Парижский мирный договор 1856г и окончание Кавказской войны.

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Парижский мирный договор 1856г и окончание Кавказской войны.

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 15:20

В ветке "Адыгэхэкуж (Черкесия, Circassia): друидизм и Кавказ. война." http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2986 этот вопрос все-равно всплывает, поэтому предлагаю обсуждать события последовавшие за Парижским мирным договором 1856 г (завоевание Чечни и Дагестана, конец Черкесии и обезлюдивание Абхазии) в этой ветке.
Последний раз редактировалось ZORA 04 ноя 2007, 03:52, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 15:28

Вот собственно текст Парижского трактата http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/paris.htm#* , завершившего Восточную (Крымскую) войну 1853-6 гг.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Zdvij » 11 мар 2007, 16:11

Описание заседаний Парижского конгресса.
http://militera.lib.ru/h/tarle3/31.html

Перечень лондонских новостей 1856 года
http://www.iln.org.uk/iln_years/year/1856.htm

Британские документы о Крымской войне.
http://www.crimeantexts.org.uk/topics.html

Архив лорда Панмура, включая переписку с королевой,
лордами Кондрингтоном и Пальмерстоном.
http://www.crimeantexts.org.uk/sources/panmure.html

Освещение событий в печати XIX века из Библиотеки Конгресса
(включая 1856 год).
http://memory.loc.gov/ammem/ndlpcoop/mo ... chome.html
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 17:22

2 Zdvij:
Ух ты!
Спасибо!
Пробегусь пока по линкам :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 17:23

http://militera.lib.ru/research/gammer_m/index.html
Моше Гаммер, "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана".

http://www.heku.ru/page.php?id=125
В.А. Потто. "Кавказская война".

http://militera.lib.ru/memo/russian/tornau/index.html
Ф. Ф. Торнау, "Воспоминания кавказского офицера".

http://militera.lib.ru/db/simanovsky/index.html
Н. В. Симановский, "Дневник. 2 апреля — 3 октября 1837 г., Кавказ."

Правда по нашей теме только первый линк - конец Шамиля приходится как раз на рассматриваемый нами промежуток.
Последний раз редактировалось ZORA 11 мар 2007, 17:50, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 11 мар 2007, 17:36

Любопытно. Ничего в сети из этого списка я не нашел, а это ведь по теме Кавказской войны весьма известные вещи:
1. Дж. С. Белл, "Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 годов".
2. Ж.-В.-Э. Тебу де Мариньи, "Три путешествия по Черному морю на побережье Черкесии".
3. С. М. Броневский, "Новейшие известия о Кавказе" (к нему должна быть карта, но она никогда мне не попадается).
4. Ф. Дюбуа де Монперэ, "Путешествие вокруг Кавказа".
5. И. А. Гильденштедт, "Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа".
6. Эд. Спенсер, "Путешествие в Черкесию".
7. Т. Лапинский (Теффик-бей), "Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских".
8. И. В. Бларамберг, "Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа".
9. Хан-Гирей, "Записки о Черкесии".
10. Н. Ф. Грабовский, "Присоединение к России Кабарды и борьба за ее независимость".
11. Р. А. Фадеев, "Письма с Кавказа", "Шестьдесят лет Кавказской войны" и др. его произведения (а их немало).
12. А. П. Берже, "Выселение горцев с Кавказа" и др.
13. М. Кундухов, "Мемуары генерала Муса-паши Кундухова".
14. С. Роммель, "Народы Кавказа в сообщении путешественника. Вместе с приложением истории Кавказа С. Роммеля".
15. Ф. Боденштедт, "Народы Кавказа и их освободительная борьба против России".
17. Alexandre Benningsen. Un Mouvement Populaire au Caucase du XVIIIe Siecle: La «Guerre Sainte» du Sheikh Mansur (1785 — 1794).
18. Н. Т. Дубровин, "История войны и владычества русских на Кавказе".
19. John F. Baddeley, "The Russian Conquest of the Caucasus." - фундаментальный труд, который вообще похоже на Русский не переведен.

В этом списке в наш период попадают: Лапинский, Фадеев, Кундухов, Берже, Боденштедт, Дубровин и Баддли.
Но найти их в сети я не смог. Ознакомиться лично с Боденштедтом и Баддли (не в цитатах, а в полном объеме) мне также не удалось.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 03 апр 2007, 21:22

http://www.adygaunion.com/rus//index.ph ... 6&Itemid=1
А. Берже,
Выселение Черкесов с Кавказа

Тифлис, 1881

В качестве комментария к статье Берже:
Михаил Юрьевич Лохвицкий (Аджук-Гирей),
Громовый гул

(историческая повесть):
http://www.circassianlibrary.org/lib/ht ... omovy_gul/
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 06 апр 2007, 16:45

Мусса Кундухов,
Мемуары генерала Муссы-паши Кундухова.

http://djeguako.narod.ru/kunduhov.rar

***
UNPO:
http://www.unpo.org/nations_people.php
Circassia:
http://www.unpo.org/member_profile.php?id=18
The Circassian Genocide
http://www.unpo.org/article.php?id=1639

***
Геноцид Черкесов (документы):
http://www.genocide.net.ru/
Иллюстрации:
http://www.genocide.net.ru/?pg=19
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Черкесский вопрос

Сообщение ZORA » 30 июн 2007, 02:30

В теме Сочи-2014 http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=70147#70147 очень много внимания уделено вопросу о последних годах (1860-х гг) существования Черкесии и Кавказской войне.

