Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Модератор: Ilik


Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Scaevola » 21 фев 2010, 23:32

Насколько я сумел разобрать с моим далёким от совершенства английским, карфагенцы реабилитированы по одной из статей обвинения - "Массовые детские жертвоприношения" (в частности, не обоснованными оказались утверждения об обязательном приношении в жертву первенца мужского пола). Обвинение в периодическом жертвоприношении детей не снято 8)
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 22 фев 2010, 01:59

Scaevola писал(а):Насколько я сумел разобрать с моим далёким от совершенства английским, карфагенцы реабилитированы по одной из статей обвинения - "Массовые детские жертвоприношения" (в частности, не обоснованными оказались утверждения об обязательном приношении в жертву первенца мужского пола). Обвинение в периодическом жертвоприношении детей не снято 8)

Приблизительно, одна пятая младенцев была принесена в жертву.

Из текста немного непонятно, с 3 века до н.э. – стали приносить в жертву меньше младенцев, или для исследований были взяты останки из пласта, датированного - конец 4 в. до н.э – 146 г. до н.э.

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Карфагене, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию - "Детей кремировали, независимо от причины смерти".

"Наши исследования показывают, что историки должны рассмотреть все свидетельства для понимания поведения в древнем обществе, - сказал Шварц. - Идея относительно регулярных детских жертвоприношениях в Карфагене не базируется на изучении кремированных останков, но о подобных случаях свидетельствуют несколько античных источников, неоднозначные карфагенские надписи, и упоминания в Ветхом Завете. Наши результаты показывают, что некоторые дети были принесены в жертву, но они противоречат заключению, что карфагеняне являлись брутальным народом, постоянно жертвующим собственными детьми ".

Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.
От себя замечу, что тофет является не только отдельным участком для захоронений, периферийным к обычным пуническим кладбищам для детей постарше и взрослых, но и представляет собой одно из самых характерных пунических сооружений, сочетающем черты некрополя и святилища.

Цель исследования: определить возраст детей на момент смерти.

Jeffrey H. Schwartz и Frank Houghton (of the Veterans Research Foundation of Pittsburgh) взяли для исследования зубы из 50-ти захоронений, на предмет обнаружения какой-то линии. Эта непрозрачная полоса формируется в зубах человека между остановкой образования эмали при рождении и его возобновлении в течение двух недель после жизни. Идентификация этой линии обычно используется, чтобы определить возраст младенца в смерти. Линия была обнаружена на 24 образцах, 26 младенцев умерли до рождения или в течение первых двух недель жизни.

Экспертиза – так же производились замеры черепа, бедра, длины кости - показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 процентов от общего числа, мертворожденные.
Таким образом, ученные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворожденных детей и умерших, вскоре после рождения - дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву.

Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях. Хотя во многих урнах были найдены лишние фрагменты, так же принадлежавшие детям, ученые предполагают, что, возможно, это – остатки от предыдущих кремаций, смешанные с пеплом по неосторожности.

Так же ученые опровергли утверждение, что в жертву приносились исключительно первенцы мужского пола. Взяв пригодные для исследований тазовые кости, они измерили седалищную кость - женский таз шире, ниже, и больше в объеме, - и установили, что из 70 останков 38 были женскими, 26 – мужскими. Остальные: вероятно, 2 - женские, 1- мужские. 3 - определить пол не удалось.

Шварц и его коллеги, сделали заключение, что выводы, сделанные в ходе исследования соответствует современным данным и представлениям о высокой детской смертности, ошибках (повитух или акушеров?) и большом числе мертворожденных детей. Если в Карфагене были такие антисанитарные условия, как в других древних городах, то жизнь младенцев и нерожденных детей была подвержена большому риску.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 22 фев 2010, 02:05

Изображение

Четыре периода захоронений в карфагенском тофете.
В течении первого периода погребальные урны засыпали камушками и галькой.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 22 фев 2010, 02:55

Scaevola писал(а):...(в частности, не обоснованными оказались утверждения об обязательном приношении в жертву первенца мужского пола)
Не совсем верно.

Вначале было религиозное предписание. Абсолютное правило.
Исх. 22: 29-30 Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и овцою твоею (и ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне

Но в жертву приносили детей обоих полов.
4 Цар. 23:10: И осквернил он (Иосия) Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху
Иер. 7:31: …и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне…
Потом появились заместительные жертвы.
Исх. 13:12 - 15; 34: 19-20 И каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Облезлый кот » 22 фев 2010, 11:18

Analogopotom писал(а):
Из текста немного непонятно, с 3 века до н.э. – стали приносить в жертву меньше младенцев, или для исследований были взяты останки из пласта, датированного - конец 4 в. до н.э – 146 г. до н.э.


