Парижский мирный договор 1856г и окончание Кавказской войны.

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Сообщение Nehbcn » 25 ноя 2007, 01:58

AbadzeX писал(а):
И ваше отношение к статье?
Моё отношение - побольше бы таких статей в учебниках истории. Основная её ценность, как мне кажется, в освещении двух основных направлений возможного развития присоединения Кавказа, бытовавших в то время. Приходит в голову известная фраза "Хотели как лучше, а получилось как всегда". К сожалению для Черкесии все закончилось наихудшим для неё результатом.
Последние строки статьи "Путь к миру и справедливости на Кавказе лежит через историческую правду" полностью совпадают с моим личным мнением.


Ну давайте подисскутируем в пределах данной статьи? :wink:

Историческая Черкесия исчезла в результате катастрофы военно-политической.

Полностью согласен!

“Погибшая культура…”. “Исчезла старая культура…”.
“Весь восточный берег Черного моря и большая часть Батумского округа представляет из себя обширную пустыню с населением более редким, чем Сибирь

Непонятно почему кабардинцы, практически не выселявшиеся не стали носителями этой культуры? :shock:

По поводу второго варианта развития событий............его просто не было!

Сохранить прежний статус горцам не удалось бы в любом случае, но перед обеими сторонами конфликта — нападающей и защищающейся — стоял выбор: медленный и сложный процесс сближения или одномоментная акция, радикально меняющая положение вещей.

Отвечая на поставленные ранее вопросы — можно ли было избежать этой трагедии? возможен ли был компромиссный вариант, позволявший черкесам остаться на родной земле, находясь при этом под русским контролем? — надо уверенно ответить: да, трагедии можно было избежать, компромиссный вариант был возможен.

И тут надо вспомнить то, что было уже сказано о “бессмертии народной памяти”, о цельности и стабильности горского мировидения. Соглашаясь даже на смягченный вариант предлагаемых условий, они отрекались от многовековой традиции, которая была психологическим стержнем их существования. Им предлагали отказаться от мироустройства, которое они сами, их отцы, деды и самые отдаленные предки считали единственно правильным. Им предлагали отречься от самих себя.


Заключение мирных соглашений с горцами осложнялось тем, что не было единых представлений на этот счет не только между разными народами, но внутри одного народа. Ольшевский писал по поводу заключенного Филипсоном мира с абадзехами: “Этот мир не мог считаться прочным как не заключенный с общего согласия абадзехского народа, а был махинацией нескольких десятков влиятельных лиц, во главе которых стоял Магомет-Амин. Этот мир был не только стеснителен для нас, как не дозволяющий действовать самостоятельно и сообразно с обстоятельствами, но был, по некоторым условиям, унизителен. Однако этот мир много способствовал к быстрой колонизации Западного Кавказа”25. Соглашение давало возможность строительства новых станиц и — вопреки утверждениям Ольшевского — на некоторое время обеспечило нейтралитет абадзехов.

Как видим Россия неоднократно пыталась решить кавказскую проблему мирным способом......................, но пропасть в менталитете и политическом устройстве противоборствующих народов не давало это сделать!

Окончательно судьба черкесов была решена осенью 1861 года, во время поездки Александра II по Кавказу.

Прошло СТО лет войны!
Черкессия на пороге разгрома, но Александр готов выслушать горских вождей и прекратить кровопролитие!

Убыхи и шапсуги постановили решение — продолжать войну с русскими до последней крайности; абадзехи же положили выждать еще до новых переговоров с графом Евдокимовым”40.
:shock:

Про какой второй вариант можно говорить?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Neska » 25 ноя 2007, 06:56

Второй вариант, видимо, подразумевал постепенно уменьшающийся поток продаваемых в Турцию рабов, пока, наконец, Россия и Черкесия не с слились бы в братском объятии после объявления, что сегодня угнанный российский подданный – последний раб, продаваемый черкесами в Турцию…

В противостоянии Россий-Турция Черкесия поставила не на ту лошадь – и проиграла. на кого обижаться? Доупирались, атланты.

Еще можно было бы надеяться на то, что Россия не посмотрит в сторону Черкесии, если бы Грузия не вошла в состав России.
Да еще – если бы Черкесия сидела тише воды ниже травы и не тревожила порубежье.
Да еще – меньше бы Турцию слушала и турецких эмиссаров бы у себя не принимала.

А так – у России не было другого выбора. На кого обижаться черкесам? Россия проводила достаточно последовательную политику на Кавказе с точки зрения окончательных целей этой политики: обеспечение стабильного доступа в Грузию и гарантии мира на своих рубежах.
Черкесия уперто сопротивлялась. И была покорена.

Не лезь под каток, а залез – вини свою дурную голову, а не каток.
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение AbadzeX » 25 ноя 2007, 10:34

Непонятно почему кабардинцы, практически не выселявшиеся не стали носителями этой культуры?

С чего вы взяли что кабардинцы практически не выселялись? Как тогда объяснить, что далеко не маленькая доля адыгской диаспоры говорит на кабардинском диалекте? И не забывайте, что население Кабарды еще за долго до начала депортации сократилось примерно в 10 раз.

По поводу второго варианта развития событий............его просто не было!

