«Азиатские» враги и вассалы Египта

Модератор: Ilik

«Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 10 апр 2011, 21:35

Библейские свидетельства о народах, населявших Ханаан.
Изображения азиатов на египетских фресках, упоминания в египетских текстах.


Азиаты
NAHARAINA = Нахарина, SANGARA = Сангара, TOUNIPA = Тунип, SHASU = Шасу, KADSHI = Кадеш, TIKHISA = Тихиса

Изображение

Авдиев А.В. «Военная история Египта»
http://annals.xlegio.ru/egipet/avdiev/vide2_5.htm
К сожалению, в настоящее время трудно более или менее точно очертить район египетских владений в Передней Азии, тем более, что список покоренных городов и местностей Аменхотепа II, высеченный на стене часовни Аменхотепа II в храме Амона в Карнаке, сохранился очень плохо. Заголовок этого перечня гласит: «Перечень стран, которые его величество сокрушил в их долинах и залил их кровью». Среди сохранившихся названий можно различить следующие названия азиатских местностей и городов: 1) Речену (Верхнее), 2) Речену (Нижнее), 3) Хару... 12) Кадеш, 13) Алеппо, 14) Ния, 15) Саджара, 16) Тунип, 17) Катна, 18) Хаджор.39) Но и по этим немногим сохранившимся географическим названиям ясно видно, что в результате «победоносных походов» Аменхотепа в Сирию египтяне укрепили свое господство не только в Палестине, но и в Северной Сирии, возможно, вплоть до Евфрата, заняв важнейшие опорные стратегические пункты — Кадеш, Алеппо, Пию и Тунип.



Хетт, аморит, текер, шардана, шасу, тереш
Изображение
Изображение


Враги и союзники Египта в период Нового царства.
Изображение


Враги Египта в период Нового царства.
Верхний ряд: третья группа из трех воинов-шасу.
Нижний ряд: вторая группа – воины шари и третья группа – сирийцы.
Изображение
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 10 апр 2011, 22:57

Известная попытка реконструкции (Бруна-Тильке) одежды соседей Египта по египетским фрескам (см. выше да последних рисунка). Подписи к рисункам тех же реконструкторов.

Изображение

1 — 5 — Крит, Палестина, Сирия.
1. Мужчина с Крита. Головная повязка, пестротканый передник с кистями, пестротканые чулки, сандалии из звериной шкуры.
2. Хетт. Головная повязка, длинная прямая рубаха без пояса (и поныне распространенная на Востоке), короткая накидка на плечах.
3. Мужчина из племени, населявшего пустыню к востоку от Палестины. Плащ из звериной шкуры, завязанный на плече, с отделкой. На голых ногах видна татуировка.
4. Представитель пурасате — «морского народа», враждебного египтянам во времена правления Рамзеса III. Украшение из перьев — носимое всем племенем (а не знак отличия вождя). По-видимому, пурасате (или пуласате) — это народ, именуемый в Библии филистимлянами, обитавший на берегах Эгейского моря.
5. Знатный сириец из центральных областей страны.

Изображение

6 — 11 — бедуины, сирийцы, палестинцы.
6. Бедуин (кочующий охотник и скотовод) в пестротканом переднике и кожаных сандалиях. Лук и стрелы, бумеранг из прочной древесины.
7. Бедуинка в пестротканом плаще (точнее, накидке, укрепленной на одном плече). Головная повязка, кожаная обувь из цельного куска. Кожаный мешок для хранения мазей или косметики.
8. Сириец или ханааней. Египетское изображение периода 18-й династии. Возможно, богатый торговец. Желтая нижняя одежда с узкими рукавами, штаны, богато вышитая верхняя одежда, которую надевали так, чтобы красное чередовалось с синим. Короткие бакенбарды, остроконечная бородка.
9. Мужчина из племени, обитавшего в Южной Палестине.
10. Обитатель Южной Палестины из племени, ведущего первобытный образ жизни. Тело раскрашено и татуировано, как это было принято у первобытных народов. Волосы светлые или окрашены в светлый тон.
11. Мужчина из Ретену (Палестина или приграничные области Сирии). Кисти на цветной кромке одежды.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 10 апр 2011, 23:50

Сириец, шасу (Мединет-Абу)

Изображение

О победе Рамсеса III над шасу, кочевавшими около горы Саара (предположительно библейский Сеир), свидетельствует папирус Харриса (76:9-11), текст которого я никак не могу найти. Победителю досталась богатая добыча.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 00:45

Азиатские враг, изображенные на колеснице Тутмоса 4.
Изображение

Авдиев А.В. «Военная история Древнего Египта»
http://annals.xlegio.ru/egipet/avdiev/vide1_6.htm

