Analogopotom писал(а): У меня тут возник вопрос. Как под стены Трои, если считать, что это Гисарлык, была доставлена царская колесница, да еще с конями?
...У меня сомнения, что морской транспорт конца 13-нач 12 в. до н.э. был приспособлен для транспортировки лошадей. Допускаю, что на минойском Крите существовали суда типа гиппагин (гиппагог) для перевозки лошадей. Но тогда не слишком ли сложные построения получатся, для вывода о связи минойцев с ахейцами?
Нельзя, конечно, исключать, что ахейцы могли привезти с собой только сами колесницы, а коней захватить уже после прихода в Троаду, но, с другой стороны, если на каждый корабль погрузить всего по одной колеснице и пару лошадей, то это не выглядит невозможным.
И хочу сказать, что количество боевых колесниц в войсках разных ахейских городов-государств явно сильно отличалось. Во время того построения перед битвой, о котором я говорил выше, какие-то серьезные колесничные силы названы только у пилосских воинов Нестора. А критяне, к примеру, вступали в сражение не имея, похоже, вообще ни одной колесницы, включая обоих предводителей критского войска – Идоменея и Мериона (см. Ил. IV. 250-255).
Можно объяснить это, допустим, потерями девятилетней войны. А можно – различиями в воинских традициях тех или иных государств Эгеиды. У кого-то в большей степени было принято использование колесниц, а у кого-то в меньшей. Например, к царю Пилоса Нестору часто применяется эпитет "конник геренский", а вот Идоменея-критянина "Илиада" называет "знаменитым копейщиком". Естественно предположить, что у пилосцев больший упор был сделан на развитое колесничное дело, а критяне предпочитали фалангу.
Сколько вообще колесниц могло быть в ахейской армии? Не думаю, что много. Вряд ли больше пары сотен. Если принять в качестве рабочей гипотезы вариант один корабль – одна колесница, то пилосцы должны были бы привезти к троянским берегам 90 колесниц. Столько было у них кораблей (Ил. II. 600).
Analogopotom писал(а):Конечно, Агаменон мог привезти только одну колесницу, и впрячь в нее малоазиатских коней, если они были лучше. Потому что, думаю, что уже в то время, порода лошадей играла важную роль, и наряду с богатством колесницы свидетельствовала о статусе их владельца. Хотя с другой стороны, Микены, в тот период, по сравнению с богатой Троей, были, что сейчас Урюпинск по сравнению с Москвой.
Да, пожалуй. В церемониальные колесницы лошадей обычных пород запрягать не должны были бы. Надо будет поискать инфу на этот счет.
По царским колесницам хочу привести один любопытный эпизод. Итак, во время того самого пешего обхода ахейских войск Агамемнон подходит к рядам данаев-аргосцев и к их царю Диомеду, стоявшему "подле коней и своей составной колесницы блестящей" (Ил. IV. 365). Агамемнон начинает упрекать аргосцев за то, что они, как он видит, в бой не рвутся. Все молчат, молчит и Диомед, но зачем-то забирается на колесницу. Дальше происходит неожиданное: не выдержав упреков Агамемнона и заткнув рот своему заместителю, который попробовал было возражать царю Микен, Диомед спрыгивает с колесницы и просто бежит в сторону сражения, уже идущего неподалеку:
Грозно взглянув на него, возразил Диомед благородный:
«Молча стой, Капанид, моему повинуясь совету:
Я не вменяю в вину, что владыка мужей Агамемнон
Дух возбуждает к сражению пышнопоножных данаев.
Слава ему, предводителю, если данайские мужи
Мощь одолеют траян и святой Илион завоюют;
Тяжкая горесть ему же, когда одолеют данаев.
Но устремимся, и сами воспомним кипящую храбрость!»
Рек – и с высот колесницы с оружием прянул на землю.
Страшно медь зазвучала вкруг персей царя Диомеда,
В бой полетевшего; мужа храбрейшего обнял бы ужас.
(Ил. IV. 410-420)
А как же колесница?! Означает ли эта выходка, что царские колесницы использовались только для представительских целей, для демонстрации статуса и вообще не были приспособлены для боя? Я бы не исключил такой возможности. Или же Диомед просто потерял самообладание и плюнув на новомодную колесницу бросился в гущу боя, чтобы по-дедовски, в пешем строю схватиться с ненавистными троянцами? Вопрос остается открытым.