Я продублирую здесь свой последний пост с цитатами.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 30 июн 2007, 02:31

Ниже я выложу маленький цитатник, из того что оказалось под рукой.
Цитатник небольшой, но пост получится длинным, к сожалению - я знаю, что такие длинные посты редко кто внимательно читает:

***1***
1861 г. июня 24-го. - Рескрипт императора Александра II на имя наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-адъютанта Евдокимова:
"С сожалением известился я, что указанное Главнокомандующим Кавказской армией по воле моей начало русского воинственного заселения предгорий Западного Кавказского хребта в нынешнем году приостановлено (...)
Обращаясь за сим к важной и необходимой государственной мере: заселению предгорий Западного Кавказского хребта и усматривая, что ныне благоприятное для начала сей меры время года уже упущено (...)
Казачье сословие предназначено в государственном быту для того, чтобы оберегать границы империи, прилегающие к враждебным и неблагоустроенным племенам и заселять отнимаемые у них земли. В продолжение почти целого столетия казачьи войска, бывшие Черноморское и Кавказское линейное, с помощью донских и малороссийских казаков, дружно действовали для покорения враждебных племен, в особенности в последнее время они оказали большие заслуги, постепенно оттесняя неприятеля далее в горы и заселяя оставленные им земли. Дабы увековечить доблестные подвиги их на р. Кубани и Тереке, а также соображаясь с новым разделением Кавказского края, я признал за благо образовать из черноморских и линейных казаков два казачьих войска; Кубанское и Терское, по названиям рек, прославленных вековыми их подвигами.
Ныне, с Божьей помощью, дело полного завоевания Кавказа близко уже к окончанию. Остается несколько лет настойчивых усилий, чтобы совершенно вытеснить враждебных горцев с занимаемых ими плодородных стран и навсегда водворить на сих последних русское христианское население."

***2***
Генерал Н.Н. Ольшевский, 1861 г:
«Променять свои заветные, дышащие здоровьем, свободой, независимостью горы и леса на зловредные равнины Черноморья и болотные низменности Большой Лабы – не значит ли отдать себя на жертву лихорадок? И действительно, если страшно болели живущиетам казаки, как родившиеся среди этих ядовитых испарений или переселившиеся туда со степного пространства, то каким образом могли перенести эту миазму жители гор, дышавшие всегда свежим, здоровым воздухом?»

***3***
11 сентября 1861 г. – письмо представителей 500 черкесских семей Александру II:
«Прикажите, государь, и мы все готовы свято исполнять всякие ваши повеления, мы будем строить дороги, укрепления, казармы для войск ваших, и клянемся, что будем жить с вами в мире и согласии, только лишь не выселяйте нас с тех мест, где родились и жили отцы и деды. Отныне мы эти места наравне с войсками вашими будем защищать от врагов до последней капли крови, не выселяйте только!» (Все были выселены в ноябре 1861 г.).

***4***
Генерал Евдокимов, 1863 г:
" Первая филантропия - своим, горцам я предоставлю лишь то, что останется после удовлетворения последнего из русских интересов".

***5***
Генерал Р.А. Фадеев, 1864 г:
"Цель и образ действий в задуманной войне были совсем иные, чем покорение восточного Кавказа и во всех предшествующих походах. Исключительное географическое положение черкесской стороны на берегу европейского моря, приводившего ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших ее народов в обыкновенном значении этого слова...
Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей.
Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного... Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье...
Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть безусловно сложить оружие...
Изгнание горцев и заселения западного Кавказа русскими - таков был план войны в последние четыре года...
Русское население должно было не только увенчать покорение края, оно само должно было служить одним из главных средств завоевания...
Земля закубанцев была нужна государству, в них самих не было никакой надобности(...)
Густые массы черкесского населения занимали равнины и предгорья: в самих горах жителей было мало...
Главная задача черкесской войны состояла в том, чтобы сбить неприятельское население с лесной равнины и холмистых предгорий и загнать его в горы, где ему было невозможно долго прокормиться; а затем перенести к подошве гор самое основание наших операций(...)
Горцы потерпели страшное бедствие: в этом нечего запираться, потому что иначе и быть не могло...
Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа, потому только, что горцы не хотели покориться.
Надо было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие.
Но не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах...
Особенно пострадала слабая часть населения - женщины,дети. Когда горцы скопились на берегу для выселения в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин.
При наших погромах множество людей разбегалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где нога человека прежде не бывало."