Нахарина («страна рек»)
Самым далеким районом проникновения египетского влияния и египетской культуры на северо-востоке были те области Сирии, которые прилегали к среднему течению Евфрата и вместе с соседними [255] областями северной Месопотамии входили в состав стран Нахарина, что означает в переводе «Страна рек». Эта страна Нахарина местным хурритским населением называлась Митанни, или Майтени, а в ассирийских надписях, и также в некоторых иных обычно называлась своим древним наименованием Ханигальбат. Семитское название этой страны «Нахарина» встречается в целом ряде вариантов: в ханаанском языке преобладала форма Nahrîm, Naharîm, в аморитском языке мы найдем форму Nahrînm — Naharînm, откуда происходят египетские формы: N-h-ry-n и N-h3-ry-n3. Весьма возможно, что в двойственном числе существовала форма Naharêm, вполне соответствующая древнееврейской Naharaim (в Aram Naharaim — см. Бытия, XXIV, 10; Второзак., XXIII, 5; Суд., III, 8 и др.). В амарнских письмах встречается форма Naḫrima, соответствующая ханаанской форме Nahrîm или Nahrêm.254) Название Nhrn встречается в надписях Тутмоса III, который сообщает о завоевании этой страны, а также о переправе через «воды Нахарины». В другой надписи Тутмос III говорит о том, что он переправился через Евфрат, чтобы достигнуть Нахарины. В эпоху 18-й династии Египет устанавливает довольно тесные взаимоотношения с этой далекой областью Месопотамии, на что указывает изображение посла Нахарины, сохранившееся на стенах одной гробницы. Аменхотеп II, как известно, совершает большой завоевательный поход в Нахарину и сооружает там памятную надпись. Тутмос IV и Аменхотеп III сообщают о покорении этой страны. Аналогичные сведения можно найти в победных надписях Сети I, Рамзесов I и II. Название Нахарины сохранилось в списках некоторых областей и городов Аменхотепа III, Сети I, Рамзеса II и Рамзеса III и, наконец, даже Тахарки.255) Все это указывает на довольно значительное проникновение египтян в Нахарину и на огромное значение, которое египтяне придавали своему господству в северной Месопотамии, ибо отдавали себе ясный отчет в том, что этот крайний северо-восточный форпост их владычества в Передней Азии является важнейшим узлом торговых и военных путей, соединявших Сирию, Малую Азию, Закавказье и Двуречье с далеким Египтом, пытавшимся пробиться через Сирию к основным центрам Передней Азии.


Тунип
В районе Оронта находился и другой крупный город, который египетские надписи называют Тунип. Название этого города неоднократно встречается в Анналах Тутмоса III, в его списке покоренных сирийских городов, в надписях Рамзеса II, а также в договоре самого хеттского царя с городом Тунипом. Судя по надписи Рамзеса II, этот город находился в стране Нахарина, а по прозаическому рассказу о битве под Кадешем он был расположен севернее Кадета к югу от Халпы. Можно предполагать, что этот город находился либо у современного Дунибе, в 30 км к юго-востоку от Хамата, либо около расположенного неподалеку Телль-Хана.220) Однако точное его местоположение неизвестно, так как развалины его все еще не обнаружены.

Тунип в качестве крупного стратегического пункта был захвачен уже во время первых походов Тутмоса III в Сирию. Однако князья Тунипа, пытаясь, несмотря на это, вести самостоятельную и независимую политику, неоднократно восставали против власти египетского фараона. Об этом мы узнаем из описания 5-го похода Тутмоса III в Сирию, а также из описания его 7-го похода, когда фараон высадился в Уллазе, взял этот город и захватил здесь около 500 пленных и среди них сына тунипского князя.221) В конце концов Тунип был принужден подчиниться Египту, что способствовало проникновению египетского влияния в Тунип. На это, в частности, указывает постройка в Тунипе храма в честь египетского бога Амона. На стенах одной из фиванских гробниц изображен князь Тунипа, типичный азиат, одетый в своеобразную сирийскую одежду и принесший ко двору египетского фараона в качестве заложника своего малолетнего сына.222) На установление тесных связей Тунипа с Египтом указывает далее одно амарнское письмо, в котором жители Тунипа просят фараона прислать им сына их князя Акит-Тешупа,. так как его отец был увезен хеттским царем Шубилулиума в хеттскую страну.223) Амарнские письма дают нам некоторое представление о политической роли Тунипа в XIV в. до х. э., который в этих текстах носит название: Tu-ni-ipki, alTu-ni-ip, alTum-ni-ip, alDu-ni-ip и alDu-ni-ipki . Судя по этим письмам, Тунип находился под сильным влиянием аморитов и даже иногда подпадал под власть аморитского князя Азиру. Так, Азиру в одном из своих писем фараону сообщает, что он в данный момент живет в Тунипе.224) В другом письме Азиру пишет фараону, что хеттский царь вступил в страну Амурру, захватил [249] Нухашше, лежащий в двух днях пути от Тунипа и угрожает самому Тунипу. Поэтому Азиру просит помощи у фараона. Об этом же самом пишет в тех же самых словах Азиру и в других двух письмах, обращенных к Хаи.225)

Из этого можно сделать вывод, что хеттский царь действительно угрожал Тунипу, и Азиру этим был действительно весьма обеспокоен. Разумеется, хетты, продвигаясь в Сирию, должны были рано или поздно овладеть Тунипом, который, очевидно, имел крупное стратегическое значение. Об этом мы узнаем из договора, заключенного Муваталом с Лабу, правителем Тунипа.226) Крупное значение Тунипу придавал и Рамзес II. В своей надписи около Бейрута он с гордостью говорит, что он изгнал Муватала из Тунипа.227) Таким образом, этот важный укрепленный город Сирии был одним из тех объектов, за который упорно боролись все могущественные завоеватели Сирии, придавая владению им большое военное значение.