Второй вариант все же рассматривался некоторыми представителями российского генералитета, понявшими более или менее, что только силой оружия Кавказ не замирить. «Весь мир понятий и потребностей, весь духовный склад человека там и здесь до того различны, что переносить европейские формы управления в Азию было бы вопиющей бессмыслицей» (генерал Фадеев 1865г.)
«К чести человечества, все системы покорения и управления, основанные исключительно на страхе и мерах излишне стеснительных, никогда и нигде не приносили результатов прочных и благотворных» (полковник Романовский 1860г.)
Но в основном Россия смотрела на горцев как на дикарей, мнение которых не следует принимать в расчет и тем более идти на какой-то компромисс. Естественно, что после 100 лет войны уже труднее было найти этот компромисс. Тупиковый путь был выбран Россией изначально. Вместо того чтобы как прежде греки, генуэзцы и турки распространить свое влияние на черкесов с помощью экономических средств, Россия выбрала путь силы и увязла на многие десятилетия в этом котле не понимая, что силой своего оружия она только сильнее раскручивает непримиримость горцев списывая это на их дикость. Почему-то с генуэзцами, пришедшими на Кавказ такого не было.
Так что я считаю что второй вариант был изначально, но его просто проигнорировали, т.к. считали что это слишком долгий процесс. А силой Россия быстро сделает из горцев послушных подданных. А вышло все наоборот. Время шло, сменялись цари, а война на Кавказе и не думала завершаться.

Как видим Россия неоднократно пыталась решить кавказскую проблему мирным способом......................, но пропасть в менталитете и политическом устройстве противоборствующих народов не давало это сделать!


По этому поводу могу сказать, что все мирные способы, которыми Россия пыталась решить проблему сводились к ультимативным требованиям безоговорочной капитуляции без учета интересов и требований черкесов. Втом то все и дело что пропасть в менталитете и политическом устройстве практически не учитывалась при данных попытках. Это все равно что сейчас прилетят инопланетяне и решив что мы тут неправильно живем начнут силой и без разговоров внедрять правильный по их мнению образ жизни.

Прошло СТО лет войны!
Черкессия на пороге разгрома, но Александр готов выслушать горских вождей и прекратить кровопролитие!

Ну на тот период о пороге разгрома ни Александр ни кто-нибудь другой и мечтать не думал. Да и для России вести войну на кавказе на протяжении века обходилось далеко не дешево. 1/6 часть казны и более чем 200тыс. армия в последние годы даже для России не пустяк.

Убыхи и шапсуги постановили решение — продолжать войну с русскими до последней крайности; абадзехи же положили выждать еще до новых переговоров с графом Евдокимовым”40.

Про какой второй вариант можно говорить?

Что в этом противоестественного, если это решение было принято после отклонения их условий мира при переговорах?

PS. По поводу катка можно поспорить. По нормальным законам, даже если кто-то сам залез под каток судить то будут все равно водителя катка.
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение Nehbcn » 25 ноя 2007, 11:52

С чего вы взяли что кабардинцы практически не выселялись? Как тогда объяснить, что далеко не маленькая доля адыгской диаспоры говорит на кабардинском диалекте? И не забывайте, что население Кабарды еще за долго до начала депортации сократилось примерно в 10 раз.


"При этом лицам высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес. каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними права общинного пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 дес., пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных по pp. Золке и Этоке. Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным".
То есть кабардинцы остались жить на своей земле-разве не так?
Они что бросили выращивать сады-или это не их культура? :shock:

Но в основном Россия смотрела на горцев как на дикарей, мнение которых не следует принимать в расчет и тем более идти на какой-то компромисс. Естественно, что после 100 лет войны уже труднее было найти этот компромисс. Тупиковый путь был выбран Россией изначально. Вместо того чтобы как прежде греки, генуэзцы и турки распространить свое влияние на черкесов с помощью экономических средств, Россия выбрала путь силы и увязла на многие десятилетия в этом котле не понимая, что силой своего оружия она только сильнее раскручивает непримиримость горцев списывая это на их дикость. Почему-то с генуэзцами, пришедшими на Кавказ такого не было.
Так что я считаю что второй вариант был изначально, но его просто проигнорировали, т.к. считали что это слишком долгий процесс. А силой Россия быстро сделает из горцев послушных подданных. А вышло все наоборот. Время шло, сменялись цари, а война на Кавказе и не думала завершаться.


Где эти генуэзцы? :)
Впрочем как и турки они покупали только рабов!
Надо было Высочайшим Приказом открыть работорговлю? 8)
По поводу длительности мирного процесса-так ведь и то правда!
Не было у России 300-400 лет сидеть и ждать, когда горцы сменят менталитет! Да и вряд ли они бы его сменили! Те же курды и пуштуны и посейчас такие, а чеченцы?

По этому поводу могу сказать, что все мирные способы, которыми Россия пыталась решить проблему сводились к ультимативным требованиям безоговорочной капитуляции без учета интересов и требований черкесов. Втом то все и дело что пропасть в менталитете и политическом устройстве практически не учитывалась при данных попытках. Это все равно что сейчас прилетят инопланетяне и решив что мы тут неправильно живем начнут силой и без разговоров внедрять правильный по их мнению образ жизни.


