Семейный уклад и формы брака

Модератор: Ilik

Семейный уклад и формы брака

Сообщение Analogopotom » 31 мар 2010, 15:56

h08serch писал(а): По поводу желательного брака. "И это было". В родовых отношениях (родье) были не только обязательные браки, но и желательные (меньше распространены чем обязательные, но подтверждение этнографией огромно). Хотя в последующем всё, что произошло между Фамарью и Иудой подтверждает скорее мои слова -- Фамарь оказалась более права (по крайней мере, так сказал Иуда), т.е. была определённая система отношений, в которых было "правильно" и "неправильно". Но, ещё раз, хотите считать, что был желательный брак -- пожалуйста, он не отменяет наследования терминологии родовых отношений.


История Фамари напрямую связана с такой формой брака, как левират - брак с деверем (лат. «левир» - брат мужа, евр. «йабам»).
И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. (Быт.38:8)
Втор. 25:5-10:
5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, -
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого

Таким образом, с помощью этого, в большей мере, юридической установки, сохранялось равенство родовых прав и обеспечивалось увеличение рода, т.к. сыновья и дочери оставались жить со своими родителями, а младший брат со своим старшим женатым братом. Так же левират служил защитой имущества рода, ведь если бы вдова вышла замуж за постороннего, то все богатства покойного перешли в другой род. А в том случае, если вдова умирала бездетной, ее состояние могли наследовать слуги и рабы.

Понятно, что деверя никто насилу не заставлял жениться на вдове брата, однако в случае отказа от выполнения обязанности он и его потомство причислялось к разряду нелояльных граждан.

Пару слов о древнееврейской семье. Притом, что уклад был в основном патриархальный, в книгах Ветхого завета встречаются указания на фратриархат (главой семьи является старший брат) и матриархат (родство по материнской линии). Но главным образом, все же родство велось по отцовской линии. Самым ближайшим родственником отца являлся его брат (Лев. 25: 49)

Кстити, обратите внимание на терминологию родовых отношений :)
47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,
48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,
49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.

Но вернемся к левирату. О его церемониально-правовой стороне так же рассказывается в книге Руфи.

Руфь 5: 1-12
1 Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел.
2 [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели.
3 И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
4 я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать; ибо кроме тебя некому выкупить; а по тебе я. Тот сказал: я выкупаю.
5 Вооз сказал: когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи Моавитянки, жены умершего, и должен взять ее в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его.
6 И сказал тот родственник: не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить своего удела; прими ее ты, ибо я не могу принять.
7 Прежде такой был [обычай] у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля.
8 И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И снял сапог свой.
9 И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново;
10 также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.
11 И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме;
12 и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины.


В истории (Быт. 38) действия Фамари, хотя и вступают в противоречие с законом левирата, а так же нарушают предписания, связанные с инцестом, поскольку библейские законы строжайше запрещают браки и половую связь между близкими родственниками (Левит, глава 18 – «Кодекс святости»), оправдываются тем, что женщина, в конце концов, родила, близнецов, которые носили имя ее мужа, продолжателей рода. Таким образом, конечная цель была достигнута.
Вероятно, в тех случаях, когда брак между близкими родственниками заключался по закону левирата, не принимались во внимание установления, относившиеся к инцесту.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Новый » 31 мар 2010, 17:14

Analogopotom писал(а):История Фамари напрямую связана с такой формой брака, как левират - брак с деверем (лат. «левир» - брат мужа, евр. «йабам»).

Да, именно так. Конечно, на того, кто отказывался от такого брака, смотрели неблагосклонно. Но на деле это установление - несмотря на "дом разутого", - было гораздо жестче для женщины, чем для мужчины. Личную жизнь мужчины оно всё же не определяло полностью: он, во первых, мог, так или иначе, отказаться, во-вторых же - если не хотел, но согласился, то ему можно было иметь более одной жены. У женщины же вообще не было выбора.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

2

Сообщение Analogopotom » 02 апр 2010, 01:55

Новый писал(а):
Analogopotom писал(а):История Фамари напрямую связана с такой формой брака, как левират - брак с деверем (лат. «левир» - брат мужа, евр. «йабам»).

Да, именно так. Конечно, на того, кто отказывался от такого брака, смотрели неблагосклонно. Но на деле это установление - несмотря на "дом разутого", - было гораздо жестче для женщины, чем для мужчины. Личную жизнь мужчины оно всё же не определяло полностью: он, во первых, мог, так или иначе, отказаться, во-вторых же - если не хотел, но согласился, то ему можно было иметь более одной жены. У женщины же вообще не было выбора.

Абсолютное бесправие женщины, само собой разумеется.

Представление мужчины о себе, как о создании, во всех отношениях превосходящем женщину, выражалось в отношении к ней как к движимому имуществу. Сначала она принадлежала отцу, потом мужу, потом сыну. Предназначение женщины в браке - подчиняться приказам «господина», угождать ему, обсуживать его, и главное - рожать ему наследников.

Изнасилование считалось нанесением ущерба отцу и мужу жертвы, порчей имущества. Выдача замуж пострадавшей девушки за насильника, с уплатой выкупа отцу невесты, считалось справедливым наказанием. То есть в первую очередь законников заботило сохранение статуса и репутация рода, а чувства женщины никого не волновали. Ее как предмет передавили из рук в руки.
Единственный раз, пожалуй, в истории Фамари, которую обесчестил Амнон (2 Цар.13), и только один стих передает женские эмоции.
И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 02 апр 2010, 02:00

h08serch писал(а):Analogopotom,
огромное спасибо за уточнение. Я не совсем понял Ваши доводы -- Вы указываете на то, что инцест допустим (т.е. термины имеют кровно-родственное значение), или что термины не носили кровнородственного смысла, как указано в цитируемом Вами отрывке из кн.Левит? Допустимость инцеста при определённых оговорках -- этого я в ходе своего изучения этнологии не припомню. И именно из этого исходит в своих книгах не только вся советская этнографическая школа, но и З.Фрейд ("Тотем и табу") со школой ортодоксального психоанализа. В том же произведении Фрейда, кстати, довольно чётко и понятно, что в целом ему свойственно, описан внутренний социальный порядок рода во избежание инцеста.