Кадеш
Одним из важнейших городов южной Сирии был Кинза, который соседние народы называли «Кадеш», т. е. «святым», так как здесь, очевидно, издревле находилось известное во всей Сирии святилище богини Ашторет-Анат.199) Кинза-Кадеш был выгодно расположен в плодородной равнине, лежащей к северу от Риблы, в верхнем течении р. Оронта. Здесь скрещивались важнейшие торговые пути, ведшие из Палестины по долине Оронта в северную Сирию и от городов побережья, в частности Симиры, по долине Элейтероса вглубь Сирии. По этой дороге шел из Симиры в Кадеш в 1476 г. до х. э. Тутмос III.200)
Древнейшие упоминания о Кадеше мы найдем в египетских и хеттских надписях, в частности, в Анналах Тутмоса III, в азиатском списке Аменхотепа II, в амарнских письмах ив клинообразных надписях из Богазкеоя. В богазкеойских надписях этот город всегда носит название Кинза, в амарнских письмах alGi-iz-za, mâtGi-iz-za, alKi-in-za, mâtKi-in-za, что заставляет предполагать, что местным сирийским названием этого города было Кинза. Вместе с тем в амарнских письмах встречается название alKi-id-ši, alKi-id-ša, mâtGi-id-ši, которое полностью соответствует египетской форме этого названия Ḳdšw, очевидно означающее «святой», т. е. «святой город богини Кадеш». Культ этой богини издревле процветал в этом городе, был широко распространен по всей Сирии и даже отчасти занесен в Египет.203)


Шасу
http://annals.xlegio.ru/egipet/avdiev/vide1_5.htm
Мы осведомлены и о военном походе, который Тутмос II совершил в Азию. К сожалению, об этом азиатском походе Тутмоса II сохранились крайне скудные известия в автобиографической надписи Яхмоса Пен-нехбет. Соответствующий отрывок этого текста гласит:

«Я следовал за царем Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-ка-Ра правогласным. Доставлено было из страны Шасу очень большое количество живых пленников. Я не пересчитывал их».96)

Эта краткая запись Яхмоса Пен-нехбет об азиатском походе Тутмоса II интересна в том отношении, что она дает возможность установить два существенных, важных факта:
1) во главе египетского войска стоял сам фараон, так как Яхмос Пен-нехбет «следовал за царем»; следовательно, этому азиатскому походу, очевидно, придавалось большое значение; [184]
2) важнейшим результатом этого военного похода был захват такого большого количества пленников, что их даже нельзя было пересчитать. Следовательно, это был типичный военно-грабительский поход с целью максимального захвата пленников для дальнейшего обращения их в рабство и использования на работах в Египте.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Ilik » 11 апр 2011, 13:30

Analogopotom писал(а):Враги Египта в период Нового царства.
Верхний ряд: третья группа из трех воинов-шасу.
Нижний ряд: вторая группа – воины шари и третья группа – сирийцы.
Изображение

Эти "кресты" на шеях у воинов-шари... Неужели египетская эмблема "анх" - жизнь? Очень-очень похоже. Но почему египетский художник "надел" анхи на неегиптян? Вероятно, они их носили. Если да, то что бы это могло значить в контексте культурного влияния Египта и религиозных представлений народов, населявших крайний юго-западный предел Азии?

На реконструкции Бруно-Тильке опять находим жителя Южной Палестины с анхом на шее:
Analogopotom писал(а):Изображение

6 — 11 — бедуины, сирийцы, палестинцы.
6. Бедуин (кочующий охотник и скотовод) в пестротканом переднике и кожаных сандалиях. Лук и стрелы, бумеранг из прочной древесины.
7. Бедуинка в пестротканом плаще (точнее, накидке, укрепленной на одном плече). Головная повязка, кожаная обувь из цельного куска. Кожаный мешок для хранения мазей или косметики.
8. Сириец или ханааней. Египетское изображение периода 18-й династии. Возможно, богатый торговец. Желтая нижняя одежда с узкими рукавами, штаны, богато вышитая верхняя одежда, которую надевали так, чтобы красное чередовалось с синим. Короткие бакенбарды, остроконечная бородка.
9. Мужчина из племени, обитавшего в Южной Палестине.
10. Обитатель Южной Палестины из племени, ведущего первобытный образ жизни. Тело раскрашено и татуировано, как это было принято у первобытных народов. Волосы светлые или окрашены в светлый тон.
11. Мужчина из Ретену (Палестина или приграничные области Сирии). Кисти на цветной кромке одежды.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 13:58

Фреска из гробницы чиновника Хнумхотепа (20-19вв. до н.э.) в Бени-Хасан, обнаруженная в 1890 г. английским археологом Перси Ньюберри.
Изображение

"В шестой год (правления фараона) Усертасена II (Сенусерта II) пришли 37 ааму (азиатов)», вероятно, члены одной семьи или рода, и принесли в дар «драгоценные косметические краски (stibium - чёрный пигмент)». Семиты прибыли из Шуту (предположительно, Центральное Заиорданье) в надежде обосноваться в одном из номов Среднего Египта (к северу от Эль-Амарны), а не в Дельте.

