Тетраморфы Иезикииля

Модератор: Ilik

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 19 сен 2013, 11:30

Сомов писал(а):Интересный текст. Первое, что приходит на ум – это «вавилонский плен».
Сам фрагмент, понятно, послужил для создания образов херувимов (от «керуб»).


Были ли животные из видения в первой главе херувимами? Это еще одна загадка Иезикииля. Да, в 9-11 главах эти животные прямо называются херувимами, напр. "Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними".

Но в первой главе слово "херувим" отсутствует, хотя автор должен был прежде всего сказать, что он видел херувимов, запряженных в колесницу. Более того, описание животных не соответствует херувимам: "каждая из которых выглядела так: подобие человека", с прямыми ногами и человеческими руками, то есть туловище животного расположено вертикально, а не горизонтально, как у херувима.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 19 сен 2013, 12:13

Лемурий писал(а):К "вавилонскому плену" вся атрибутика и символизм были уже сформированы, так что это более ранние корни. Нанна или Син - это божество Луны. Не удивлюсь, если именно с Ура у иудеев лунный календарь.

Нет, Лемурий, не все сформировалось.
Серафимами мы обязаны именно пророку Изикиилю. А херувимы были, да. По преданию, они охраняли ковчег завета в храме Соломона. Вообще, в христианстве представления об ангельской иерархии и демонология устоялись к веку 15-му. Но это к делу не относится.

Важно, что, когда Иезикииль делал свои пророчества, месопотамские зооморфы и антропоморфы были у него перед глазами.
«Его ноги - прямые, а ступни его ног - как ступни ног быка, и блестели они как сияние полированной (?) бронзы», - прямо подпись к вашему фото.

Кроме того, возможно, в «вавилонском плену» группа священников продолжала собирать и редактировать священные тексты, и править законы, т.к. есть сомнения, что реформа закончилась при Иосии, а по возвращении инициировала возрождение храма. Хотя необязательно, никто не знает, как там все было на самом деле.

А объяснить несогласованность во фрагменте можно так. Книга пророка Иезекииля включена в собрание уже будучи признанной священной, а книга, в которой каждое слово считается священным, не редактируется. На Руси, вон переписчикам за то, что забывали про титло над именем Богоматери, руку отрубали.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 19 сен 2013, 12:52

Облезлый кот писал(а):Но в первой главе слово "херувим" отсутствует, хотя автор должен был прежде всего сказать, что он видел херувимов, запряженных в колесницу. Более того, описание животных не соответствует херувимам: "каждая из которых выглядела так: подобие человека", с прямыми ногами и человеческими руками, то есть туловище животного расположено вертикально, а не горизонтально, как у херувима.

Иезикииль-то должен? :)
Видение из 1 главы отличается оригинальностью. Если упоминания или описания херувимов можно найти в других книгах, то данный образ, ставший прототипом серафима, впервые появляется в кн. Иез. Мне как-то не очень представляется этот сказочный персонаж из видения, которое априори нельзя принимать буквально. И надо делать скидку на некоторое, скажем, блаженство, пророка.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 19 сен 2013, 15:03

Сомов писал(а):Вообще, в христианстве представления об ангельской иерархии и демонология устоялись к веку 15-му.

:arrow: Дионисий Ареопагит (ум.ок.96 н.э.). О небесной иерархии

Сомов писал(а):Важно, что, когда Иезикииль делал свои пророчества, месопотамские зооморфы и антропоморфы были у него перед глазами. «Его ноги - прямые, а ступни его ног - как ступни ног быка, и блестели они как сияние полированной (?) бронзы», - прямо подпись к вашему фото.

Иезикииль и его народ в это время в плену были. Переносить враждебных хранителей к себе в пантеон как минимум не патриотично.
Но не суть "когда", вопрос был про разный пол в описании одного и того же существа. По-моему, разный пол у одного и того же хранителя Шеду/Ламасса наиболее подходящий источник заимствованного мифа.

Сомов писал(а):На Руси, вон переписчикам за то, что забывали про титло над именем Богоматери, руку отрубали.