***6***
Мемуары ветерана Кавказской войны М.И. Венюкова, 1880 г:
"Должно однако заметить, что граф Евдокимов, который был непосредственным инициатором официального "проекта заселения Западного Кавказа", не слишком заботился об участи горцев, выселявшихся на прикубанскую низменность.
Его твердым убеждением было, что самое лучшее последствие многолетней, дорого стоившей для России войны, есть изгнание всех горцев за море.
Поэтому на оставшихся за Кубанью, хотя и в качестве мирных подданных, он смотрел лишь как на неизбежное зло и делал, что мог, чтобы уменьшить их число и стеснить для них удобства жизни"

***7***
Вышеупомянутый генерал Ростислав Фадеев, "Дело о выселении горцев", 1890 г:
"Из всех населений Кубанской области одно карачаевское можно считать вполне оседлым материально и нравственно, так как погром последних лет ни в каком отношении его не коснулся и оно осталось на местах, искони им занимаемых...
Остальное народонаселение Кубанской области резко отличается своим положением от всех горских племен Кавказа. Ряд событий, действовавших на него постоянно в одну сторону - от народных восстаний против дворянства, начавшихся еще в прошлом столетии, и до изгнания туземцев из их жилищ русским оружием, смешал адыгейские племена в хаотическую массу, почти истребил существовавшую прежде общественную организацию и образовал из них безличный материал, из которого правителство может без малейшего затруднения выделать все, что ему будет угодно. Адыгейские племена подверглись разложению не в одинаковой степени, но все они сильно тронуты. Народ бжедугов, бывший полумирным еще со времен Екатерины, уцелел наиболее, но и там все общественные отношения существуют больше в виде воспоминания, чем закона. Мелкие племена кубанских приставств, более 30 лет постоянно гоняемые с места на место то русскими, то немирными, почти вовсе утратили племенную организацию, а новые поселенцы - абадзехи и другие, составляют теперь только численное собрание единиц, ничем не связанных. Между тем Кабарда сохранила вполне феодальное устройство, общее в прежнее время всем адыгейским племенам, составляющее великое препятствие нравственному упрочнению русской власти, потому что оно противовпологает закон закону и поддерживает народное единство; в то же время черкесские племена Кубанской области, подорванные восстанием черни, топором Мегмет-Амина, беспрерывными переселениями и последним беспримерным в истории погромом, перестали быть племенами. Никаких обязательных сословных отношений у них теперь не существует. Многие аулы еще называются именем владельца - князя или первостепенного узденя; но, в противоположность тому, что происходит в Кабарде, свобожное население аулов считает себя равноправным с владельцем. За князьями и дворянами остались только привилегии этикета - где стать и где сесть, привилегии с каждым днем все более приходящие в забвение; на деле же звание их составляет препятствие к влиянию на общественные дела. Народ постоянно держит их в стороне и старшин везде выбирает из простолюдинов. Забвение дворянских прав так велико у туземцев Кубанской области, что даже в аулах, вновь населенных на владельческой земле, дарованной правительством некоторым лицам, нет никаких обязательных отношений между владельцем и поселенцами, они пользуются землей безвовзмездно. Для того чтобы оградить этих поселенцев на будущее время от притязаний владельца, по распоряжению графа Евдокимова за ними оставлена узаконенная пропорция земли в других аулах, к которым они приписаны... Система, преследуемая графом Евдокимовым по управлению закубанскими народами, столь же неуклонна в этом отношении, как и его военная система... Не только свободные люди всех сословий на деле уравнены в правах, и приняты меры, чтоб обязательные отношения и впредь не могли возникнуть; но при основании новых поселений устранен обычай, неизменный до сих пор у адыгов, называть их именем владельца, около которого группируются подвластные; аулы названы просто именем урочища, что весьма важно в понятии горцев; при этом теряется даже воспоминание о прежней зависимости. При мерах, принятых властью и распространенном между закубанскими черкесами духе равенства, нет места опасению, чтоб некоторые лица, между туземцами, каким бы влиянием они не пользовались, могли поставить прежних подвластных или новых выселенцев в обязательные отношения к себе; это вещь совершенно невозможная... Правительство долго поддерживало на Кавказе местную аристократию, для противодействия мюридизму, который был врагом одинаково и ей, и нам; но там где мюридизм не опасен, местная аристократия становится положительным препятствием для правительственных целей. Мюридизм вел против нас наступательную войну; аристократия ведет войну оборонительную, ограждая народ от русского влияния целой системой отношений, замкнутых, недоступных нам, отделяющих массу, как бы стеной, от русского закона и обычая...
Сами кабардинцы уверяют (по моему понятию совершенно справедливо), что ничего нет легче, как обрусить абадзехов и шапсугов, лишенных общественной организации; но ничего нет труднее, как обрусить Кабарду, где эта организация стоит во всей силе. При отсутствии установленных сословных отношений и взаимной связи, закубанец теперь по необходимости прибегает во всяком случае к русскому начальству, отворяя нашему влиянию двери настежь, к самым потаенным уголкам своей общественной жизни. В настоящее время изо всего Кавказа только в Закубанском крае может быть немедленно установлено чисто русское управление, без всяких шариатов, а через непродолжительное время и без всяких адатов.
Кроме распадения общественного быта, закубанские черкесы испытали в последнее время такое нравственное потрясение, что им нет уже возможности от него оправиться; они отданы теперь во власть России как малые дети. Понятия их до того спутались неслыханным разгромом, что они ничему не удивятся, что бы с ними не сделали и малейшее снисхождение примут как благодеяние. Едва веришь глазам, смотря как черкес, несколько месяцев назад отчаянно, прорывавшийся для грабежа сквозь тройной ряд военных линий, теперь в своей земле, в глухом лесу, робко сторонится перед встречным крестьянином; мальчишка бьет его и он не смеет отводить ударов, чему я сам был свидетелем. Понимая бессилие свое для борьбы против русской империи, но не понимая еще прав русского гражданина, черкесы покорились постигшей их участи и безропотно переносят беспрерывные притеснения и насилия от своих соседей казаков и всякого чужого человека. Даже глядеть они стали какими-то рабами польского пана. Подобной деморализации никогда не было видано. Все нынешнее закубанское туземное население составляет запуганную толпу, которой правительство может дать какое угодно правление. Чеченец плюет на русского, дагестанец смотрит на него исподлобья, кабардинец - с высоты своего узденьского величия; закубанский же черкес снимает перед русским шапку.
Граф Евдокимов добился вполне того результата, что во всем туземном населении Кубанской области, как старом, так и вновь покоренном, ни один человек не выходит из дому вооруженный... Милиционеры... отказываются ехать с оружием даже при билете, боясь казаков; выезжая из участка, они снимают даже кинжал, составляющий принадлежность азиатской одежды. Теперь за Кубанью этим только и можно отличить казаков от горцев; безоружный - стало быть горец. Черкесы не могут ходить даже на охоту и потому не держат дома патронов."

