Гиви Чрелашвили » 19 янв 2009, 20:49
Безусловно, переброс людей из Ханаана в Троаду возможен.
Проблема только в одном: античных сведений об этом нет.
Итак, к сожалению, мы можем базироваться только на авторах-поэтах(аэдах), описывающих Троянскую войну через призму эпоса и мифологии.
Итак, основной дошедший до нас в относительно полном варианте автор - это Гомер. К сожалению, он мало что нам дает в этом вопросе.
События "Илиады" обрываются на выкупе тела Гектора, когда Ахилл был еще живым. "Одиссея" - это существенно другие события, уже после Троянской войны. Там, правда, в воспоминаниях разных героев даются кой-какие сведения о событиях, следующих после "Илиады", но их крайне мало. А нас интересуют те факты, когда к троянцам другие народы или племена посылали свою помощь.
Итак, из так называемых ранних киклических поэм, которые до нас практически не дошли, кроме очень малых отрывков (но они дошли до более поздних античных авторов, а потому у нас есть их пересказ), мы знаем кое-что. На десятом году войны (уже после смерти Гектора) троянцы дважды получали подмогу: от лидийских амазонок и от Мемнона.
Вот тут сделаем небольшую паузу.
Во-первых, если даже предположить, что помощь из Ханаана была, она точно была не в начале Троянской войны, а ее конце.
Во-вторых, рассмотрим те поэмы, которые в хронологическом порядке покрывают временную дыру между "Илиадой" и "Одиссей".
Эти поэмы (как считают) написаны или в одном веке с Гомером (если предположить, что Гомер жил в 8 веке до н.э.), или чуть позже
(8-7 века до н.э.) .
Сразу после "Илиады" (в хронологическом порядке) идет поэма "Эфиопида" автора Арктина из Милета (конец 8 века до н.э.). Именно ее мы и будем рассматривать, ибо, как выяснится позже, вся помощь троянцам, которая могла только быть, описана в этой поэме (события заканчиваются смертью Мемнона).
Далее идет поэма "Малая Илиада" автора Лесха из Пирры, что на острове Лесбос (начало 7 века до н.э.)(события, начинающиеся со смерти Ахилла и до событий, предшествующих взятию Трои, то есть, как
присоединились к грекам Филоктет, Неоптолем и т.д., вплоть до введения деревянного коня в Трою)
Потом идет поэма "Разрушение Илиона" всё того же автора Арктина.
Ну, понятно до каких событий.
Потом идет поэма "Возвращения" (о возвращении героев, кроме Одиссея, и последующих их судьбах). Автором поэмы считается некто Агий из Трезена (начало 7 века до н.э.).
И только потом идет "Одиссея".
Завершает цикл поэма "Телегония" (от воцарения Одиссея на Итаке и до смерти Одиссея, невольным виновником которой стал его сын Телегон от волшебницы Кирки). Автором поэмы считается некто Евгамон из африканской Кирены (это уже значительно поздняя поэма, 6 век до н.э.)
Всё, что от этих поэм до нас дошло, у меня есть в переводе Цыбенко.
Итак, понятное дело, что нас в первую очередь интересует поэма "Эфиопида" в связи с вопросом помощи троянцам. События других поэм нам, в связи с этим вопросом, неинтересны (кстати, больше всего сохранилось отрывков из "Малой Илиады" Лесха).
Итак, первая помощь троянцам - это лидийские амазонки под предводительством Пентесилеи (Пенфесилеи). Тут нам ловить нечего.
Вторая помошь значительно интереснее. Это эфиопы под предводительством Мемнона. Мемнон был родственником Приаму по отцу
Тифону. Он был предводителем эфиопов (жил в Африке), но по зову Приама откликнулся и повел довольно многочисленный отряд на греков.
Интересно, как Мемнон добрался до Трои.
Так вот, оказывается не по морю (ибо, сдается мне, с кораблестроением
у эфиопов было не очень), а по суше. То есть, через Синай и далее, так что подошел он к Троаде с востока Анатолии. По пути к нему присоединились различные племена, сочувствующие троянцам. Увы, какие конкретно племена - сведений нет. Наверно, некоторые хеттские племена и, вполне вероятно, что и иудеи тоже.
Путь Мемнона как раз через Иудею лежал.
Но всё это весьма условно.
Во-первых, сведения эти всё больше мифологического характера, так что где там выдумка, а где историческая реальность - разобраться невозможно.
Во-вторых, даже если принять эти сведения за чистую историческую реальность, сведений об иудейской поддержке всё равно нет.
Есть еще один источник о Троянской войне, правда, косвенный - Хеттские записи. О их содержимом я знаю весьма поверхностно.
О том, что в них говорится что-либо об иудейской поддержке троянцам, я ничего не знаю.
Ну, и последнее, что нам могло бы помочь разобраться с этим вопросам: иудейские источники. Учитывая разбежку по датам относительно Троянской войны, следует искать эти сведения где-то (весьма примерно) от событий, описанных в книге Иисуса Навина (от взятия Иерихона) и где-то до начала царствования Соломона (повторяю, это весьма условно, но, как мне кажется, эти пределы должны покрыть Троянскую войну).
Однако, насколько вы знаете, ни в Ветхом Завете, ни в Вавилонском Талмуде, ни в Ранних Мидрашах об этом нет ни слова.