В верхнем ряду слева – египетские чиновник и писарь приграничного города «Та-Мацор», выступающие посредниками в переговорах. За ними изображен «правитель чужой земли» («хека хасет») по имени Ибша (варианты: Абиша, Авишай, Абисар), которые приближается с поклоном, предлагая чиновнику взятку в виде козы.

Мигранты вооружены копьями, луками и топорами. Луки, как отметил Олбрайт, составные, или клееные, по одной из версии, подобные луки из рога, дерева и жил были изобретены в Месопотамии при Саргоне, по другой - хурритами. Топоры, известные как "утиный клюв" – ханаанское изобретение. Возможно, от удара такого топора позднее погиб фараон Секеннера III (мумию которого исследовали специалисты), первым восставший против владычества гиксосов.

Детали, на которые следует обратить внимание. Среди поклажи, навьюченной на ослов, находится плавильный горн. В руках одного из мигрантов струнный, музыкальный инструмент, похожий на лиру. Коза, которую предводитель группы предлагает в дар чиновнику, возможно, была куплена мигрантами по пути в Египет, а не принана из Заиорданья (эта порода коз и теперь водится в скалистых горах Синайского полуострова).
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 14:22

Ilik писал(а):Эти "кресты" на шеях у воинов-шари...
Да. Кресты на шее определенно обращают на себя внимание.
Вообще-то, от Вас ожидался комментарий несколько иного рода о «шари» . :)
Ilik писал(а):Неужели египетская эмблема "анх" - жизнь? Очень-очень похоже. Но почему египетский художник "надел" анхи на неегиптян? Вероятно, они их носили. Если да, то что бы это могло значить в контексте культурного влияния Египта и религиозных представлений народов, населявших крайний юго-западный предел Азии?
Это вряд ли.
Крест, сам по себе, древнейший международный солярный символ.

Анх – Т-образный крест с петлей. Его на шее не носили, традиционно изображали в руке или отдельным знаком.
Изображение

Символы жизни
1. Анк с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этно-конфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта — Прим. пер.) в качестве креста.
На многих изображениях боги держат анк в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни.

2. Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анк, она обозначает вечность и бессмертие.

3. Знак Тет, который также называли «кровь Исиды», часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

4. Здесь можно видеть кольцо Шена и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 19:58

Есть сомнения относительно того, что немцы правильно реконструировали персонаж под номером 10, примкнувший к группе «шари»: «Обитатель Южной Палестины из племени, ведущего первобытный образ жизни. Тело раскрашено и татуировано, как это было принято у первобытных народов. Волосы светлые или окрашены в светлый тон».

У него на голове – косынка или колпак, стянутый шнурком. Поэтому нельзя однозначно утверждать что-либо о цвете его волос. Шасу чехлили волосы подобным образом.
Его прообраз явно вооружен луком, а не мечом. И его лук отличается от стрелкового оружия соседей – он длиннее и по устройству попроще.

Полагаю, что этот обитатель Южной Палестины выглядел примерно так.

Изображение

Откуда, спрашивается, у представителя первобытного племени, такое клинковое оружие? В то время как у более продвинутых шасу на вооружении – хопеш и копье.

Подтреугольный меч с длинным острием – оружие шердана, пелесет, текер. И появление данного типа оружия в Сирии-Палестине-Египте во второй половине 13 в. до н.э. связано с теми же «народами моря». Судя по изображениям, он использовался как рубящие и колющее оружие, в виду своей универсальности, как при наступлении так и при обороне.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Ilik » 11 апр 2011, 20:15

Analogopotom писал(а):
Ilik писал(а):Эти "кресты" на шеях у воинов-шари...
Да. Кресты на шее определенно обращают на себя внимание.
Вообще-то, от Вас ожидался комментарий несколько иного рода о «шари» . :)

Виноват, унесло в сторону. :(
Этноним "шари" вызывает ассоциацию с древнееврейским названием Сэйир (שעיר), которым в Пятикнижии обозначалась горная страна, протянувшаяся от Мертвого моря на севере до Красного на юге вдоль восточного края гигантской долины Арава.
Это то же самое, что и Эдом. Но Эдомом данный район был назван уже после того, как его завоевали эдомитяне (Втор.2, 12) - потомки Исава и ближайшие родственники израильтян - "братья наши" (см. Быт.36, 8-9; Втор.2, 8 ). Само же название Сэйир древнее, чем время возникновения Эдомитского царства и тем более, чем время формирования израильского племенного союза.

У И.Ш.Шифмана в "Набатейском государстве..." (последнее издание: СПб., 2007) находим, что центральная часть Эдомитских гор, район вокруг Петры еще в начале прошлого века назывался Шара или аш-Шара (c. 116-117). Приводя эту информацию он ссылается на следующий источник:
Doughty Ch.M. Travels in Arabia Deserta. Vol.I. London, 1936. p.67.
Причем Шифман полагает, что название "Шара" имеет доисламское происхождение и восходит по меньшей мере еще к набатеям. То есть речь идет, считайте, о середине I тыс. до н.э.