В том же, 1837 году, когда Вельяминов отмел любую возможность компромисса с горцами, генерал Симборский, командовавший одним из отрядов на Черноморской линии, обратился к племени убыхов — воинственному и чрезвычайно авторитетному в Черкесии — с предложениями, утвержденными лично императором. Но этим условиям предшествовало послание самого Симбирского — ясный образец психологического давления и поисков мирного пути замирения черкесов: “Добровольное признание над собою власти Государя Императора сопрягается с неисчислимыми для вас выгодами и пользами, которые по милосердию и великодушию Его Императорского Величества польются на вас в той же степени, как на все благоденствующие под Его Державою народы. В жилищах ваших водворится мир и спокойствие, взаимные ссоры ваши и распри прекратятся, и благосостояние каждого будет умножаться произведениями труда его. Свободная торговля с Россиею нужными для вас товарами учредится по всему протяжению земли вашей, и в службе Государя Императора откроется обширное для вас поприще к приобретению богатства, почестей и славы”.
“Между тем в домах своих вы будете управляемы по собственным нравам и обычаям, а вера ваша останется неприкосновенной святыней для русских властей”. Затем снова речь шла о гарантиях: “Жизнь и имущество останутся неприкосновенными, все преимущества, о которых уже говорено здесь, будут вам дарованы, свободная торговля с нами тотчас будет открыта, и произведения ваши мы будем покупать по ценам, которые вы сами назначите. Наконец, владельцы той земли, на которой будет построено наше укрепление, щедро будут за нее вознаграждены”21.

Ну и чем предложение не устроило? 8)

“Если желаете ответа, то вот он: оставьте крепости, находящиеся на черкесской земле, перейдите за Кубань, и мы туда ходить не станем, вы же сюда не ходите. Тогда, если захотим, то будем жить с вами в дружбе. В письме вашем вы просили выдачи от нас аманатов и хотите поставить начальника над нами. Вы написали к нам довольно надменное и заносчивое письмо: кто над нами начальник и кто может давать нам приказания? Тем ли вы возгордились, что овладели на берегу моря клочком земли величиной с рогожу? Более мы к вам переговорщиков посылать не будем, и вы не посылайте; не пишите к нам более писем, а если вы это сделаете, то посланного убьем, письмо же разорвем в клочки”23.

PS. По поводу катка можно поспорить. По нормальным законам, даже если кто-то сам залез под каток судить то будут все равно водителя катка.


Видимо менталитет всё таки сменился! :D
Если решили биться до последней капли крови-то что вы теперь жалуетесь, что эту последнюю каплю из вас выдавили? :?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение ZORA » 25 ноя 2007, 16:59

дубликат последующего поста.
Последний раз редактировалось ZORA 25 ноя 2007, 17:07, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 ноя 2007, 17:00

На счет работорговли - она беспокоила Россию в основном с точки зрения снабжения Черкесии порохом и пр.
Но не только - здесь еще и конкурентная борьба - крупнейшим центром работорговли в регионе был российский Кизляр, где ее практически полностью контролировали армянские купцы, в руках корпораций которых, вообще было большинство торговых операций (как известно, в той-же черкесской культуре, торговля была маргинальным занятием).

