Хотел бы продолжить дискуссию по проблеме разрушения Трои. Думаю, что есть смысл проверить на прочность точку зрения, которая разделяется большинством исследователей и любителей, и даже считается наиболее вероятной, сильной из всех существующих. Речь идёт о религиозной основе сюжета о деревянном коне. Среди западных историков её разделяют, например, Найт (W. F. J. Knight. The wooden Horse. Classical Philology, XXV, 1930, стр. 359 сл.)и Роберт Грейвс (Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М., "Прогресс", 1992,стр.515-516;
http://philos.omsk.edu/libery/antik/mifdrgr1.rar). В отечественном антиковедении: Колобова К.М. (Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества: (о. Родос IX-VII вв. до н.э.), Л.,1951, стр.56сл.;
http://annals.xlegio.ru/greece/kolobova/kolobova.htm),Лурье С.Я. (Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. М.-Л.,1957,стр. 312сл.;
http://rapidshare.com/files/59465279/Lu ... Grecii.rar), Казанский Н.Н.(Казанский Н. Н. Палладий в контексте Троянского мифа// Античное общество - 2. Тезисы Докладов научной конференции 29-30 октября 1996 г. СПб., 1996;
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik ... azansk.htm). На форуме к ним присоединились: Д. Лопаткин (Пн Июн 11, 2007 11:37 am; Сб Июл 05, 2008 10:42 am), vovap? (Чт Авг 07, 2008 2:27- ? - Пн Июл 07, 2008 1:51 pm, Вс Июл 06, 2008 4:04 am), Dedal(Вс Авг 03, 2008 1:43).
Перед изложением своих критических замечаний хочу сказать, что до сих пор не считаю ни одну, из изложенных на форуме версий, «истиной последней инстанции», все они нуждаются в проверке, несмотря на тот факт, что одни из них разделяют многие исследователи, а другие меньшее количество. Поскольку все точки зрения имеют свои «за» и «против». И думаю, пока рано говорить какая из них является наиболее вероятной. Методологически важно отработать каждую версию до логического конца, подвести итоги по каждой из них и по всей проблеме. В то время как, дискуссия ни по одной из точек зрения не выглядит законченной, некоторые из них даже не обсуждались (о предательстве в рядах троянцев - точка зрения древних авторов в книге - Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М., "Прогресс", 1992,стр.515-516;
http://philos.omsk.edu/libery/antik/mifdrgr1.rar) и о военном деле ахейцев - Лемурий (Вт Мар 20, 2007 11:39 am), статья в журнале Парабеллум (А. Нефёдкин,
http://www.vzmakh.ru/parabellum/n7_s1.shtml Ducrey P. Guerre et guerriers dans Grece antique. Fribourg: Office du livre, 1985. 320 P. 190 ill. + 12 figs). Наше обсуждение с Dedalом версии о возможности трактовки троянского коня в качестве осадной машины также не закончено, т.к. до сих пор не исключена возможность заимствования этой технической новинки ахейцами у своих восточных соседей (ср. о возможностях осадного искусства в азиатских странах: Dedal (Вс Авг 0 3, 2008 1:43)- уровень осадного искусства стран Восточного Средиземноморья недостаточен; Герни О.Р. Хетты, перевод с англ. Н.М. Лозинской и Н. А. Толстого. «Наука». М., 1987;
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... dex.shtml; Разин Е.А. История военного искусства. «Полигон» 1994, стр.55;
http://militera.lib.ru/science/razin_ea_1/index.html практика этих стран показывает, что использование осадных машин для них не является чем-то невероятным). Хотя возможность этого мала, но не исключена критикой, а значит, не может быть сброшена со счетов.
Итак, что касается версии о религиозной основе сюжета о деревянном коне. Так уж сильны в своих построениях её многочисленные сторонники? Должен сказать меня несколько смутила несогласованность, противоречивость и нелогичность высказываний сторонников этой точки зрения. Хотя, должен признать, что сама идея о религиозной основе мифического сюжета о троянском коне выглядит, на первый взгляд, наиболее сильной по сравнению с другими. Но не будем заранее утверждать, что является истиной. Сначала необходимо детально проанализировать как «слабые», так и «сильные» версии, с помощью анализа и критики отработать их до конца прежде, чем делать окончательные выводы.