Советская этнографическая школа утверждает, что в тех обществах, где запрещены браки между близкими или кровными родственниками, половые отношения близкими родственниками так же считаются противозаконными. Это общая формула. При этом делается оговорка, что в разных культурах, представления о том, кого следует считать близким или кровным родственником отличаются.

Левит, глава 18:6- 17. Это запрет на инцест, установления (которым должны следовать израильтяне, чтобы оставаться «избранным народом»), о том, с кем из родни нельзя вступать в половые отношения, и значит, см. формулу, вступать в брак.

http://www.russianbible.net/Lev-18.html#c1

На мой взгляд, довольно четко и ясно представлен круг кровных родственников.
И параллельно существует левират. Это так же религиозное предписание, следуя которому брат умершего должен взять в жены его вдову. Брат и вдова брата, по нашим представлениям, не являются кровными родственниками, но по определению, брак, получается, близкородственный, инцестуозный. Левират - такой законодательно-религиозный компромисс.

h08serch писал(а):Кроме того, несколько ранее в результате инцеста дочерей Лота возникли роды, которые стали врагами, были отвергнуты Богом. А тут получается наоборот – оправдание инцеста. Поэтому я склонен скорее решать эту проблему этноцентризмом переписчика/пересказчика.
Безупречный по происхождению иудей-переписчик представляет моавитян и аммонитян, народами родившимися от кровосмесительной связи, что, по сравнению с израильтянами, принижало их положение.
Однако не высказывается никакого осуждения в адрес патриарха.
Быт. 20.
11 Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою;
12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;

Если сравнивать с подобной историей Исаака и Ребекки (26:1-33), которая, как и в случае с Авраамом и Саррой, произошла в Египте, то суть истории заключает в следующем. Муж, опасаясь, что из-за красоты супруги его могут убить, чтобы потом жениться на овдовевшей красавице, выдает ее за свою сестру. В обоих случаях обман раскрывается, и дело заканчивается благополучно, все остаются живы. Но вот остается фактом, что Авраам и Сарра – кровные родственники.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение h08serch » 02 апр 2010, 11:11

Уважаемая Analogopotom,
вот так вот! Мне "шах", и при этом -- что особенно обидно -- мои же оружием. А Вы говорите -- "женское бесправие", "деспотизм" ...:). Более того, Ваш стиль очень похож на заключение судебного эксперта: дано, исследование, обоснование, вывод. Я сам так пишу заключения. Знакомым повеяло...:).
Но вообще говоря, по поводу женского бесправия -- куда уж тут без всё той же работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности, государства". О бесправии женщин вплоть до конца 19 века там очень чётко указано, а спорить с Энгельсом надо аккуратно -- история последних войн в Афганистане показала, что частенько ув. Ф.Энгельс был прав. Не берусь здесь доказывать какую-либо точку зрения -- на мой взгляд, современное гендерное положение в странах Европы всё больше показывает не восстановление правоты, а попытку любыми путями отвлечь внимание от актуальных вопросов. Вплоть до нонсенсных решений. Но это -- личное мнение, никого переубеждать не собираюсь.
Теперь по поводу Библии. Я -- сторонник документарной гипотезы, поэтому аппелировать буду к структуре кн.Бытия согласно этой гипотезе.
Итак:
гл.38, гл.19 и гл.26:1-33 -- Яхвистская традиция;
гл.20 -- Элохистская традиция;
кн.Левит почти полностью -- Жреческий кодекс, довольно поздняя вставка.
Т.о., дальнейший спор о терминах родства будет идентичен спору об использовании имени Бога в разных традициях.
В условиях таких противоречий я предпочитаю придерживаться некоего нейтрального источника, который предусматривает относительный абсолют. Я не настаиваю на своей правоте -- я показываю нестыковки. Всё же, в условиях патриархальной семьи оговорки на инцестуозные отношения -- большая, на мой взгляд, натяжка.
Тем бОльшая, учитывая приведенные Вами же доводы о бесправии женщин. Очевидно, что инициативное, добровольное нарушение женщиной базового закона -- запрета на инцест, больше того -- хитрость, в результате которой и мужчина стал участником инцестуозной связи, в суде патриархальном могли привести только к одному варианту -- смерти самой Фамари. И думаю, не спас бы её и Иуда, даже если б хотел.
Что ж, дискуссия приобретает всё более интересный оборот!
h08serch
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 11:39

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 02 апр 2010, 19:19

h08serch писал(а):Итак:
гл.38, гл.19 и гл.26:1-33 -- Яхвистская традиция;
гл.20 -- Элохистская традиция;
И какой надо сделать вывод? Современники Девторономиста следовали обоим традициям?
Или удивиться, как при уже практически установившемся культе Яхве, компиляторы упустили из виду одну немаловажную, компрометирующую весь народ, деталь?
h08serch писал(а):кн.Левит почти полностью -- Жреческий кодекс, довольно поздняя вставка.
Как категорично, однако.
Спорить об этой теории, которая, кстати, подвергается критике, не вижу смысла. Да и в Сети есть статьи, где представлен сравнительный анализ т.н. «Жреческого кодекса» с фрагментами из других книг Ветхого завета. Там наглядно представлено, как и с чем работал редактор.