Броневский:
"Обычай порабощать пленников и продавать их в виде собственности, есть не только древний, но и повсеместный. Европа обязана уничтожением [здесь бы я поспорил на 1 1/4 XIX в, когда написаны эти строки это весьма смелое заявление] сего варварского обычая благотворному действию христианского закона, за исключением Росии, где право сие увековечилось над потомками военнопленных, известных в России под названием полных, или крепостных, холопей, коих до времен Алексея Михайловича никогда не смешивали с крестьянами, ни даже с кабальными холопями, потому что оба сии состояния были в России свободны. Переход крестьян с места на место запрещен царем Иваном Васильевичем Грозным после покорения Казани: сие было первым поводом к постепенному порабощению крестьян. Однако со всем тем в России нет коренного закона по коему помещики имели бы право продавать крестьян отдельно от земли, и г. Болтин ясно доказал, что личное рабство и продажа крестьян введены обычаем, который чрез долговременное употребление превратился в закон.
Сие разсуждение о российских крестьянах не должно почитать за постороннее, поелику оно объясняет отчасти то, что мы видим в Кавказе. Сравнивая состояние помещичьих крестьян в России с таковым же в Кавказе, явствует, что первобытное отличие крестьян от холопей, или ясырей, меньше нарушено в Кавказе, нежели в России. Хотя иамошние помещики редко сами продают крестьян, соблюдая в том некоторую стыдливость, введенную обычаем.
Еще реже продают отцы своих детей по крайней бедности в деньгах и по свойственному им ожесточению. Статься может, что к уменьшению родительской любви и сострадания отчасти способствуют примеры щастливых случаев, возводящих иногда продаваемых пленников на высокия степени власти; каковые примеры часто повторялись в Египте и Константинополе. Султан египетский Баркок, родом из черкесов, в 1382 году основал вторую династию Мамелюков, называемую боргиты, или черкасы, царствовавшую до XVI века, не говоря о деях египетских, которые все такого же происхождения, ни о турецких пашах, достигающих в сии достоинства из пленников... Однако оба сии способа, то есть продажа крестьян помещиками и продажа отцами детей своих к утешению человечества, не составляют основания торговли. Она производится вообще следующим образом.
1. При случае распрей одного колена с другим позволено обычаем взаимные набеги на неприятельския земли делать небольшими толпами или поодиночке, захватывая людей и скотины в баранту, то есть в отмщение за претерпенную обиду. Сия домашняя война доставляет множество пленников. По пространству Кавказской линии прокрадываются также и в российские границы чеченцы и закубанские черкесы...
2. В Мингрелии и Гурии [кстати уже под российским протекторатом] сами князья и помещики, по чрезмерному их распутству и сребролюбию, производят торг пленниками, добывая оных чрез баранту, как выше сказано, или продавая собственных своих рабов. В Имеретии запрещение царя Соломона I продавать пленников существует во всей силе, а в Грузии недешево достается лезгинам добыча с тех пор, как там находятся российские войска.
3. Похищать людей украдкою в мирное время у своих соседей и даже знакомых почитается за молодечество для горскаго наездника, лишь бы подвиги его остались в непроницаемой тайне; в противном случае последует баранта, кровомщение и неизбежная его гибель.
Сими тремя способами получают они знатное количество пленников, которые, переходя из рук в руки, наконец приводятся для продажи в Анапу, Кодс, Изгаур, Согум кале, Поти и Батум, находящиеся там турецкие купцы нагружают свои корабли и отправляются в Константинополь, а потом в Египет и в Левантские порты. В Египте выбирают самых бодрых и молодых пленников для пополнения войска деев, называемых Мамелюками; в Константинополе и в Левантийских горах продают женский пол для сералей знатных людей за дорогую цену, а остальных пленников и пленниц, которые похуже лицем и не так стройны телом, покупают у них для домашней службы.
В Египте, по показанию Волнея, при покупке пленников наблюдается следующий разбор по нациям, оценку их означающий:
- черкес;
- абхаз;
- мингрелец;
- грузинец;
- русский;
- поляк;
- венгерец;
- немец и пр;
судя по качествам силы, красоты и стройности в теле, между горскими народами кажется приличнейшим тот самый порядок, каковый соблюдается на месте в Кавказе, то есть:
- черкес;
- мингрелец;
- грузинец;
- абхаз.
В женском поле черкешенки имеют везде безспорную славу красоты. Мамелюки пренебрегают сочетаться браком с кофтянками и покупают белых пленниц из своей отчизны, отчего, как думают, племя их не размножается в Египте. Г. Волней, говоря о действии египетскаго климата над Мамелюками, коих род пресекается там во втором колене, и что сия самая причина заставляет ежегодно пополнять сие войско покупкою пленников, присовокупляет, что Порта Оттоманская давно бы должна была приложить старание о прекращении сей торговли. И действительно, турки не прежде могут привести в повиновение Египет, как разрушив в самых началах воинско-олигархический состав правления тамошних деев. В сем смысле намерение и все подвиги Российскаго двора согласны с важнейшими пользами Порты; и как Россия, последуя правилам человеколюбия, окажет важнейшую услугу турецкой империи уничтожением торга пленников на берегах Чернаго моря.
(...)
По некаторым известиям полагать можно, что число пленников, вывозимых ежегодно из пристаней черноморских, простиралось прежде от двух до трех тысяч, а не 12 000, как думает Шарден, покупалось оных в одной Мингрелии, что было несообразно с количеством населения сей земли. Со временем занятия российскими войсками Грузии и дороги Кавказскаго ущелья промысел пленниками встречает сильныя преграды и постепенно уменьшается...
(...)
Андреевская деревня... соделалась сборным местом и главною в сей стороне ярмаркой, для торга пленниками, высылаемыми из Дагестана и Лезгистана.
Поелику правительство не могло запретить сей торг действительным образом, то признано за нужное сделать в пользу пленных християн некоторые постановления. Андреевские жители, перекупая пленников у чеченцев и лезгинцев, продают их кизлярским жителям на месте или привозят их для продажи в Кизляр [центр русского влияния на Кавказе того времени] на следующем основании, которому подлежит выкуп всяких пленных, иноверцев или християн, лишь бы они не были российские подданные. Кизлярский житель, выкупивший пленнаго, записав в городской полиции имя свое вместе с именем пленника, объявляет число денег , сколько за него заплачено. С того времени начинают каждый год, кроме пищи и одежды, следующей от хозяина, по 24 рубли из употребленнаго на выкуп капитала в виде платы пленнику за труды, и сие продолжает до тех пор, пока все деньги, заплаченные хозяином, не будут заработаны пленником. Тогда пленник освобождается... На примере: есть ли бы выкупных денег заплачено было 240 р., то пленник получает свободу чрез десять лет.
Грузины, армяне и мингрельцы составляют болшее число сих пленников, однако бывают между ними магометане и горские жители... чрез шесть или семь лет обыкновенно пленники получают свободу. Таким промыслом андреевцы получают знатную прибыль. Не менее выгоден сей торг и для кизлярских жителей, которые посредством онаго достают за весьма дешевую цену работников для обделывания виноградных садов своих.
Часть же пленных обоего пола самых лучших, то есть стройных и красивых, андреевцы продают магометанским купцам, приезжающим из Константинополя и из Анапы, а иногда и сами скрытно от российскаго правительства [вот где процветала корррупция!))] доставляют их в сии города и там збывают их за великия деньги.
(...)
...сообщение с Анапою ежели не пресечено,, то сделалось весьма затруднительным, вследствие чего торговля пленными в турецких пристанях, по Черному морю лежащих, приметно уменьшается. Напротив того, те же самыя причины долженствуют умножить продажу пленных в Кизляр..."

***
Как видим, в российском Кизляре, работорговля процветала, да и во внутреней России тоже, хотя "не по закону, а по обычаю".
Позже приведу английские свидетельства 120-30-х гг по торговле черкесскими пленниками в Екатеринодаре.
Не была она пресечена и в Мегрелии, с 1803 года - российского протектората.

Чтобы не писали российские источники, но с работорговлей Россия боролась как борятся с любыми источниками доходов врага и вообще его экономической базой.
Абсолютно с этими-же целями, во время "экспедиций" сжигался урожай, угонялся скот, вырубались сады и виноградники, уничтожались запасы зерна и пр.

