Тетраморфы Иезикииля

Модератор: Ilik

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 27 сен 2013, 10:12

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):традиция располагала к обретению херувимами именно человеческого лица


Но аккадский текст о Намтарту как раз свидетельствует обратное - у kuribu было нечеловеческое лицо. Об этом же говорит описание тетраморфов в Иез. 10 "первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное".

В чем может выражаться «нечеловечность» лица херувима? Клыки звериные, заостренные уши? Но мы опять-таки мы располагаем изображениями керубов, и ничего подобного в их иконографии нет. Или у них глаза светились? Или, что более верятно, само лицо. Надо будет посмотреть, что есть на этот счет в мифологии Угарита, Финикии и Ханаана.

Вы сами отметили своеобразие видения пророка Изекииля.
Если другие видения и пророчества подаются толкованию, т.е. библейские аллегории имеют некие реальные прообразы, как, например, «звери» пророка Даниила, можно провести исторические параллели, то в книге пр. Иез. образы – абстрактные, не имеющие отношение к действительности. Смысл видения, его символика, в общем, понятны, но детали мог объяснить только сам автор.

Прототипом четырехликого херувима могли послужить капители колонн вавилонского храма. Мне встречались зарисовки «пионеров» археологии с парными, скульптурными изображениями голов животных. Подобные элементы декора использовались в др. Египте. Но, возможно, были и четырехголовые колонны, по сторонам света. Человек обходит колону кругом – и вот, он - эффект смены лиц и голов животных.
Поискал в ин-те – не нашел ничего похожего. Возможно, колонны не сохранились до наших дней, или кто-то их тиснул в частную коллекцию.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 27 сен 2013, 10:23

Облезлый кот писал(а):
Лемурий писал(а):Бронзовая монета (тетрахалк) Пантикапея с профилем Сатира I (433—389 ВС), грифоном...


Интересно, есть ли этимологическая (или еще какая-нибудь) связь между греческим грифоном и семитским керувом?
Есть такая версия.

Еще посмотрите книгу "Тигрица и грифон" Юрченко, там собраны упоминания античных авторов о животных реальных и фантастических.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Облезлый кот » 27 сен 2013, 12:07

Сомов писал(а):мы располагаем изображениями керубов

Ничего об этом не знаю...
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 27 сен 2013, 15:12

Облезлый кот писал(а):"Человек возвышен среди всех созданий, орел возышен среди птиц, бык возвышен среди скота, лев вызвышен среди полевых животных. Все они получили власть, и всем им дано величие. Тем не менее они поставлены под колесницей Святого."
Шмот Рабба 23.

Извиняюсь, на два дня отъезжал, но это как раз и был искомый исток образа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 27 сен 2013, 15:25

Сомов писал(а):Хотите сказать, что со времени Владимира и Ярослава церковные уставы не изменялись?
Тогда напомню, что изначально почти в каждом княжестве была своя епархия, и местные главы церкви назначались удельными князями, или избирались вече, как в «вольном» Новгороде.

Конечно, до членовредительства Номоканон и оный, но отредактированный под Русь при Ярославе Илларионом церковный устав, никогда не доходил.

Вот Вам пример наказания на Лаче озере при Новгородском княжестве (статьи Симеон., Троцк. 1378):

Изображение
Изображение

Максимальное наказание клирика в 14 веке:

- телесное наказание = "много истязаша";
- арест при церковном доме = "послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ";
- епитимия = временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения - ну, последнее в отношении этого попа, можно не сомневаться, состоялось.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 27 сен 2013, 15:52

Облезлый кот писал(а):Интересно, есть ли этимологическая (или еще какая-нибудь) связь между греческим грифоном и семитским керувом?

Керув ближе к Ламассу и Сфинксу - он с головой человека.

Изображение
Kᵊruv: Assyria BCE 9th-8th century, Ivory

Грифоны без человеческих частей тела, но это также символ хранителей. У скифов они охраняли золото, в геральдике символ не дремлющего охранника (н-р, герб Романовых).