По сути, у нас вопрос не о времени появления тех или иных вставок, а о свидетельствах, которые в содержатся в книге Левит.
А свидетельства указывают на то, что свод законов и предписаний, входящих в книгу Левит, формировался на протяжении нескольких веков. Наряду с положениями кочевого (пастушеского) уклада, в нем прописаны нормы поведения, подразумевающие оседлый образ жизни и классовое расслоение. Последние не могли возникнуть ранее 9 в. до н.э., до укрепления государственных институтов периода царств.
А до 9-го века правовые вопросы никак не регулировались? Еще как регулировались! - законом талиона, при всей его суровой без прикрас справедливости. И последний факт, имеет отражение в Левите.
Кроме того, многие обычаи, ритуалы и другие аспекты культа, описанные в Левите, существовали в Ханаане задолго до появления Израиля. Следовательно, и правила, которым должны следовать священники и жертвователи, были известны издревле, и не являлись чем-то инновационным и придуманным реформаторами.
С развитием общества и в зависимости от его потребностей свод законов изменялся, и практически завершенный вид он приобрел в 7 в. до н.э. (поздние религиозные реформы в нем не отражены).
«Кодекс святости» (Лев. глл. 17-26) оформился уже после вавилонского плена. Но означает ли это, что до этого кровосмешение приветствовалось? Ни в коей мере. Понятно же, что подобное табу тоже возникло значительно раньше 6-го века.
И тут вот что интересно - сам факт запрета свидетельствует о том, что инцест существовал. Иначе, зачем запрещать, да еще угрожать проклятием? И не о том ли говорил Иезекииль: «Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего», (22:11)?

h08serch писал(а): В условиях таких противоречий я предпочитаю придерживаться некоего нейтрального источника, который предусматривает относительный абсолют.
Энгельс и Фрейд - Вам в помощь. :)
Никто ж не спорит с тем, что Библия - книга противоречивая.
Ветхий завет – собрание свидетельств о почти полутора тысячелетней истории народа, формировании религии и культурных традиций, о пути от номадов до становления государства,
от политеизма до иудейского монотеизма. И это развитие происходило не в полной изоляции, а скорее, наоборот, при сильном, а временами даже при колоссальном (Мне нравится это слово, его очень редко удается использовать в речи» (с) :D ) религиозно-культурном влиянии соседних народов.
Даже не представляю, как здесь придерживаться относительного абсолюта. Хотя, конечно, в отдельных случаях, можно определить, что есть заимствование, а что, собственно, древнееврейский обычай. Благо, вся доказательная база содержится в том же источнике и позволяет установить, насколько тот или иной обычай или закон связан с национальным самосознанием и религиозным культом. :)
h08serch писал(а):Я не настаиваю на своей правоте -- я показываю нестыковки. Всё же, в условиях патриархальной семьи оговорки на инцестуозные отношения -- большая, на мой взгляд, натяжка.
Тем не менее, прецедент имел место. Нужно ли объяснять, какие возможности данный прецедент открывал, и значение взаимообратных связей в обществе, замкнутом на культе, включающем в себя почитание предков?

Еще раз повторю, Израиль развивался не в полной изоляции.
Об институте брака и табу в государствах Ханаана практически ничего неизвестно, но в мифологии примеры инцеста есть (Баал и Анат, брат и сестра). С другой стороны, у восточных соседей, в Междуречье, при схожих мифологических сюжетах, существовало табу на половые отношения между близкими родственниками.
Законы Хаммурапи, см. пп. 154- 158
http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Epigraph/18.html
По сравнению с Левитом, ограничений немного.

В Египте же кровосмесительные браки были нормой, в виду специфики наследования семейных богатств. Браки между братьями и сестрами, и другими кровными родственниками, заключались для сохранения имущества рода.

Можно предположить, что у древних евреев запреты, связанные с браком и половыми отношениями, были более близки к законам Междуречья, чем к египетской практике.
О том, же свидетельствует вступление в начале 18 главы (Лев. 18:3):
По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите

А Вы говорите «патриархальная семья».
h08serch писал(а):Тем бОльшая, учитывая приведенные Вами же доводы о бесправии женщин. Очевидно, что инициативное, добровольное нарушение женщиной базового закона -- запрета на инцест, больше того -- хитрость, в результате которой и мужчина стал участником инцестуозной связи, в суде патриархальном могли привести только к одному варианту -- смерти самой Фамари. И думаю, не спас бы её и Иуда, даже если б хотел.
Обосновать отстутствие других вариантов сможете?
Тогда, по идее, и Юдифь должны были забросать камнями.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение h08serch » 06 апр 2010, 10:53

Уважаемая Analogopotom,
Я немного теряю нить нашего с Вами разговора, как мне кажется, она перетекает из одного вопроса в другой. Начали с вопроса о том, что в Библии патриархи берут в жёны своих сестёр. Я предположил, что это связано с использованием на тот момент при обозначении родства терминов, предусматривающих не кровно-родственное, а родовое родство. О наличии родьи у патриархов-пастухов сказал не я -- История Древнего мира, т.1, под ред. И.М.Дьяконова, Лекция 11. Допускал ли род инцест? Тоже нет, сказал опять же не я, а Ю.И.Семёнов. Причём здесь книга Левит? Я с интересом прочёл всё, что Вы написали, и если бы Вы написали ещё больше -- прочёл бы с ещё большим интересом (это абсолютная правда – нет ничего более захватывающего, чем ликвидация безграмотности :)). Но я никоим образом не оспариваю книгу Левит, её свидетельства, не доказываю что-то по поводу этой книги. То, что эта книга появилась не на пустом месте, -- очевидно. Так же, как и законы Хаммурапи, которые Вы привели (кстати, спасибо, я их читал не один раз :)), не есть одно лишь гениальное изобретение самого Хаммурапи, в отрыве от всего остального мира, от истории, традиций, культуры окружающих народов, и т.д..

