Религия Израиля - 2

Модератор: Ilik

Сообщение Лемурий » 07 сен 2007, 16:31

Atmel писал(а):1.Что ж, это познавательно. Но у меня сразу возникает удивление - если Энки важнейший из богов, почему ему уделили столь малое пристанище? :) У Сина - и двор, и дворец и т.д.

2. Тут мы уходим во времена слишком далекие. Я читал кое-что похожее у Косидовского.

3. Вероятно, это объясняется все тем же фактическим принятием религии хананейцев, где, как мне представляется (поправьте, если неправ) все "противники" верховного бога и Ваала были повержены еще при "сотворении мира" (там есть какая-то туманная история о воскресающем с помощью Астарты Ваале).


1. Как я и говорил, в каждом шумерском городе ОДНО божество, которому строится теменос и зиккурат. То что наряду с основным зданием наличествует храм Энки, говорит о наличии в городе двух "религиозных групп".

2. т.е. ссылка на Косидовского это нормально, а книга Юбилеев, слишком молода :roll: , ну-ну...

3. Вся "революционная" идея Авраама состоит в том, чтобы отмести многообразие богов, заменив им ОДНИМ, а нем он мог ещё заменить всех как ни ЭНКИ, до Ханаана, как Вы помните, он к этому моменту НЕ ДОШЕЛ :!:

А то что собирательный образ ЕДИНОГО бога впитал качества местных божеств, в этом нет ничего удивительного...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 20:03

Лемурий писал(а):1. Как я и говорил, в каждом шумерском городе ОДНО божество, которому строится теменос и зиккурат. То что наряду с основным зданием наличествует храм Энки, говорит о наличии в городе двух "религиозных групп".
Но как это связано с идеей "противника"? Религиозные группы, то политика, а в образе "противника" запечатлено нечто "космогоническое". Каждый город имел собственного покровителя - это и есть генотеизм, обычное явление, которое никак не разглядит Новый. Но в "глобальном смысле" в шумерской и аккадской религии, также как и в хананейской, "противники" космического, принципиального значения давно побиты и умервщлены (это Тиамат и Латану). В религии евреев сатана появляется именно как такой "космический" противник лишь после более тесного знакомства евреев с зороастризмом. Ну сами подумайте, Син является олицетворением вселенского зла? А сатана - да!

Лемурий писал(а):2. т.е. ссылка на Косидовского это нормально, а книга Юбилеев, слишком молода :roll: , ну-ну...
Эээ... А чем Вам не понравилась ссылка на Косидовского? Она резонирует с Вашим мнеием. Ну а про Книгу Юбилеев я вообще не понял иронии. Она что, не молода?

Лемурий писал(а):3. Вся "революционная" идея Авраама состоит в том, чтобы отмести многообразие богов, заменив им ОДНИМ, а нем он мог ещё заменить всех как ни ЭНКИ, до Ханаана, как Вы помните, он к этому моменту НЕ ДОШЕЛ :!:
В том-то и дело, уважаемый Лемурий, что нет никаких достаточных оснований считать полагать, что Авраам был озабочен какой-то революционной идеей единобожия. Ее в чистом виде не было даже в канонической Библии (помните, это даже Новый упоминал?).

Лемурий писал(а):А то что собирательный образ ЕДИНОГО бога впитал качества местных божеств, в этом нет ничего удивительного...
Нет ничего удивительного. Вопрос только - когда впитал. Получается, что впитывание происходило очень долго, до тех пор, пока до евреев не дошло, что их Яхве - один на свете, а остальные - либо люди, либо "аггелы", либо бесы. :) И появился на свет новорожденный Единственный и Неповторимый лишь после долгих родов в период Вавилонского плена.


Кстати, Лемурий, Ваше упоминание тельца мне напомнило и змея. В Библии рассказывается, что Моисей будто бы по повелению то ли Яхве, то ли Эл Шаддая, сделал змея медного, чтобы оградить евреев от змей, коих множество водилось в пустыне. Этого "змея" свергли с пьедестала только в девторономическую реформу. Об этом "змее" упоминает и автор ев. от Иоанна:
"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин. 3:14)

Тот же Косидовский пишет, что согласно археологическим данным евреи долго изображали сврего то ли Яхве, то ли Эл Шаддая, в виде змея. Как бы Вы прокомментировали эти сведения?

P.S. Лемурий, а у Вас нет ссылки на "ненормированную" Библию, в смысле, без правки имен Яхве, Элохим и т.д. на "Господь"? А то я до сих пор таковой не обладаю, а интересно же!
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 07 сен 2007, 20:19

Гиви Чрелашвили писал(а):Утверждение Армстронга никак не противоречит Тетраграмматону.
Лемурий абсолютно прав касательно его.
Прекрасный итальянский писатель Умберто Эко отлично расписал суть Тетраграмматона в своем "Маятнике Фуко". Если не читали, очень советую почитать, Atmel.
Что-то я про него слышал. Почитаю, если ВЫ рекомендуете. :) Пока я лишь имею время знакомится с каноническими трактовками (порой это чистый анекдот) и сухими фактами, чтобы привести все мне известное в непротиворечивую систему. Что же касается тетраграммотона, то слова К.Армстронга и впрямь не противоречат "тетраграммотону", но они противоречат тезису об тетраграммотоне как имени собственном этого бога. Из слов Армстронга следует, что тетраграммотон ничего в сущности не обозначает. Не в этом ли причина того, что это "имя" евреи стараются избегать произносить? И лишь потом оно обрело "метафизический", философский оттенок.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Лемурий » 10 сен 2007, 13:10

Atmel писал(а):1. В том-то и дело, уважаемый Лемурий, что нет никаких достаточных оснований считать полагать, что Авраам был озабочен какой-то революционной идеей единобожия. Ее в чистом виде не было даже в канонической Библии (помните, это даже Новый упоминал?).
--------
2.Тот же Косидовский пишет, что согласно археологическим данным евреи долго изображали сврего то ли Яхве, то ли Эл Шаддая, в виде змея. Как бы Вы прокомментировали эти сведения?
---------
3.P.S. Лемурий, а у Вас нет ссылки на "ненормированную" Библию, в смысле, без правки имен Яхве, Элохим и т.д. на "Господь"? А то я до сих пор таковой не обладаю, а интересно же!