Кроме того, "убирали конкурентов" - в Кизляре нужны были рабы и желательно подешевле - для этого надо было отсечь отток их в Османскую империю, который, зачастую, был обычной эмиграцией, а не собственно работорговлей, хотя и она всегда была значительной.
Последний раз редактировалось ZORA 25 ноя 2007, 17:06, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение AbadzeX » 25 ноя 2007, 17:03

Они что бросили выращивать сады-или это не их культура?


Ну если вы на счет сельского хозяйства, то Кабарда в этом плане всегда была более склонна к животноводству и нет ничего удивительного в том, что земледелие там не было так развито как в западной Черкесии. То что кабардинцы остались жить на свей территории означает только то что они были отрезаны от остальной Черкесии и «замирены» еще задолго до окончания войны. Ещё раз повторю - население Кабарды сократилось к тому времени примерно в 10 раз, то есть об «опустении» Кабарды также можно говорить как и об остальной Черкесии. На счет садов в Кабарде я не имею информации, поэтому не могу ответить - бросили ли они их выращивать или это не их культура. Возможно кто-нибудь из кабардинских оппонентов ответит на этот вопрос.

Где эти генуэзцы?
Впрочем как и турки они покупали только рабов!
Надо было Высочайшим Приказом открыть работорговлю?
По поводу длительности мирного процесса-так ведь и то правда!
Не было у России 300-400 лет сидеть и ждать, когда горцы сменят менталитет! Да и вряд ли они бы его сменили! Те же курды и пуштуны и посейчас такие, а чеченцы?


Генуэзцов вытеснили османы. http://zihia.narod.ru/y1266.htm
На счет только рабов это громко сказано. http://zihia.narod.ru/paisonel6.htm
Конечно, никто не отрицает работорговли, но она все же была не в том понимании, в котором её принято видеть «цивилизованными» глазами. Современники той работорговли пишут, например следующее: «Крепостные не могут быть проданы без их особого желания, и если их хозяин грубо обращается с ними, они имеют право покинуть его и выбрать себе другого; они считают для себя счастьем быть проданными туркам, особенно константинопольским, что в этом крае само собой разумеется ибо Константинополь считается огромным городом. Отсюда живое у всех их желание, особенно у женщин, быть отправленными туда, дабы попытать счастья» (Дж. Белл 1837-39гг). Проданные в рабство часто делали не плохую военную карьеру, женщины тоже достигали положения в турецком обществе. Так что работорговля была не совсем той какую вы себе представляете. То что имел место факт торговли людьми, так раз их покупали, значит это было в то время нормальным явлением. В России ведь тоже рабство отменили лишь в 1861, и не говорите, что крепостное право это не рабство. По сравнению с крепостными в России у черкесскх рабов было гораздо больше прав и отношение к ним было соответствующее. В России крепостные ели одну еду за одним столом со своим хозяином?

Ну и чем предложение не устроило?


Симбирский, предлагая все вышеперечисленное видимо искренне надеялся что говорит правду, однако вы должны понимать что его предложение никак не соответствовало реалиям и что в Петербурге имели совсем иные планы.

Видимо менталитет всё таки сменился!
Если решили биться до последней капли крови-то что вы теперь жалуетесь, что эту последнюю каплю из вас выдавили?


Менталитет не поменялся, просто время не стоит на месте. А к чему эти провокации на счет выдавленной крови и наурских щей я не пойму? Чего Вы этим хотите добиться? Нипанятна…
Аватара пользователя
AbadzeX
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 23 сен 2007, 16:18

Сообщение ZORA » 25 ноя 2007, 17:15

Nehbcn писал(а):Окончательно судьба черкесов была решена осенью 1861 года, во время поездки Александра II по Кавказу.

Прошло СТО лет войны!
Черкессия на пороге разгрома, но Александр готов выслушать горских вождей и прекратить кровопролитие!

Убыхи и шапсуги постановили решение — продолжать войну с русскими до последней крайности; абадзехи же положили выждать еще до новых переговоров с графом Евдокимовым”40.
:shock:

Про какой второй вариант можно говорить?


У меня сложилось впечатление, что Вы не читали даже начала ветки (первой страницы), не говоря уже обо всем остальном, а просто спорите.

Если Вы читали приведенный там цитатник, то тогда к чему все эти разговоры?
Если не читали - ну тогда тем более они бессмыслены.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 ноя 2007, 17:21

AbadzeX писал(а):
Они что бросили выращивать сады-или это не их культура?


Ну если вы на счет сельского хозяйства, то Кабарда в этом плане всегда была более склонна к животноводству и нет ничего удивительного в том, что земледелие там не было так развито как в западной Черкесии. То что кабардинцы остались жить на свей территории означает только то что они были отрезаны от остальной Черкесии и «замирены» еще задолго до окончания войны. Ещё раз повторю - население Кабарды сократилось к тому времени примерно в 10 раз, то есть об «опустении» Кабарды также можно говорить как и об остальной Черкесии. На счет садов в Кабарде я не имею информации, поэтому не могу ответить - бросили ли они их выращивать или это не их культура. Возможно кто-нибудь из кабардинских оппонентов ответит на этот вопрос.


Это культура марсиан - откуда у "диких черкесов", в частности кабардинцев, лесосады? :lol:
Еще немного и оппонент нам подскажет "чья это культура на самом деле" в духе современных краснодарских учебников или карачаевского фолькс-хистори :lol:


***
Абрамов (выше, на первой странице темы, есть ссылка, но вряд-ли оппоненты скачивали и читали):

"Проводя три последние лета в Терской области, я неоднократно задавал вопрос о причинах современного выселения горцев членам администрации, местным ученым и просто обывателям.