По поводу брака между родственниками у египтян. К сожалению, я не знал ни специфику наследования имущества в Египте, ни тот факт, что браки родственников были обыденным делом. Не могу указать источник, однако встречал заявление как раз обратное – браки, которые заключали фараоны со своими сёстрами, были связаны с божественным положением фараона, и случаи инцеста не выходили за пределы именно семей фараонов, т.е. не допускались даже у знати. Если имелась экономическая основа брака с родственниками, то очевидно, что браки, действительно, носили кровно-родственный характер. Не спорю, это очень важный тезис. Вот, кстати, статья (источник очевидно сомнительный, но другого у меня сейчас под руками нет), вопросы терминологии родства здесь показаны в очень схожем ключе с тем, который я предположил: http://oldegypt.info/article-special-41-print.html . К сожалению, эта статья в намного большей степени ставит крест на моём предположении, чем допущение инцеста.
С другой стороны, я тоже склонен предположить, что в среде патриархов семитского происхождения соблюдались скорее традиции и законы именно те, которые легли в основу кодекса Хаммурапи. Тем более, что родиной своей патриархи считали Харран (некоторые, правда, доказывают что Ур, что для нашей темы не важно), т.е. вполне вероятно, что соблюдали именно законы своей родины. Брак в ханаанской мифологии я бы не рассматривал как основание для дальнейших выводов -- "что позволено Юпитеру...". К слову о месопотамской мифологии, Думмузи был супругом своей сестры Инанны/Иштар, со всеми вытекающими для него последствиями.
Analogopotom писал(а):Энгельс и Фрейд - Вам в помощь :)
. Да, а заодно Морган, Дюркгейм, Ю.И.Семёнов, Риверс, Леви-Стросс, Лакан, Уилк и др. Вообще, я по ряду вопросов, причём принципиальных, не согласен и с Фрейдом, и с Энгельсом. Однако и тот, и другой (верней, даже не столько Энгельс, сколько Маркс) провели прекрасное исследование, с результатами которого трудно не согласиться.
Analogopotom писал(а):Тогда, по идее, и Юдифь должны были забросать камнями.
Как говорил в таком случае мой преподаватель политологии "Абажьите". А кто говорит про Юдифь? Я лично сомневаюсь в том, что имело место кровосмешение между близкими родственниками в патриархальной семье. Разве Юдифь также была членом патриархальной семьи? Про Юдифь надо вести отдельный разговор. Думаю, лучше в теме "Библеистика". Если мы сейчас переключимся ещё и на Юдифь, то это станет очередной новой темой, в которую перетечёт весь разговор.
Analogopotom писал(а):И тут вот что интересно - сам факт запрета свидетельствует о том, что инцест существовал. Иначе, зачем запрещать, да еще угрожать проклятием?

Уважаемая Analogopotom, Вы сомневаетесь в наличии запрета на браки между братьями и сёстрами именно у патриархов? Если запрет был -- тогда к чему разговор про возможность его нарушения, если запрета не было – тогда у нас возникает вопрос «почему?». Почему у патриархов, прадед которых вышел из Местопотамии, не соблюдались законы Хаммурапи? Можно предположить, что законы талиона действовали и в тот период. Частности были, и наверняка было частое нарушение законов. Но, скажем, массовая неуплата налогов в наши дни не делает это нормой. Есть предположения, что Нерон блудодействовал с матерью (это было только начало :)), но это не отменяет традиционные римские законы.
Analogopotom писал(а):Или удивиться, как при уже практически установившемся культе Яхве, компиляторы упустили из виду одну немаловажную, компрометирующую весь народ, деталь?

Не знаю. Вот в масоретской версии 1 Сам 2:22-23 упоминаются женщины, собиравшиеся у входа в Скинию Собрания, с которыми блудодействовали сыновья Илия. Вы что-нибудь про такое в Библии читали, где-нибудь ещё? Это не компрометирующая деталь? Ну или следующий пункт: 1 Сам 16:17-23 и 17:55-58. По-вашему, противоречия не заметно? Тем не менее, оно имеется (Новый почти наверняка найдёт объяснение почему Саул забыл кто такой Давид). Править так править -- тогда надо удалять и сюжет с Давидом, Вирсавией и её мужем. Не убрали. Да и разные имена тестей Моисея не мешало бы гармонизировать, и сюжет с золотым тельцом при горе Синай "вычистить". И, абсолютно Вы правы, и Аврам с Сарой тоже могли стать соблазном и следовало бы это изменить. Почему то не изменили.
Правки были, и это – не секрет, были на протяжении очень долгого времени. Процесс же изменений и закрепления текста, в первую очередь Торы, был начат при Эзре (ещё раз ссылаюсь – моё мнение) – одном из величайших реформаторов.
Сбрасывать всё только на переписчиков – дело очень простое, и именно поэтому я не собираюсь давать категоричный ответ. Только вероятностный. Т.е., как Вы верно заметили, остаётся только удивиться. И предположить.
Но, повторяю, с интересом жду Вашего ответа.
h08serch
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 11:39

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 07 апр 2010, 02:02

h08serch писал(а):
Analogopotom писал(а):Тогда, по идее, и Юдифь должны были забросать камнями.
Как говорил в таком случае мой преподаватель политологии "Абажьите". А кто говорит про Юдифь? Я лично сомневаюсь в том, что имело место кровосмешение между близкими родственниками в патриархальной семье. Разве Юдифь также была членом патриархальной семьи? Про Юдифь надо вести отдельный разговор. Думаю, лучше в теме "Библеистика". Если мы сейчас переключимся ещё и на Юдифь, то это станет очередной новой темой, в которую перетечёт весь разговор.