***8***
Н.Башенев, Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны, Издание для войск, школ и народа, 1914 г:
"1859 год был ознаменован выдающимися военными событиями. Войска Кавказской армии покорили восточную часть северного Кавказа, Где непокорные горцы, под предводительством предприимчивого Имама Щамиля, увлеченные религиозным фанатизмом, вели в продолжение 25-ти лет упорную и ожесточенную войну с нашими войсками. Покорение это совершилось при помощи искусно выполненного плана войны, заключавшегося в совокупном действии отрядов, действовавших с разных сторон в самый центр непокорного края.
Четыре года тому назад, 25-го августа 1909 года, войска Кавказского военного округа праздновали 50-ти летний юбилей этого славного события – взятие Гуниба.
Начиная с 1860 года, деятельность Кавказской армии была перенесена к западу, в Кубанскую область, где война была еще более упорная, кровавая и беспощадная, чем окончившаяся год тому назад в восточной части. Борьба России с горцами западного Кавказа носила исключительный характер, состоявший в том, что страна завоевывалась и покоренные обитатели ее сейчас-же выселялись отсюда. Четыре года упорной войны завершились полным покорением черкесских племен, после чего на всем северном Кавказе не осталось более ни одного неприятельского селения, где бы горцы могли организовать хищнические партии для набегов в наши пределы.
Как увидим дальше, принятая система войны на западном Кавказе оказалась весьма удачной. В военных действиях не было порывов, - система состояла в коротких движениях вперед, но непременно с целью укрепиться на завоеванном месте. При таком порядке войны было меньше жертв, чем при покорении восточного Кавказа. Почему покорение западного Кавказа наружно не было столь блестяще, как восточного, хотя неприятель, с которым имели дело войска, не был слабее и трусливее горцев восточной половины. Уже одно то, что военные действия на западном Кавказе сняли с исторической карты некоторые Кавказские народности и уничтожили даже память о них, говорит о серьезном значении этой последней части Кавказской войны. "


***9***
В. Г. Шнайдер, Россия и Северный Кавказ:
"В 1857 году начальник главного штаба Кавказской армии генерал Д.А. Милютин в своей докладной записке излагает план переселения горцев, который для нашего исследования необычайно важен и показателен (...) резюмируем суть приведённой идеи: главной целью правительства была русификация региона, важнейшим средством достижения которой была массовая депортация местного населения «азиатского», а значит чуждого в мировоззренческом, а стало быть, и в конфессиональном отношении населения. Конечно, следует добавить: «по мнению Д.А. Милютина». Однако не будем забывать, что это мнение начальника штаба армии, призванной покорить Кавказ, а не безвестного разночинца или ссыльного декабриста. Эту идею поддержал и главнокомандующий Кавказской армией А.И. Барятинский. (...) В условиях, когда сопротивление горцев продолжалось, нужна была более продуктивная и, самое важное, менее дорогая в финансовом отношении идея. В начале 1860 года Барятинскому удалось убедить царя, что таким методом может стать выселение части кавказских горцев в Турцию . «Официально выселение горцев в Турцию, как военная и политическая мера, началось в 1862 году, когда состоялось утверждение постановления Кавказского комитета по этому вопросу» . Переселение горцев в Турцию рассматривалось как мера по скорейшему окончанию Кавказской войны, а также способ избавиться от той части населения, которая могла бы помешать распространению на этот регион российского правового пространства, или, как сказано в аутентичном источнике, «установлению российской юрисдикции» . (...)
По общей численности горцев, переселившихся в Турцию, имеются разные оценки. Например, Р. Гожба приводит такие сведения (по адыгам, абхазам, убыхам, абазинам, чеченцам, ингушам, аварцам, лезгинам, осетинам, карачаевцам, балкарцам): от 1 800 000 до 3 097 949 человек . В «Истории народов Северного Кавказа» об этом сказано обтекаемо: «… точно установить число переселившихся трудно. Дворянский историограф Кавказа А.П.Берже допускал цифру около полумиллиона человек и считал, что она, возможно, даже занижена. Некоторые историки допускают (впрочем, без доказательств), что выселилось 900 (и более) тыс. человек». Таким образом, оценки числа переселенцев сильно разняться, и, действительно, согласиться можно только с тем, что точную цифру покинувших родину горцев установить не удастся. (...)
На начальном этапе переселения царские власти создавали все условия для отъезда горцев в Турцию, а также пытались организовать встречный процесс переселения части балканских славян-христиан. (...)
выезд горцев продолжался ещё и в конце XIX века, в то же время, Н.Г. Волкова в упоминавшейся работе верхней границей периода мухаджирства определяет начало Первой мировой войны .
Для того, чтобы понять масштабы переселенческого движения горцев в пределы Османской империи, можно сравнить его с численностью депортированных народов Северного Кавказа в 1944-1945 годах. Количество спецпереселенцев с Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны известно более или менее точно: на 1 октября 1948 г. их число составляло 575 678 чел. Согласно приведённых здесь сведений, число переселившихся в период мухаджирства как минимум такое же. При этом число в полмиллиона человек считается явно заниженным. Более современные оценки допускают цифры, превышающие 3 миллиона человек. Трудно говорить о процентах и соотношениях числа мухаджиров XIX века и спецпереселенцев ХХ. Однако можно утверждать с полным основанием: а) по числу покинувших родину они были вполне сопоставимы (хотя, скорее всего, мухаджиров было гораздо больше); б) по ущербу для этнокультурного развития соответствующих народов переселение вт. пол. XIX – нач. ХХ вв. можно отнести к числу невосполнимых утрат.
Даже в середине ХХ века многие населённые пункты после депортации местного населения оказались заброшенными, сельское хозяйство (особенно в горных районах) было низкопроизводительным, а то и вовсе убыточным. (...)
на равнине « …горцы не имели возможности покидать установленные для них места проживания, им были оставлены минимальные угодья, которые позволяли влачить жалкое существование. Аулы были расположены между казачьими станицами, поставлены под их контроль» . (...) последнее обстоятельство, ведущее к раздроблению единого этнокультурного массива... "