На карте Клавдия Птолемея, жившего в эпоху ранней Империи, находим неких саракенов, которых он помещает на севере Синая, немного западнее Эдома и долины Арава:

Изображение
Напомню только, что сам Птолемей жил в Александрии, т.е. совсем недалеко от интересующего нас района.
И даже такой поздний римский историк как Аммиан Марцеллин говорит о Sarracenos как о восточных соседях Египта (Римская история. XXII. 15, 2.).


Но если из римского времени опять вернемся на тысячу с лишним лет назад...
Что за народ жил в горах Сэйира до прихода эдомитян? Скажем, Книга Бытия называет их "хорим" (Быт.14, 6-7), т.е. хорейцы или хори. Так же обозначает их и Второзаконие:
А на Сэйире жили прежде хори, но сыны Исава прогнали их от лица своего и истребили их, и поселились вместо них...

(Втор.2, 12).

Были ли эти древнееврейские "хори" тождественны древнеегипетским "шари"? Не знаю. Вполне возможно, что в горах или предгорьях Сэйира, в самой долине Арава жило сразу несколько разных народов. Но на данный момент именно "шари" эпохи Нового царства я бы поместил в Сэйире, а точнее, в его центральной части.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Ilik » 11 апр 2011, 20:26

Analogopotom писал(а):
Ilik писал(а):Неужели египетская эмблема "анх" - жизнь? Очень-очень похоже. Но почему египетский художник "надел" анхи на неегиптян? Вероятно, они их носили. Если да, то что бы это могло значить в контексте культурного влияния Египта и религиозных представлений народов, населявших крайний юго-западный предел Азии?
Это вряд ли.
Крест, сам по себе, древнейший международный солярный символ.

Анх – Т-образный крест с петлей. Его на шее не носили, традиционно изображали в руке или отдельным знаком.

Египтяне не носили, а жители "южной Палестины" может и носили. Продевали бечевку в петлю и носили. Но это я так... домысливаю. :)
Значит думаете, что это не анх? Ладно. Но среди левантийских народов эти международные солярные символы, похоже, были в моде именно в южном Ханаане и Сеире, если опираться на изображения.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Ilik » 11 апр 2011, 20:32

Analogopotom писал(а):Есть сомнения относительно того, что немцы правильно реконструировали персонаж под номером 10, примкнувший к группе «шари»: «Обитатель Южной Палестины из племени, ведущего первобытный образ жизни. Тело раскрашено и татуировано, как это было принято у первобытных народов. Волосы светлые или окрашены в светлый тон».

Откуда, спрашивается, у представителя первобытного племени, такое клинковое оружие? В то время как у более продвинутых шасу на вооружении – хопеш и копье.

Подтреугольный меч с длинным острием – оружие шердана, пелесет, текер. И появление данного типа оружия в Сирии-Палестине-Египте во второй половине 13 в. до н.э. связано с теми же «народами моря».

Думаю, что Вы правы. Железный клиноподобный меч филистимлян выглядит странно и неестественно в руке этого первобытного дикаря. Тут они перемудрили с реконструкцией.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 21:28

Ilik писал(а):Египтяне не носили, а жители "южной Палестины" может и носили. Продевали бечевку в петлю и носили. Но это я так... домысливаю. :)
Может, и носили.
Хотя у египтян была просто петля из веревки с узелком.

Ilik писал(а):Значит думаете, что это не анх? Ладно. Но среди левантийских народов эти международные солярные символы, похоже, были в моде именно в южном Ханаане и Сеире, если опираться на изображения.

Думаю, что это все же четырехконечный крест, и он не имеет отношения к египетскому культу загробной жизни, а относится к солярной символике.

А вот примеры крестов из Междуречья.
Оттиск цилиндрической печати

Изображение

Ассирия. Шамши-белл (9 в до н.э)

Изображение

Ассирия. Ашшурбанипал (7 в. до н.э.)

Изображение
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 11 апр 2011, 22:07

Александр Васильев
ШАСУ НОВОЕГИПЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ

http://www.jewish-heritage.org/jr2a11r.htm
фрагменты статьи
Шасу представляют собой группу населения, с которой египтяне периодически сталкивались в эпоху Нового царства преимущественно во время походов в Сирию-Палестину. Шасу, подобно хапиру, вызывают интерес прежде всего в контексте ранней истории Израиля. Место шасу в ней определяется по разному, но очевидны по крайней мере их непосредственная связь с каким-либо из библейских народов и роль в генезисе ветхозаветной религиозной традиции.