Про Юдифь я говорю. Как о примере суда не по закону, а по совести.
Женщина, надев красивые одежды, идет в шатер совершенно к постороннему мужчине. Чтобы в шашки с ним поиграть? :) Да хоть бы и в шашки играла Юдифь с Олоферном. И так, между делом, усыпила его бдительность. Только, по иудейским законам, уже сам факт уединения – повод для обвинения в прелюбодеянии.
Solus cum sola, in loco remoto, non cogitabuntur orare "Pater noster" (О мужчине и женщине, встретившихся в уединенном месте, никто не подумает, что они читают "Отче наш").
Юдифь, по определению, совершила преступление, которое карается смертной казнью. Однако, в силу известных обстоятельств, никто не выдвинул обвинений в ее адрес.

В этой истории есть еще и другой интересный аспект. Как думаете, каковы шансы национальной героини, в свете прославивших ее событий, выйти замуж, хоть по закону левирата, хоть так, за более менее знатного иудея?

В случае с Фамарью, ее коварное преступление, оправдывается тем, что в результате родились-таки наследники Ира, и таким образом было восстановлено его имя в Израиле. По ряду религиозных представлений, главное из которых - человек жив, пока живет его имя, - продолжению рода придавалось огромное значение.
h08serch писал(а): Я лично сомневаюсь в том, что имело место кровосмешение между близкими родственниками в патриархальной семье.
Будет проще, если Вы перечислите родственников, браки между которыми в патриархальной семье запрещены.
В соответствии с Вашим «неким нейтральным источником, который предусматривает относительный абсолют». :)
Сводная сестра – «дочь отца моего, только не дочь матери моей» (Быт. 20:12) – является кровной родственницей, брак с которой в патриархальной семье считается недопустимым?
h08serch писал(а):
Analogopotom писал(а):Или удивиться, как при уже практически установившемся культе Яхве, компиляторы упустили из виду одну немаловажную, компрометирующую весь народ, деталь?
Не знаю. Вот в масоретской версии 1 Сам 2:22-23 упоминаются женщины, собиравшиеся у входа в Скинию Собрания, с которыми блудодействовали сыновья Илия. Вы что-нибудь про такое в Библии читали, где-нибудь ещё?

Как-то была предпринята попытка обсудить подобный вопрос.
"Игры" Исаака и Аарона - viewtopic.php?f=60&t=13813

h08serch писал(а): Уважаемая Analogopotom, Вы сомневаетесь в наличии запрета на браки между братьями и сёстрами именно у патриархов? Если запрет был -- тогда к чему разговор про возможность его нарушения, если запрета не было – тогда у нас возникает вопрос «почему?». Почему у патриархов, прадед которых вышел из Местопотамии, не соблюдались законы Хаммурапи?
Даже не знаю, в чем интересней сомневаться – в том, что патриархи были реальными историческими фигурами или в том, что их браки противоречили теории акойтного запрете Семенова-Першица-Бромлея. :)
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

4

Сообщение h08serch » 07 апр 2010, 10:54

Analogopotom,
ну вот Вы какая :)!
По порядку объяснюсь, спорить не буду -- не люблю споров...
Analogopotom писал(а):Про Юдифь я говорю. Как о примере суда не по закону, а по совести.
Женщина, надев красивые одежды, идет в шатер совершенно к постороннему мужчине. Чтобы в шашки с ним поиграть? Да хоть бы и в шашки играла Юдифь с Олоферном. И так, между делом, усыпила его бдительность. Только, по иудейским законам, уже сам факт уединения – повод для обвинения в прелюбодеянии.
Solus cum sola, in loco remoto, non cogitabuntur orare "Pater noster" (О мужчине и женщине, встретившихся в уединенном месте, никто не подумает, что они читают "Отче наш").
Юдифь, по определению, совершила преступление, которое карается смертной казнью. Однако, в силу известных обстоятельств, никто не выдвинул обвинений в ее адрес.

ОК, что из этого следует? Аврам не был кочевым скотоводом? Я уже приводил ссылку на Дьяконова, могу предложить ещё неплохой обзор различных авторов на англ. языке. Если Вы настаиваете -- пусть будут оседлыми скотоводами :). Книга Юдифь не входит в канон, причины, по которым она не вошла в канон мне не известны. Возможно, именно потому, что Юдифь с Олоферном "играли в шашки". Олоферн проиграл :). Ещё раз -- спорить не буду. Поизучать надо.
Analogopotom писал(а):В этой истории есть еще и другой интересный аспект. Как думаете, каковы шансы национальной героини, в свете прославивших ее событий, выйти замуж, хоть по закону левирата, хоть так, за более менее знатного иудея?

Это -- к Homo Sapiens, он математику хорошо знает, я -- экономист, дальше арифметики не продвинулся, поэтому "сколько хотите, столько и будет" :). По личному, небольшому опыту судэксперта скажу: если по закону нарушил(а) -- любое деяние не отменяет закона. Вместе с тем, смягчающие обстоятельства есть, но они носят очень исключительный характер. Есть и амнистия.
Analogopotom писал(а):Будет проще, если Вы перечислите родственников, браки между которыми в патриархальной семье запрещены.

