Послесловие 1991 г Л. Клейна к книге А. Кравчука "Троянская война" (1991 г был 16лет назад и до 1992/93 гг, когда проходили работы описанные мною вышевыложенном посте, но кое-что можно подчерпнуть и здесь):
"2.Пересмотр топографии Троады.
Только теперь мы узнали, что окрестности Гиссарлыка очень хорошо соответсвуют топографическим указаниям "Илиады". Говорит ли это о том, что Троянская война происходила именно здесь? Нет, даже наличия новых данных недостаточно такой уверенности: Гомера отделяло от воспетых им подвигов несколько веков. Зато... мы можем уверенно сказать, что певец слагавший "Илиаду"... представлял себе войну именно здесь, что он хорошо знал эту местность и явно здесь побывал, а может быть и жил. Не больше того, но и не меньше."
"3.Успехи нового филологического анализа.
... Ни завязку войны, ни ее ход, ни окончание "Илиада" не излагает. Она вообще не о войне, а о ссоре Ахейских вождей во время войны... Главный герой поэмы Ахилл в завязке войны не участвует (его не было среди женихов Елены...), к началу войны Ахилл еще очень юн, а к концу - уже убит.
Конечно в поэме есть ряд отсылок к предшествующим событиям и немало предсказаний будующего, но... Наше знание войны основывается не на них, и даже не на "Одиссее", а на сведениях, содержащихся в целом ряде других эпических произведений - в так называемых поэмах Троянского цикла, циклических, или, следуя древнему произношению, киклических. Это "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Гибель Илиона", "Возвращения", "Телегония".... События происходящие за рамками "Илиады" и упоминаемые в ней, нередко выглядят в киклических поэмах иначе... Так в "Илиаде" Ахилл вспоминает о взятии и разграблении о. Скироса, а в "Киприях" он имел на Скиросе приют и любовь. В "Илиаде" Приам упоминает о войне с амазонками, а в "Эфеопиде" они его союзницы...
И по объему, и по содержанию обе гомеровские поэмы выбиваются из ряда киклических, они чужеродны Киклу и, видимо, созданы в другое время. До нас Кикл дошел только в предложениях - сжатые выжимки входят в "Библиотеку" псевдо-Аполлодора, в "Хрестоматию" Прокла. Также и поздний эпос Трифиадора, Ксанфа Смирноского, Коллуфа представляет собой пространные перепевы. Сюжеты киклических поэм разрабатывались и греческими трагиками, особенно Еврипидом...
"Киприя" и "Эфиопида" как бы охватывают "Илиаду", с обеих сторон плотно примыкая к ней - строка в строку... А "Возвращения" рассказывают о судьбе всех главных героев, кроме Одиссея...
"Малая Илиада" повествует о ссоре Аякса с Одиссеем..."
"4.Размывание "Микенского" ядра.
Публикации с анализом расшифрованных табличек крито-микенской письменности... Общество, обрисованное ими, резко отличается от предстающего в гомеровских поэма. Там, во дворцах Микен, Кносса и Пилоса, цари-жрецы "анакты" ведут жизнь земных богов, управляют через многоступенчатую придворную бюрократию и писцов огромным дворцовым хозяйством, куда значительная часть добра поступает в качестве дани. Здесь, в гомеровских поэмах, мелкие царьки-воины "басилевсы", полуразбойники-полукупцы, ведут личное хозяйство и делят власть с советом знати и народным собранием...
Правы были те, кто отрицал микенский облик "героического века" Гомера...
Гомеровские герои молились в храмах, где поклонялись статуям богов в рост... а микенское общество не знало ни храмов, ни таких статуй. Зато в микенских дворцах были фрески и ванны, у микенцев имелись перстни и печати, таблички с письменами - ничего этого не знали гомеровские герои. Они мылись в "прекрасно полированных тазах" и оставались поголовно неграмотными...
Микенскую знать хоронили в роскошных шахтных гробницах и толосах... а гомеровских покойников кремировали и урну с прахом помещали под курган, как делали греки в конце Темных веков.
