Облезлый кот писал(а): Правда, остается неясным, как в этот список попал культ Молоха и некро-оракулы.
Укажите стихи про некро-оракулы, пожалуйста. А то непонятно, что Вы имеете в виду – элементы шаманизма, культа предков или хтонических божеств.
А «культ Молоха» попал в Свод законов самым естественным образом. И понятно, почему сохранился запрет (как указание на существование у израильтян такой практики) – у редактора рука не поднялась править священный текст.
Инфантицид - довольно известная практика для народов Хаанана, засвидетельствованная в Ветхом завете и подкрепленная археологическими находками.
У семитов – номадов, пастухов, оседлых – этот обычай (исконный или заимствованный) мог практиковаться не только как демографическая политика, но, имея теологическое обоснование, –
«Освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложеса между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому, что мои они», (Исх. 13:2), - занимал особое место в религиозной жизни.
В древнем мире инфантицизм не рассматривался как преступление, т.е. умерщвление младенца родителями не было уголовно наказуемо, т.к. дети до определенного возраста не считались полноценным членами рода.
С другой стороны, ветхозаветные предания, так или иначе связанные с детьми, свидетельствуют об огромном значении, которое придавалось продолжению рода и об особом отношении к первенцам, наследникам главы семьи.
Возникает противоречие, которое усиливается тем, что мы рассматриваем эти истории через призму современного отношения к детям, принимаем их за достоверные, и забываем, что каждая библейская история обладает, прежде всего, нравоучительным, воспитательным характером. Например, испытание Авраама. Рассказ о жертвоприношении, для автора не является главным, да и запрета, как такового не содержит. Внимание акцентируется на готовности патриарха принести в жертву Богу своего наследника, что в свою очередь демонстрирует силу веры.
Быт. 12:22:
[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.И единственный вывод, который следует сделать – безоговорочное послушание, преданность вере, с Божьего благословения принесет большие блага всему роду.
Можно предположить, что в более позднюю эпоху, у всех народов Ханаана детские жертвоприношения оценивались как самое дорогое подношение Богу.
С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей? (Мих. 6:6-7).Цари и Ахаз и Манассия, которые «провели через огонь» своих сыновей (4 Цар. 16:3; 21:6), названные «вероотступниками», на самом деле, следовали согласно традиции.
Филон Библский:
«У древних был следующий обычай: в случае великих бед, которые могли привести к катастрофе, правители города и страны, что бы предотвратить всеобщую гибель, отдавали самого любимого ребенка для принесения искупительной жертвы карающим их демонам. Те, кто был предназначен для этого, приносились в жертву в соответствии с ритуалом». Практика детских жертвоприношений существовала до конца 7 в. до н.э. Во всяком случае, в последний раз она упоминается в связи с религиозными реформами, проведенными царем Иосией (4 Цар. 23:10).
«И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху…»