vovap писал(а):Analogopotom писал(а):А Ветхий завет не единственный источник, с помощью которого можно установить этимологию слова «Элохим». Есть угаритские тексты (с XIV в. до н. э.) об Илу и финикийские надписи, где упоминается верховный бог Эл и Эл Элиун («высочайший бог»).
Да, угаритские тексты несомненно представляют огромный интерес. Однако данную конкретную проблему они не решают, а скорее добавляют путаницы. Им вроде как был известен бог Эль как верховный бог и имя собственное.
А в чем собственно проблема?
Часть израильских племен - тех, что пришли в Палестину с востока – поклонялись не Яхве, а Эл-Шаддайю и Элохиму, который впоследствии вобрал в себя функции различных элов. В это время слово «эл/ил» уже не было именем собственными, а обрело значение «бог», о чем может свидетельствовать фрагмент борьбы Иакова с «таинственной силой», где фигурируют этноним Изра–иль и топоним Пену–эл.
Шифман (см. ссылку выше) пишет, что в I тысячелетии до н. э. артикль (множественного числа) исчез, однако именование бога с окончанием -м сохранилось. Трудно определить точно, когда «Элохим» стал теонимом, т.е. собственным именем бога, и, будучи формой множественного числа, согласоваться с глаголами и прилагательными в единственном числе, и почему. Шифман ссылается на то, что существовали аналогичные формы в финикийском и в аммонитском языках, но непонятно, что он имеет в виду.
Обратные примеры, когда собственные имена богов употребляли во множественном числе, можно найти в Ветхом завете.
Суд. Гл.2: 11 Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; (Суд. 3, 7.)
12 Оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; (Прит. 29, 18.)
13 Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. (Числ. 25, 3. Суд. 8, 33.)
Где Ваалы – «Baalim», а «Астарты» - Ashtoroth.
Автор фрагмента имена чужих богов превращает в нарицательные, толкует в буквальном значении: «Ваал» – владыка, «Астарта» - богиня, т.е. как «боги» и «богини»
Если не трудно разверните мысль. Хотите сказать, что толчок становлению иудейского многобожия дал культ Атона? Или было что-то общее в обоих процессах?vovap писал(а):Дальше открывается колоссальное пространство для интерпретаций в любую сторону. Достаточно вспомнить как Эхнатон сварганил своего Амона из Ра.