Большинство из них в ответ говорили о дикости горцев, о том, что, по общему историческому закону, при столкновении двух народностей менее культурная должна неминуемо так или иначе погибнуть, о лености, нерадении и тупости туземцев Терской области и т. п.
Действительно, таково ходячее наиболее распространенное мнение о причинах выселения горцев.
Но, присматриваясь ближе к делу, я убедился, что все приведенные ламентации, направленные против горцев, не имеют решительно никаких оснований в действительности.

Если сравнить то, что сделано на Кавказе туземцами и нами, русскими, то менее культурною и менее трудолюбивою нациею придется признать именно русских.

Я уже говорил о запустении под русским владычеством огромных пространств на Западном Кавказе, которые были покрыты прежде горскими нивами, лугами и виноградниками.
Тоже явление приходится наблюдать и в Терской области.

Все три лета, которые я провел здесь, я жил по несколько времени в Нальчике, русской слободке, и в тоже время в центральном пункте Большой Кабарды, и здесь мне пришлось вволю насмотреться на то, с каким бесстыдством русские истребляли продукты кабардинской культуры и многолетного труда.

Около самого Нальчика находится так называемый «Атажукин сад», от которого теперь остались только жалкие остатки.

Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад — лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую терассу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая — самую долину, по которой протекает река Нальчик. Терасса была искусственно разделена на несколько малых терасс, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти терассы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями — грушевыми, яблонями, «шишками», лычею, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовником и т. д. Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженая огромными персиками и тутовыми деревьями, и т.д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен из-за нескольких верст канал.

В таком виде находился сад в кабардинских руках.

Совсем иной вид получил он с тех пор, как русские получили возможность хозяйничать в нем.

Канал заброшен. Виноградники не обрабатываются и зеленые лозы одичавшего винограда скашиваются на корм скоту, вместе с травою, которою заросли терассы. Плодовые деревья молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые срублены на топливо. Липовые и акацийные аллеи истреблены самым беспощадным образом и я лично был сведетелем того, как истреблялись остатки этих аллей, причем в этом расхищении общественного достояния не церемонились принимать участие наиболее интеллигентные члены местного русского населения. Один из этих «интеллигентов», вырубивший много липовых и акацийных деревьев, чтобы не покупать дров, на мой вопрос о том, не чувствует-ли он некоторой неблаговидности в своем поступке, ответил мне, что «здесь этим деревьям стоять не полагается». Громадные деревья, входившие в состав великолепного «круга», тоже большею частью вырублены, а оставшиеся потеряли боковые ветви и полузасохли.

В настоящее время «Атажукин сад» представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре.
Несомненно, однако, что участь и этих памятников старины очень непрочна.

Верстах в 7 — 8 от слоб. Нальчика, вверх по реке того-же имени, некогда был кабардинский аул, а при нем рос прекрасный сад, значительно превосходивший своими размерами «Атажукин». Сад этот подвергся такому-же расхищению со стороны русских, как и «Атажукин», и в настоящее время представляет еще большую мерзость запустения, чем последний.

Такова здесь русская культура, и образцы этой культуры можно видеть повсюду в Терской области.

Лицам, говорящим о некультурности горцев и недостатке у них трудолюбия, следовало-бы обратить внимание на эти факты, а также на некоторые другие, характеризующие степень культурности и трудолюбия кавказских туземцев, каковыми фактами могут служить:
- развитие у горцев архитектуры, образцы которой можно видеть на башнеобразных зданиях Горной Осетии или на башнях по военно-грузинской дороге;
- скотоводство у горцев вообще и карачаевцев в особенности, ухитрившихся развести огромные стада рогатого скота на неприступных высотах у подошвы Эльборуса;
- на ирригацию на Кумыкской плоскости, отчасти у чеченцев и в «особенности в Закавказьи, ирригацию, подобную которой русские здесь никак не могут устроить, несмотря на содействие научной техники и капитала;
- на широкое распространение среди горцев кустарных промыслов, на превосходнейшие местные кустарные изделия из шерсти, шелка и металлов, и т. д.

Останавливаться на всех перечисленных фактах я не буду, так-как это завело-бы нас слишком далеко от предмета статьи — выселения горцев.

Не могу, однако, не поговорить об одном предмете, знакомство с которым даст читателю понятие и о горской культуре, и о трудолюбии горцев, а вместе с тем покажет, насколько должны быть серьезны причины, изгоняющие горцев из родной страны на чужбину.

Я говорю о земледелии в горах. "
Последний раз редактировалось ZORA 25 ноя 2007, 17:46, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 25 ноя 2007, 17:37

PS
Остается только добавить, что "жалкие остаки Атажукинского сада" это нынешний Нальчикский городской парк, считавшийся в 1980-е гг одним из лучших в СССР городских парков.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Zdvij » 25 ноя 2007, 21:09

"В таком виде находился сад в кабардинских руках.
Совсем иной вид получил он с тех пор, как русские получили возможность хозяйничать в нем."


Тут, по-видимому, недоразумение.
Атажукинский сад был посажен в 1850 году под руководством садовода Иванова из Никитского ботанического сада, а потом его то приводили в порядок, то запускали.
http://nalchik2000.narod.ru/n19.htm
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение ZORA » 26 ноя 2007, 02:05

Zdvij писал(а):"В таком виде находился сад в кабардинских руках.
Совсем иной вид получил он с тех пор, как русские получили возможность хозяйничать в нем."