Первый раз слышу и очень сомневаюсь. Если не затруднит - дайте источник? Дело в том, что обычно писали "Богородица", а там выносная надстрочная "д", которая пишется механически. Да и переписчиков годами учили и были они на вес золота. Поэтому очень сомневаюсь в достоверности "отрубания руки" за столь малую провинность.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 19 сен 2013, 15:04

Сомов писал(а): Иезикииль-то должен?

Писал ли Иез. 1 сам Иезикииль, то есть тот человек, который пережил это видение, писал ли кто-то другой с его слов, или сам Иезикииль с его видением - это только персонаж из одноименной книги, - на эти вопросы мы не сможем ответить.

Отсутствие упоминания слова "херувим" в первой главе говорит о том, что описание колесницы в 10-й главе вторично по отношению к первой главе. Если обе части написаны одним человеком, то похоже, что при создании первой главы он еще не был знаком с образом херувима. Другая возможность - ко времени создания 10-й главы образ животного сблизился с образом херувима.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 19 сен 2013, 20:45

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а): Иезикииль-то должен?

Писал ли Иез. 1 сам Иезикииль, то есть тот человек, который пережил это видение, писал ли кто-то другой с его слов, или сам Иезикииль с его видением - это только персонаж из одноименной книги, - на эти вопросы мы не сможем ответить.

Отсутствие упоминания слова "херувим" в первой главе говорит о том, что описание колесницы в 10-й главе вторично по отношению к первой главе. Если обе части написаны одним человеком, то похоже, что при создании первой главы он еще не был знаком с образом херувима. Другая возможность - ко времени создания 10-й главы образ животного сблизился с образом херувима.

Придерживаюсь версии, что книга создана коллективом авторов. Но, сомнительно, что кто-то из них не знал о херувимах. В описании храма Соломона, главнейшей израильской святыни, херувимам уделено особое внимание, и неспроста, полагаю.
То, что херувимы «впряжены» - поздняя традиция. Изначально, херувимы – персонификация божьего облака. Помните, облако, спускавшееся на скинию перед Моисеем? В основном, они поддерживают и сопровождают Яхве. Хотя в кн. Иез. используются эпитеты, а не имя бога.

А не может такого быть, что в 1 главе использована формула какого-то религиозного месопотамского гимна? Двухголосого, обращенного к разнополым божествам. Может, чуть искаженная при переводе с халдейского.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 19 сен 2013, 21:04

Лемурий писал(а):
Сомов писал(а):Вообще, в христианстве представления об ангельской иерархии и демонология устоялись к веку 15-му.

:arrow: Дионисий Ареопагит (ум.ок.96 н.э.). О небесной иерархии .

Этот труд только начало, взятое за основу христианскими теологами Средневековья. В 1 в. не могло быть серьезной систематизации ангельского сонма, поскольку христианского мира, как такового, еще не существовало.
Лемурий писал(а):
Сомов писал(а):Важно, что, когда Иезикииль делал свои пророчества, месопотамские зооморфы и антропоморфы были у него перед глазами. «Его ноги - прямые, а ступни его ног - как ступни ног быка, и блестели они как сияние полированной (?) бронзы», - прямо подпись к вашему фото.

Иезикииль и его народ в это время в плену были. Переносить враждебных хранителей к себе в пантеон как минимум не патриотично.
Но не суть "когда", вопрос был про разный пол в описании одного и того же существа. По-моему, разный пол у одного и того же хранителя Шеду/Ламасса наиболее подходящий источник заимствованного мифа.

А вот, и нет. По представлению древнего человека, чем больше у него покровителей, тем лучше. И заимствовали чужих богов, хоть у союзников, хоть у врагов: Иштар-Астарта и Ваал почиталась в Египте, Серапис в Риме, Изида - по всему Средиземноморью. И статуи воровали и переносили в свои храмы. Так, Одиссей тиснул Палладиум в Трое. Есть и библейский пример – филистимляне перенесли Ковчег Завета в храм Дагона.
В нашем же случае, «враждебные хранители» вполне тождественны «родным», но не имели воплощения. Если нас с вами сегодня эти древние статуи впечатляют своим великолепием и совершенством, то что говорить о евреях, у которых на родине скульптура, в виду особенностей религии, не получила развития.
Лемурий писал(а):
Сомов писал(а):На Руси, вон переписчикам за то, что забывали про титло над именем Богоматери, руку отрубали.

