Aristoteles » 17 янв 2009, 00:54
Итак, что же в итоге получается?
«Летучий отряд» Меншикова взял Батурин малой кровью в течение двухчасового штурма, а отчаянное сопротивление всего гарнизона и рвы, заваленные трупами российских солдат, являются чистой выдумкой.
Сопротивление отряду Меншикова могли оказать лишь польские наёмники-сердюки. И основные потери понесли они.
Меншиков не истреблял всё население Батурина поголовно, уничтожая всё живое на обратном пути, и не сплавлял трупы на плотах по реке Сейм, хотя сама крепость была сожжена, а «заводчики» сопротивления были схвачены и казнены.
Пётр не пытался запугать население Украины террором, но делал всё, от него зависящее, чтобы и старшина, и казаки, и всё остальное население поддержали его, а не Мазепу.
История батуринской резни является исторической фальсификацией, ставшей в результате целенаправленной системной обработки (в ходе информационной войны) ключевым элементом психологической обработки населения Украины.
Отдельный разговор о мотивах, обслуживающих политический заказ современных украинских политиков, а также пишущих статьи и учебники историков. Насаждая и делая фактом массового украинского сознания не подтверждаемую фактами версию «батуринской резни», они считают, что справедливость должна быть восстановлена. Хотя бы в истории. Ведь в Батурине «с помощью русского оружия и репрессий на некоторое время была подавлена воля украинского народа к независимости», а количество жертв и жестокость, с которой русская власть наказывала «мазепинцев», достигали масштабов настоящей «гуманитарной» катастрофы.
Не случайно, по мнению В. А. Ющенко, «батуринская трагедия созвучна с Голодомором 30-х».
Речь идёт о синергетическом эффекте в деле нациотворчества, который украинская власть ожидает и от Батурина. В частности, с помощью «батуринской резни» планируется «взорвать украинскую память», чтобы украинцы, по выражению И. Драча, «стрепенулись», «чтоб не мелела украинская память», особенно там, где надо сформировать образ врага.
И взрывают подобного рода текстами: «Москали заливают Батурин. Гасят пожар кровью и трупами людей. Живых кидают туда, детей… ловят их и с наслаждением, какую не показывают даже звери…, кидают в жар, как на сковороду мясо… Загорается одежда, жарится живое человечье тело, и противный запах разносится кругом…
«Нелюди! Звери!» – верещат женщины, кидаясь, как львицы, на царских ратников, но их истошный («розпучливий») крик встречается с тупоумным смехом… «Вот вам!» – они за волосы волокут несчастных женщин, пробивают их штыками, разбивают головы прикладами мушкетов…
Даже старцы и калеки, что ютились под стенами, так как некуда им было убегать, не находили пощады. Их убивали безжалостно, с тупой и бесцельной страстью («завзяттям»), с желанием уничтожить всё, что проявляло признаки жизни, что имело подобие людское…»
Вот такие страсти батуринские, описанные украинским писателем позапрошлого века Богданом Лепким в его исторической повести «Батурин». Что делать с ними? Как их оценивать? Как пример поиска опорных точек нациотворчества или общенациональной шизофрении? Как следствие разбуженной «генетической памяти» или информационной войны?
«Без Батурина тяжело понять украинцев, – считает С. О. Павленко, на всякий случай оговаривая: – Для Украины и России эта грустная дата общая – она побуждает украинцев проявлять бдительность, применять достаточно мер для обороны страны, не надеяться лишь на союзников; россиян она приглашает к покаянию». Но эта позиция ещё довольно мирная. По мнению другой части националистически настроенных украинцев, пришло время ответить за Батурин.
Мы с ними совершенно согласны. Только сначала надо уточнить: кто должен ответить и за что? Ведь можно выставить счёт не только за некую «резню», но и за голословные обвинения. За попытку сделать из Батурина символ типичной политики России в отношении народа Украины на протяжении всей его истории, за ложь, историческую фальсификацию и систематическую политику по формированию отрицательного образа России как главного врага украинского народа. «Свидомые» украинцы считают, что пора отстоять свою честь в истории, но точно так же могут считать и русские.
Скорее всего, российская сторона не будет ставить так вопрос, но вполне очевидно, что в данном случае через Батурин Украина заявляет себя как анти-Россия. Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания одного украинского дипломата о том, что на его отношение к России влияет «воспоминание» о «резне в Батурине». Причём это «воспоминание», по словам дипломата, содержится у него («как и у других украинцев») в «генетической памяти». Ещё бы, и не то будет, если начитаться подобного. Значит, в данном случае «батуринская резня» выступает как символ и объект веры, результат целенаправленной системной пропаганды и инструмент в информационной войне.
В основе этой политики – обращение к национальным чувствам, апелляция к иррациональному, спекуляция на любви к свой стране, когда актуализируемые в современной реальности исторические обиды используются в корыстных целях отдельных групп политических элит. В данном же случае речь идёт о попытке выстроить обиды в режиме мифоистории и предъявить серьёзные претензии на пустом месте. Придумали страшную историю, сами в неё поверили и сами своим украинским ужастикам искренне ужасаются.
Надо сказать, что такие «истории» сделаны на основе стандартного набора приёмов мифотворчества: в них есть и герои-мученики, и злодеи, и предатели, и невинные жертвы. И, конечно же, есть зрители. К ним-то как бы и обращаются из прошлого устами украинских историков настоящего те невинно под Батуриным убиенные, чья пролитая кровь, как «пепел Клааса», требует если не отмщения, то справедливости.
Ясно, что элементарный анализ разваливает эту фальшивку до основания, как карточный домик. Но так ведь логика для сочувствия и сопереживания украинскому патриоту и не нужна. Он «мыслит» иначе. Мыслит «по-украински». То есть иррационально. И пытается пропитать этим своим «методом» всю украинскую историческую науку.
Вопрос – является ли такая история наукой? Ведь «батуринская резня» существует в умах людей не по причине её доказанности, так как она - факт не истории, а массового сознания, свидетельство украинской «метастории», основанной на собственной национально-исторической мифологии, работающей по принципу: не хочешь – не слушай, а врать не мешай.
Её организаторы объясняют свои действия законным правом на свою историю, на своё видение, на свою правду. Но для каждого неангажированного исследователя ясно, что в данном случае речь идёт о феномене не историческом, а мифологическом. И дело, конечно, не в пророссийской или проукраинской позиции, а в следовании принципам и методам научного исследования.
Если им в Украине не следуют, идя на поводу господствующих политически ангажированных доктрин, значит, здесь история, как наука умерла. Но зато возникла своя мифоистория.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto