Новый писал(а):В земле Гесем евреи жили в начале пребывания в Египте, но ведь потом они были порабощены и, помимо, прочего, построили фараону два города (Исход, 1-11). <...> Насчет численности евреев - я же вчера предложил "геометрическую прогрессию", согласно которой их должно было быть уже века через два совсем не мало. правда, эти слова фараона о том, что "народ сынов Израилевых... сильнее нас", видимо, являются преувеличением: будь это на деле так, евреи не дали бы себя поработить, а завладели бы Египтом, и дело с концом.
Что ж, соглашусь с тем, что евреи могли жить и вне Земли Гесем. Да, Вы писалии про "геометрическую прогрессию", но я же на это заранее ответил! Геометрическая прогрессия возможна была лишь в Египте, но не в пустыне, где ничего, кроме кузнечиков и "манны" (отнюдь не небесной!) для пропитания ничего практически и нет. Знаток жизни пустыни чешский путешественник Алоис Музиль вычислил, что бедуинское племя, насчитывающее пять тысяч семей, образует во время марша колонну шириной двадцать километров и длиной свыше трех километров. Чем шире фронт марша, тем больше возможностей найти пастбища и воду, но одновременно возрастает угроза нападения со стороны враждебных племен. По мнению Музиля, предположение, будто оазисы Синайского полуострова могли прокормить два миллиона израильтян, следует считать совершенно нереальным. А уж о том, чтобы все они поместились в одном лагере, как утверждает Библия, вообще не может быть речи.
И пусть версия о двух миллионов человек при Исходе невероятна, столь же невероятно предположить, что даже миллион или полмиллиона человек смогут прожить в пустыне одним племенем.
Новый писал(а):Точку зрения Косидовского я знаю (читал его "Библейские сказания"), но это только гипотеза. не имеющая доказательной силы.
Здесь вопрос не в даказательности этого утверждения, а в необходимости дать объяснение тому факту, что в пустыне не могло прокормиться столько народу, сколько достаточно для завоевания Ханаана. Хотя при этом мы можем сделать поправку на то, что евреи под предводительством Иисуса Навина обходили стороной сильные крепости, занимали главным образом малозаселенные горные местности, как, например, оба скалистых берега Иордана, и Иисус Навин не рискнул завладеть урожайными долинами, которые на протяжении почти двух следующих столетий оставались в руках ханаанеян, тем не менее количество людей - необходимый фактор.
Но мы одновременно имеем и другую проблему - хронологическую. Подытожу рассуждения Косидовского. Археологи, открывшие Иерихон, т. е. люди наиболее компетентные, решительно утверждают, что крепость пала жертвой нашествия ещё за сто лет до вторжения израильтян, и поэтому библейский Иисус Hавин не мог быть её завоевателем. Иерихон и Гай к моменту израильского вторжения давно уже лежали в развалинах. Уже за несколько веков до Иисуса Hавина город Гай был обращен в развалины, и его никогда не восстанавливали. Более глубокие раскопки показали, что Вефиль был основан в ранний бронзовый период, примерно в то время, когда был разрушен Гай.
Зато не обнаружено следов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. есть и другие археологические выводы, подтверждающие в той или иной степени изложенное в Книге Навина.
В настоящее время преобладающее большинство исследователей склоняется к тому мнению, что исход из Египта произошел во второй половине тринадцатого века до нашей эры. Благодаря археологическим открытиям мы знаем, что в четырнадцатом веке до нашей эры Едома ещё не существовало, и в качестве хорошо организованного и могучего государства он вступил на арену истории только в тринадцатом веке до нашей эры. Значит, израильтяне могли появиться на его границе именно в этом столетии, не раньше. С другой стороны, раскопки, проводимые начиная с 1952 года под руководством английского археолога доктора К. Кеньон показали, что несмотря на то, что город Иерихон действительно был разрушен агрессорами, пепелища и разбитые части строений находились в слое, который относится к четырнадцатому, а не к тринадцатому веку до нашей эры (и археологи настаивают на этом выводе). Это мнение подтверждают и другие археологические находки. Например, материал из в клинописных табличек, которые обнаружены в руинах столицы фараона Эхнатона - теперешней арабской местности Тель-эль-Амарна. Это дипломатическая переписка, относящаяся к четырнадцатому веку до нашей эры; в ней ханаанские вассалы Египта доносят фараону, что племена пустыни, именуемые хабиру, нападают на их маленькие государства и грабят их. Если под этим названием скрываются древнееврейские племена (хебраи), как полагают некоторые ученые, то эти письма дают нам доказательство, что древнееврейские племена вторглись в Ханаан уже за полтора
века до израильтян, вышедших из Египта. Примечателен и тот факт, что помощи в борьбе с захватчиками просят вассалы таких городов, как Мегиддо, Гезер, Аскалон, Лахим и Иерусалим. Зато в табличках нет упоминаний о городах Сихем, Силох, Гибеах, Миспах и Иерихон. Почему? Hеужели ими в это время уже овладели древние евреи? Любопытно, что в одном из писем упомянут военачальник по имени
Иисус. Здесь напрашивается вопрос: не наш ли это, случайно, знакомый из Пятикнижия? Американский востоковед Поуэл Дэвис вместе с некоторыми другими учеными делает отсюда вывод, что какая-то ветвь древних евреев либо покинула Египет уже за полтора века до Моисея, либо вторглась в Ханаан с востока и под водительством некоего неизвестного нам Иисуса среди прочих городов разрушила в
четырнадцатом веке Иерихон. Моисей же, по этой версии, вывел из Египта только племя левитов. В пользу гипотезы Поуэла Дэвиса говорит и то обстоятельство, что только левиты, как, впрочем, и Моисей, носили типично египетские имена, например: Пинехас, Гур, Гофни, Пасур и т. п.
В свете этих фактов становится понятной ситуация в Ханаане. Северную часть страны заселяли потомки тех древних евреев, которые никогда не были в Египте или покинули его в незапамятные времена. Они усвоили культуру ханаанеян и стали поклоняться их богам. Зато южную часть страны, Иудею, заняли израильтяне - выходцы из Египта.
Обе группы разделяли столь глубокие различия в традициях, обычаях и религиозных верованиях, что сотни лет соседства и политической общности не сумели их сгладить. Отсюда антагонизм и братоубийственная борьба, которая в конце концов довела израильтян до гибели.
У израильтян в северной части Ханаана был свой национальный герой, по имени Иисус. Он считался победоносным покорителем Иерихона, в то время как жители юга чтили Моисея - своего вождя, законодателя и пророка.
----------------------
Кстати, изучая на предмет присутствия имени Моисея у пророков, мне показался примечательным тот факт, что северные пророки (до пленения) не употребляют этого имени - видимо, Моисей не был слишком-то популярен среди северных колен.
Новый писал(а):Противостояние имело место не только между коленом Иуды и остальными.
Имело, но не до такой же степени, чтобы образовать отдельные царства, как это произошло между Иудой и остальными коленами!!!!