Тут, по-видимому, недоразумение.
Атажукинский сад был посажен в 1850 году под руководством садовода Иванова из Никитского ботанического сада, а потом его то приводили в порядок, то запускали.
http://nalchik2000.narod.ru/n19.htm

Сады дома Хатохущыкуэ-хэр (Атажукиных) существовали за века до Иванова и устроенного банкета по поводу его приезда.
Сама культура лесосадов уникальна и больше нигде не встречается, кроме Черкесии.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Евгений » 26 ноя 2007, 02:43

ZORA писал(а):Сады дома Хатохущыкуэ-хэр (Атажукиных) существовали за века до Иванова и устроенного банкета по поводу его приезда.

А есть к-н подтверждение? А то ваше следующее утверждение оказалось неверным:
ZORA писал(а):Сама культура лесосадов уникальна и больше нигде не встречается, кроме Черкесии.

http://en.wikipedia.org/wiki/Home_gardens
"Home gardens, also known as forest gardens, are found in humid areas. They use inter-cropping to cultivate trees, crops, and livestock on the same land. In Kerala in South India as well as in northeastern India, they are the most common form of land use; they are also found in Indonesia, One example combines coconut, black pepper, cocoa and pineapple..."
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение ZORA » 26 ноя 2007, 03:25

2 Евгений:

Подтверждений очень много - то есть это общее место во всех источниках - как российских, так и английских.
Сейчас издан двухтомный сборник источников, в котором собраны документы комиссий по черкесским садам Западного Кавказа, оставшимся в 1860-70 гг - многие колонисты, по русским документам, спасались в 1870-е гг от голодной смерти тем, что собирали плоды из лесосадов и их было столько, что можно было протянуть до весны.

Приведу без разбора, то что есть в сети по черкесской агрокультуре - сейчас перед сном набирать не сподручно конкретно по садам.
От себя добавлю, что историческая провинция Черкесия вообще считается одним из мировых центров распространения садоводческой культуры с глубокой древности, а культура лесосадов развивалась веками и не имеет параллелей в окружающих странах, включая Россию, Османскую империю или Персию.

Эдмунд Спенсер (Великобритания, 1837):
"С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."

Джеймс Белл (Великобритания, 1841 г.) :
"Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать, если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира".

Владыкин (Россия, 1872):
"Весь берег имел вид совершенно девственной, нетронутой человеком страны. Таким мне показался Адлер с первого взгляда...
За 9 лет все так заросло, что трудно было разобрать, где было расчищенное поле и где его не было... Черешневые и вишневые деревья тоже успели уже смешаться с остальным лесом... Кое-где попадались не то могилы, не то следы бывших строений, все поросло колючкой и лесом; мне казалось и чувствовалось, что я хожу по кладбищу храброго и даровитого народа... Заросшие папоротником поляны указывают места бывших горских аулов; на них ни следа каких бы ни было построек: все сожжено и разрушено...
Молчаливая и величественная пустыня!
Ответь мне где теперь те, которые так недавно населяли твои девственные леса?".
"Лучшие земли Закубанского края не вошли в состав горских округов." "Меня мороз продирал по коже при рассказах о подробностях ночных нападений на аулы."
"Переехав Кубань, мы опять потянулись ее правым берегом. Резкий контраст представляла эта сторона с видом на только что покинутое Закубанье; там - зеленные луга и черкесские поля, засеянные просом как на своих так и на снятых господских землях... здесь - сырокоричневая степь... В станицах тоже не было никакой зелени... Они не представляли собой ничего отрадного."

Я. Абрамов (Россия, 1884 г.):
"Мало-по-малу. однако, переселенцы были размещены по разным, частям Турции, преимущественно на Балканском полуострове, но в то-же время были поставлены в самые ненормальные условия; они не получили ни определенных участков для жительства, ни каких-либо ресурсов для поддержания своего существования.
Озлившиеся от целого ряда бедствий, одичавшие, изголодавшиеся, они волею-неволею должны были вести постоянную войну с местными жителями, сделаться отчаянными разбойниками, чтобы как-нибудь существовать.
К тому-же, всю накопившуюся у них злобу против русских, гяуров, выгнавших их из родных гор, они перенесли на таких-же гяуров, соплеменных русским-балканских славян. Таким-то образом создался тот ужасный тип башибузука, который причинил столько ужасных страданий болгарскому народу и так памятен и нам, русским. Филлипопольская резня и другие подобные ей события подготовлялись именно еще в первой половине 60-х годов.
Такова одна сторона последствий выселения горцев в Турцию, но не менее печальны эти последствия и с другой стороны. Места, прежде занятые многочисленным горским населением, пустуют до сих пор. Только незначительная часть этой местности занята казачьими станицами, а другая роздана разным чиновникам и нечиновным культуртрегерам. Казачье население, однако, оказалось очень непригодным для условий горной местности и его приходилось, и отчасти приходится и теперь, содержать на казенный счет. Многие станицы пришлось даже упразднить, так как русскому населению оказалось совершенно невозможным жить в местах, занятых этими станицами; так: в одном 1868 году состоялось упразднение целых 12 станиц Кубанской области, «по крайнему неудобству относительно хозяйства, путей сообщения и отчасти климата», как сказано в официальном приказе. Земли, розданные в частную собственность, также остаются до сих пор совершенно пустыми и некультивированными.
Наконец, огромные пространства, прежде занятые горцами, не вызывают, даже ни в ком желания приобретения: так мало кажутся они пригодными для культуры. А между тем эти пространства были прежде заняты многочисленным населением и прекрасно культированы. Теперь-же превосходнейшие нивы и луга, буквально созданные руками человеческими на голых каменных скалах, заросли мелким колючим кустарником и совершенно пропали для культуры. Богатейшие сады и виноградники заросли дикими деревьями и погибли. И только одичавший виноград, встречающийся по склонам гор, да редкие остатки черкесской архитектуры свидетельствуют о деятельной жизни, царившей в этом крае, превратившемся ныне в пустыню, и о чрезвычайном трудолюбии аборигенов страны, превратившихся впоследствии в диких башибузуков."

