранние арабские предметы, много монет эпохи Марка Аврелия, хасмонеев - самые древние монеты датируются I веком до н.э. И очень много старых русских фотографий Палестины, которые сами по себе - богатейшая и пока еще плохо разработанная тема. Снимков многие тысячи, в том числе очень хороших мастеров. Делали их отцы современной мировой фотографии, в частности, знаменитый Барщевский.

- Музей - совершенно новая постройка, он был необходим, - полагает Леонид Беляев. - В Иерихоне, страшно богатом памятниками, не было ни одного музея в нашем понимании этого слова, за исключением маленького, открытого недавно по случаю празднования десятитысячелетия Иерихона. Теперь же посреди одно-двухэтажного по сию пору Иерихона возник двухуровневый мраморный дворец, в котором можно и концерты давать, и президентов принимать, и выставки демонстрировать. С точки зрения архитектуры комплекс нейтрален.

- Весь процесс занял 11 месяцев, - продолжает Беляев. - Раскопки начались в мае 2010 года - нельзя была упускать возможность провести собственные археологические исследования в этом месте. Археологическое присутствие российское в Палестине - обязательный элемент нашего физического присутствия и влияния. А дореволюционные раскопки были всего лишь маленьким эпизодом общей археологической истории Палестины вообще и русской археологии в целом. Все главное у нас впереди. У России на Святой земле остается достаточно участков, где нужно сотрудничать с местными - израильскими и палестинскими - органами охраны памятников и формировать свою школу. Убеждаясь в серьезности намерений и в солидном уровне специалистов, эти структуры обычно с готовностью идут на контакт, понимая, что получат свою долю информации, и работы будут проведены не в ущерб государству и древностям.

В данном случае все работы финансировало российское государство. Хотя в дальнейшем археологи готовы приветствовать участие негосударственных структур, желающих заработать на древностях доброе имя. Несмотря на то что для Института археологии РАН раскопки в Иерихоне - некоммерческий проект, средств он требует много. И времени - потому что мы пока в начале пути. Сегодня даже трудно себе представить, насколько велика будет отдача от этих трудов, - иерихонские недра безграничны.

http://www.inauka.ru/discovery/article104757.html#DR
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Новости библейской археологии

Сообщение Ilik » 31 янв 2011, 21:37

Найден древнейший манускрипт Нового Завета:


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОСТАНОВИЛ СОЛНЦЕ


После первой волны христианизации Эфиопии, пришедшейся на первую половину IV века и довольно хорошо задокументированной греко-римскими источниками, наступил темный период, про который мы не знаем почти ничего. Видимо, он совпал с возвратом к традиционным религиям. Второй этап христианизации (конец V — VI век) известен нам уже исключительно из местных, гораздо более поздних и легендарных источников и потому выглядит весьма причудливо.

Все упоминаемые там события практически лишены хронологической привязки и в лучшем случае датируются временем царя Калеба, который в абиссинском фольклоре играет роль нашего Владимира Красное Солнышко. Так вот, якобы еще до его воцарения несколько византийских монахов, которых называли праведниками из Баракнаха, поселились в эфиопской провинции Бур, но потом были убиты местными язычниками. Другая группа «римских святых», прибывших в Аксум, включала то ли семь, то ли девять, то ли десять человек. Один из них, присоединившийся к собратьям позже остальных, только в самом конце V века, носил странное (неясного происхождения) имя Гарима. Его считали «сыном римского императора». В других изводах той же легенды царем, отрекшимся от римского трона после семи лет царствования, называют то Исхака, то Ливена, то Ликана — возможно, это один и тот же человек под разными именами. Во всей группе «римских святых» Гарима — самый нестабильный персонаж. Он был великим чудотворцем: путешествовал по Эфиопии на огненной колеснице, а когда местные жители отказывались принимать христианство, молитвой низводил на них молнию. Там, где Гарима плевал, из земли начинал бить родник. В конце жизни святой основал монастырь, где по обету переписал Евангелие за один день. Легенда гласит: когда авва увидел, что не успевает завершить работу, то Бог по его молитве на время остановил Солнце.