В меру моих познаний, в большесемейной общине и патриархальных семьях сексуальные отношения внутри общины запрещены. Не знаю насчёт "платонической" любви и духовных отношений, но подозреваю, что всё же не они, а именно половая сторона вопроса играла роль в заключениях брака.
Analogopotom писал(а):Сводная сестра – «дочь отца моего, только не дочь матери моей» (Быт. 20:12) – является кровной родственницей, брак с которой в патриархальной семье считается недопустимым?

Да настолько же, насколько братьями являются основатели 12 колен. Единственный оправдывающий выход из ситуации -- сохранение неоднозначных терминов родства. Ссылку на статью с примером Египта я давал в предыдущем посте. По крайней мере, запрет был куда более жёстким, чем запрет на чужую жену (Авимелех там же и Давид).
Analogopotom писал(а):Как-то была предпринята попытка обсудить подобный вопрос.
"Игры" Исаака и Аарона - viewtopic.php?f=60&t=13813

Возможно, я что-то не понял или не заметил, но обсуждения этого места не нашёл, равно как и ссылок на него.
Analogopotom писал(а):Даже не знаю, в чем интересней сомневаться – в том, что патриархи были реальными историческими фигурами или в том, что их браки противоречили теории акойтного запрете Семенова-Першица-Бромлея. :)
.
Повторюсь: Маркс, Фрейд, Леви-Стросс, Уиверс, Морган, Дюркгейм, Лакан -- это лишь имена некоторых из основателей направлений и школ. Могу назвать достаточно много второстепенных (у одного Фрейда учеников несколько десятков). Мой научный руководитель Т.Шмидт также выявила акойтные отношения в ходе исследований среди бразильских племён. Если был запрет на ранних стадиях развития человечества, на стадии родьи, стадиях развития классового общества, то, полагаю, вполне достаточно оснований утверждать о наличии такого запрета в период перехода от родовой общины к класовому обществу.
Вообще, не совсем понимаю, о чём Вы спорите: факт запрета на инцест, который получил у некоторых авторов название "акойтного" (не мне Вам объяснять как переводится "коитус" с латыни) -- один из основополагающих принципов в социальной антропологии, подтверждён многочисленным этнографическим материалом. Как раз у Семёнова, Леви-Стросса, Фрейда (говорю сходу, поэтому только основные имена) дан очень богатый этнографический материал.
По ходу: Семёнов -- основной автор, один из ведущих специалистов по теории брака и семьи в этнографии, очень долго работал в Институте этнологии и антропологии им.Миклухо-Маклая. Першиц -- также один из крупнейших специалистов по антропологии и этнографии, торию не выдвигал, поддержал позицию Семёнова в его теории эволюции социальных отношений, согласно которой одной из ранних движущих сил являются экономические отношения вкупе с акойтным запретом. Бромлей -- директор Института этнологии и антропологии (ныне покойный), соавтор многих публикаций с Семёновым.
Не припомню ни одного труда по антропологии, где бы указывалось, что в некоторых обществах допускался инцест. Исключение -- Древний Египет (ну и Авра(а)м). Если приведенная мной статья имеет хоть какие-то основания -- Древний Египет тоже под вопросом. Остаётся только Авра(а)м :). Но спорить не буду :).
С уважением.
h08serch
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 11:39

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 07 апр 2010, 16:03

Уважаемый h08serch, не надо мне ссылки предлагать. Просто кратко сформулируйте свою мысль. Судя по Вашим длинным постам, для Вас это не составит труда написать два-три предложения.
Заключение, пожалуйста, сделайте.
Брак патриарха Авраама и Сарры – характерен/ представляет собой исключительный случай/ что-то другое - для номадов, оседлых или полуоседлых скотоводов?
Имеет значение или нет то обстоятельство, что жил он в родовой общине с патриархальным укладом или патриархальной семье?
А то мне непонятно, какой вывод надо сделать, в виду того, что жена Авраама была его сводной сестрой.

Хоть Вы и утверждаете, что не спорите, тем не менее, у меня создалось впечатление, что Вы хотите что-то мне доказать.
h08serch писал(а):
Analogopotom писал(а):Как-то была предпринята попытка обсудить подобный вопрос.
"Игры" Исаака и Аарона - viewtopic.php?f=60&t=13813

Возможно, я что-то не понял или не заметил, но обсуждения этого места не нашёл, равно как и ссылок на него.
А что конкретно Вы хотели найти?
В связи, с указанным Вами фрагменту, могут возникнуть следующие вопросы:
- К какой из двух традиций относится обычай? Поскольку у нас разговор шел о женщинах, то, надо полагать, вопрос о женщинах, собирающихся у входа в шатер соборный?
- Существовала ли храмовая проституция?
- Практиковались ли оргии?
- Как относилось общество к прелюбодеянию?
- Что нам известно об отношении к половой связи с чужаками и смешанным бракам?

Может надо вопросы формулировать как-то иначе, чтобы получить ясный ответ?

h08serch писал(а): Не припомню ни одного труда по антропологии, где бы указывалось, что в некоторых обществах допускался инцест. Исключение -- Древний Египет (ну и Авра(а)м).
Ну, что я могу сказать…
Вам известно что-нибудь о персидской религиозной этической концепцией и практикой xvaetvadatha (авест.) и xvetokdas (ср.-перс.)? Подобные браки, надо полагать, практиковались на довольно большой территории.