Первый раз слышу и очень сомневаюсь. Если не затруднит - дайте источник? Дело в том, что обычно писали "Богородица", а там выносная надстрочная "д", которая пишется механически. Да и переписчиков годами учили и были они на вес золота. Поэтому очень сомневаюсь в достоверности "отрубания руки" за столь малую провинность.

Постараюсь найти. Самому интересно, откуда у меня такое убеждение. :)
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 19 сен 2013, 22:06

Сомов писал(а):Этот труд только начало, взятое за основу христианскими теологами Средневековья. В 1 в. не могло быть серьезной систематизации ангельского сонма, поскольку христианского мира, как такового, еще не существовало.

Распространение его творений началось с Vв, но даже если его не брать в счёт, будете проезжать по Золотому Кольцу - обратите внимание на окружение псалмопевца Давида и святителей в фасадной скульптуре 13 века. В Европе подобные украшения соборов были много раньше.

Изображение
"Шестокрыльцы" Георгиевского храма в Юрьеве-Польском.

Сомов писал(а):По представлению древнего человека, чем больше у него покровителей, тем лучше.

Может и позаимствовали. Это Вы хорошо обратили внимание на описание статуй Шеду/Ламассу, теперь мы знаем из какого места "растут" полированные прямые бычьи ноги.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение El_mariachi » 19 сен 2013, 23:06

Трактат «О небесной иерархии» псевдо-Дионисия была сотворена в 5 веке, никем иным как епископом Петром Ибери.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 20 сен 2013, 09:32

Сомов писал(а):А не может такого быть, что в 1 главе использована формула какого-то религиозного месопотамского гимна? Двухголосого, обращенного к разнополым божествам. Может, чуть искаженная при переводе с халдейского.


Я встречал в литературе две теории, объясняющие странность текста: первая предполагает, что автор думал о тетраморфах, во-первых, как о "животных" (на древнееврейском "хайот" женского рода), а во-вторых, как о "херувимах" (слово мужского рода). Вторая теория относит изменение рода к своеобразному литературному приему, с помощью которого автор подчеркивает состояние крайнего замешательства своего героя.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 23 сен 2013, 09:02

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):А не может такого быть, что в 1 главе использована формула какого-то религиозного месопотамского гимна? Двухголосого, обращенного к разнополым божествам. Может, чуть искаженная при переводе с халдейского.


Я встречал в литературе две теории, объясняющие странность текста: первая предполагает, что автор думал о тетраморфах, во-первых, как о "животных" (на древнееврейском "хайот" женского рода), а во-вторых, как о "херувимах" (слово мужского рода). Вторая теория относит изменение рода к своеобразному литературному приему, с помощью которого автор подчеркивает состояние крайнего замешательства своего героя.

Слово «облако» - ж.р., поэтому неудивительно, что израильские херувимы женоподобны.
Иезикииль же думал о вавилонских статуях? Кстати, «глаза» на руках серафимов и колесах могут быть драгоценными камнями, украшавшими изваяния.
Данный прием встречается только в кн. Иез., если бы он использовался и в других книгах, тогда можно было бы говорить о существовании такового.

Давно читал, по-моему у Гёче, что Иезикииль страдал каталепсией и был частично парализован. Как вариант, можно предположить, что из-за невнятности речи пророка, текст записанный с его слов получился несогласованным, но в виду святости был сохранен в подобном виде.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 23 сен 2013, 09:07

Лемурий, как найду сканер, выложу пару страниц о том, что отступление от принятого написания приравнивалось к ереси. Вам будет интересно.
Про «руку отрубали» чего-то не нашел. Возможно, это было пожелание одного из наших церковных деятелей периода становления Москвы Третьим Римом, но оно было.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 23 сен 2013, 14:48

Сомов писал(а):Слово «облако» - ж.р.,


В древнееврейском слово "облако" ענן мужского рода, см. например. Иез. 1:4.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 23 сен 2013, 17:38

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):Слово «облако» - ж.р.,


В древнееврейском слово "облако" ענן мужского рода, см. например. Иез. 1:4.

Что такое аrabboth? Туча?
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 23 сен 2013, 20:26

Для Лемурия.
Н. Б. Мечникова «Язык и религия»

ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25