***10***
М. Г. Минеев, Краеведческие записки ( сборник статей №1) Геленджикский историко-краеведческий музей:
"Соперничество Турции и России на Кавказе, вмешательство последней в дела закубанских черкесов, находившихся под номинальным покровительством султана, явилось одной из причин новой войны. В итоге войны 1828-1829 годов Турция потерпела сокрушительное поражение. Адрианопольский договор 1829 года между Россией и Турцией, подписанный за спиной черкесов, формально признал притязания империи на Кавказ. Согласно четвертой статье этого договора Россия получила в «вечное владение» Закубанье и Черноморское побережье от устья реки Кубани до пристани Святого Николая (южнее Поти).
Этот договор, как писал Карл Маркс, явился открытым нарушением лондонского договора от 6 июля 1827 года между Россией, Англией и Францией, по которому Россия обязалась не делать никаких попыток к территориальному расширению за счет Турции и не добиваться каких-либо исключительных торговых привилегий в войне с Турцией. Поэтому, продолжал К.Маркс, Россия не имела права на передачу ей Черкесии Турцией. С другой стороны, и Турция не могла уступить России то, чем не владела сама.
Черкесия всегда была настолько независимой, что даже в те времена, когда в Анапе еще находился турецкий паша, Россия заключила несколько соглашений с черкесскими вождями о прибрежной торговле, так турецкая торговля официально ограничивалась Анапским портом.
Независимость Черкесии от Османской империи были вынуждены признавать и русские историки.
А.П.Берже писал:
«Назначая пашей и созидая крепость (Анапу, Сухуми, Поти), турки совсем не касались реорганизации народной жизни. Турецкий султан и владел территорией, занятой этими крепостями, следовательно, только и мог уступить эту землю России. Племена же, обитавшие на Восточном берегу, были политически совершенно независимы, и только в силу религиозных понятий признавали главенство султана, как верховного представителя религии. Поэтому Англия не признала за Турцией права сделать такую уступку и, стало быть, отказалась признать право России на Восточный берег Черного моря… Англия на этот раз была права де-юре. Непризнание Англией нашего права оставлено было императором Николаем I без всякого внимания».
Черкесы, естественно, тоже отказались признать притязания России на свою территорию, и вынуждены были начать вооруженную борьбу за независимость. Символом этой борьбы стал флаг зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и двенадцатью звездами по количеству основных племен Черкесии. Изображение этого флага приводится в книге англичанина Э.Спенсера, побывавшего на восточном берегу Черного моря в 30-х годах ХIХ века. Им же опубликована «Декларация о независимости Черкесии», с которой черкесы обратились к европейским странам в надежде на поддержку в борьбе против колониальной экспансии царской России»
Ссылки отдельных исследователей на то, что «если черкесы (адыги) не имели института государства, не участвовали в заключении международных договорных пактов, то, таким образом, они не могли участвовать в подписании Адрианопольского договора», не выдерживают серьезной критики, так те же исследователи признают полную юридическую законность акта добровольного присоединения всего Северного Кавказа (?) к России в 1557 году, несмотря на то, что «Северный Кавказ» представляли лишь несколько отдельных князей.
Несмотря на все это, российское правительство считало четвертую статью Адрианопольского трактата достаточным юридическим основанием для присоединения к России земель тех горских племен и народностей, которые до того времени оставались еще вне административно-политического контроля русских властей. Мнение самих горцев царя не интересовало. Присоединение территории, между Кубанью и берегом Черного моря, заселенной преимущественно адыгами (черкесами), мыслилось в Петербурге не иначе, как в форме завоевания.
В соответствии с военно-феодальными методами своей политики на Кавказе, Николай I, поздравляя И.Ф. Паскевича с окончанием русско-турецкой войны, писал ему:
«Кончив, таким образом, одно славное дело, предстоит вам другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».
Естественно, что при наличии такой установки, мирное присоединение кавказских народностей, подразумевавшее длительный исторический период, заранее исключалось.
Для реализации своих, пока еще номинальных прав на Черноморском побережье, Россия приступает к фактическому присоединению Северо-Западного Кавказа, начиная открытые военные действия против черкесов. В 1830 году по разработанному графом Паскевичем-Эриванским плану покорения Черноморского побережья от Анапы до Поти, была сделана первая попытка овладеть побережьем со стороны Абхазии. Однако продвижение русских войск к северу от Гагр было остановлено ожесточенным сопротивлением горцев. Неудачными были и последующие экспедиции. Как писал сам автор плана «покорения» граф И.Ф.Паскевич, народ этот «не имеет решительной привязанности к правительству и буйную свободу свою считает дороже всего»(...)
В войне с черкесами самодержавие использовало самые разнообразные методы, в том числе блокаду побережья путем регулярного крейсирования военных судов с 1832 года, когда по распоряжению Николая I был создан Геленджикский отряд военных судов, призванный обеспечить крейсерство по побережью до Гагр. Безусловно, Черкесия имела полное право на военную помощь, на поставки оружия и необходимых ей промышленных товаров и продовольствия.
Однако, как говорят факты, ни Турция, ни Англия, официально стоявшая на позициях невмешательства, не оказали горцам необходимой им помощи. (...)
