Тетраморфы Иезикииля

Модератор: Ilik

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 23 сен 2013, 22:59

Ну так это совсем другое. В том и дело, что инока, какими в основном и были переписчики, мог судить токмо церковный суд, по которому разрешались лишь 3 вида наказаний:

- епитимия "т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
- арест при церковном доме;
- телесное наказание, без причинения увечий.

:arrow: см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24063
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 24 сен 2013, 09:20

Сомов писал(а):Что такое аrabboth? Туча?

Похоже на слово "пустыня" во мн. числе. Где это встречается?
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 24 сен 2013, 12:17

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):Что такое аrabboth? Туча?

Похоже на слово "пустыня" во мн. числе. Где это встречается?


Р. Патай "Иудейская богиня"

Изображение
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 24 сен 2013, 13:01

Сомов писал(а):Р. Патай "Иудейская богиня"

чтд женская "кобылица" - хранительница = Ламассу.

Мы вовсе не пионеры в тождестве животных из видения Иезекииля с Шеду/Ламассу:

Прослеживая далее вглубь веков генезис ветхозаветных представлений о херувимах, мы обнаруживаем, что «четыре животных» Иезекииля — плод не только его личного воображения и собственного религиозного опыта.

Вопрос об источнике видения Иезекииля давно встал перед исследователями. Многочисленные филологические и историко-археологические изыскания, проведенные на Ближнем Востоке и в Египте еще в прошлом веке, позволили однозначно ответить на этот вопрос. Большое количество параллелей в теологии, архитектуре, пластике и орнаментике, литературных мотивах, терминологии приводят к выводу о передне-, ближневосточных и древнеегипетских истоках многих библейских представлений. Так, еще в 1917 г. Лоренц Дюрр, основываясь на огромном иконографическом и литературном материале, показал, что Иезе-киилев образ «четырех животных», несущих престол Господа, целиком восходит к символике ассиро-вавилонского и — шире — переднеазиатского региона2. Возможность такого заимствования выглядит вполне реальной, если мы вспомним, что видение Яхве, несомого херувимами, явилось Иезекиилю на пятом году его жизни в вавилонском пленении (Иез. 1, 2), т. е. в 593/592 г. до н. э.; там он, несомненно, мог познакомиться с местной религиозной символикой.

Ближневосточное происхождение «животных» проступает, в частности, в том, что ветхозаветные херувимы (kerubim; χερου-βίμ), расположенные под троном Господа по четырем сторонам от него, оказываются идентичными не только этимологически, но и по содержанию вавилонским крылатым духам-защитникам, которые назывались тем же словом — ассир.-вав. [ilu] käribu и [ilu] kunbu, аккад. karübu. Эти божества, как и близкие им лах-ме (lahme), шеде (sede) и ламассе (lamasse), уже давно сближаются исследователями с ветхозаветными херувимами по своим функциям и облику. Знаменательно, что Э. Унгер6 связывает kuribu с духами ветров, по которым ориентировались в Месопотамии и которые замещали собой страны света. Таким образом, как ассирийско-вавилонские курибу, так и древнееврейские херувимы, оказываются духами, которые выступают как патроны-хранители стран света.

Примечательно, что слово курибу (карибу, карубу) этимологически родственно санскр. gribh, греч. γρύψ, англо-сакс. crumb, нем. Greif. Вообще, слово kuribu — шумерского происхождения, заимствованное в аккадском и вавилонском, греческое же γρύψ, γρυπός (гриф, грифон) — это арийское заимствование из север-носемитского ареала. Греческий грифон — это птица с орлиным клювом и телом льва, которая стережет золото в стране гипербореев10, т.е. налицо те же охранительные функции, что и у керу-бов/херувимов, а также у зооантропоморфных фигур египетских, хеттских и греческих сфинксов и грифонов...

Изображение
- Ассирийский крылатый гений с головой орла. Рельеф из дворца Ашшур-нацир-апала II из Нимруда, IX в. до н. э. (Веек, 1961, Abb. 178).
- Позднехеттский крылатый лев с головой человека; на голове шапка с двумя рогами; хвост, возможно, имеет голову орла; происходит с рельефа из Кархемыша, X—VII вв. до н. э. (Keel, 1977, Abb. 187 и 188).


Изображение
Два крылатых сфинкса как хранители древа жизни на золотой пластинке из могилы в Энкоми-Аласии, ок. 1000 г. до н. э. (Keel, 1977, Abb. 1).

Изображение
Зооантропоморфные образы на новоассирийской цилиндрической печати (Keel, 1977, Abb. 166).
------
Подосинов А.В. Ближневосточные и египетские параллели
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24063
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 24 сен 2013, 14:36

Сомов писал(а):
Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):Что такое аrabboth? Туча?

Похоже на слово "пустыня" во мн. числе. Где это встречается?
Р. Патай "Иудейская богиня"


Речь идет о Пс. 68:5 (67:5) "Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах". Древнееврейское רכב בערבות "всадник в пустынях" иногда считают испорченным в результате переписывания רכב בערפות - всадник на облаках. Слово ערפות в древнееврейском не встречается, но есть в угаритском, где Бааля часто величают титулом rākib ʿurpati "всадник на облаках". Тем не менее, неисправленный текст тоже может быть правильным, если речь идет о странствиях по пустыне во время Исхода.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 24 сен 2013, 14:46

К ближневостоным картинкам, иллюстрирующим видение Иезикииля, нужно добавить еще одну с 4-ликим божеством.
Изображение

Все элементы видения, разве что кроме колес с глазами, хорошо предствалены в вавилонских источниках.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 24 сен 2013, 15:31

Видел, Вадим, Ваш блог, очень интересна версия с зодиаком Сина.

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24063
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 25 сен 2013, 09:39

Лемурий писал(а):очень интересна версия с зодиаком Сина.

Спасибо. К обсуждению стоит добавить еще один возможный аспект инагурационного видения Иезекиля, а именно связь с небесными фигурами. Возможно, лица человека, быка, льва и орла как-то связаны с соответствующими созвездиями. Эту связь подтверждает название платформы, на которой сидит Бог. Она называется "ракиа" - та самая "твердь", которой Бог отделил нижнюю воду от верхней в Быт. 1.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 25 сен 2013, 11:27

Вообще-то, все четверо ЦАРИ: лев - царь зверей, орёл - царь птиц; ангел - небесное воинство; бык - символ силы, царь скота.

Изображение
Бронзовая монета (тетрахалк) Пантикапея с профилем Сатира I (433—389 ВС), грифоном и осетром.

Символы царской власти на суши, в воздухе и море (царем рыб был осётр).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24063
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 25 сен 2013, 12:52

Лемурий писал(а):Вообще-то, все четверо ЦАРИ


"Человек возвышен среди всех созданий, орел возышен среди птиц, бык возвышен среди скота, лев вызвышен среди полевых животных. Все они получили власть, и всем им дано величие. Тем не менее они поставлены под колесницей Святого."

Шмот Рабба 23.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 25 сен 2013, 16:00

Лемурий писал(а):Ну так это совсем другое. В том и дело, что инока, какими в основном и были переписчики, мог судить токмо церковный суд, по которому разрешались лишь 3 вида наказаний:

- епитимия "т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
- арест при церковном доме;
- телесное наказание, без причинения увечий.

:arrow: см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.

Хотите сказать, что со времени Владимира и Ярослава церковные уставы не изменялись?
Тогда напомню, что изначально почти в каждом княжестве была своя епархия, и местные главы церкви назначались удельными князями, или избирались вече, как в «вольном» Новгороде. В виду раздробленности Руси, так продолжалось аж до последних Рюриковичей.
Это я не к тому, что в каком-то уставе прописано «руку рубить» (хотя, как знать :) ), а о том, что отличия имелись. Да, была общая основа – византийская, - какие-то кальки, образцы для подражания, однако законы и правила русские церковные деятели составляли, руководствуясь собственными соображениями, а монастыри, по части уставов, так вовсе являлись автономными единицами. Таким образом, ни о каких общих церковных положениях, ровно, как и канонических, в начальный период и средневековье, до становления Москвы «Третьим Римом», и речи быть не может. О чем, кстати, косвенно свидетельствует народная мудрость: «каков поп, таков и приход», а другая - «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», - прямо подтверждает факт существования различий. :D
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 26 сен 2013, 10:33

Лемурий писал(а):ветхозаветные херувимы (kerubim; χερου-βίμ), расположенные под троном Господа по четырем сторонам от него, оказываются идентичными не только этимологически, но и по содержанию вавилонским крылатым духам-защитникам, которые назывались тем же словом — ассир.-вав. [ilu] käribu и [ilu] kunbu, аккад. karübu.


В CAD это слово "kuribu" - "representation of a protective genius with specific non-human features".

Еще одна деталь "меркавы" (колесницы) меня удивляет. В Иез. 10:14 снова описываются лица животных. На этого раз вместо быка появляется "лицо херувима". Оставив вопрос о том, почему исчез бык и появился херувим, меня заинтересовало само выражение "лицо херувима". Вроде как херувим не может иметь свое собственное лицо - оно должно быть лицом льва, человека или еще кого нибудь. Интересно что это выражение встречается не только у Иезикииля, но и в аккадском тексте 7 в., "Видение подземного мира ассирийскому принцу". В этом тексте жена царя поздемелья Намтарту имеет голову "курибу", но человеческие руки и ноги.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 26 сен 2013, 13:23

По идее, херувимы анропоморфы. Человекоподобие данных персонажей, полубогов-посредников, за редкими исключениями, характерно для всего региона - Угарита, Финикии, Ханаана, и даже южной части Леванта, находившейся под сильным культурным влиянием Египта, несмотря на то, что в пантеоне последнего присутствовало множество зооморфов, наряду с антропоморфами. В теме же представлена иконография. То есть, традиция располагала к обретению херувимами именно человеческого лица, при звероподобном или полузвероподном теле.
Боги же, имевшие вторую ипостась, если оборачивались животными, то полностью, как например, Осирис, Илу и Баал превращались в быка.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 26 сен 2013, 14:25

Сомов писал(а):традиция располагала к обретению херувимами именно человеческого лица


Но аккадский текст о Намтарту как раз свидетельствует обратное - у kuribu было нечеловеческое лицо. Об этом же говорит описание тетраморфов в Иез. 10 "первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное".
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 27 сен 2013, 10:07

Лемурий писал(а):Бронзовая монета (тетрахалк) Пантикапея с профилем Сатира I (433—389 ВС), грифоном...


Интересно, есть ли этимологическая (или еще какая-нибудь) связь между греческим грифоном и семитским керувом?
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19