Институт брака древних инков, антропологи, по ходу тоже обошли вниманием. Причем браки между братьями и сестрами заключались не только в царской семье. Имеются свидетельства миссионеров.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение h08serch » 07 апр 2010, 18:36

Analogopotom,
кратко, очень мало времени -- "дела".
Analogopotom писал(а):Уважаемый h08serch

Взаимно.
Analogopotom писал(а):Просто кратко сформулируйте свою мысль.

Брак Авра(а)ма и Сар(р)ы, при наличии таковых, не есть брак единокровных брата и сестры. Термины "брат", "сестра", "отец", "сын" на тот момент не носили сугубо кровно-родственный характер и были отражением родьи. Эти термины могли сохраниться с поздних номадических времён в среде как кочевников, так и оседлых скотоводов, и даже земледельцев, но в среде кочевников такие термины должны сохраняться дольше. Тем более в условиях родовой общины или патриархальной семьи.
Analogopotom писал(а):А то мне непонятно, какой вывод надо сделать, в виду того, что жена Авраама была его сводной сестрой.

Именно это я и отрицаю.
Вам доказывать ничего не собираюсь -- просто излагаю. Можете не принимать, не соглашаться -- ещё раз, без споров.
Analogopotom писал(а):А что конкретно Вы хотели найти?

Я не понял к чему Вы давали эту ссылку. Указал на данный текст как на действительно возможный пример оргий или храмовой проституции. Вместе с тем, вопрос был частью ответа на Ваш вопрос
Analogopotom писал(а):Или удивиться, как при уже практически установившемся культе Яхве, компиляторы упустили из виду одну немаловажную, компрометирующую весь народ, деталь?
. Да, удивительно и то, и другое. Моё объяснение -- не весь текст был до конца "вычищен", а часть непонятного была подогнана переписчиками под свой понятийный аппарат.
Analogopotom писал(а):Вам известно что-нибудь о персидской религиозной этической концепцией и практикой xvaetvadatha (авест.) и xvetokdas (ср.-перс.)?

Нет. Она может иметь отношение к семитам -- выходцам из Месопотамии?
Analogopotom писал(а):Институт брака древних инков, антропологи, по ходу тоже обошли вниманием. Причем браки между братьями и сестрами заключались не только в царской семье. Имеются свидетельства миссионеров
.
Возможно, обошёл вниманием лично я. Свидетельтва миссионеров -- один из наименее надёжных источников (до Моргана у ирокезов тоже бывали миссионеры).
Не настаиваю на правоте. Если и пытался Новому что-то доказать, то:
полуоседлый характер деятельности патриархов, при этом их предки могли быть кочевниками.
Уже доказывать не вижу необходимости. Вопрос снимается.
С уважением.

Homo Sapiens,
Ответ требует некоторого времени, которого сейчас нет. Отвечу позже.

Новый,
Вы вполне оправдали мои ожидания :).

Спасибо всем. Остальное -- как "дело" пойдёт. Надеюсь, завтра "выйду на связь".
h08serch
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 11:39

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Analogopotom » 07 апр 2010, 20:21

Мое предложение относительно других вариантов в истории Фамари Вы (будем считать) не заметили, или забыли о них.

h08serch писал(а): Очевидно, что инициативное, добровольное нарушение женщиной базового закона -- запрета на инцест, больше того -- хитрость, в результате которой и мужчина стал участником инцестуозной связи, в суде патриархальном могли привести только к одному варианту -- смерти самой Фамари. И думаю, не спас бы её и Иуда, даже если б хотел.


У хеттов, ближайших соседей израильтян, существовал подобный закон, он сохранился и в самых поздних (Новохеттских) копиях (около XIII в.).
§ 193. Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его
брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец
тоже умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая
была у него. Наказания не будет.

Хетские законы первичны по отношению к Левиту, и можно предположить, что подобный обычай был распространен у древних народов востока задолго до завоевания Ханаана израильтянами.

У хеттов существовали и другие формы вдовьих браков.
§ 190. Если они сойдутся с мертвым мужчиной, или женщиной,
это не преступление. Если мужчина совершит грех со своей мачехой,
наказания быть не должно.
Если же отец его жив, то это —
тягостное преступление.


Подобная практика, когда сын получал в наследство жен отца, так же известна. Однако вступление в связь с мачехой при живом отце приравнивалось к попытке занять место главы семьи.

Примечательно, вот что, и даже Гарни в «Хеттах» отмечает данное обстоятельство, - брак между братом и сестрой хеттскими законами не запрещается. Известно, что царь Арнуванда I был женат на собственной сестре.

h08serch писал(а):
Analogopotom писал(а):Вам известно что-нибудь о персидской религиозной этической концепцией и практикой xvaetvadatha (авест.) и xvetokdas (ср.-перс.)?
Нет. Она может иметь отношение к семитам -- выходцам из Месопотамии?

Традиция имеет отношение к обществу, где допускался инцест. В совокупности с инками и хеттами, это свидетельствует о том, что Египет - не исключение.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение h08serch » 08 апр 2010, 15:27