1. Ну если Книге Юбилеев и отрывкам из Малого Бытия Георгия Синкелла :

"...В 3373 году от сотворения мира, когда Аврааму был 61 год, сожег Авраам идолов отца своего, и вместе с ними сожжен был Арран, хотевший тушить огонь ночью. И вышел Фарра с Авраамом, чтобы идти в землю Ханаанскую, и, переменив намерение, жил в Харране, предаваясь идолопоклонству до своей смерти..."

НЕ ВЕРИТЕ, то вот Вам выдержка из самой Библии, где "связь" Авраама с Господом прослеживается ДО ХАНААНА.:

Быт. 12 "1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана..."

-------------

По поводу Сина, я тут проконсультировался с Татьяной (Analogopotom) так вот с ней совершенно согласен, что Антихрист как образ АБСОЛЮТНОГО зла появился несколько позже...
БЫК (образ Сина) как символ плодородия, для этой роли подходит меньше всего, но как альтернативное божество (ТЕЛЕЦ) - вполне.
-------------
По поводу образа змея... В шумерских мифах пока такой аналогии не встречал, вполне может быть это более поздним (хананейским например) добавлением к образу...

-------------

По фотокопииям первоисточников Библии см. здесь:

Bible pages
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Analogopotom » 10 сен 2007, 15:14

Лемурий писал(а):По поводу Сина, я тут проконсультировался с Татьяной (Analogopotom) так вот с ней совершенно согласен, что Антихрист как образ АБСОЛЮТНОГО зла появился несколько позже...
Лемурий, я говорила про Сатану.
Антихрист - персонаж созданный воображением христианских богословов. Как можно понять по имени, он - противник Христа.
Антихрист – это сын Сатаны. Или ипостась Сатаны, но в качестве антагониста Бога–сына (Мессии), а не Бога-отца.
Впервые об Антихристе, как о «человеке беззакония» писал Иустин Философ (Мученик). Это середина II века. Идея была подхвачена и развита Иринеем Лионским (ум. в 202г.) в труде, получившим признание Церкви - «Обличение и опровержение лжеименного знания». Прямым продолжателем Иринея был Ипполит Римский («Слово о Христе и Антихристе»).
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Atmel » 10 сен 2007, 20:18

Лемурий писал(а):1. Ну если Книге Юбилеев и отрывкам из Малого Бытия Георгия Синкелла :
<...>
НЕ ВЕРИТЕ, то вот Вам выдержка из самой Библии, где "связь" Авраама с Господом прослеживается ДО ХАНААНА.:
<...>
Ну, Лемурий, это же несерьезно. :) Вы же понимаете, что после того, как в Библии обнаружено столько следов правок и компиляций, как доказательство ее использовать могут только верующие. Последнее, что мы обнаружили с Новым из этой категории, это явный волюнтаризм в виде прикручивания к имени чисто хананейского бога пресловутого "тетраграмматона" (или "Адонай"?? - Новый не пояснил, крепко обидевшись на меня :) ). Нас же интересуют объективные данные. И кого в действительности имели в виду в древнем тексте, точно неизвестно. Напрашивается вывод, что это был хананейский Эл. На это же указывает и то, что некий царь салимский также был "священником Бога Всевышнего" (если не ошибаюсь, "Бога Горнего"). Навряд ли это был Яхве. Ну а даже после возникновения генотеизма в виде поклонения Яхве монотеизма не существовало. Генотеизм -- не монотеизм.

Библии тем более верить нельзя, что по многим признакам ее тексты были написаны гораздо позднее даже исхода из Египта. Неясно, кто именно оттуда выходил. Также существует странное совпадение названий городов и имен "отцов-патриархов":
О существовании в
древности государства Мари, правда, было известно и ранее, но никому не
удавалось установить, где оно находилось. В семнадцатом веке до нашей эры
страну завоевали вавилонские войска и сровняли её столицу с землей, так что от
нее не осталось и следа. Дальнейшие поиски Парро подтвердили, что под холмом
находятся развалины столицы Мари. Были обнаружены храм, жилые дома, крепостные
стены, зиккурат и прежде всего великолепный царский дворец, построенный в
третьем тысячелетии до нашей эры Дворец состоял из двухсот шестидесяти комнат и
залов. Там были кухни, бани с ваннами, тронный зал и молельня, посвященная
богине Иштар. Всюду виднелись следы пожара и умышленного разрушения -
безусловные признаки вавилонского нашествия. Крупнейшей находкой оказался
царский архив, состоящий из тридцати трех тысяч шестисот табличек с
клинописными текстами. Из этих табличек мы узнали, что население Мари
составляли племена амореев. В состав государства входил также город Харран,
причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Фарры. Когда ученые начали
расшифровывать хроники, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась
удивительная вещь:
упоминаемые в этих документах названия городов Hахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки
поразительно похожи на имена родственников Авраама - Hахор, Фарра, Серух и
Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Авам-рам, Иакоб-эль и даже о
племени Вениамин, которое появилось на границе и досаждало жителям Мари. Hе
подлежит сомнению, что имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из
сыновей Иакова, Вениамина, находятся в непосредственной связи с названиями этих
племен. Кстати, стоит напомнить, что тестя Hахора в Библии зовут Харран; таким
образом, мы и здесь видим полное совпадение имени человека с названием города.
В результате этого открытия напрашивается следующий вывод: имена патриархов -
это в действительности названия племен или городов, основанных или же
завоеванных этими племенами. Таким образом, Авраам, например,- это
мифологическое олицетворение одного из племен, прибывших в Ханаан из
Месопотамии.