Т. о., создатели "Илиады" совершенно не представляли себе микенского общества... По радиции, бронзовое оружие было для них оружием древних героев, а другие древние реалии дошли до них как традиционные характеристики этих героев (башенный щит Аякса)...
В основном певцы помещали своих героев в среду, не очень отличавшуюся от привычной для самих певцов, но искусственно приподнятую, героизированную и архаизированную..."
"5. Переоценка "Каталога кораблей".
Первоначально "каталог", несомненно, стоял в другой поэме, не в "Илиаде". В нем много царей, не задействованных в остальной "Илиаде", а в "илиаде", со своей стороны, есть важные герои, совершенно не упомянутые в "Каталоге", - например, Патрокл...
Из 184 поселений, указанных в "Каталоге", найдено без малого 130. Почти половина из них имеет микенские слои, а вот до классической античности дожили немногие...
Если из полутора сотен городов "Каталога" (Греция без Фессалии и Итаки) ко II в до нэ уцелело только полсотни, то 5 веками раньше, т. е. в начале античной эпохи, их существовало не менее 90, да еще десяток - сбольшой вероятностью. Это 2/3 - доля гораздо большая чем микенская. Конечно эпические герои сохранили свою давнюю привязку к исчезнувшим микенским центрам, это факт. Но он еще не говорит о том, что и сам перечень - микенский. ведь могло быть и так: героев соединил в эпосе сюжет, а сними вошли в эпос и их традиционные характеристики...
"Каталог кораблей" не путеводитель по микенской Греции. А значит, и Троянский цикл, сюжет о Троянской войне отдаляется от микенского времени."
"6. Пересмотр археологической хронологии.
Совпадение различных расчетов - по генеалогиям знатных родов, спискам царей Спарты, спискам фараонов Египта - давно позволило отнести эпоху Троянской войны ко времени между концом XIV в и сер. XII в до нэ (... дату александрийца Эратосфена - 1184 г до нэ...), но центром диапозона колебаний можно считать XIII в. Эту датировку Троянской войны подтвердил тот факт, что именно на этот век и в Гиссарлыке пришелся слой, где обнаружены остатки... разрушенного штурмом города, имевшего связи с Микенами...
Гибель города пришлась, по Блегену, примерно на 1240 г до нэ...
Но вот что уже несколько десятилетий смущало археологов: город VIIA, правда был взят штурмом и сожжен, но тот ли это штурм? Ведь, во-первых, этот город отнюдь не был процветающей столицей, а скорее представлял собой наспех отсроенный на руинах Трои VI жалкий поселок. Во-вторых, никаких следов пребывания в нем греко-ахейцев не найдено...
Немецкий ученный Х. Подцувейт, пересчитал все по-новому, картина получилась иной. Оказалось, что керамика из Греции времени расцвета микенских государств перестала поступать в Гиссарлык не только задолго до штурма и пожара, но даже до гибели ТроиVI... Значит, во 2ой 1/2не XIII в ахейцам было уже не до торговли и не до плаваний в Малую Азию: именно тогда бедствия обрушились на ахейцев материковой Греции.
В Гиссарлыке почти нет и греческой керамики последующего стиля - времени упадка, но тоже еще в ТроеVI и очень мало в ТроеVIIA. А сразу над пожарищем хоть и в небольшом количестве - привозная греческая керамика... стиля... еще более позднего - протогеометрического. Это значит, что город сожжен лишь в XI в...! Даже ТрояVI погибла уже после падения ахейских государств Греции, что уж и говорить о ТроеVIIA! Ахейцы не только не штурмовали этот город, но... Греция уже второй век переживала период, получивший название "Темные века".
Троянская война не находит себе подтверждения в археологических материалах - вот непреложный вывод...
Это еще не значит, что войны за Илион не велось. Но в XIII в Илион не был взят Ахейцами, а в XI в, когда он был кем-то взят, победителями были не Ахейцы..."