Для христианской символики заимствован именно грифон, а не семитский керув, и пришёл он из Греции:

Изображение
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Думаю, что последовательность была такой:

Шеду /Ламмасу (Шумеры);
- Сфинкс (Египет);
- Керув (Ассирия);
----
- Грифон (Греция) после египетского и персидского походов Александра Македонского.

Но везде они символизировали царскую власть на суше и в воздухе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 27 сен 2013, 16:53

Облезлый кот писал(а):
Сомов писал(а):мы располагаем изображениями керубов

Ничего об этом не знаю...

Ю. Циркин «Мифология Финикии и Угарита». Если нужно, могу отсканировать картинки. Но не быстро.

Описание херувимов храма Соломона, но без упоминания внешности и, тем более, неких характерных для херувимов черт лица.
1 Пар. 28:18: «... и устройства колесницы с золотыми херувимами, распростирающими крылья и покрывающими ковчег завета Господня».
2 Пар. 3:10-14; 5: 7-8. 3 Цар. 6:23-35.

Интересный фрагмент, с облаком - 3 Цар. 8: 6-13.
6. И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
7. Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его.
8. И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня.
9. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
10. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
11. и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
12. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле;
13. я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки.
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 27 сен 2013, 16:54

Лемурий писал(а):
Шеду /Ламмасу (Шумеры);
- Сфинкс (Египет);
- Керув (Ассирия);
----
- Грифон (Греция) после египетского и персидского походов Александра Македонского.

Но везде они символизировали царскую власть на суше и в воздухе.

«Сфинкс» - не египетский термин. Этот тот персонаж, который загадал загадку царю Эдипу. :)
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 27 сен 2013, 20:34

Сомов писал(а):«Сфинкс» - не египетский термин. Этот тот персонаж, который загадал загадку царю Эдипу.

Эдип по легенде был правитель Фив (Греция), а вот в Фивах, но египетских, были свои сфинксы - египетские.

Изображение

Надпись на питерском сфинксе из поминального Храма Аменхотепа III:

    «Да живет Гор, могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

Так что корни легенды ещё поискать надо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Сомов » 27 сен 2013, 23:56

Лемурий писал(а):Так что корни легенды ещё поискать надо.

А что ее искать? Эта версия рассмотрена Э. Великовским, см. "Эдип и Эхнатон". Немного новохронологии, однако все параллели прекрасно представлены.
Только "сфинкс" все равно не египетский термин. :)
Аватара пользователя
Сомов
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 13:10

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение El_mariachi » 28 сен 2013, 01:57

А можно узнать, почему Македонского изобразили на Соборе?
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение м-р Форрест » 28 сен 2013, 14:32

El_mariachi писал(а):А можно узнать, почему Македонского изобразили на Соборе?

Вы имеете ввиду храм Артемиды?
Тот, кто хочет - ищет средства, тот, кто не хочет - ищет оправданий.Восточная мудрость.
Аватара пользователя
м-р Форрест
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 12:49
Откуда: Плутон(кратер Сухум)

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение El_mariachi » 29 сен 2013, 02:42

Я имею в виду Дмитриевский собор во Владимире, который показан выше.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 30 сен 2013, 10:13

Сомов писал(а):Эта версия рассмотрена Э. Великовским, см. "Эдип и Эхнатон". Немного новохронологии, однако все параллели прекрасно представлены.
Только "сфинкс" все равно не египетский термин. :)

Не в названии дело, а в ОБРАЗЕ.

Здесь сопоставления посвежее:

:arrow: Matthias Schulz Das Testament des Pharao//DER SPIEGEL 52/2006
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тетраморфы Иезикииля

Сообщение Лемурий » 30 сен 2013, 10:15

El_mariachi писал(а):А можно узнать, почему Македонского изобразили на Соборе?

Знамое дело, образ взят из "Александрии":

:arrow: Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исследование и текст. М., 1893

Фасадной скульптурой занимались европейские зодчие:

:arrow: Заграевский С.В. АРХИТЕКТОР ФРИДРИХА БАРБАРОССЫ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19961
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1