Глубокоуважаемая Analogopotom,
Вы делаете мне честь. Нет, я не забыл и не не заметил – я абсолютно честно предполагал, что иных вариантов нет. Более того, до сегодняшнего дня у меня была некая иллюзия о том, что я немного знаю ситуацию с законодательным ограничением инцеста в древнем мире -- Вы мне ясно показали, что это иллюзия.
Действительно, учитывая лояльное отношение к инцесту у хеттов, т.е. северных соседей Палестины, и у египтян, т.е. юго-западных соседей, а также ту религиозную традицию персов, на которую Вы ссылались, однозначность запрета на инцест в палестинской среде, в которой шло значительное смешение культур, находится под вопросом.
Признаю свою ошибку – возможность инцеста существовала, хотя и регулировалась законами, легшими в основу свода Хаммурапи.
Более того -- процитированный Вами текст один в один совпадает с ситуацией, сложившейся в отношениях Иуды и Фамари.
Таким образом, действительно, делать однозначный вывод о терминах родства в ту эпоху нельзя.
Ещё раз – спасибо.
Тогда вопрос Вам: возможно ли, что в связи с соседством и значительным влиянием хеттской культуры (и следовательно религии) на палестинских землях, проживавшие на той территории семиты соблюдали не законы Хаммурапи, а хеттские? И о чём это может свидетельствовать -- их номадическом, полуоседлом или оседлом характере?
И ещё вопрос: фараон, заинтересовавшийся Сарой, нисколько не смутился самой возможностью брака между Сарой и Аврамом, хотя, по логике, это должно быть первое, что он мог предположить. Опять же, почему?
Если Вы не возражаете, этот вопрос предлагаю обсудить в "Библеистике".
h08serch
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 11:39

Сестра-жена

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2010, 01:27

h08serch писал(а): Тогда вопрос Вам: возможно ли, что в связи с соседством и значительным влиянием хеттской культуры (и следовательно религии) на палестинских землях, проживавшие на той территории семиты соблюдали не законы Хаммурапи, а хеттские? И о чём это может свидетельствовать -- их номадическом, полуоседлом или оседлом характере?

О каких семитах речь?
Связи между хеттами и народами Ханаана, безусловно, существовали, но говорить о культурном влиянии, можно только рассматривая какие-то отдельные конкретные случаи. Как, например, саркофаг Ахирама. Являются ли изображения львов на сакркофаге заимствованием у хеттов или это исконный символ народов Леванта? История о пещере, купленной Авраамом у хеттов (Быт. 23), тоже отдельный вопрос. Кстати, в ней патриарх назван «поселенцем».

Государство хеттов приходит в упадок в 13 в. до н.э. Эту же дату условно считают временем появления союза израильских племен, среди которых были не только номады, но, возможно и полуоседлые племена.

В период, предшествовавший «завоеванию Ханаана» израильтянами, бОльшее культурное влияние на местное население, по идее, оказывал Египет, а не хетты. Хотя египтяне контролировали только прибрежные территории, зато на протяжении длительного времени. В 13 в. до н.э. граница сфер влияния проходила севернее Библа.
Изображение

Если говорить о законах древних евреев, то их установления восходят к земледельческим и городским культурам Ханаана, правовые нормы которых были близки, как хеттским законам, так и законам Хаммурапи. Подобных сводов ханаанских городов-государств не обраружено, но, надо полагать, что часть ханаанских законов внесена в книги Ветхого завета. Как мы выяснили, разница - если не дело не касается религиозных вопросов – между правовыми нормами у хеттов, иудеев и в Междуречье, не значительная. И эти обычаи, во многом схожие, за исключением некоторых деталей, были не заимствованными, а общими.
Тот факт, что у израильтян наряду с установлениями, отражающими оседлый уклад, сохранились установки для пастухов, свидетельствует, о том, что какая-то часть населения вела полуоседлый образ жизни, если не кочевой.

h08serch писал(а): И ещё вопрос: фараон, заинтересовавшийся Сарой, нисколько не смутился самой возможностью брака между Сарой и Аврамом, хотя, по логике, это должно быть первое, что он мог предположить. Опять же, почему?

Фараон-то мог предположить о супружестве, но иудея, пересказывавшего эту историю своим соплеменникам, догадки фараона не интересовали. Кроме того, он мог не знать о египетском институте брака, поэтому не предполагал, что мог предполагать фараон.
И главное в рассказе - это красота Сарры.
Быт: 20-11: Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою…
Для того, чтобы жениться на красавице, нужно устранить ее мужа.

Сюжет довольно распространенный. В схожую ситуацию попадают Исаак и Ревекка (Быт. 26). И примечательно, что фараон носит то же имя – Авимелех.

Полагаю, что признание Авраама в родстве – «да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою»,(Быт: 20-11) – сохранилось благодаря специфике переписки священных книг, трепетному отношению к каждому слову. А в тот период, когда цикл преданий об Аврааме существовал в устной традиции, подобные браки не были запрещены, хотя и не приветствовались.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Иудаизм, христианство и атеизм - 3

Сообщение Облезлый кот » 11 апр 2010, 18:59

Analogopotom писал(а):Полагаю, что признание Авраама в родстве – «да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою»,(Быт: 20-11) – сохранилось благодаря специфике переписки священных книг, трепетному отношению к каждому слову. А в тот период, когда цикл преданий об Аврааме существовал в устной традиции, подобные браки не были запрещены, хотя и не приветствовались.


В связи с этим интересно мнение E.Speiser-a, автора комментария к Бытию серии Anchor Bible. В 20-е годы археологи раскопали хурритский город Нузи на севере Месопотамии и нашли несколько тысяч клинописных текстов. Анализ текстов показывает, что в высших слоях населения было принято "усестрять" жену - это давало большую социальную защищенность брака. В оригинальной версии рассказа об библейском патриархе и царе (в современном тексте мы видим 3 версии этого рассказа) патриарх говорит о том, что его жена - это его сестра для того, чтобы оградить свой брак о посягательств. Тем не менее царь посягает на брак, за что навлекает на себя гнев божества, хранящего неприкосновенность брака-сестринства. Следующие поколения, передающие традицию, ничего не знали об институте сестринства, в результате чего рассказ приобрел ту неприглядную форму, которую мы находим сейчас в Бытии.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron