Семейный уклад и формы брака

Модератор: Ilik

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Новый » 11 апр 2010, 21:16

То, что понятия "жена" ("возлюбленная") и "сестра" действительно определенным образом символически смыкались, отразилось и в поэзии. См. "Песнь Песней", 5:1 и 4:9-10 (там устойчивое выражение "сестра моя, невеста") и 5:2 ("... сестра моя, возлюбленная моя...").
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Сестра-жена

Сообщение Analogopotom » 12 апр 2010, 23:50

Облезлый кот писал(а):В 20-е годы археологи раскопали хурритский город Нузи на севере Месопотамии и нашли несколько тысяч клинописных текстов. Анализ текстов показывает, что в высших слоях населения было принято "усестрять" жену - это давало большую социальную защищенность брака.

Как я понимаю, суть брака «сестра-жена», который оформлялся специальным договором, уравнивал права супругов в отношении семейного имущества. При разводе состояние делилось поровну, а в случае смерти одного из супругов полностью наследовалось вдовой (или вдовцом). Если договор не заключался, то при разводе жена могла забрать только свое приданное. То есть «усестрение» напрямую связано с имущественными отношениями, и никаких других особых привилегий не давало.
Собственно хурритских законов, касающихся брачных табу мне не удалось найти, но вот сам обычай упоминается, и, что подозрительно, во всех статьях (похожих одна на другую) для объяснения родственного брака Авраама и Сарры.
Не спорю с тем, что возможно, патриархи заключали браки по хурритским законам, если их родиной был Харран, но хотелось бы увидеть сами хурритские документы.

С другой стороны существование обычая, само по себе не доказывает, что браки между родственниками были запрещены. При понятном желании рода-семьи сохранить свое состояние, подобные браки могли быть даже более предпочтительными. Да и сама формула «жена-сестра» «священного брака» хурритов имеет какое-то теологическое обоснование, если не свидетельствует о самой практике браков с сестрами. Есть основания подозревать, что в Митанни инцест допускался. В амарнском архиве, по-моему, были указания на этот счет, в письме царя Митанни Эхнатону, о браке с Тией. Да и такой обычай как авейстийская хваэтвадата, не мог возникнуть на пустом месте.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Сестра-жена

Сообщение Облезлый кот » 13 апр 2010, 20:22

Документы из Нузи, о которых идет речь, не имеют отношения ни к священному браку, ни к брачным табу.

Среди таблиц из Нузи несколько посвящены семейным отношениям. Как считают некоторые ученые, хурритские семейные отношения были особенными на древнем Ближнем Востоке из-за увеличенной роли брата - часто брат заключал брачный договор своей сестры и отдавал ее мужу. Также брат мог отдать сестру другому человеку в качестве сестры или в качестве дочери. В последнем случае этот человек (новый отец или брат) мог или женится на девушке или отдать ее подобным образом кому-то еще. Если новый брат выдавал девушке замуж, то он получал за нее стандартную сумму в 40 шекелей.

Один из документов, найденных в Нузи - брачный контракт, заключенный братом невесты, сумма за невесту в этом случае - 1 вол и 10 шекелей, с указанием, что этот только начальная часть взноса, то есть это покупка в рассрочку. Остальной текст говорит об условиях возвращения невесты ее брату, и условие, что если она родит сына, то муж не может взять себе другую жену.

На другой таблице тот же брат отдает ту же женщину тому же человеку, но не как жену, а как сестру. Третий текст, с участием тех же трех сторон, содержит декларацию брата о том, что брат получил 40 шекелей за выданье сестры замуж, и что это полная цена невесты. Кроме того, там есть заявление девушки, что она согласна быть выданной замуж, а также штраф за нарушение договора - 1 мина золота и 1 мина серебра.

Согласно Шпайсеру, важный момент здесь - нарушение договора брака-сестринства ведет к крупному штрафу, в отличие от обычного брака, когда жена просто возвращается в дом отца или брата. Более того, обычный брачный договор не требует согласия жены, а в случае жены-сестры - это часть условия контракта. Из этого следует, что жена-сестра имеет более высокий социально-религиозный статус, чем обычная жены и обладает более высокой социальной защищенностью.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Сестра-жена

Сообщение Analogopotom » 13 апр 2010, 20:48

Спасибо за обзор, уважаемый Кот.
В общем понятно, что ничего не понятно. Кроме одного - у хурритов, по мнению некоторых исследователей, преобладал фратриархат.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Сестра-жена

Сообщение Облезлый кот » 14 апр 2010, 00:01

Analogopotom писал(а):В общем понятно, что ничего не понятно.

Документы на аккадском и их перевод есть в статье Д.Фридмана "A New Approach to the Nuzi Sistership Contract"
http://www.jtsa.edu/Documents/pagedocs/ ... edman2.pdf

Эта статья - contra Speiser, автор считает, что второй документ - это тоже брачный контракт, а не усестрение ("ахоти" следует понимать как "ашшути", а не "ахатути").
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

22

Сообщение Новый » 14 апр 2010, 07:03

Пока суд да дело, напишу пару слов об инцесте. Конечно были общности, в которых допускались инцестуальные связи, но это всё же исключения. Тенденция должна была быть противоположной в силу естественных, в том числе социально-психологических, причин. На семью, которая "замыкалась" бы в этом плане внутри себя, смотрели бы очень косо: нежелание заключать брачные союзы вне семейных рамок истолковывалось бы и как подозрительная неготовность кооперироваться (самоотчуждение), и, возможно, также как довольно низкую самооценку ("они не надеются, что кто-то другой захочет с ними сблизиться"). Широкий спектр брачных связей с окружающими, напротив, и обеспечивал семье известные социальные гарантии (кровное родство с соседями давало, например, возможность осиротевшему ребенку найти пристанище; и семью, потерявшую кормильца, содержали всем "миром" - не чужие...), и был "паспортом привлекательности" её представителей.
Кроме того, свою собственную привлекательность молодые люди могут обычно проверить, пытаясь сблизиться с теми, кого раньше знали не вплотную. Вот и была, я думаю, и помимо брачных планов, тенденция стремиться понравиться юноше/девушке не из своей семьи.
Ну, и, конечно, экономический фактор: девушки были "товаром".
Наконец, "неформальная статистика" существовала всегда, и я думаю, что люди очень давно заметили относительно высокую вероятность различных отклонений и осложнений именно при инцестуальном браке.
Я думаю, в силу всего этого близкородственные связи считались в бОльшей части общностей крайне нежелательными, чтО и нашло в конечном счёте отражение в законодательстве. Т. е. это является НЕ чем-то эксклюзивным для хеттов, вавилонян, евреев или кого-то ещё, а достаточно общечеловеческим (при некотором количестве исключений) принципом.
И о законе левирата. Он, если вдуматься, хотя и не оставлял овдовевшей женщине выбора, её интересы всё же учитывал. Её "пристраивали", давали ей повторную возможность стать матерью, избежать бездетности (чтО было крайне тягостно). Я не уверен, что у молодой и ДО ТЕХ ПОР ещё не родившей вдовы были в те времена хорошие шансы выйти замуж вне клана её покойного супруга, ибо о ней могли думать "не бесплодна ли?". Разве что, правда, выйти за вдовца, у которого уже свои дети...
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Сестра-жена

Сообщение taras » 14 апр 2010, 10:46

Облезлый кот писал(а):Один из документов, найденных в Нузи - брачный контракт, заключенный братом невесты, сумма за невесту в этом случае - 1 вол и 10 шекелей, с указанием, что этот только начальная часть взноса, то есть это покупка в рассрочку. Остальной текст говорит об условиях возвращения невесты ее брату, и условие, что если она родит сына, то муж не может взять себе другую жену.На другой таблице тот же брат отдает ту же женщину тому же человеку, но не как жену, а как сестру. Третий текст, с участием тех же трех сторон, содержит декларацию брата о том, что брат получил 40 шекелей за выданье сестры замуж, и что это полная цена невесты. Кроме того, там есть заявление девушки, что она согласна быть выданной замуж, а также штраф за нарушение договора - 1 мина золота и 1 мина серебра.


Это и есть ответ.
Из троих историй книги Бытия о сестре-жене самой старой является история о Авраме и египетском фараоне. Цитата из этой истори: "Аврам пришел в Египет‚ и египтяне увидели, как прекрасна Сара. Придворные, посмотрев на нее, стали расхваливать фараону ее красоту, и Сару взяли к фараону во дворец. Дела Аврама шли хорошо благодаря Саре: у него появились и овцы‚ и коровы‚ и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды."

То есть, в основной истории Аврам выступает фактически сутенером, отдав Сару во дворец и получая за нее материальное вознаграждение. Он называет себя ее братом, чтобы получить право заключить брачный контракт.

Вероятно, это была какая-то месопотамская история, переработанная Яхвистом на теологической основе.

Две другие истории книги Бытия (о Авимелехе) являются переработками и предназначены сместить моральный акцент истории. Возможно каждую из них писали для того, чтобы заменить предыдущую, но в итоге в книгу Бытия попали все три.
Последний раз редактировалось taras 24 окт 2010, 16:18, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
taras
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 14:51
Откуда: Україна

Re: Сестра-жена

Сообщение Analogopotom » 15 апр 2010, 00:44

Облезлый кот писал(а):
Analogopotom писал(а):В общем понятно, что ничего не понятно.

Документы на аккадском и их перевод есть в статье Д.Фридмана "A New Approach to the Nuzi Sistership Contract"
http://www.jtsa.edu/Documents/pagedocs/ ... edman2.pdf

Эта статья - contra Speiser, автор считает, что второй документ - это тоже брачный контракт, а не усестрение ("ахоти" следует понимать как "ашшути", а не "ахатути").


Никакой статус не защитил бы женщину, окажись она бездетной. Это главный повод для развода, и возвращения ее в родительский дом. Виноватой всегда считалась женщина, что типично для древних обществ, да и для христианского мира тоже, хотя бесплодным мог быть ее супруг.
Хотя положение дел в общем можно было исправить с помощью суррогатного материнства. Этот обычай засвидетельствован в Быт. 30:3: «Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее». То есть наследником признавался сын наложницы или служанки.

И надо думать, что в высших слоях общества, где практиковался брак-сестринство, женщины, благодаря своему знатному происхождению, уже сами по себе обладали определенным статусом. Хотя, не исключено, что при заключении брачного договора их согласие фиксировалось только для проформы, а на самом деле ее желание никто не интересовало.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: 22

Сообщение Облезлый кот » 17 апр 2010, 09:36

Новый писал(а):Пока суд да дело, напишу пару слов об инцесте

Мне нравится такой подход в этом вопросе.

Смену поколений у людей, растений и животных древние понимали как "нити плодородия". Если эти нити связывать правильным образом, например посредством священного брака, то в результате будет процветание общины - большой урожай, хороший приплод и много детей. А если одну из нитей замкнуть посредством брака близких родственников, то результатом будет голод и бедствия. В неправильную связь нитей входит гомосексуализм, килаим и зоофилия, то есть многое из того, что перечислено в 18 (и 20) главе Левита. Правда, остается неясным, как в этот список попал культ Молоха и некро-оракулы.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: 22

Сообщение Analogopotom » 19 апр 2010, 16:15

Облезлый кот писал(а): Правда, остается неясным, как в этот список попал культ Молоха и некро-оракулы.
Укажите стихи про некро-оракулы, пожалуйста. А то непонятно, что Вы имеете в виду – элементы шаманизма, культа предков или хтонических божеств.

А «культ Молоха» попал в Свод законов самым естественным образом. И понятно, почему сохранился запрет (как указание на существование у израильтян такой практики) – у редактора рука не поднялась править священный текст.

Инфантицид - довольно известная практика для народов Хаанана, засвидетельствованная в Ветхом завете и подкрепленная археологическими находками.
У семитов – номадов, пастухов, оседлых – этот обычай (исконный или заимствованный) мог практиковаться не только как демографическая политика, но, имея теологическое обоснование, – «Освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложеса между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому, что мои они», (Исх. 13:2), - занимал особое место в религиозной жизни.
В древнем мире инфантицизм не рассматривался как преступление, т.е. умерщвление младенца родителями не было уголовно наказуемо, т.к. дети до определенного возраста не считались полноценным членами рода.

С другой стороны, ветхозаветные предания, так или иначе связанные с детьми, свидетельствуют об огромном значении, которое придавалось продолжению рода и об особом отношении к первенцам, наследникам главы семьи.
Возникает противоречие, которое усиливается тем, что мы рассматриваем эти истории через призму современного отношения к детям, принимаем их за достоверные, и забываем, что каждая библейская история обладает, прежде всего, нравоучительным, воспитательным характером. Например, испытание Авраама. Рассказ о жертвоприношении, для автора не является главным, да и запрета, как такового не содержит. Внимание акцентируется на готовности патриарха принести в жертву Богу своего наследника, что в свою очередь демонстрирует силу веры.
Быт. 12:22:[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.И единственный вывод, который следует сделать – безоговорочное послушание, преданность вере, с Божьего благословения принесет большие блага всему роду.

Можно предположить, что в более позднюю эпоху, у всех народов Ханаана детские жертвоприношения оценивались как самое дорогое подношение Богу.
С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей? (Мих. 6:6-7).


Цари и Ахаз и Манассия, которые «провели через огонь» своих сыновей (4 Цар. 16:3; 21:6), названные «вероотступниками», на самом деле, следовали согласно традиции.
Филон Библский:
«У древних был следующий обычай: в случае великих бед, которые могли привести к катастрофе, правители города и страны, что бы предотвратить всеобщую гибель, отдавали самого любимого ребенка для принесения искупительной жертвы карающим их демонам. Те, кто был предназначен для этого, приносились в жертву в соответствии с ритуалом».
Практика детских жертвоприношений существовала до конца 7 в. до н.э. Во всяком случае, в последний раз она упоминается в связи с религиозными реформами, проведенными царем Иосией (4 Цар. 23:10).
«И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху…»
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Пред.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1