Новый писал(а):Забыл сказать вот о чём: во фразе из Вашей ссылки говорится о влиянии ЖРЕЦОВ в общественной жизни, но это в принципе неверная формулировка. "Жрецы" - это, можно сказать, "техники", а не идеологи религии, и влиять по сути не могут, так же, как, допустим, приходские попы или дьячки. Так что речь может идти только о влиянии людей более масштабных, наделенных сильным духовным авторитетом, а это, мы видим, налицо.
Не хотел бы расширять наше обсуждение за счет еще одного тезиса, но не могу обойти молчанием. Идеология религии куется в интересах определенной группы людей, заинтересованных в ней. Ведь религия - мощнейший способ управления и влияния на распределение материальных средств и политического влияния. Образование теократического государства подразумевает перераспределение власти и всего что с ней связано в пользу жреческого состовия. Мы можем проследить эволюцию касты жрецов из простолюдинов через стадию "левитскую) к гегемонии "сынов Садока" (аароновых "потомков"), и вместе с этим распределение полномочий и закрепление традиции обязательного религиого оброка левитам (9/10 от десятины - см. Числа).
Новый писал(а):Опять-таки, о чём мы говорим: о влиянии ханаанеян на ЕВРЕЕВ или на сущностные моменты библейской религии?
Лично я говорю о основополагающем влиянии хананейской религии на еврейскю религию. Основополагнющее здесь означает, что несмотря на генотеистический характер изначальной религии евреев и их собственного "бога Яхве", с которым, видимо, они пришли в Палестину, основные моменты хананейской религии, такие как, например, ритуал, легли в основу и религии евреев. И только в последние шесть-семь веков дохристианской эры она приобрела такие монотеистические черты и определенную духовную возвышенность, какие мы в ней видим и сегодня.
Новый писал(а):Но стержневые моменты - тут дело другое. Если Ахаз и Манассия проводили своих сыновей через огонь, то ведь открытым текстом сказано (Паралипоменон 2, 28, 3 и 2, 33, 3), что Ахаз сделал "...литые статуи Ваалов...", а Манассия "... поставил жертвенники Ваалам... и поклонился всему воинству небесному, и служил ему". Их деяния могут характеризовать религию, В КОТОРУЮ ОНИ ПЕРЕШЛИ, а не ту, от которой они отступили. И случай с Ахиилои (восстановление Иерихона на детских костях) квалифицируется как заслуживающая проклятия мерзость. Смотрите, что сказано (Царств 3, 16, 34): "... Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его, и на младшем своёс Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина". А теперь посмотрим, каково слово Господа. Кн. иисуса Навина, 6, 25: "В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на перевенце своём он положит основание его, и на младшем своём поставит врата его...". Вот как библейская религия относится к подобным вещам.
Я бы не отнес это все к "стержневым" моментам.
Новый писал(а):Кстати, в этой связи замечу: не считаю правильным Ваше замечание, что я "плохо владею материалом"
Я где-то писал, что Вы плохо владеете материалом? Простите великодушно, если такое где-то проскользнуло (в чем я сомневаюсь) я так не считаю. Наверное, я писал о том, что мы с Вами лишь дилетанты.
Помнится, я писал нечто противоположное, что мне есть чему у Вас поучиться.
А претензия у меня к Вам, которая и накаляет атмосферу, только одна - это Ваше неспособность принять в должное внимание факты, которые с Вашим восприятием Библии не стыкуются, и высасывание из пальца "аргументов", вроде "тещи", "сыновей израиля" в Песне Моисея и т.п.
Новый писал(а):Далее, о псалмах. Во-первых, я не понимаю, чем два момента, которые я Вам привел в прошлый раз (и из которых явствует наличие представлений о вечной жизни) менее аутентичны, чем те, из которых можно, допустим, сделать противоположный вывод?
А что Вы понимаете под "аутентичностью"? Авторство? Вы всерьез считаете, что псалмы Асафа и Давида сочинили Асаф и Давид?
Новый писал(а):Во-вторых, псалмы - это, конечно не песни пьяного бурлака на Волге; но псалом (несмотря на то, что формальный перевод этого термина - "славословие") существенно отличается от молитвы тем, что в нём передается надрыв, экстатическая настроенность, которая позволяет больше искренности и больший диапазон выражаемых чувствований.
Ну и что? Скажите, "надрыв" и прочая чувственность к чему подталкивает? К тому, на чем и держится религия и в наши дни - на мечте, на ожидании загробного воздаяния и продолжении жизни после смерти. Потому-то и победила народная раввинистическая традиция традицию жреческую.
А жреческая традиция - это еще и Экклезиаст, которого Вы почему-то привели в обоснование тезиса о "загробой жизни", хотя у Экклезиаста напротив совершенно выражен противоположная установка. Во Второзаконии же увидеть "загробные воздаяния" можно только если очень сильно напрячь воображение.
Новый писал(а):Больше пока написать не успеваю и некоторые моменты откладываю на потом (в том числе, не обессудьте, "тёщу").
Да, я тоже пока пропустил несколько важных Ваших аргументов (надеюсь, что ответы Вы сможете найти в книге Вельгаузена самостоятельно). Увы, нет времени пока искать им аргументированные возражения, а постить бессодержательный ответ очень не хочется.