Кстати, в египетских текстах Палестина упоминается под названием "шасу яхве", а кое-кто из лингвистов обнаруживает один и тот же корень в хананейском "Яв" (имя одного из хананейских богов) и Йахве (тем более, что гласных в семитских языках не существовало). Я не тороплюсь принять такую версию (мало данных), а версию мадианитянскую по словам Армстронга большинство сегодня отвергает. Но считается, что кейниты поклонялись богу с именем вроде тетраграммотона. Со всем этим надо разбираться, и я завтра посоветуюсь с одним сведующим товарищем. Во всяком случае встреча с кейнитами не прошла бесследно для евреев, не случайно о них существует известный миф, а в Библии несколько раз подчеркивается родство евреев и кейнитов.
-------------
По поводу образа змея... В шумерских мифах пока такой аналогии не встречал, вполне может быть это более поздним (хананейским например) добавлением к образу...
Насколько я помню, там в виде змея появился верховный шумерский бог, чтобы украсть трепетно сжимаемые веточки дерева, дающего бессмертие, у прилегшего поспать на острове Гильгамеша.

По фотокопииям первоисточников Библии см. здесь:
А что это за фотокопии? Вообще, я интересовался текстом, желательно на русском, но можно и на английском. Мне важно разобраться, где там фигурирует Элохим, а где Яхве (Яхве + Элохим). Нынешние христиане в этом смысле Библию подтерли, дабы не вызывать у паствы лишних вопросов. ;)
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Новый » 11 сен 2007, 01:52

Atmel
"Диалог" с Вами я продолжаю считать неконструктивным, но не могу не ответить на Ваше изобилующее крайне бестактными выпадами (при том, что Вас настойчиво и достаточно вежливо просили от подобного тона воздерживаться) послание трехдневной давности. Придется проучить. Сделаю это пунктуально, по номерам.
1. С Вами случилось то, что закономерно происходит с предвзято настроенными и безапелляционно дилетантствующими "ниспровергателями": Вы зарапортовались. Вот цитата из Вашего поста от 7-го сентября:
"...Вся глава 14 из Бытие относится в классификации Вельгаузена к категории переработанных... Только не надо опять про недоказанность и апеллировать к Шифману...".
Вот как, значит, получается: не надо апеллировать к Шифману. А почему не надо к нему апеллировать? А потому не надо, что говорит он следующее (Вы от этого ещё 31-го августа неизящно отмахнулись - "серьёзные учёные", помните?): "(после разбора точек зрения Астрюка, Зеллина, де Ветте, Рейсса, Графа и Вельхаузена)Тем не менее при разработке положительной части документальной гипотезы не было получено однозначных и убедительно обоснованных результатов. Различия во взглядах на структуру отдельных составных частей Пятикнижия свидетельствуют о ненадежности и субъективности критериев, положенных в основу их выделения. Аргументы, с помощью которых обосновываются датировки отдельных частей Пятикнижия, также не убедительны. С помощью доводов де Ветте можно столь же убедительно доказать, что в 621 г. до н. э. было открыто и опубликовано всё Пятикнижие в целом. Принимая теорию Графа-Вельхаузена о времени возникновения Жреческого кодекса, мы оказываемся не в состоянии объяснить, каким образом Пятикнижие проникло к самаритянам: ведь реформы Ездры были направлены на то, чтобы отделить иудеев, входивших в Иерусалимскую гражданско-храмовую общину, от остального населения Палестины и прежде всего от самаритян. Как же могло случиться, что то же самое Пятикнижие, провозглашая которое иудеи отделились от самаритян, является священным писанием самаритян? Сказанное выше с течением времени становится всё более очевидным и побуждает даже сторонников документальной гипотезы говорить о её кризисе и о необходимости искать новые пути...".
Шифман - учёный, профессионально занимавшийся библестикой: он прекрасно знал историю вопроса, и в этом пункте ему можно верить безусловно. Итак, процитированное показывает ДИСКУССИОННОСТЬ вопроса и лишает Вас - и кого бы то ни было, - права безапелляционно постулировать (что Вы очень любите) компилятивность Пятикнижия, вставной характер тех или иных моментов либо то, что Элоhим и ТГ - не одно лицо. Вам кажется, что это так? Обосновывайте. Но это не доказано и аргументом являться не может. А Вы то, ЧТО ХОТИТЕ "доказать", превращаете почему-то в аргумент. Это верх некорректности в дискуссии, претендующей на "научность". Поэтому Вам так и не нравится, когда я ссылаюсь на ученого, чьё мнение расходится с Вашим. Как же так, ведь Вельгаузен классифицировал... Но придется Вам смириться с тем, что это всего лишь очень спорное мнение.
Хочу добавить, что я лично безапелляционных ссылок не приводил, как, впрочем, и вообще не высказывал чего-либо без сопутствующих аргументов. И не возмущался тем, что эти аргументы оспаривают (если корректным тоном). Очень полезно, видите ли, не забывать "последнее слово человеческой мудрости: быть может" (это из "Графа Монте-Кристо").
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 11 сен 2007, 02:30

Насчет кумранского отрывка, столь Вам полюбившегося. Я, высказывая мнение о первичности варианта "по числу сынов Израилевых", аргументировал тем, что такой "национальный эгоцентризм" более вероятен на раннем этапе становления народа. К тому же надо учесть, что двенадцать - одно из "мистических" чисел, сыновья Иакова соотносились, помимо прочего, и со знаками Зодиака, и я считаю возможным и тот вариант, что они когда-то стмволизировали для евреев некие "двенадцать стран света". Подчеркиваю, это всего лишь осторожное предположение. Но если Вы считаете иначе - обосновывайте! Не тем, что "так кто-то писал", а исходя из логики текста, так, как делаю я. Далее, ДАЖЕ ЕСЛИ "сыновья Эла" - некие сверхъестественные сущности (не разделяя этой точки зрения, я, тем не менее, допускаю возможность, что она верна) - откуда Вы берете, что один из этих "сынов" - ТГ? У Вас есть логические основания? Приведите их. Но Вы только постулируете. И спрашиваете меня о том, каковы же имена "сынов", если Элоhим и ТГ - одно лицо. Хотите "очки набрать"? Дескать, "я спросил, а он не ответил". Да помилуйте, какое это имеет отношение к обсуждаемой теме?
И Вы ещё удивляетесь, что я иногда не отвечаю на те или иные второстепенные вопросы. Их слишком много, и они неконструктивны. Почему, например, иевусеи остались в Иерусалиме? Да потому, что, значит, недостаточно хорошо их изгнали: собирательно - изгнали, а разделительно - нет. Подлавливаете на мелочах, только безуспешно.
3. Насчет "за Иорданом" и т. д. Это не первый случай, когда Вы пытаетесь - и это тоже крайне некорректно, подменить одну тему другой. Я не раз писал - но Вы упорно игнорируете это, - что выношу за скобки вопрос истинности или мифологичности Библии, а также религиозной точки зрения на обстоятельства её создания. Я в этой дискуссии - пока она ещё могла так называться, - отстаивал мнение о том, что Библия является цельным, самостоятельным по происхождению (пусть с примесями тех или иных стилистических влияний, но не в качестве основы) и утверждающим во всех своих компонентах одну и ту же идеологию источником. Вот и всё И не собираюсь входить в спор о том, написано ли Пятикнижие Моисеем. Это нельзя ни доказать, ни опровергнуть: отношение к таким вопросам зависит от убеждений. Писал я это или не писал?... Так вот, понимаете ли Вы хотя бы теперь всю некорректность и никчемность попыток перевести спор в эту плоскость?
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 11 сен 2007, 03:13

4. Теперь будем разбираться с "тёщей". Надо сказать, что тут я расплачиваюсь за желание соблюсти интеллектуальную честность, поскольку я же её первый и упомянул в качестве того, что "выпадает" из указанной мною тенденции. И вот налицо ещё один из Ваших приёмов: даже используя теги для ссылок, уметь игнорировать фрагменты того, что Вы сами же и выделяете. Интересно, где это я писал, что спать с "тёщей" хуже, чем с "тёткой"? В приведенной Вами цитате моего текста фигурирует фраза о том, что грехи, упоминаемые конкретно в перечне проклятий, В СРЕДНЕМ страшнее, чем всё остальное (если напишете, что не понимаете этого рассуждения, то я, честное слово, сниму все претензии к Вам). "Тёща" и "передвигающий межу сюда не совсем вписываются, но это только два из одиннадцати грехов (в стихе 26- обобщенное "кто не исполнит слов закона сего"). Была, значит, некая логика, не совсем для нас очевидная, побуждавшая в те времена так относиться к подобным вещам. Но перечитайте остальное девять из одиннадцати (гл. 27, ст. 15-25, кроме 17 и 23). Круто, а? Поясню, что "злословить отца и мать" означало не просто "поругиваться" с ними, а порочить их перед чужими... А в стихе 15 - это грех, страшный в религиозном плане... Так не логично ли предположить, что именно за эти вещи декларировалась сверхкара, худшая. чем смерть? Вот Вам и вся "тёща".
5. Я Вам не прокомментировал несколько мест из Псалтиря? Да нечего их комментировать: просто у человека могут быть разные настроения, и иногда - допускаю, - авторам этих произведений могло казаться, что со смертью заканчивается всё. Поскольку ВЕРИТЬ и ЗНАТЬ - не одно и то же, и человеку присущ страх перед небытием. А Вы не возьметесь прокомментировать мне вот что. Псалом 16, ст. 10: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" и 17, ст. 14-15: "...сыновья их сыты, и оставят остаток детям своим (т. е. смысл тот, что удостоятся ЗЕМНЫХ благ). А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим".
Далее, Вы мне приводите стих из Экклезиаста, где тоже вроде бы нет надежды на вечную жизнь. Но где логика? Ведь Экклезиаст "весь проникнут духом позднего эллинизма" (и я согласился с Вами, что он действительно написан в эллинистический период, - у Шифмана, между прочим, посмотрел). Но что тогда делать с гл. 3, ст. 21? Там-то ведь есть представление о жизни после смерти... Интересно, почему Вы вдруг ссылаетесь на Экклезиаст? Он ведь, по-вашему, мировоззрение "позднего эллинизма" отражает, а не традиционно еврейское. "Поздние эллинисты" - веровали в загробную жизнь или не веровали? Что будем делать? Ну конечно: объявим тот фрагмент, который "без веры" саддукейской вставкой. Но если саддукеи над текстом поработали, так почему гл. 3, ст. 21 оставили? Видать, недосмотрели...
Вот такова логика "ниспровергательства".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 11 сен 2007, 03:48

6. Насчет Иеффая: если Вы считаете, что "быть под влиянием политеизма" и "быть политеистом" - это одно и то же, то мне останется опустить над этим вопросом "завесу милосердия" (это из Марка Твена, после того. как Том Сойер сказал, что первыми апостолами были Давид и Голиаф). Я ведь чётко подчеркнул, что жертву свою он принес всё-таки Богу; какой же он "отступник"? Опять прицитировали и не заметили?
7. Ещё один логический перл: "если не евреи заимствовали у ханаанеев, то ханаанеи у евреев". Интересно, почему? "Еврейское влияние доеврейского периода" (формулировочка, однако...) мне тоже вероятным не представляется... А почему Вы не допускаете, что шумеро-аккадская культура, к которой принадлежали предки евреев и которая оказывала влияние на ханаанеев, была единым источником общности НЕКОТОРЫХ ритуалов и терминов? Это не просто "семитическое родство", а динамика политических и культурных влияний. Я тут выделил "НЕКОТОРЫХ", поскольку далеко не все обычаи были общими или хотя бы схожими: почитайте пост Digger-а от 17-го июля.
8. Наконец, кн. Исход, 6-3. "Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с Именем "Господь" не открылся им". Итак, Вы радостно спрашиваете, кто врёт - те, кто написал (и "вставил"?) гл. 14 "Бытия" или создавшие этот стих... Авраам называет Имя, а тут оказывается, что он его не должен был знать... Но, опять же, если Вы хотите "ниспровергать", то восхищённо остановитесь на этом ("Всё! поймали! несостыковка"); а между тем стоит почитать и дальше. Читаем дальше и видим ("Исход", 6, 6-7): "Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их. и спасу вас мышцею простертою и судами великими. И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом, и (внимание) вы УЗНАЕТЕ, ЧТО Я ГОСПОДЬ, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского". Стоп! Как же "узнаете", если Моисей уже знает? Ему ж сказали только что... А всё очевидно. Мы ведь имеем дело - как бы ни относиться к Библии, видеть в ней Священное Писание или только эпос, - с литературным произведением, а в нём существует множество иносказаний, преувеличений, символики и т. д. "Открыться" в данном случае - это не только "назваться" (Бог назвался и Иакову во сне), а ещё и проявить ПОД ЭТИМ ИМЕНЕМ всю свою мощь.
На сегодня, думаю, хватит.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 11 сен 2007, 08:40

Кстати об иносказаниях: не хотите ли всё-таки объяснить, что значит (Исаия, 1-10): "Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморский"? Сможете объяснить, почему князья - Содомские, а народ - Гоморский?... Повторяю (уже нечто подобное писал): это МЕТАФОРА, и тот же самый литературный прием лежит в основе "скинии Молоховой". Не всё надо понимать буквально, это же не "Мурзилка".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Atmel » 11 сен 2007, 10:22

Новый писал(а):Atmel
"Диалог" с Вами я продолжаю считать неконструктивным, но не могу не ответить на Ваше изобилующее крайне бестактными выпадами (при том, что Вас настойчиво и достаточно вежливо просили от подобного тона воздерживаться) послание трехдневной давности. Придется проучить.
А батюшки! Неужели мне настал конец?!!! :) Не слишком ли Вы ко мне жестоки? Посмотрим, какую же казнь Вы мне уготовили?


1. С Вами случилось то, что закономерно происходит с предвзято настроенными и безапелляционно дилетантствующими "ниспровергателями": Вы зарапортовались. Вот цитата из Вашего поста от 7-го сентября:
"...Вся глава 14 из Бытие относится в классификации Вельгаузена к категории переработанных... Только не надо опять про недоказанность и апеллировать к Шифману...".
Вот как, значит, получается: не надо апеллировать к Шифману. А почему не надо к нему апеллировать? А потому не надо, что говорит он следующее (Вы от этого ещё 31-го августа неизящно отмахнулись - "серьёзные учёные", помните?)
А мне показалось, что что мой жест был исполнен изяществом. Выходит, я сильно ошибался. :( Что ж, урок мне на будущее.

: "(после разбора точек зрения Астрюка, Зеллина, де Ветте, Рейсса, Графа и Вельхаузена)Тем не менее при разработке положительной части документальной гипотезы не было получено однозначных и убедительно обоснованных результатов. Различия во взглядах на структуру отдельных составных частей Пятикнижия свидетельствуют о ненадежности и субъективности критериев, положенных в основу их выделения. Аргументы, с помощью которых обосновываются датировки отдельных частей Пятикнижия, также не убедительны. С помощью доводов де Ветте можно столь же убедительно доказать, что в 621 г. до н. э. было открыто и опубликовано всё Пятикнижие в целом.
Здесь, собственно, мне ничего не пмонятно. Если Вы апеллируете к "авторитетным мнениям", то чем мнение Шифмана авторитетнее мнения, скажем, советского исследователя Н.М. Никольского? Или у нас только Шифман обладает правами собственности на истину?

Принимая теорию Графа-Вельхаузена о времени возникновения Жреческого кодекса, мы оказываемся не в состоянии объяснить, каким образом Пятикнижие проникло к самаритянам: ведь реформы Ездры были направлены на то, чтобы отделить иудеев, входивших в Иерусалимскую гражданско-храмовую общину, от остального населения Палестины и прежде всего от самаритян. Как же могло случиться, что то же самое Пятикнижие, провозглашая которое иудеи отделились от самаритян, является священным писанием самаритян?
То же самое? Вообще-то у них другая редакция Пятикнижия (вот последствия отторжения от иудеев). В чем разница - не знаю. Но почему бы 400 самаритянам и не принять Пятикнижия позднее? Чтобы приводить аргумент "самаритян", нужно найти свидетельства исповедания Торы угнанными израильтянами в Ассирии. Есть они?

Сказанное выше с течением времени становится всё более очевидным и побуждает даже сторонников документальной гипотезы говорить о её кризисе и о необходимости искать новые пути...".
Наука не стоит на месте. Но доводы, приводимые библейской критикой, в целом не отменены.

Шифман - учёный, профессионально занимавшийся библестикой: он прекрасно знал историю вопроса, и в этом пункте ему можно верить безусловно. Итак, процитированное показывает ДИСКУССИОННОСТЬ вопроса и лишает Вас - и кого бы то ни было, - права безапелляционно постулировать (что Вы очень любите) компилятивность Пятикнижия, вставной характер тех или иных моментов либо то, что Элоhим и ТГ - не одно лицо.
А что, другие ученые не занимаются професстонально библейстикой? А я вот возьму и приведу мнение о. А.Меня, который также приводит компилятивную таблицу (правда, несколько отличную от Вельгаузеновской).