Колобова К.М.- Лурье С.Я. в след за Найтом (W. F. J. Knight. The wooden Horse. Classical Philology, XXV, 1930, стр. 359 сл.- мне был недоступен) полагает: «деревянный конь, погубивший Трою, конь, приуроченный позже к Афине, является пережитком более древних представлений, согласно которым не он был орудием воли людей, а люди были орудиями его воли». Т.е. согласно Колобовой К.М., как я понял это суждение, сказители вывели Коня на сцену Троянской войны как божество, которое являлось главным олицетворением высшей воли, направлявшей ахейцев на разрушение Трои. Вывод этот она делает в большей степени на основе косвенных данных (!) по материалам древнего изобразительного искусства, посвященного троянской войне и изображению коней. В письменной мифологической традиции прямых данных о популярном культе коня исследовательница не приводит (!). Поэтому я больше соглашусь с осторожным высказыванием Лурье С.Я., что данное построение скорее лишь предположение (!!!) (стр.312), соответственно и роль этого божества в разрушении Трои не может быть представлена как истина последней инстанции. Колобова К.М. (стр.61) утверждает, что «предание о деревянном коне отражено уже в «Илиаде», но в тексте «Илиады» нет ни одного упоминания о деревянном коне (!). Такая невнимательность к главным источникам негативно характеризует серьёзную исследовательницу и налагает тень на её рассуждения. Далее Колобова К.М. говорит, что: «Троя чтила коней и что самое изобретение хитроумного Одиссея (деревянный конь) и было основано на этом почитании коня в Трое». Этот тезис я понимаю как признание того факта, что деревянный конь являлся военной хитростью в расчёте на интерес троянцев к сакральным изображениям коня. Т.е. в данном моменте Колобова К.М. добавляет интересное звено в цепь своих рассуждений: теперь согласно последней цитате деревянный конь в изображении сказителей – всего лишь военная хитрость ахейцев, использовавшийся их волей сознательно для взятия Трои, а не символ божества, воля которого руководит ахейцами. Оба тезиса одного исследователя прямо противоположны в моменте субъекта волевых усилий и объекта на который они направлены(!). Это противоречие в построениях Колобовой К.М. делает её рассуждения нелогичными и путанными, сложными для восприятия. И оставляет вопрос у читателя: так чем же был троянский конь в мифической традиции, по мнению самой исследовательницы – божеством, руководившим действиями ахейцев или их военной хитростью? Если, как говорят Ксения Михайловна и Соломон Яковлевич, конь являлся главным божеством в ранних преданиях, по воле которого ахейцы разгромили Трою, то у Гомера в «Илиаде» он должен был сыграть заметную роль в войне и до взятия города, однако он там даже не упоминается, а упоминается лишь фрагментарно в пересказах о войне в «Одиссее». В то время как, если исходить из анализа изображений коня у самой Колобовой К.М. видно, что «конь» не потерял популярности, как божественная фигура, и в период архаики. Почему же нет такого внимания к нему как божеству, причине разгрома троянцев, у Гомера и у последующих авторов? Лурье С.Я. пишет (стр.313), что материал табличек из Крита даёт основание говорить о символах коня-божества на колесницах. Но он в своём подробном перечне богов Крито-микенской эпохи не даёт данных хотя бы об одном (!) упоминании коня-божества и его культа среди других богов в табличках линейного письма В. Что также довольно странно, если соглашаться с ним и Колобовой К.М. и считать культ коня одним из основных в Крито-микенскую эпоху и достаточно популярным, чтобы всё ахейское войско, собранное из различных государств, выбрало его в качестве своего главного покровителя-оберега, а древние поэты в качестве главной причины разрушения Трои. (!)
Религиозная основа сюжета о троянском коне объяснена представителем западной исторической науки - Грейвсом Р.- следующим образом. «Деревянный конь» – вовсе и не конь, а кобыла, которая символизировала обряд вокруг процесса рождения, например, как и обряд вокруг деревянной коровы на Крите. Одиссей и Антикл вовсе и не войны в засаде, а близнецы (стр.516). Но почему Грейвс Р. считает деревянную статую лошадью женского рода, когда в античной традиции есть твердое мнение о «деревянном коне» муж. рода, не понятно. Более того, как правильно заметила Колобова К.М. и Дедал (Пн Авг 11, 2008 6:10), черты, которые были присущи коню в греческой традиции, далеки от земледельческих обрядов вокруг коровы и быка и включали в себя чисто военные атрибуты, смерть, кровожадность, но не как не процесс рождения.(!) И, именно, с наличием таких атрибутов коня в мифах нельзя не согласиться. Поэтому точка зрения Грейвса Р. не может быть принята. Оба сюжета (о деревянной корове и коне) можно лишь сравнивать в самом общем смысле как сюжеты, имеющие религиозную основу, поэтические приёмы/намёки древних поэтов, но не по частным чертам/атрибутам религиозных представлений.
Казанский Н.Н. в своём докладе «Палладий в контексте Троянского мифа» пишет, что «Увоз, похищение, дарение статуи божества или оберега, ограничивается по большей части пределами Троянского мифа и не является ни распространенным фольклорным мотивом, ни расхожим сюжетным поворотом греческого мифа… Связь между судьбой города и статуей-оберегом выступает особенно отчетливо в троянском мифе как в предсказании Гелена, так и в последующей истории взятия города. Таким же оберегом выступает и деревянный конь, которого троянцы непременно хотят видеть на своем акрополе внутри стен цитадели, несмотря на предупреждения Кассандры и Лаокоона… Совпадение деталей между греческой и анатолийской традициями интересно: "перемещение божества" в греческом мифе о троянской войне сохраняет свою принципиальную важность для повествования, обозначая момент, поворотный в судьбе Илиона. Культовое лувийское предание с неменьшей отчетливостью указывает на перемещение из Илиона в Истануву божества, сохраняющего в своем имени эгейские черты. Тем самым, можно думать о древности сюжета, связанного с похищением Палладия. Сама связь "перемещение божества": падение города оказывается в числе древних представлений и сюжетов мифа об Илионе-Трое. Греческое мифологическое предание сохраняет эти связи на протяжении веков, хотя изменения чаяний, вкусов и общественных настроений - всего того, что можно обозначить термином общественная мысль - отстраняют на задний план древнюю сюжетную линию, которая первоначально должна была быть едва ли не основной в греческом эпическом повествовании». Таким образом, Казанский Н.Н.считает, что корни сюжета о перемещении троянского коня уходят в местные анатолийские традиции, а не греческие. Сюжеты о похищениях статуй божеств, оберегов, по мнению Казанского Н.Н., не являются распространенными для греческой традиции. (?!) Он приводит схожий рассказ из хеттского источника, где говорится о привозе статуи, возможно с греческим именем, из Вилусы.
На мой взгляд, говорить о том, что в греческой традиции нет распространенных сюжетов о похищениях, увозе, статуй, оберегов и наказании свыше за это деяние, поспешно. Думаю, что здесь будет уместно рассматривать сюжет из хеттского документа и сюжет о троянском коне в связи и сравнении с правилами религиозной политики восточных государств и греческих полисов и их религиозно-этическими нормами, отражёнными в других, в том числе и более поздних текстах. Так, анализ хеттских, персидских надписей, сообщений Геродота, даёт основание говорит, что для религиозной политики хеттов и персов было характерно искать покровительства, привлекать на свою сторону иноземных божеств, в том числе и через их похищение, увоз из чужой страны в свою, дабы лишить возможности эту страну пользоваться помощью божества и использовать его силу в своих действиях (см. напр., Геродот 6, 118; "Истанувийские ритуалы" (KBo IV 11, 46); Дандамаев М.А. Новые данные о религии в Персии на рубеже 6-5 вв. до н.э.//ВДИ, 1974, №2, стр.31; Ардзинба В.Г. Хеттское царство// Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987, стр.109-110). И подобные действия не считались самими хеттами и персами чем-то преступными. Наоборот, их порицание и описание кары за подобные деяния на счету сугубо греческих авторов. Даже подобные действия самих эллинов снабжались нравоучительными легендами небесной кары за них (Геродот 1, 183; 5, 85; 6, 118; 8,109;
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm). В пятой книге «отца истории» находится чисто греческое предание о похищении статуй, можно также вспомнить похищение золотого руна, имевшего сакральные функции. Таким образом, мнение Казанского Н.Н. о том, что в греческой традиции не мог быть распространен сюжет о похищении реликвий, не было параллелей в середине 1 тыс. до н.э., не может быть принят. Казанский Н.Н. не объясняет: откуда всё же взялся, распространённый у авторов сюжет в мифе: греки, сидевшие в засаде внутри коня. Допускает ту же грубую ошибку, что и Колобова К.М. в отношении работы с основным источником (на, что уже обращал внимание Г.Чрелашвили). Все эти недочёты ослабляют построения Казанского Н.Н. и делают его идеи уязвимыми.
На форуме одним из сторонников Колобовой К.М.- Лурье С.Я. и Казанского Н.Н. является Д. Лопаткин (Пн Июн 11, 2007 11:37 am; Пт Июл 20, 2007 3:09 pm; Сб Июл 05, 2008 10:42). Не понятна и противоречива позиция vovapа, который в одном месте критикует Колобову К.М.- Лурье С.Я. и Д. Лопаткина (Вс Июл 06, 2008 4:04; Пн Июл 07, 2008 1:51), а в другом в вульгарно-слэнговом стиле всё же склоняется к тому, что это наиболее вероятная точка зрения (Сб Авг 09, 2008 5:19), хотя её детали нам ни когда не будут известны без дополнительных фактов. Надеюсь, что смог всё же некоторые детали этой точки зрения разобрать, без предварительного её принятия или отрицания.
Dedal (Вс Авг 03, 2008 1:43 ) также склоняется к религиозной основе сюжета о троянском коне: святыня была принесена в дар троянцам, что означало покорность ахейцев и верховенство троянцев, если бы троянцы не забрали статую в город, то договор не был бы заключён, от дара троянцы не могли отказаться, т.к. это их силы были на исходе, а не, покорившихся им ахейцев. Ведь, если бы ахейцы не покорились, то Троя пала бы сама. После этого ахейцы стали союзниками-вассалами троянцев, и им не надо было сидеть внутри коня, а достаточно было прийти к стенам Трои с целью торговли, как торговцы они могли войти в город и быть там разведчиками. После этого они нарушили договор и захватили город. А статую не мастерили на месте, но доставили из какого-нибудь храма, что не составляло труда.
Вот в тезисном варианте мнение Dedalа. По-моему, несколько надуманно и искусственно. Откуда взяты факты вассалитета ахейцев перед троянцами, договора, о свободном доступе в Трою после войны, привозе статуи коня из храма? Ни в одном источнике этого нет. Хотелось бы также узнать о других случаях дарения святыни в качестве покорности для бронзового века межгосударственного права ахейцев, заключения неравноправного договора, если, по мнению Dedalа, это было распространенной практикой.
Как мы увидели, разобранные позиции авторов содержат не мало противоречий, неточностей и ошибок, но всё это, конечно, не является основанием для отбрасывания их со счетов в полном объёме на данном этапе, их правомерность должна показать дальнейшая дискуссия. Надеюсь, форум даст возможность проверить мне и собственные замечания с различных сторон. В этом, собственно, одна из главных его ценностей.
P.S. Дмитрий Лопаткин (Вт Апр 03, 2007 4:06 pm), Lusor (Сб Июн 09, 2007 1:59 pm), Бенни (Вт Июн 10, 2008 9:28 pm), vovap(Чт Июн 12, 2008 4:38 am, «Амазонки» Вс Июн 08, 2008 7:43 pm) -
http://www.planetadisser.com/work/work_43604.html) – обсуждение диссертации Сафронова А.В. Возможно ли получить доступ к полному тексту диссертации?