До времени Тутмоса II шасу, возможно, дважды засвидетельствованы египетскими источниками. Самое раннее вероятное упоминание шасу происходит из погребального комплекса последнего фараона пятой династии Унаса: на блоке со сценой поражения азиата частично сохранилась надпись []sw [4]. Вторым возможным упоминанием являются swsw текстов проклятий (Е 57 [5]). Если первый пример используется для подтверждения взгляда на шасу как на первоначальное обозначение кочевников-азиатов в непосредственном соседстве с Египтом (хотя ни из чего не видно, что здесь имеется в виду такой "обобщенный" азиат, а не конкретное азиатское племя), то во втором случае речь заведомо идет о конкретной территориально-политической единице, отличной от других, в том числе от шуту (Е 52-53; ср. Числа 24:17) и кушу (Е 50-51; Авв.3:7, ср. Чис.12,1), причем здесь, в отличие от первого примера, возможна и более северная локализация, хотя она и не может быть точно определена. Оба примера ничего не говорят о египетском значении термина и не допускают его "социологической" интерпретации. "Шусу" текстов проклятий не могут быть "номадами вообще", но, очевидно, являются таким же этнополитонимом, как шуту и кушу.

Поход против шасу во времена Тутмоса II, о котором повествуется в биографии Яхмоса — Пеннехебта [6], является на сегодняшний день единственным свидетельством азиатской активности этого фараона. Обычно он рассматривается, как направленный против южнопалестинских кочевников, хотя отсутствие географического контекста позволяет переносить место действия и в более северные регионы и, при желании, даже в Африку [7]. Ясного географического контекста лишен и поход против шасу Тутмоса III [8], четырнадцатый по счету из его азиатских походов, но данные его общих топонимических списков помещают упомянутых там шасу на севере (примерно в южных пределах Южной Сирии), да и все прочие кампании этого фараона проходили далеко к северу от синайского пограничья Египта.

Третье по времени упоминание шасу в эпоху Нового царства обнаруживается в анналах мемфисской стелы Аменхотепа II , где в списке пленных наряду с ханаанеями, хурритами, апиру и нухашшейцами названы и 15.200 шасу. Список приводится после описания кампаний 7 и 9 гг. Аменхотепа II [9], разворачивавшихся в Сирии и Северной Палестине; иными словами, здесь также наиболее вероятна северная локализация, как и в случае Тутмоса III. После упоминания шасу в топонимическом списке Тутмоса III, о котором будет подробнее сказано ниже, они регулярно появляются в аналогичных списках его преемников.

Ecли все эти ранние контакты египтян с шасу могли происходить, по крайней мере преимущественно, в их северном центре, то впоследствии в египетских источниках на первый план выдвигается южный очаг их расселения (что и неудивительно, поскольку давление хеттов вызвало общее и довольно сильное смещение египетских внешнеполитических усилий в Азии к югу). В надписях, сопровождающих рельефы Сети I, представляющих классические изображения шасу, последние упомянуты как население района между Силе и Pз Kncn [10], обычно идентифицируемого с Газой, и на горах Хурру (по-видимому, на Северном Синае вплоть до приграничных районов Южной Палестины включительно). В памятниках Рамсеса II [11] и Рамсеса III (папирус Харрис 76:9-11) [12] говорится о разгроме шасу на юге. Папирус Анастаси VI времени Мернептаха сообщает о приходе в Египет шасу Эдома (54-56 ) [13]. В то же время в папирусе Анастаси I (17:7, 19:1-4, 20:3-4, 23:7-8) шасу упомянуты в районах Северной Палестины и Южной Сирии [14]. Некие местные, т. е., южносирийские шасу, подчиненные хеттам, появляются также в описании Кадешской битвы в качестве дезинформаторов египтян [15]. В свое время такая широкая география шасу объяснялась тем, что этот термин, первоначально применявшийся якобы лишь к номадам Южной Палестины, при Рамсесе II получает более широкое толкование и распространяется также и на номадов более северных регионов в общем социальном значении "бедуин" [16]. Однако, как мы видели, северные шасу появляются в египетских источниках раньше южных.

О южном очаге расселения шасу говорит и знаменитый список топонимов "земли шасу", в котором надежно идентифицирована страна Сеир и страна Яхва (та самая Тетраграмма YHWH). Этот список является частью географического списка, сохранившегося в трех версиях [17]. Наиболее полный перечень рассматриваемых топонимов происходит из Западной Амары, где в общей сложности сохранилось семь топонимов. Упомянутая выше идентификация двух других топонимов с Сеиром и Тетраграммой [18] находит прекрасные параллели в Библии, и это сразу поставило шасу в связь с развитием ветхозаветной религиозной традиции (ср. Вт. 33:2, Суд. 5:4).

Первым примером упоминания шасу является рассмотренное выше именование города Энишаси (если он тождествен Айн-Шасу и связан с шасу), территориально лежащего именно в северном районе расселения шасу. Вторым — опасения автора ЕА 318 (ЕА 318:12), страшащегося гибели от рук "могучих врагов — хапиру, суту и habbati (т. е., в дословном переводе с аккадского, "грабителей")". Тот факт, что эти "грабители" помещены в общий перечень с заведомыми особыми териториально-политическими общностями сутиев и хапиру, означает, что слово habbati употреблено здесь не в дословном, а в сопоставимом терминологическом значении. Тогда, учитывая, с одной стороны, место шасу как третьего реального этнополитического компонента внегородского, т. е., агрессивного и "неуправляемого" населения Ханаана наряду с сутиями и хапиру, а с другой — наличие в библейском древнееврейском термина "шосэ" именно в значении "грабитель", мы получим веские основания отождествлять "habbati" EA 318 с шасу.