Насчет огненной колесницы или остановленного Солнца — еще неизвестно, но вот Евангелие Аббы Гаримы и по сей день хранится в монастыре его имени, в пяти километрах от городка Адуа. Это два манускрипта, правда, переписанные двумя разными почерками (человеку, низводившему молнию, не составит труда изменить почерк), но украшенные в единой манере. Первая половина, так называемый «Гарима I», содержит 348 страниц, первые 11 из которых богато иллюстрированы. Вторая, «Гарима II», содержит 322 страницы, и первые 17 украшены миниатюрами, среди которых портреты четырех евангелистов, необычное изображение Иерусалимского храма, а также цветы, арки и колонны. Но удивительнее всего, что на миниатюрах фигурируют 20 видов птиц, причем в основном таких, какие в Эфиопии не водятся! В стилисти ке рисунков одни ученые усматривали сирийское, другие — иранское влияние. Дальше идет новозаветный текст на геэз, священном письменном языке древней Абиссинии. Отдельное чудо представляет собой переплет: Евангелие Аббы Гаримы — это самая старая в мире книга-кодекс, сохранившаяся в изначальном виде. В датировке манускрипта среди исследователей не было единства: его относили и к IX веку, и к X, но наиболее уверенно — к XI– XII векам. В любом случае он оказывался древнейшей эфиопской рукописью, на столетия старше любых других манускриптов на геэз.

Научный десант

Рукопись известна исследователям с 1950 года, однако она никогда не покидала стен обители (хотя фотографии ее иллюстраций публиковались множество раз): монахи приписывают ей чудотворную силу, и когда кто-то из них заболевает, его лечат этой книгой. Евангелие в принципе показывают даже туристам (в монастырскую библиотеку, правда, не пускают женщин) и берут за это не более 100 быров (7 евро), однако до определенной поры краткими экскурсиями дело и ограничивалось. Недавно англо-французская группа реставраторов была наконец, по благословению патриарха Эфиопской церкви, допущена в монастырь Абба Гарима, чтобы провести самые неотложные мероприятия по спасению иллюстраций от осыпания красочного слоя (в 1963 году переплет варварским образом «отреставрировали», грубо прошив листы, отчего миниатюры начали быстро портиться). Специалистам пришлось работать с рукописью под открытым небом, положив ее на гробовые козлы, постоянно передвигаясь по монастырскому двору вслед за тенью и отбиваясь от длиннохвостых макак.

В какой-то момент работы один из членов команды, французский знаток эфиопского искусства Жак Мерсье, перелистывая рукопись, спрятал в карман два клочка пергамента из козлиной кожи. Впоследствии он утверждал, что писчий материал настолько обветшал, что крошится сам собой от малейшего прикосновения. Поверим ему. Оба небольших кусочка были отправлены в Оксфордскую лабораторию радиоуглеродного анализа, и вот совсем недавно, в июне 2010 года, та обнародовала результаты исследования: один клочок датируется временем между 330 и 540 годами, другой — между 430 и 650 годами. Такой результат представляет собой не просто сенсацию, а суперсенсацию! До сих пор древнейшей иллюстрированной рукописью Нового Завета считалось Евангелие Раввулы, переписанное по-сирийски в 586 году. Фантастическая древность Евангелия Аббы Гаримы ставит перед учеными трудный вопрос: каким образом столь объемный и дорогостоящий труд мог быть выполнен на столь раннем этапе христианизации?

Тут поневоле нужно вновь обратиться к пусть легендарным, но единственным нашим источникам — эфиопским житиям «римских святых». Правда, эти тексты определяют время жизни своих героев крайне противоречивым образом, но исследователи в целом склонны датировать их второй половиной V — началом VI века. Может быть, настойчивое увязывание в легендах имени Гаримы с «римским царем» отражает какое-то смутное воспоминание о государственной помощи, оказанной со стороны Византийской империи в деле пропаганды христианства в Эфиопии? Мы знаем, что именно в эту эпоху император Юстин I (518–527 годы правления) организовал поддержку аравийского христианства, а император Юстиниан Великий (527–565 годы) — суданского. По-новому теперь будет поставлен и вопрос о том, с какого языка переводилось на геэз Евангелие: с коптского, сирийского или греческого.

Есть и многие проблемы истории живописи, которые будут заново сформулированы в связи с передатировкой рукописи. Но это все эмпиреи, а вот куда более злободневный вопрос: как спасти манускрипт? До сих пор он содержится в неохраняемом помещении, разумеется, без всякого климат-контроля и даже без защиты от насекомых — его обороняет лишь благоговение монахов да сухой высокогорный климат. Но насколько еще этого хватит?

Фантастическая сохранность Евангелия Аббы Гаримы выглядит совершенным чудом на фоне скорого (уже в середине VII века) и полного отрыва Абиссинии от остального христианского мира, особенно если учесть турецкое вторжение 1530-х годов, а также многочисленные пожары, последний из которых совершенно уничтожил главный храм обители в 1930 году. Видимо, монахи раньше хранили свою святыню в особой пещере, в которой, по легенде, жил сам Абба Гарима. Святой сотворил еще одно чудо, сравнимое разве что с остановкой Солнца.


http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7167/
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron