Новый » 10 авг 2008, 14:37
Гиви Чрелашвили
Не то чтобы я недооценивал Фоаса, Эврипила, Аякса Оилида и т. д. - они все изображаются доблестными воинами, - но никто из них, в рамках "Илиады", не совершает каких-то сверхблистательных деяний (в отличие от Диомеда или Аякса), и мне всё же не совсем ясно, почему Менелай - один из главных героев, - "принижается" по сравнению с ними. Это "принижение" очень явно проступает в упреке Аполлона (принявшего облик Фенопса) Гектору (песнь семнадцатая, "Подвиги Менелая", стихи 586-588):
"Кто ж ещё более, Гектор, тебя устрашит из данаев,
Ежели ты Менелая трепещешь? Был он доныне
Воин в сражениях СЛАБЫЙ (sic!)..."
Интересно, за что его так аттестуют, при том, что он победил Париса, который в свою очередь (правда, не в "Илиаде") когда-то, ещё под видом пастуха, одержал верх над самим же Гектором в неких состязаниях (безусловно, силового характера - они же не в "Что, где, когда" играли)... И Эвфорба только что убил, а всё равно называют его слабым...
Мне думается, такая оценка Менелая навеяна тем, что у него имидж в целом подпорчен. От него сбежала жена, и не просто сбежала, а с другим; и этот унизительный факт, увы, глобально подрывает уважение к нему. И в том числе распространяется - незаслуженно, но неотвратимо, - и на отношение в нему как к воину.
И ещё одно соображение насчет рейтинга. Если считать не только число повергнутых противников, но и храбрость, то Гектор в первых рядах не окажется: он, как бы это парадоксально ни звучало, трусоват (конечно. относительно). Его не раз упрекают в малодушии: и Аполлон в только что приведенной цитате, и Главк (тоже 17-ая песнь, 140-168), и ещё имеются подобные моменты - мне просто лень выписывать, но вы же их знаете... И. что характерно, когда в песни одиннадцатой Ирида повелевает ему от имени Зевса уклоняться от Агамемнона и вступить в бой лишь когда тот будет ранен, - Гектор слушается сразу, это не вызывает в нём внутреннего протеста. Явный контраст с поведением Диомеда в песни восьмой (130-150): он стыдится отступать даже когда сам Зевс мечет перед ним пламя, даже и в этот момент тяготится мыслью о том, как же ему, герою, бежать... В общем, образ действий Гектора (кроме заключительной сцены поединка с Ахиллом, когда он понимает, что ему уже не спастись и что терять нечего) очень рационален, в нём нет присущего некоторым другим персонажам "безумства храбрых" Мне лично это очень бросается в глаза в поэме.