Наконец, еще одно важное упоминание шасу содержится в письмах из храма Амона в Карнаке, где речь идет о кампании Рамсеса IX против шасу, локализируемых на крайнем юге Египта [23] . Однако этот пример в любом случае вряд ли может доказывать даже и позднейшее, а тем более первоначальное применение термина шасу в социальном смысле; ничто как будто не мешает рассматривать этих шасу как мигрантов из Азии. Все остальные упоминания о шасу в Египте хорошо согласуются с данными источников об угоне и перемещении шасу в Египет эпохи Нового Царства.

Сам термин "шасу" может рассматриваться как этнический термин неегипетского происхождения; остается неизвестным, имел ли он значение "добычливый/грабитель" изначально, или приобрел таковое в иных языках в ходе враждебных контактов реальных шасу с их носителями. Точно так же невозможно решить вопрос о том, является ли египетское слово "шасу" = "пастух" консонантным омонимом к этнониму "шасу" (напомним, что вокализация нам неизвестна для обоих терминов), или именно это название кочевого народа естественно вошло в египетскую речь в переносном значении "пастух" (это значение не зарегистрировано для слова "шасу" ни в одном из древнеегипетских текстов, так что его следует считать вторичным). Как бы то ни было, следует считать доказанным, что "шасу" памятников Нового Царства обозначает не "номадов" — "кочевников вообще", а определенную этнополитическую общность (совокупность родственных этнополитических общностей), занимающих определенную территорию; надо думать, что "шасу", поселившийся в городе, не перестал бы быть для египтян "шасу", как и деурбанизированный хуррит в "шасу" бы не превратился. Более того, нет даже уверенности, что общность шасу вообще была кочевой, хотя ее основная (южная) локализация делает такое предположение наиболее вероятным, а значение "шасу-пастух" хорошо согласуется с ним.

Но если шасу — не социально-экономический термин, а название этнополитической группы, то вполне справедливо будет задаться вопросом о том, какому из народов, упомянутых в Ветхом Завете, эта группа может соответствовать. В самом деле, Ветхий Завет представляет весьма подробную этногеографическую картину Палестины последних веков II тыс. до н.э., в том числе тех (XIII-XII вв.), для которых египетскими данными заведомо зарегистрированы шасу. Очевидно, что библейский кандидат на такое отождествление должен занимать ту и именно ту территорию, на которой египтяне располагают шасу (причем именно южный их центр, поскольку северный, южносирийский, вообще не попадает в ареал сколько-нибудь подробных географических данных Ветхого Завета); кроме того, желательно, чтобы Библия характеризовала его как древний, доеврейский народ. И такой народ в Библии действительно немедленно находится: это Амалек, расселяющийся от Эдома и Сеира (включительно) по Синаю вплоть до египетской границы (I Хроник 4: 42-43; Исх. 17) — т. е., в точности в южном регионе шасу. Решающим аргументом здесь видится предложение А.А.Немировского о сопоставлении трех групп данных — географического совпадения описываемого в египетских источниках ареала шасу XIII-XII вв. с территорией единовременных амалекитов (1); египетской традиции о гиксосах (т. е., по прямому указанию Манефона, "царях шасу" [25]) — азиатах, захвативших Египет (2); и независимой арабской традиции о захвативших Египет амалекитских царях(3) [26]. Благодаря такому сопоставлению выстраиваются подтверждающие друг друга взаимосвязи между "гиксосами" как "шасу", "шасу" как "амалеком"(1) и "амалеком" как "гиксосами" (3), обеспечивающие довольно жесткое отождествление всех трех терминов [27].

Как и шасу (ср. "Страна Шасу-Яхва" египетских списков), Амалек оказывается географически связан с Яхве: евреи впервые встречаются с ним у Горы Бога, Исх.17. Наконец, Амалек является древним народом Палестины, помещенным в очень архаическом перечне ее доеврейских обитателей — жертв эламского похода, приводимом в повествовании Быт.14. Включение же Амалека в генеалогию Исава-Эдома в качестве сына от наложницы Элифаза Тимны (Быт.36:12) по общим правилам является определенным отражением позднейшего включения Амалека (точнее, его части) в качестве неравноправной местной группы в племенной союз эдомитов (напомним, что ветхозаветный Эдом действительно занимает территорию, где ранее присутствовали новоегипетские шасу). Этот эдомитский Амалек и по времени, и по месту может с большой вероятностью соответствовать "шасу Эдома", упомянутым в папирусе Анастаси VI. Кроме южной окраины Палестины, Амалек обитал также в районе, заселенном впоследствии эфраимитами (Суд.5:14, 12:15), и эта группа может удобно отождествляться с севернопалестинской группой шасу, отмеченной в папирусе Анастаси I (см. выше).

Наконец, Амалек является (наряду с филистимлянами) народом, к которому в Библии прямо применяется слоыо "шосим" ("грабители", IСам.14:48; ср. также выше о предполагаемой связи этого термина с шасу).
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Ilik » 12 апр 2011, 17:08

В целом статья очень хороша, зашел по ссылке и прочитал ее целиком. Но сомнения в правильности отождествления шасу и амалекитян остаются.
Ибн Абд ал-Хакам, сообщая нам о давнем завоевании Египта народом Амалек, опирается на заимствованные ( и не дошедшие до нас) сведения. Заимствованные у ал-Калби или у кого-то другого из более ранних авторов, которых он перечисляет. С ветхозаветной исторической традицией ал-Хакам знаком, это видно из его текста.
То есть либо он сам, либо кто-то из его информаторов-предшественников соотнес известных им библейских амалекитян с каким-то независимым арабским преданием доисламской эпохи о нашествии некоего народа на Египет. Соотнес и выдал свой вывод о том, что это Амалек завоевал Египет. Хорошо. Но что, если они ошиблись в данном выводе? Вероятность этого немала.
В таком случае треугольник отождествления "гиксосы=шасу=амалек", о котором пишет автор статьи, теряет всякую жесткость. Я не собираюсь с жаром отстаивать какой-то другой вариант, а просто указываю на слабые, на мой взгляд, места теории. Или взять воинов-шасу на египетских рисунках: легкая пехота. Но в 1-й Книге Самуила мы встречаем верблюжью кавалерию амалекитян. В описании набега Амалека на Филистию и юг Иудеи, после которого войско амалекитян отягощенное добычей возвращалось домой, а Давид со своими воинами внезапно напал на их лагерь:
... и вот, они, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по случаю великой добычи, которую они взяли в земле Филистимской и в земле Иудейской. И бил их Давид от сумерек до рассвета третьего дня; и не спасся из них никто, кроме четырехсот юношей, которые бежали верхом на верблюдах. И отнял Давид все, что забрали амалекитяне...

(1 Сам.30, 16-18).

Тут, правда, можно возразить, что амалекитяне успели приручить верблюдов за те двести лет, что прошли, скажем, со времени правления Мернептаха в Египте и до начала правления Давида в Израиле, но ведь наверняка мы этого не знаем. Поэтому и сомнения остаются.
С другой стороны, рассказ об этой же войне как-будто подтверждает локализацию одного из южных очагов расселения шасу, приравненных в статье к амалекитянам. А именно Синай или иначе "страна Яхва". Отступающие отряды Амалека по пути домой переходят поток Бсор и преследуя их его же, естественно, переходят и воины Давида (1 Сам.30, 9-10). Если амалекитяне форсируют Бсор, значит, они идут не на юго-восток, к горам Сеира, а на юго-запад, в сторону северного Синая.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: «Азиатские» враги и вассалы Египта

Сообщение Analogopotom » 13 апр 2011, 12:08

Шасу Эдома.
http://www.biblearchaeology.org/post/20 ... Texts.aspx

The term Shasu is found in a variety of New Kingdom hieroglyphic texts including the military, administrative, and diplomatic documents of Thutmosis III, Amenhotep II, Thutmosis IV, Amenhotep III, Akhenaton, Seti I, Ramses II, Merneptah, and Rameses III. One of the most intriguing of the Nineteenth Dynasty documents referring to the Shasu is a letter, dated 1192 B.C., which states in part:

Another communication to my Lord: We have finished letting the Shasu tribes of Edom pass the fortress of Merneptah Hotep-hir-Maat…which is in Tjeku, to the pools of Per Atum of Merneptah Hotep-hir-Maat, which are in Tkeku, to keep them alive and to keep their cattle alive…2

Note here that the Shasu tribes are linked with the Edomites, a tribal people with a well-known relationship to the Israelites. Note too that these Shasu tribes were settled, after they crossed the border into Egyptian territory, at Per Atum in Tjeku, or, to put it in Biblical terms, at Pithom in Succoth.3 In addition, it should be noted that these Shasu Edomites were animal herders and that they were also, of course, Semites.


Правда, непонятно что за документ процитирован.
Но не будем обсуждать эту статью, а рассмотрим замечательные рельефы с прорисовками, которые использовал в качестве иллюстраций автор статьи.

Рельефы из Карнака (фото: Майк Ладдени)
Сцена 5. Рельеф из храма в Карнаке. Азиатская военная компания фараона Мернептаха.

Изображение
Изображение

Мернептах захватывает в плен шасу. Позади фараона пленные шасу, которые гонят в Египет.
Текст, в основном восхваляющий достоинства фараона, сохранился частично: «Могучий Бык, остророгий и решительный, который покорил азиатов..., он заткнул хвастливые рты правителей Khurru ( Палестина)”.

Сцена 8. Рельеф из храма в Карнаке. Азиатская военная компания фараона Мернептаха.

Изображение
Изображение

Часть большей сцены, изображающей передачу Мернептахом пленников-шасу в дар богу Амону. Обычная практика.
Текст, который, взможно, относится к данному фрагменту, сохранился частично: “Приношение даров Его Величеством его отцу Амону, [когда] он возвратился из земли презренных Retenu (Сирия), и правители чужих земель («хека хасет»?)”.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1