До конца Крымской войны адыги продолжали атаковать русские укрепления, но отказались принять турецкое подданство и присоединиться к антирусской коалиции Англии, Франции и Турции. Ни обещанное Англией покровительство, ни перспектива присоединения к Турции не прельщали адыгов. Как писал наместник Кавказа Н.Н.Муравьев, « горцам, воюющим с нами за независимость, равнопротивно всякое иго».
Вскоре после окончания Крымской войны, военные действия на Северном Кавказе возобновились с новой силой. (...)
В ноябре 1859 года вслед за Шамилем сложили оружие и мюриди Мухаммеда-Эмина, однако адыгейские племена продолжали сопротивление. Ради того, чтобы ускорить процесс покорения западно-кавказских племен, в 1861 году по инициативе командующего войсками Кубанской линии генерала Евдокимова была разработана новая система военных действий, утвержденная в мае 1862 года Александром II. Суть ее состояла в вытеснении горцев на равнину, с поселением на их место казачьих станиц, и принудительном выселении, не желавших переселяться на равнину, в Турцию. Особо важным признавалось вытеснение горцев с побережья, имевшего стратегическое значение.(...)
Созданное горцами при помощи турок и англичан правительство – меджлис «Великое Свободное собрание», предприняло последнюю попытку объединить горцев и поднять их на борьбу с завоевателями. В1861 году вся территория была разделена на 12 округов, введена воинская повинность, налоговая система. Однако эти реформы явно запоздали, военное поражение горцев становилось необратимым. В сентябре 1861 года представители меджлиса встретились с приехавшим на Кубань Александром II и обратились к нему с просьбой прекратить захват их земель, разрешить им проживать на земле их предков взамен на признание горцами русского подданства. Ответ императора был однозначен: либо переселение на Кубань, либо выселение в Турцию.
Горцы оказывали упорное сопротивление продвижению русских войск, в ходе которого сотнями выжигались их аулы, посевы истреблялись или вытаптывались, а жители выселялись. Еще в 1860 году было сломлено сопротивление одного из крупных адыгейских племен – натухайцев, в 1862 году разбито ополчение абадзехов и в следующем, 1863 году, с их сопротивлением, как и с сопротивлением кубанских шапсугов, было окончательно покончено. Абадзехи и шапсуги были оттеснены к морю или загнанны в горы. В марте 1864 года было подавлено сопротивление крупного последнего племени – убыхов.
Собственно на этом Кавказскую войну можно было уже считать оконченной. Только хакучи, жившие в верховьях рек Аше, Псезуапе и Шахе, а также некоторые западно-абхазские племена продолжали сопротивление.
Четыре колонны русских войск сошлись вместе, где ныне расположен поселок Красная поляна. Здесь 21 мая 1864 года состоялись торжества победителей по поводу покорения Западного Кавказа и окончания Кавказской войны. В 1990 году 21 мая утвержден Днем памяти адыгского народа с намерением отмечать ежегодно.
Еще в ходе военных действий началось массовое переселение горцев в Турцию. Прикубанские болота, отводимые горцам, естественно, их не привлекали. По мнению участника Кавказской войны генерала М.Ольшевского, «жители гор не могли отдать себя в жертву лихорадке, променять свои заветные, дышащие здоровьем, свободой и независимостью горы и леса, на болотные низменности Кубани». Дискриминация, которой подвергались черкесы, попавшие под власть царской администрации, окончательно отпугнула их, и заставили навсегда покинуть Родину.
Чтобы ускорить выселение горцев и устранить возможные препятствия со стороны Турции, еще в 1860 году в Константинополь был послан генерал Лорис-Меликов. В результате его весьма специфической миссии было получено согласие Турции на принятие 3 тысяч семей горцев, которых турки обязались поселить вдали от русских границ. После этого переселение уже сотен тысяч горцев продолжалось без каких-либо договоренностей.
Для царского правительства выселение горцев стало формой борьбы с ними, обеспечившей быстрое окончание затянувшейся войны, требовавшей огромных финансовых затрат и стоившей больших людских потерь ( ежегодно на Кавказе гибло до 10 тысяч русских солдат и офицеров) и установление господства на Кавказе. Поэтому оно всячески способствовало выселению и даже напрямую подстрекало к этому горцев, переселением горцев в Турцию освобождались значительные земельные пространства, необходимые правительству, как для поселения казачества, так и для раздачи земельных пожалований. Не прогадывала и Турция, получавшая большой воинский контингент, враждебно настроенный к России. Поэтому со стороны Турции переселение горцев в ее пределы всячески поощрялось действиями агентов, распространением прокламации, содержащих различного рода обещания, религиозные лозунги и т.п.
И только горцы, хотя и уходили добровольно, не получали никаких выгод, а были обречены на голод, болезни и потерю Родины.
Один из авторов «Очерков покорения Кавказа», оправдывая действия царского правительства, пишет:
«Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что черкесы не хотели покориться. Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину положить оружие. Но едва ли не более 10-й части погибших пали от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения – женщины и дети. Когда черкесы столпились на берегу для отправления в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегалось по лесу, и в этой кровавой трагедии нередко матери разбивали головы своим детям, чтобы они не достались в наши руки. Теперь, когда умолкли шум и азарт отчаянной борьбы, когда наша власть на Кавказе вполне упрочена, мы можем спокойно отдать дань удивления героизму и беззаветной отваге побежденного врага, честно защищавшего свою Родину и свободу до полного истощения сил».
