Ниже приводятся фрагменты статьи британского археолога Александра Флиндера, который совместно со своими израильскими коллегами изучал средневековые и античные сооружения на Острове Фараона. Статья вышла давно, в 1989 г., но именно она, как я думаю, и дала толчок гипотезе об отождествлении древнего порта на Острове Фараона с Эцион-Гевером.
Путешественник 19-ого века Фридрих вон Шуберт (1837) мимоходом выдвинул предположение, что остров Джезират Фараун может быть кандидатом на эту роль [на роль Эцион-Гевера - Ilik]. В сущности, название означает Остров Фараона. Этот остров, широко известный теперь как Коралловый остров, располагается на расстоянии около семи миль к югу от современного Эйлата и всего в 900 футах от синайского побережья. Он не слишком велик – примерно 1000 футов с севера на юг и 200 футов с востока на запад. Он состоит из трех возвышенностей. Самая северная занимает половину всей длины острова и увенчивает мусульманскую крепость, датированную XII веком н.э.; две южные содержат византийские руины. «Коралловый остров» это в корне неверное название, так как остров полностью состоит из гранита. Потрясающие коралловые образования часто встречаются вдоль побережья Эйлатского залива, однако нигде вблизи острова.
Мусульманский халиф Саладдин укрепил остров в 1170 г. н.э. Французский крестоносец Ренальд де Шатильон осадил остров (который тогда назывался Isle de Graye) во время грабежа городов на Красном море и налетов на корабли паломников, направлявшихся в Мекку. В 1217 г. христианский пилигрим по имени Титмар посетил остров и сообщил, что на нем живут и сарацины и христиане, а также "французские, английские и латинские рабы..." Согласно средневекому историку Абуфельде, остров был заброшен примерно в 1300 г. Кроме редких гарнизонов солдат в течении 400 лет османской власти, остров по-видимому никогда больше не был заселен.
Стена вокруг острова относится к казематному типу; то есть, состоит из внешней стены, внутренней стены и стен поперечных, образовывающих казематные помещения. Сама внешняя стена также комбинированной постройки, включает в себя внешний слой из циклопических каменных блоков и слой внутренний. Между двумя слоями стиснута каверна, заполненная бетоном, т.о. общая толщина внешней стены составляет 12 футов.
Девять башен круговой стены также впечатляют. Сооруженные при помощи точно составленных циклопических блоков, башни различаются по размерам, но в общем их форма квадратная. Очевидно, что основание самой сохранившейся башни, той, что обращена к материку, предвосхищает постройку ее верхних частей: в то время, как в основании башня состоит из тех же больших блоков, как и казематные стены, каменная кладка верхних слоев относится к средневековому типу. Более того, основание башни квадратное, тогда как ее верхняя часть полукруглая.
Теперь мы должны обратиться к трудной проблеме датировки. В отсутствие систематических раскопок, датировка круговой стены, также как и пристани и волноломов, должна быть предположительной. Некоторые ученые выразили мнение, что все эти постройки византийские, однако не является невероятным предположение, что они принадлежат к более ранним периодам. Глиняная посуда, обнаруженная на острове Ротенбергом в 1972 году и небольшое количество ее же, собранное нами в 1968-ом, датирована началом железного века (1200-930 до н.э). Раскопки Ротенбергом храма Хатор в Тимне, к северу от Эйлата, дали свидетельства египетской деятельности по разработке месторождений полезных ископаемых в позднем бронзовом или раннем железном веках (XIV-XII вв. до н.э). Основываясь на этом, Ротенберг заключил, что остров был египетским горнопромышленным портом эпохи Рамессидов. Он также обращает внимание на останки небольших металлургических разработок на острове, а также на некоторое количество фаялита (основанного на железе силиката), что свидетельствует о проводившейся маломасштабной выплавке железа на Джезират Фараун.
Можем ли мы утверждать , что это Эцион-Гевер соломоновых времен? Твердое доказательство пока еще не найдено. Что мы действительно можем сказать, так это то, что на Джезират Фараун существовали впечатляющие и довольно сложные морские сооружения: укрепленный остров с защищенным портом вкупе с естественной якорной стоянкой и молами, находящимися напротив острова на материке.
Даже не учитывая все рукотворные конструкции этого портового комплекса, самый убедительный аргумент для его идентификации как Эцион-Гевер все еще остается – природная структура острова и его географическая диспозиция. Та часть казематной стены, которая запечатывает порт, была первоначально построена на полностью искуственном фундаменте, ограждая то, что было маленькой естественной бухтой; таким образом, в своей самой примитивной форме, порт это остров с маленькой защищенной бухтой, отделенной от материка природной якорной стоянкой.
Финикийский Тир первоначально был островом на некотором расстоянии от берега, на котором были сооружены защитные стены и молы. Постоянная дамба, соединяющая теперь остров и материк была построена позже Александром Великим в четвертом веке до н.э.
Сидон это остров в форме бумеранга со скалистой набережной, расположенной лицом к материку.
Арвад, другой финикийский город к северу от Сидона, это остров с природной двойной гаванью на защищенном участке суши. Она включает в себя эспланаду на уровне моря и морскую стену, сконструированную из колоссальных блоков.
Атлит в Израиле находится на скалистом мысе, огражденном по бокам природными бухтами на севере и на юге. В северной гавани есть два маленьких острова с волноломами, соединенными с идентичными волноломами, выдающимися из материка. Это, возможно, один из лучше всего сохранившихся финикийских портов....
Изучение развития древних средиземноморных портов делает очевидным тот факт, что моряки Бронзового века первоначально использовали природные якорные стоянки, такие, как бухты за мысами, речные устья, дельты и убежища за островами. Финикийские мореплаватели были первыми, кто извлек пользу и улучшил природные якорные стоянки и гавани на их собственном средиземном побережье. Те же самые природные характерности и инженерные усовершенствования повторяются на Джезират Фарауне. Финикийские средиземноморные порты и Джезират Фараун объединяют общие черты – или это остров недалеко от берега или довольно близкий к материку риф, с конструктивными улучшениями в форме волноломов и часто постройки небольшого закрытого порта.
Несмотря на то, что Джезират Фараун может хорошо послужить как порт, он намного менее подходит для хранения и распространения товаров. Скорее всего, что океанские корабли объединенного флота Хирама и Соломона разгружались в надежно охраняемые склады, но после этого товары переправляли на меньших судах семь с половиной миль в верх залива, конечный пункт традиционных торговых путей между Сирией, Египтом и Аравией. Таким образом Эцион-Гевер функционировал как порт, а Эйлот – как склад и караван-сарай.
Оригинал статьи:
http://www.bible.ca/archeology/bible-ar ... 1989ad.htm