Вам кажется, что это так? Обосновывайте.
Да пожалуйста. Я просто процитирую оттуда, куда Вы так и не захотели заглянуть.
Если бы Жреческий кодекс был известен евреям так давно, то в книгах Судей, Царств, пророков упоминались бы его предписания, сама жизнь и быт евреев этого периода соответствовали бы этим предписаниям. Между тем жизнь еврейского народа в упомянутых ветхозаветных книгах изображается так, как будто они и не слыхали о том, что существуют требования и предписания Жреческого кодекса. Это особенно ясно видно на материале истории религиозного культа.

Известно, что первоначально у древних евреев служение богам и, в частности, богу Яхве происходило в разных местах по всей стране - на высотах и в священных рощах, у жертвенников постоянных или сооружаемых для каждого отдельного случая. В дальнейшем культ централизовался настолько, что установилась практика богослужения в одном центре - в иерусалимском храме. Велльгаузен проследил, каким образом этот процесс централизации культа нашел отражение в Шестикнижии. Результаты оказались очень интересными.

В Яхвисте никакой централизации еще нет, множественность жертвенников и пунктов богослужения не встречает возражений; это понятно, ибо Яхвист является наиболее древним элементом Шестикнижия. Во Второзаконии выдвигается уже требование единства места богослужения, и это требование носит наступательный характер, провозглашается борьба против святилищ и жертвенников, находящихся вне храма; здесь видна вторая ступень развития. Наконец, в Жреческом кодексе о единстве места богослужения уже говорится, как о само собой разумеющемся, как о чем-то давно существующем. Ясно, что Жреческий кодекс выражает последний этап той эволюции, которую пережила ветхозаветная религия.

Этот вывод Велльгаузен проверяет на многих других материалах. Например, праздники, устанавливаемые Жреческим кодексом, несомненно, более позднего происхождения, чем праздники, устанавливаемые в Яхвисте и Второзаконии. То же относится и к такому вопросу, как организация духовенства. В древнейшие времена у евреев не было духовенства, отдельного от мирян. В дальнейшем появляются жрецы-левиты, потом выделяется верхушка жречества во главе с первосвященником, который не только возглавляет духовенство, но и претендует на главную роль в возникшем к этому времени еврейском государстве. Если проследить, как этот процесс отразился в Шестикнижии, то опять подтвердится положение о позднем происхождении Жреческого кодекса, ибо в нем впервые говорится о первосвященнике и жрецах. Даже в книгах Судей и Царств нет никакого намека на власть первосвященника, на преобладающее влияние жрецов в общественной жизни; "действительно влиятельными вождями народа являются судьи, люди совсем не духовного звания"[Ю. Велльгаузен, Израильско-иудейская религия. В сборнике "Из истории раннего христианства", М. 1907, стр.7.]. Значит, Жреческий кодекс появился позднее книг Судей и Царств.

В Жреческом кодексе предусматривается выполнение верующими такой массы обрядов, такого сложного молитвенного церемониала, который совершенно невозможно выполнять в пустыне, в условиях кочевой жизни. Из книг, относящихся к эпохе царей, не видно, чтобы этот церемониал даже тогда выполнялся. Он был, конечно, введен в значительно более поздний период.

Велльгаузен рассмотрел под этим углом зрения и те книги Библии, которые следуют за Шестикнижием. Оказалось, что они в свое время подверглись определенной обработке в соответствии с законодательными книгами Шестикнижия, т.е. Второзаконием и Жреческим кодексом. При этом на более ранних из них, книгах Царств, лежит отпечаток требований Второзакония, а более поздние, Паралипоменон, явно обработаны в свете требований Жреческого кодекса. Это снова свидетельствует о том, что Жреческий кодекс представляет собой более позднюю ступень в законодательной части Библии, чем Второзаконие. А мы уже знаем, что, как доказал де Ветте, Второзаконие было написано около 621 г. до н.э.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 11 сен 2007, 11:13

Новый писал(а):Насчет кумранского отрывка, столь Вам полюбившегося. Я, высказывая мнение о первичности варианта "по числу сынов Израилевых", аргументировал тем, что такой "национальный эгоцентризм" более вероятен на раннем этапе становления народа.
Национальный эгоцентризм - это аргумент? Тогда сравните ТаНаХ и Талмуд, сравните, где больше "национального эгоцентризма".

К тому же надо учесть, что двенадцать - одно из "мистических" чисел, сыновья Иакова соотносились, помимо прочего, и со знаками Зодиака, и я считаю возможным и тот вариант, что они когда-то стмволизировали для евреев некие "двенадцать стран света".
Вы не о том говорите. "Во всяком случае текст пяти библейских книг, которые считаются Моисеевыми, никак не уместиться на этих двенадцати камнях. Следовательно, говорит Спиноза, Моисеев закон был несравненно меньше, чем Пятикнижие."

Далее, ДАЖЕ ЕСЛИ "сыновья Эла" - некие сверхъестественные сущности (не разделяя этой точки зрения, я, тем не менее, допускаю возможность, что она верна) - откуда Вы берете, что один из этих "сынов" - ТГ?
Из соотношения различных пропущенных переписчиками и компиляторами моментов. Это - Иеффай, это соотношение археологических данных и контекста Песни Моисея и некоторых Псалмов.

У Вас есть логические основания? Приведите их. Но Вы только постулируете. И спрашиваете меня о том, каковы же имена "сынов", если Элоhим и ТГ - одно лицо. Хотите "очки набрать"? Дескать, "я спросил, а он не ответил". Да помилуйте, какое это имеет отношение к обсуждаемой теме?
Очки у меня уже есть. :) На нос иногда водружаю. А если Элохим и Эл Шаддай в Песне Моисея - одно и то же лицо, то вопрос о том, кто такие другие "сыновья" становится еще более актуальным. Так кто же они? Случай с Иеффаем однозначно говорит о том, кто они - это сыновья хананейского Эла. Но если Вы имеете иную точку зрения, выдвиньте версию - кто другие "сыновья"?

"Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его."

Итак, предполижим, Яхве раздает "уделы народам". Что такое "пределы народов"? Далее, Вы не отменили довод, что такое выражение выпадает из контекста 32-й главы Второзакония, где только после описания расселения народов указывается, что Господь нашел народ Израилев в пустыне и ввел его в землю обетованную. Извините, но Иаков там - это именно народ, а не личность. Будете опять упираться? Давайте и здесь приведем отрывок полнее:

"Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога,


Вы видите - изложение идет об одном и том же персонаже, который под конец "утучнел" вместе с Израилем и оставил Бога. И этот персонаж не может быть Иаковым-личностью. Это - народ израилев и Иаков, и это картина Исхода из Египта. Вот почему я называю Ваше "видение" Иакова-личности (якобы именно человека Иакова нашел Яхве в пустныне) в этом отрывке несуразным. И кажджый здравомыслящий человек так скажет.



3. Насчет "за Иорданом" и т. д. Это не первый случай, когда Вы пытаетесь - и это тоже крайне некорректно, подменить одну тему другой. Я не раз писал - но Вы упорно игнорируете это, - что выношу за скобки вопрос истинности или мифологичности Библии, а также религиозной точки зрения на обстоятельства её создания. Я в этой дискуссии - пока она ещё могла так называться, - отстаивал мнение о том, что Библия является цельным, самостоятельным по происхождению (пусть с примесями тех или иных стилистических влияний, но не в качестве основы) и утверждающим во всех своих компонентах одну и ту же идеологию источником. Вот и всё
А я отстаивал иную точку зрения, что Библия появилась на материале "домонотеистическом", политеистическом. И лишь после редактирования она приобрела свой "связаный" одной идеей вид. Увы, редакторы были невнимательными, и кое-что пропустили. И это кое-что заметили.

А во-вторых, ни о каких "примесях" говорить не приходится, учитывая богатый археологический материал, на оторый я привел ссылки (про Угарит).


И не собираюсь входить в спор о том, написано ли Пятикнижие Моисеем. Это нельзя ни доказать, ни опровергнуть: отношение к таким вопросам зависит от убеждений. Писал я это или не писал?... Так вот, понимаете ли Вы хотя бы теперь всю некорректность и никчемность попыток перевести спор в эту плоскость?
Вот так - Спиноза накопал множество доказательств, говорящих о том, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем, а Вам они - побоку. Вы, видите-ли, "не собираетесь".
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 11 сен 2007, 11:45

Новый писал(а):4. Теперь будем разбираться с "тёщей". Надо сказать, что тут я расплачиваюсь за желание соблюсти интеллектуальную честность, поскольку я же её первый и упомянул в качестве того, что "выпадает" из указанной мною тенденции. И вот налицо ещё один из Ваших приёмов: даже используя теги для ссылок, уметь игнорировать фрагменты того, что Вы сами же и выделяете. Интересно, где это я писал, что спать с "тёщей" хуже, чем с "тёткой"? В приведенной Вами цитате моего текста фигурирует фраза о том, что грехи, упоминаемые конкретно в перечне проклятий, В СРЕДНЕМ страшнее, чем всё остальное
Прелюбопытно, как это в одном случае с "теткой" Вы вывели такую статистику? :) А вообще переспавший с теткой по Вашему мнению наказывается не просто проклятием, а именно загробным проклятием. Причем здесь "в среднем"? Вот я и спрашиваю - а чем грех с "тещей" страшнее греха с "теткой"? Вы внятно можете пояснить? А вот переспавшего с племянницей вообще не упомянули - ни сном, ни духом, ни смертью, ни проклятием. Так что же, спать с племянницей Закон разрешает? :) Он же в Вашем понимании составлен людьми неглупыми и незабывчивыми.

Была, значит, некая логика, не совсем для нас очевидная, побуждавшая в те времена так относиться к подобным вещам.
Была, значит, логика в том, что про племянницу забыли. :)

Но перечитайте остальное девять из одиннадцати (гл. 27, ст. 15-25, кроме 17 и 23). Круто, а?
Ну, круто, и чего из этого?


5. Я Вам не прокомментировал несколько мест из Псалтиря? Да нечего их комментировать: просто у человека могут быть разные настроения, и иногда - допускаю, - авторам этих произведений могло казаться, что со смертью заканчивается всё.
Нормальненько! Эти псалмы - не завывания загрустившего бурлака на Волге под градусом, их распевали на "литургиях", они были канонизированы! Псалом Захарии и Аггея - они что, с бодуна такое придумали?

"Несколько мест" - я помнится Вам написал, что Св. Писание очень противоречиво в этом вопросе. Но я думаю, что объясняется это разным временем создания разных псалмов. Самые старые, созвучные угаритским, говорят о посмертной судьбе, самые новые - о воскресении, а "средние" - отстаивают отсутствие какого-либо бессмертия. Смею предположитиь, что это время борьбы с политеистичевскими корнями иудаизма.


Далее, Вы мне приводите стих из Экклезиаста, где тоже вроде бы нет надежды на вечную жизнь. Но где логика? Ведь Экклезиаст "весь проникнут духом позднего эллинизма" (и я согласился с Вами, что он действительно написан в эллинистический период, - у Шифмана, между прочим, посмотрел). Но что тогда делать с гл. 3, ст. 21? Там-то ведь есть представление о жизни после смерти... Интересно, почему Вы вдруг ссылаетесь на Экклезиаст? Он ведь, по-вашему, мировоззрение "позднего эллинизма" отражает, а не традиционно еврейское.
Влияние эллинизма может быть разным. Но давайте рассмотрим указанный Вами 3:21 подробнее:

"20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими
"

В чем же Вы нашли противоречие с процитированным мной стихом? -

"Живые знают что умрут, а мертвые ничего не знают и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем". (Еккл. 9 . 5-6).

И там и здесь говорится о том, что все возвратится в прах, и лучше заниматься обыденными "прижизненными" делами". А "восходит ли дух сынов человеческих"? - по-моему этот стих звучит риторически и явно не в пользу "загробного существования". Спросите остальных, как они считают?

"Поздние эллинисты" - веровали в загробную жизнь или не веровали? Что будем делать? Ну конечно: объявим тот фрагмент, который "без веры" саддукейской вставкой. Но если саддукеи над текстом поработали, так почему гл. 3, ст. 21 оставили? Видать, недосмотрели...
Вот такова логика "ниспровергательства".
А что исправляли саддукеи? Экклезиаст написан этак ок. 300 г. до н.э., а саддукеи появились лишь во 2 столетии до н.э. Но и что исправлять-то, если все им написанное резонирует с их представлениями о "загробной жизни"?

Слушайте, Новый! У меня написание ответов Вам отнимает столько рабочего времени, что я бы попросил не разглагольствовать, приводя подобные бессодержательные "доказательства".
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 11 сен 2007, 12:19

Новый писал(а):6. Насчет Иеффая: если Вы считаете, что "быть под влиянием политеизма" и "быть политеистом" - это одно и то же, то мне останется опустить над этим вопросом "завесу милосердия" (это из Марка Твена, после того. как Том Сойер сказал, что первыми апостолами были Давид и Голиаф). Я ведь чётко подчеркнул, что жертву свою он принес всё-таки Богу; какой же он "отступник"? Опять прицитировали и не заметили?
Принес жертву своему Яхве, но при этом был уверен, что ему (Яхве) хананейский Эл дал свой собственный удел, как и остальным богам других народов. :) Нифига себе языческое "влияние". :) Это целая генотеистическая концепция!


7. Ещё один логический перл: "если не евреи заимствовали у ханаанеев, то ханаанеи у евреев". Интересно, почему? "Еврейское влияние доеврейского периода" (формулировочка, однако...) мне тоже вероятным не представляется... А почему Вы не допускаете, что шумеро-аккадская культура, к которой принадлежали предки евреев и которая оказывала влияние на ханаанеев, была единым источником общности НЕКОТОРЫХ ритуалов и терминов? Это не просто "семитическое родство", а динамика политических и культурных влияний. Я тут выделил "НЕКОТОРЫХ", поскольку далеко не все обычаи были общими или хотя бы схожими: почитайте пост Digger-а от 17-го июля.
Несомненно, некоторые обычаи были одинаковы в Месопотамии и Ханаане (напр., "не вари клзленка..."). Однако, сходства между еврейскими и ханаанскими (угаритскими) традициями и обычаями с одной стороны и таковыми между месопотамскими и еврейскими (хананейскими) намного больше, чем можно было бы объяснить влиянием Месопотамии. Ханаан выработал собственную систему ритуалов, значительно отличающуюся от месопотамских.

Зильберман. "Земля Хананейская. Гл.3. Некоторые хананейские обычаи у древних евреев."
В религиозном мировоззрении израильско-иудейского доиудаистического общества, "ветхозаветных" евреев, потомков "черноголовых" и древнейшего населения Ханаана, несомненно, помимо шумерских постнеолитических представлений и атавизмов "веры отцов" Авраама, устойчиво удерживались и культовые традиции раннеземледельческой археологической культуры "керамического неолита" Ханаана, адаптированные ассимилировавшимися амореями-завоевателями. Некоторые древнейшие религиозные представления Месопотамии и Ханаана были тождественны (например, "Не вари козлёнка...").
Употребление ханаанеями крови в пищу было запрещено, по всей вероятности, уже в глубочайшей древности (Кровь, как возлияние, принадлежала только Великому богу-отцу, владыке земли, воды и преисподней).

Я бы просил Вас все же прочитать статьи по моим ссылкам: Гл.3. Некоторые хананейские обычаи у древних евреев, там все подробно описано. А Дигер писал о возможном восхождении еврейских погребальных ритуалов к аморейским, а в Угарите амореи составляли значителное число.

8. Наконец, кн. Исход, 6-3. "Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с Именем "Господь" не открылся им". Итак, Вы радостно спрашиваете, кто врёт - те, кто написал (и "вставил"?) гл. 14 "Бытия" или создавшие этот стих... Авраам называет Имя, а тут оказывается, что он его не должен был знать... Но, опять же, если Вы хотите "ниспровергать", то восхищённо остановитесь на этом ("Всё! поймали! несостыковка"); а между тем стоит почитать и дальше. Читаем дальше и видим ("Исход", 6, 6-7): "Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их. и спасу вас мышцею простертою и судами великими. И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом, и (внимание) вы УЗНАЕТЕ, ЧТО Я ГОСПОДЬ, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского". Стоп! Как же "узнаете", если Моисей уже знает?
Ну это очередной перл именно с ВАШЕЙ стороны! Почему "узнаете"? Дак ему (Моисею) же говорится: "Итак скажи сынам Израилевым" Что ж тут Вас удивляет?

Моисей узнал - расскажи-ка, дружок, теперь и остальным "сынам израилевым". В чем проблема-то, ё-моё? Узнаете, что Яхве - это Бог , выведший евреев из Египта.

Зато явная противоречие между употреблением имени Яхве в случае с Авраамом, и тем фактом, что в Библии Яхве называется так только Моисею. Ну так что Вы скажете по этому поводу?


Ему ж сказали только что...
Да, ему сказали только что. И что Вас смущает Что из этого должно следовать-то? :)


На сегодня, думаю, хватит.
Не то слово. Сколько напузырили, сколько пены подняли! И зачем было трудиться?
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55

cron