"7. Перелом в дискуссии ориенталистов.
... Страну Маса хеттские документы упоминают неоднократно в связи с южным побережьем Малой Азии, а мизяне жили на северо-западе полуострова. Пидаса - это, конечно, не писидийцы, а город Питасса (позже греческая колония Педаса) на юго-западе Малой Азии... Но дарданы - это действительно гомеровские дарданы, и они в самом деле были союзниками илиона как у Гомера, так и в XIII в. И в обоих случаях вождем коалиции (в XIII в царем, у Гомера царевичем) был Александр (Парис)...
в хеттских документах и Илион (греч. Илиос, древн. - Вилиос - хеттск. Вилуса), и ахейцев (греч. "ахайвой" - хеттск. "Ахийява"), и конкретные имена героев эпоса (например, греч. Этеоклос - хеттск. Тавакалавас)...
Для скрепления договора клятвой со стороны Александуса привлечен бог Апалиунас, в "Илиаде" же Александру помогает Аполлон... В греческом предании расказывается, что похитив Елену, бежавший Александр нашеол приют у малоазийского царя Муталиса. а в преамбуле договора рассказано, что в прошлом царевич Алаксандус не сумел утвердиться на отчем престоле и нашел приют у хеттского царя. Тот и помог ему захватить трон. Этим хеттским царем был Муваталис...
У Ахийявы слишком тесные сношения с Хеттами - Хеттский царь высылает к ним свою опальную супругу, ждет оттуда статуи богов, его беглый вассал делает оттуда набеги на хеттские владения...
Александр в ту пору действительно царствовал в Илионе... Говорили его подданные не на греческом языке, а на лувийском. Греческое имя царя может свидетельствовать об ахейском происхождении династии...
Государство Вилуса (Илион) и соседние с ним находились под хеттским протекторатом. Спустя одно поколение после договора с Александусом, Хеттский Царь в письме к Царю Ахийявы упоминает свою ссору с ним из-за Вилусы, закончившуюся примирением. Еще позже в хеттскои письме о царе соседней с Вилусой страны говорится, что царь этой страны "сделал войну (против хеттов), полагаясь на царя Ахийявы". Так что царь Ахийявы в XIII в строил какие-то интриги в этом районе против Хеттского царства, а поскольку Вилуса была вассалои Хеттов, то эти действия царя Ахийявы означали непосредственную угрозу Вилусе. но сведений об осаде и вязтии Вилусы нет. Захват вилусы был скорее мечтой Ахейцев, утоляемой сказками, чем исторической реальностью XIII...
Стимулом к сочинению подобных песен на основе туманных сказаний послужила, очевидно, экспансия греков-эолийцев на Лесбос и северо-западное побережье Малой Азии в X-IX вв до нэ, а непосредственным поводом - отплытие объединенной флотилии греческих отрядов, руководимых потомками Агамемнона, на восток, к Малой Азии. По преданию, переданному Страбоном (IX, II; 3, 5; XIII, 1, 3), этот флот отплыл из Авлиды - ка у Гомера.
Еще одна проблема возникает при изучении хеттских документов: в одном из них упомянуты оба названия города - и Илион, и Троя (Вилуса и Труя), но как разные города! Хотя и находящиеся по соседству... И в самой "Илиаде" есть следы такого расхождения: у этих названий разные наборы постоянных эпитетов, а сами названия соредоточены в разных песнях "Илиады"... Вполне вероятно, что в "Илиаде" слились разные сказания о взятии города - в одном шла речь об Илионе, в другом - о Трое. Илион найден и раскопан, о Трое нам доступны лишь догадки..."
****
Длинный пост получился
Прошу помнить что со времени написания Автором этой статьи прошло 16 лет!
Это сегодня очень много для Анатолийской тематики вообще (включая лингвистику, но это уже другая тема) и археологии в частности.
Насколько я знаю, уже через год-два после написания этой статьи, были найдены новые подтверждения Троянской войны, а уже в 2000х гг еще новые...
Житие мое...