Здесь их статья - может там что есть.
http://www.plosone.org/article/info%3Ad ... 0ACE9BD649

Кстати, насчет детской и пренатальной смертности - что известно из данных для Рима и Помпеи? Меня всегда удивляли цифры из Чисел - на 600 тыс мужчин от 20 лет приходилось 22 тысячи первенцов.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 22 фев 2010, 16:24

Облезлый кот писал(а): Кстати, насчет детской и пренатальной смертности - что известно из данных для Рима и Помпеи? Меня всегда удивляли цифры из Чисел - на 600 тыс мужчин от 20 лет приходилось 22 тысячи первенцов.

Всего по сохранилось порядка 30 с чем-то римских цензов, но детей в них не учитывали. Цензы – списки граждан, владеющих имуществом и способных платить налоги.
По некоторым данным (вероятно, в большей степени, умозрительным выводам) 30-40 % детей умирало до года, до 10 лет не доживала одна треть. В то время, пневмония или аппендицит с перитонитом – были смертельными диагнозами. Плюс эпидемии, инфекционые заболевания, риски заражения крови и пр. Из-за высокой смертности дети до 8 лет не считались полноценными людьми, и соответственно, гражданами. На ребенка (наследники мужского пола, понятно, ценились выше, чем женского) вешали известный оберег и надеялись на милость богов.
Выкидыши и мертворожденных вряд ли кто считал. Заворачивали в тряпочку и прикапывали в садике или под фундаментом дома.

Не знаю, из какого источника почерпнута инфа об эпидемии 276 года до н. э. в Риме, когда "в результате мертворождений и выкидышей город чуть не вымер". Проверка по консулам и хронологическим таблицам – ничего не дала. Нужно хотя бы автора знать, а так – нет смысла лопатить всю историческую библиотеку. Если кто подскажет источник, выскажу соображения на этот счет.

Таблицы. Численность населения
http://abuss.narod.ru/Biblio/AncientCities.htm
http://abuss.narod.ru/Biblio/mcevedy.html
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 24 фев 2010, 18:51

Немного сведений о цензах есть у Тита Ливия

Периохи (сами книги не сохранились)
http://ancientrome.ru/antlitr/livi/periohae.htm

Книга 13 (280—278 гг.).
Гней Домиций, первый цензор из плебеев, принес очистительные жертвы; граждан насчитано 287 222 человека.
Книга 14 (278—272 гг.).
Цензоры проводят перепись с очистительными жертвами; граждан насчитано 271 234.
Книга 16 (268—261 гг.).
Цензоры проводят перепись с очистительными жертвами; граждан насчитано 382 234 человека.


Ценз считался недействительным, если не были принесены жертвы. Известен один такой случай.
Остается дискуссионным вопрос о том, считались ли гражданами, т.е. облагались ли налогом, вдовы и сироты, становившиеся наследниками имущества.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение DmitrSh » 20 мар 2010, 17:35

Analogopotom писал(а): Не знаю, из какого источника почерпнута инфа об эпидемии 276 года до н. э. в Риме, когда "в результате мертворождений и выкидышей город чуть не вымер".

По Орозию (Oros.IV.2.2), в консульство Фабия Гургита и Г.Генусия Клепсины (276 г.) в Риме и его округе всех поразил мор, особенно досталось женщинам и животным. Болезнь убивала плод в чреве и приводила к выкидышам.
DmitrSh
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 дек 2009, 23:17

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 22 мар 2010, 01:41

DmitrSh писал(а):
Analogopotom писал(а): Не знаю, из какого источника почерпнута инфа об эпидемии 276 года до н. э. в Риме, когда "в результате мертворождений и выкидышей город чуть не вымер".

По Орозию (Oros.IV.2.2), в консульство Фабия Гургита и Г.Генусия Клепсины (276 г.) в Риме и его округе всех поразил мор, особенно досталось женщинам и животным. Болезнь убивала плод в чреве и приводила к выкидышам.

Sed Romanorum miseria nullis cessat indutiis; consumitur morborum malis intercapedo bellorum et, cum foris cessatur a proelio, agitur introrsum ira de caelo. nam Fabio Gurgite iterum C. Genucio Clepsina consulibus pestilentia grauis urbem ac fines eius inuasit; quae cum omnes tum praecipue mulieres pecudesque corripiens necatis in utero fetibus futura prole uacuabat, et immaturis partubus cum periculo matrum extorti abortus proiciebantur, adeo ut defectura successio et defuturum animantum genus adempto uitalis partus legitimo ordine crederetur.


Вероятно, малярия («болотная лихорадка»). Один из видов малярии, но не самой тяжелой формы, так как женщины, судя по всему, выживали.
При малярии беременным женщинам и детям уделяется особое внимание, потому что у них заболевание проистекает с наибольшими осложнениями.

Домашний скот так же страдает в местностях, которые считаются малярийными для людей.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Analogopotom » 25 мар 2011, 02:41

Почет и уважение команде блога «Библеистика»!
Спасибо, за перевод и публикацию работы

«ОНИ СЖИГАЛИ СВОИХ СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ, ЧЕГО Я НЕ ПОВЕЛЕВАЛ» (ИЕРЕМИЯ 7:31 )
Детские жертвоприношения в Еврейской Библии и в девтерономической редакции Книги пророка Иеремии.
Армин Ланге, Венский университет (Armin Lange, University of Vienna)
статья из сборника «Human Sacrifice in Jewish and Christian Tradition»
http://vadymzhuravlov.blogspot.com/2011 ... .html#more

Библейские свидетельства о жертвоприношениях представлены и рассмотрены в полном объеме, и добавить к этому практиески нечего, а о ханаанских хотелось бы поговорить.
Позволю себе процитировать фрагмент статьи.

Экскурс: детские жертвоприношения в Ханаане.

Эти барельефы с изображениями ханаанских городов, осаждаемых армиями фараонов Сети I, Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса III, были собраны и изучены Энтони Джоном Спалинджером (Anthony John Spalinger). Более или менее хорошо сохранившиеся на городских стенах или валах, барельефы показывают группу чиновников, устремивших руки и лица к небесам. Один из чиновников держит сосуд для воскурения благовоний, а один или два других сбрасывают мертвых детей со стены города. Сосуды для благовонных воскурений были типичными атрибутами богослужений Баал-Хамону. Сцена напоминает жертвоприношение моавитского царя Меши, описанное в 4-й Цар. 3:26-27. На основании библейских свидетельств, а также текстах из других источников, Спалинджер воссоздает элементы изображенного на барельефах ритуала следующим образом:

(1) Люди взывают к Ваалу.
(2) Совершаются детские жертвоприношения.
(3) Действие происходит под давлением обстоятельств, например, - город осаждается неприятелем.
(4) В одном случае, для ритуала принесен мешок с мукой.
(5) Всегда присутствуют кадильницы с благовониями.
(6) Люди взывают к небесам, а не к фараону.

Изображения на египетских военных рельефах не оставляют сомнений в том, что приносимые в жертву дети были не сожжены, а сброшены мертвыми с городских стен. В этом состоит отличие этих сцен от описаний жертв в Иер. 7:31; 19:5; 32:35 и других девтерономических источниках.
Изображение

Прорисовка. Рельеф из Карнака. Город Ашкелон, осаждаемый войсками фараона Мернептаха (1212 – 1201гг. до н.э), совершившего ханаанский поход на 4 году своего правления.

В цитате обращает на себя внимание один момент, связанный скорее с переводом, чем с самим толкованием изображения? Почему богослужение совершают «чиновники» (власть административная, не религиозная), а не «жрецы»?
И очень вероятно, что группу жрецов возглавляет правитель города. Во многих древних культурах, а в древневосточных, как правило, царь представлял собой не только высшую власть, но так же являлся главным жрецом верховного божества.

Далее по тексту.
То, что египтяне на барельефах не придумали отвратительные ритуалы, чтобы дискредитировать покорившихся врагов, очевидно из клинописного текста, обнаруженного в Угарите (RS 24.266 VI D = CTU 1.119 V 26–35). Текст на табличке повествует о ритуальном жертвоприношении ребенка, которое выполняется, когда на город напал сильный неприятель.

Когда сильный враг атакует ваши ворота // воин ваши стены,
Возведите ваши очи к Ваaлу и скажите:
O Ваал, если ты прогонишь от наших ворот сильного врага // воина от наших стен,
быка, Ваал, мы освятим,
обет, Ваал, мы исполним,
первенца, Ваал, мы освятим,
htp -приношение, Ваал, мы исполним,
праздник, Ваал, мы отпразднуем.
В святилище, Ваал, мы поднимемся,
Этим путем, Ваал, мы пойдем.
И Ваал услышит вашу молитву:
он отведет сильного врага от ваших ворот // воина от ваших стен.


Правитель города, выполняя функции главного жреца, и таким образом являясь единственным посредником между богом и людьми, а с другой стороны, отвечавший перед своим народом за его благополучие и стабильность, произносил это воззвание (или гимн) от первого лица, но от имени всего народа. «Мы», значит, «народ в моем лице».
Кому много дано, с того много спросится.
Формула, независимо от количества жертв и близкородственных связей жертвователя и жертвы, оставалась неизменной. Нарушится магия - и желаемый результат не будет достигнут.

Есть основания полагать, что у ханаанцев имело место предписание о том, в случае какого-либо бедствия, которое непременно расценивалось как гнев богов, царь должен был принести в жертву именно своего первенца.

О мифологической составляющей жертвоприношения известно из труда Евсевия (Eusebius. Praeparatio evangelica.), который цитирует «Финикийскую историю» Филона Библского, который в свою очередь ссылается на Санхуниатона Бейрутского.

I. 10, 33: Когда же случилась губительная моровая язва, Крон приносит в жертву отцу своему Урану единородного своего сына, обрезает себя, и то же самое заставляет сделать и своих союзников.

I. 10, 44: У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали свое любимое дитя на заклание карателям-богам - в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные [на заклание] убивались во время мистерий. Так, Крон, которого финикияне называют Элом и который царствовал над страною, а потом, после своей смерти, был обожествлен под видом священной звезды Крона, имел от туземной нимфы, называемой Анобрет, единственного сына, - его поэтому назвали Йехуд (῞Ιεοὺδ), так как еще и теперь у финикийцев это слово означает "единородный", - его Крон, когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом и соорудив жертвенник, принес в жертву.


Ритуал жертвоприношения – это инсценировка мифического сюжета. Как Ваал (когда случилось несчастье) принес в жертву своему отцу Илу своего первенца Хадада, так и цари Угарита и Ашкелона, должны был пожертвовать первенцами.
«Царский наряд» - важная деталь. Он указывает на то, что сын царя - его заместитель. Симпатическая магия. Подобное заменяется подобным. Царский сын, умирая вместо царя, чья жизнь находится в опасности, представляет собой искупительную жертву.
Если царь не имел наследников, то, в этом случае, в жертву приносили ребенка из аристократического рода, прибегая, таким образом, к двойной заместительной жертве – заменялся царский первенец, и посредством, одевания царских одежд, сам царь.

Память о том, что жертвы должны иметь благородное происхождение сохранилась в другом свидетельстве (уже о пуническом) жертвоприношении

Диодор Сицилийский «Историческая библиотека» (XX. 14.4-6.)
310 г. до н.э. Карфаген осажден войсками Агафокла.
«14. 4 They also alleged that Cronus31 had turned against them inasmuch as in former times they had been accustomed to sacrifice to this god the noblest of their sons, but more recently, secretly buying and nurturing children, they had sent these to the sacrifice; and when an investigation was made, some of those who had been sacrificed were discovered to have been supposititious. 5 When they had given thought to these things and saw their enemy encamped before their walls, they were filled with superstitious dread, for they believed that they had neglected the honours of the gods that had been established by their fathers. In their zeal to make amends for their omission, they selected two hundred of the noblest children and sacrificed them publicly; and others who were under suspicion sacrificed themselves voluntarily, in number not less than three hundred. 6 There was in their city a bronze image of Cronus, extending its hands, palms up and sloping toward the ground, so that each of the children when placed thereon rolled down and fell into a sort of gaping pit filled with fire. It is probable that it was from this that Euripides has drawn the mythical story found in his works about the sacrifice in Tauris, in which he presents Iphigeneia being asked by Orestes:

But what tomb shall receive me when I die?
A sacred fire within, and earth's broad rift.»


Ланге делает предположение, что «ритуальные детские жертвоприношения, практикуемые наследниками ханаанской культуры, восходят корнями к единому ханаанскому ритуалу-прототипу». И повторяет ту же мысль в иной формулировке: «Не исключено, что сохранились свидетельства и в пользу регулярных детских жертвоприношений в Ханаане в конце бронзового века. Такая практика, в свою очередь, могла оказать влияние на израильские и финикийско-пунические обряды детских жертвоприношений». В качестве иллюстрации, приводит в пример небольшой храм в районе современного амманского аэропорта, где были обнаружены несколько тысяч фрагментов человеческих костей и несколько костных останков животных.

Есть вероятность, что храм, обнаруженный в амманском аэропорту, был посвящен человеческим жертвоприношениям. В этой связи, представляет большой интерес то, что значительная часть керамики, обнаруженной в районе амманского храма, характерна для микенской или эгейской культур, что позволяет поставить вопрос о том, обусловлены ли человеческие жертвоприношения, совершавшиеся в амманском храме, влиянием эгейской религии. К сожалению, пока нет достаточных доказательств, позволяющих ответить на этот вопрос. Но если бы ответ был положительным, различия между финикийско-пуническими и израильскими обрядами человеческих жертвоприношений с одной стороны, и ханаанскими жертвоприношениями с другой, могли быть обусловлены эгейским влиянием на Финикию и Израиль. Поскольку в 13-м и 12-м веках, районы Финикии и Израиля подвергались более значительному влиянию Народов моря, чем, например, Моав или Трансиордания, такое развитие событий было бы далеко не удивительным.
В отличие от ханаанских и моавитских обрядов жертвоприношения детей, а также жертвоприношений, совершавшихся жителями Дейр Алла, финикийско-пунические и израильские жертвоприношения, по-видимому, были регулярной ритуальной практикой.


То есть, по мнению Ланге, в ханаанской культуре, до появления в Палестине «народов моря» жертвы приносились лишь в исключительных случаях, а после 13 в. до н.э. стали регулярными.

Однако в эгейском мире, если судить по совокупности источников (не соглашусь, что «вне Еврейской Библии свидетельства детских жертвоприношений редки», например, см. Винокуров Н.И. «Практика человеческих жертвоприношений…») и материалам археологических раскопок, в подавляющем большинстве случаев человеческие жертвоприношения так же происходили в случае угрозы жизни населению, стихийных бедствий и необходимости задобрить богов. Практика была широкой и разнообразной. Возраст жертв был самым разным. Женским божествам в жертву приносились женщины, мужским – мужчины. Или наоборот, были жертвы – «женихи» и «невесты» хтонических божеств. Жертвы морским божествам сбрасывались в море. Как боги "терзали" бедствиями землю, так и терзались-расчленялись младенцы в культах Персея и Диониса-Загрея - по закону симпатической магии «подобное изгоняли подобным».

В общем, с «упоминанием эгейского влияния", создается впечатление, что ханаанская традиция в какой-то момент пресеклась и появились новые религиозные установления. Притом, что автор сам делает вывод – «ритуальные детские жертвоприношения, практикуемые наследниками ханаанской культуры, восходят корнями к единому ханаанскому ритуалу-прототипу».
Если «регулярными» считать жертвоприношения, связанные с аграрными работами, сезонными циклами, положением Солнца и Луны, то они практиковались во всех древних земледельческих культурах. Кочевники, ясно, от погоды зависели в гораздо меньшей степени. И нет оснований исключать из этого списка ханаанейские (имею в виду, городские культуры).

Тот факт, что израильтяне, в отличие от финикийцев, не приносили жертвы непосредственно в период кризиса, заставляет задуматься.
Произошел ли, в самом деле, отказ от подобной практики?
Для народа, считающего человеческую жертву наиболее ценным подношением, не принести ее богу в случае смертельной опасности, равносильно самоубийству. Но с другой стороны, известны жертвы по обету, если вспомнить историю Иеффая (Суд. 11.30-40).

Замечу так же, что Армин Ланге, - хотя, возможно, это не входило в его планы - обходит стороной (если не считать вступления) вопрос о том, почему в жертву приносились именно первенцы (по строгому установлению Исх. 13: 2), младенцы, дети.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Детские жертвоприношения: карфагенцы реабилитированы

Сообщение Ilik » 10 апр 2011, 12:30

Пара иллюстраций в тему:

Изображение


Изображение
Карфаген. Тофет. Стела (деталь): жрец, несущий ребенка.
Ок. IV в. до н.э.
Тунис, Музей Бардо.


Обе фотографии взяты из недавно изданного сборника трудов И.Ш.Шифмана по финикийско-карфагенской тематике (см. Шифман И.Ш. Карфаген, СПб., 2006).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5