Всего с 1858 по 1864 годы по официальным, явно неполным данным, с Северо-Западного Кавказа выселилось в Турцию от 398 тысяч до полумиллиона (495 тысячи ) человек из более чем миллионного населения. Но «число выселившихся душ в действительности не только не менее, но должно быть значительно более показанного, так как все переселенцы, отправившиеся за свой счет на турецких кочермах из портов, нам не подвластных, большей частью остались неизвестны для официальных лиц, а это составляет солидную прибавку…», указывает А.Берже.
Так как после окончания войны и переселения западных черкесов в Турцию их оставалось на родине всего около 100 тысяч, то, по мнению известного кавказоведа Г.А. Дзидзария и ряда других ученых, речь может идти более чем о 900 тысячах переселенцев.
Свидетелем страшной картины ухода приморских адыгов в Турцию был француз А.Фонвилль, участвовавший в войне на стороне горцев. Он пишет:
«…мы имели случай вблизи видеть поражающую нищету этого несчастного народа; ежедневно мы встречали новые партии горцев, выселявшихся в земли, еще не занятые русскими. Последние дожди и наводнения погубили большое число этих переселенцев, и мы беспрестанно встречали на пути нашем трупы. Голод был страшный; много несчастных погибло от него, и мы не могли оказать при этом горцам никакой помощи».
По мнению профессора Н.А.Смирного, в общем до 50 % всех переселенцев погибло от различных эпидемий, а из уцелевших до 15% ( из числа женщин и детей) были проданы в рабство.
Адыги были расселены турками в Анатолии, на Балканском полуострове, Месопотамии, Иордании, Сирии, Египте, Ливии. Так, в 1865 году в 30 селах Болгарии проживало 2017 адыгов. Во время войны 1877-1878 годов они ушли из Болгарии и поселились в азиатской Турции.
Это лишь одна сторона последствий выселения горцев с их исконных земель. Не менее печальны и последствия с другой стороны. По выражению Л.Г.Лопатинского «от стройного прежде и цельного народа остались небольшие клоки в виде этнографических островков и полосок на берегах Кубани, Зеленчук, и других, впадающих в Кубань реках».
Выселение горцев называет поистине потрясающей историей и Л.С. Личков «Кровавая война, пишет он, - изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру…».
« С половины 60-х годов взгляд кавказских властей на значение переселения черкесов радикально меняется: предвидя, что этим путем все Закубанье превратиться в совершенную пустыню, подобно тому, как это уже случилось с Черноморским округом, местная власть стала всячески затруднять переселение черкесов в Турцию, а в 1867 году ,безусловно, запретило выезд горцев за границу. Стремление к выселению, однако, не исчезало среди черкесов, даже тех, которые сначала подчинились безусловно царской власти и выселились из гор в Кубанские болота. Не останавливали их и доходившие до них известия об ужасном положении переселенцев в Турции. Таким образом, всякими правдами и неправдами еще в 1873 году выехало в Турцию несколько сот черкесских семейств. Но когда в том же году оставшиеся на Кавказе бжедухи и абадзехи просили позволения выселиться поголовно, им это не только было запрещено, но наиболее влиятельные из них были арестованы и сосланы. Когда же они, тем не менее, настаивали на своем желании, против них были двинуты войска и они силой оружия были оставлены на местах своего поселения. Этот факт прекратил переселения горцев Западного Кавказа в Турцию, исключая, конечно, единичных случаев», - так писал в 1884 году Я. Абрамов в статье «Кавказские горцы», с горечью рассказывая о полном запустении побережья и упадке хозяйственной жизни после выселения горцев.
В 70-х годах ХIХ века вышедшие с гор адыги селятся в прежних местах своего обитания, но теперь лишь в трех из многочисленных прежде аулов – Лыгохт, Кичмай и Тхагапш. В 1891 году в этих аулах проживало 731 человек, а по переписи 1897 года между Туапсе и Сочи насчитывалось 1938 человек коренной национальности.
Согласно данным бывшего президента «Адыгэ хасэ» (г.Анкара) на октябрь 1974 года в Турции проживало около 2,5 миллионов черкесов. Однако, учитывая, что термином «черкесы» в Турции объединены все горские народы Кавказа, фактическая их численность должна быть значительно ниже.
Адыги (черкесы) компактно проживают в республике Адыгэ, в Туапсинском, Лазаревском и Успенском районах Краснодарского края. Также адыги проживают в Турции, Сирии, Иордании, Египте, Палестине, Европе и Америке.(...)
Введение Россией в 1832 году морской блокады побережья, превратившейся впоследствии в настоящую морскую войну и отрезавшей горцев, нуждающихся во многих товаров, от веками сложившихся торговых связей, способствовало проникновению в их среду англо-турецких агентов, провоцировавших горцев на вооруженные конфликты с русскими войсками. Англия и Турция в своих корыстных интересах, десятилетиями поддерживали в сознании горцев иллюзию на помощь султана и европейских народов, представляя, однако же, горцам один на один бороться со всей мощью Российской империи.
В целом же, движение широких народных масс горцев побережья носило антиколониальный и антифеодальный характер, национально-освободительная война горцев за независимость была ответной реакцией коренного населения Западного Кавказа на проведение российским правительством колониально-завоевательной политики на Кавказе, которое, наряду с вышеуказанными причинами, и является главным виновником исторической трагедии адыгейского народа.
К сожалению, не оправдались надежды генерала Н.Н. Раевского, писавшего за 25 лет до окончания Кавказской войны:
«Дай бог, чтобы завоевание Кавказа не оставило в русской истории кровавого следа подобно тому, какой оставили эти завоевания в истории испанской».(...)
«Дайте Кавказу мир, и не ищите земного рая на Евфрате…он здесь…»."
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 16 авг 2007, 01:22

Лондон, Великобритания:
"Этот мемориал посвящен памяти всех, кто либо отдал свою жизнь для защиты свободы своих наследственных земель на северном Кавказе, либо погиб во время переселения в Оттоманскую империю, принужденные Царистской Россией после ее победы в Большой кавказской войне, завершившейся в мае 1864 года. Пусть потомки погибших (потомков?) будут всегда соединены духовно и однажды воссоединены телесно со своей родиной"

Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение AbadzeX » 04 ноя 2007, 18:40

Абрамов Я. Кавказские горцы
"Настоящий труд Я. АБРАМОВА "Кавказские горцы", впервые помещенный в журнале "Дело" № 1 за 1884 год. Общество издает как материал, беспристрастно излагающий события выселения горских племен с Кавказа, и гибель горской культуры в связи с политикой русского царизма на Кавказе в 60-80 годы XIX столетия"

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... avkgor.php
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение Nehbcn » 05 ноя 2007, 00:42

AbadzeX писал(а):Абрамов Я. Кавказские горцы
"Настоящий труд Я. АБРАМОВА "Кавказские горцы", впервые помещенный в журнале "Дело" № 1 за 1884 год. Общество издает как материал, беспристрастно излагающий события выселения горских племен с Кавказа, и гибель горской культуры в связи с политикой русского царизма на Кавказе в 60-80 годы XIX столетия"

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... avkgor.php


Безпристрастно? :D

Очевидцы передают ужасные сцены, виденные ими в ото время. Один рассказывает о трупе матери, грудь которой сосет ребенок; другой - о матери-же, носившей на руках двух замерзших детей и никак не хотевшей растаться с ними; третий - о целой груде человеческих тел, прижавшихся друг к другу, в надежде сохранить внутреннюю теплоту и в этом положении застывших, и т.д.


Это когда в феврале в Анапе картошку сажают, а снег-нонсенс? :)

Так, по преданию, многие барки, нагруженные горцами, имели пробуравленное дно и, будучи выведены в море, тонули вместе с переселенцами, а деньги, назначенные на расходы, оставались в карманах заведывающих делом лиц, Предание это, — если принять жесткость нравов тогдашнего кавказского чиновничества и такие факты позднейшего времени, как сапоги, с картонными подметками у сидевших на Шипке солдат, — очень правдоподобно


Ну да! Правдоподобно!...........и безпристрастно! :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Nehbcn » 05 ноя 2007, 01:26

Да!
И ещё!
Господин Абрамов видимо не включает грузин в категорию кавказских горцев? 8)
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение AbadzeX » 05 ноя 2007, 11:50

Безпристрастно?

Безпристрастно - потому что не по заказу. Независимая оценка происходившего после Кавказской войны. А что Вас так смутило?

Это когда в феврале в Анапе картошку сажают, а снег-нонсенс?

С чего вы взяли, что снег - нонсенс?. Советую Вам провести ночь под открытым небом в том же феврале в Новороссийске. Вероятно тогда Вам будет не до смеха.
Изображение
Изображение

Да!
И ещё!
Господин Абрамов видимо не включает грузин в категорию кавказских горцев?

Железная логика
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

След.

Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1