П. С. Личков (Россия, 1904 г.):
"Страна [Черкесское побережье], не в пример нынешнему времени, была в то время "обильна млеком и медом". В конце, например тридцатых годов [XIX в], все побережье с прилегающей к нему горной полосой представляло тщательно разработанный оазис... Во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и было кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру..."

***
Конкретно по садам вобью на днях материал - у меня его полно.
Сожалею, но сегодня, в полчетвертого, могу только копировать :D
Последний раз редактировалось ZORA 26 ноя 2007, 03:32, всего редактировалось 2 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 26 ноя 2007, 03:26

Trevels in Circassia By Edmund Spenser, ESQ, 1839 г

Последний год отмечен двенадцатью кампаниями Русских против горцев Кавказа! Население в 60млн против 4млн! Захватчики не получили никаких результатов, кроме сооружения нескольких фортов на берегах Черного моря.

Земля, занимаемая конфедеративными Князьями Черкесии… соответствует границам, установленным на карте генерала Хатова, опубликованной по приказу Русского правительства за несколько лет до Адрианопольского договора…

Мы были окружены не менее чем тысячью вооруженными мужчинами… Что касается жителя цивилизованной Европы, вид такого множества свирепых вооруженных мужчин, не поддающихся контролю полиции, солдат или любой другой системы цивилизованных наций, был, действительно, новым, и у иностранца были основания испытывать страхи за его личную безопасность, воображая что он попал в руки шайки бандитов.

Сколько бы неограниченной свободы не проявлялось в их манерах, столь сильно отличающихся от всех других народов, среди которых я когда-нибудь находился, можно оправдать такое предположение, что, тем не менее, их манера была ни в коем случае ни характеристикой пиратствующего народа, т. к. они проявляли самое вежливое отношение, я бы даже сказал, изысканность манер по отношению к нам во всех случаях. Реальный факт заключается в том, что жители этой части Кавказа… сейчас представляют странную аномалию народа, сохраняющего значительное количество рыцарских обычаев и манер, которые отличали воинов средних веков, в соединении с манерами Востока и их собственную природную горскую простоту…

Их упорядочное поведение не уступало никакой группе людей, даже в самой дисциплинированной стране деспотической власти в Европе.

Я был впервые поражен их прекрасной воинственной наружностью, атлетическими формами, правильными чертами лица и гордым сознанием свободы, проявляемом во всяком взгляде и движении. Самый хорошо воспитанный кавалер Европы не может сидеть на своей лошади с большей легкостью и грацией, чем эти свободные горцы, и такую симметрию благородных животных я никогда не видел, исключая нашу страну…

Я был бы вынужден любоваться разумным видом их одеяний и превосходной способностью Черкесов обнаруживать стройность фигуры, защититься от погоды и соответствовать военному стилю; и тем не менее, это было одеяние этого народа с незапамятных времен, - народа, на который мы привыкли смотреть как на варваров, но одежда которого и система ведения боя сейчас принимаются, чтобы улучшить систему Русской армии…

Черкес, верхом или пеший, во все времена полностью вооружен…

Я был не только обрадован, сколько удивлен, увидев высокий уровень разведения земледельческих культур, проявляющийся в столь далекой стране – стране, населенной народом, который, как нас уверяли, еще не вышел из варварства; хотя их маленькие домики, словно подвешенные на склонах гор или теснящиеся у реки, были отнюдь не хуже в опрятности, чем у Тирольских и Шведских горцев.

Можно было видеть, как бесчисленные стада рогатого скота, огороженные частоколами, паслись на сочных пастбищах – в одном месте; в другом – мужчины, женщины и дети были заняты различной земледельческой работой… и я был нимало развлечен, увидев мужчин и мальчиков на работе в полях, которые, увидев нашу процессию, оставляли свои занятия, устремлялись к своим домам, вооружались и седлали своих коней, чтобы увеличить наши ряды…

Мы сейчас выбрали тропу через густой лес… Эта равнина была намного более разнообразной… большей частью, прилежно обработана и, как мне сказал капитан, густо заселена; но, тем не менее, не было видно ни одного человеческого жилища, т. к. Черкесы имеют обычай скрывать их дома густой листвой, чтобы избежать наблюдения врага…

Теснящиеся жилища моего хозяина, о которых можно сказать, что они похожи на маленькую деревушку, были прекрасно расположены на возвышенности, спускающейся к берегу ручейка; и, окруженные дворами, разделены, с не меньшей проницательностью, на сады, фруктовые сады, выгоны, луга и поля, оживленные здесь и там стадами овец и стадами коров… я не мог не восхититься разумному расположению зернохранилища… она эффективно сохраняла зерно не только от сырости, но и от наступлений каких-либо вредителей…

Богатство Черкесов заключается в количестве их стад… Всего этого у моего хозяина было бесчисленное количество и очень прекрасных, особенно лошадей; величайшее внимание оказывается каждым Черкесом их породе, которая высоко ценится в соседних странах, России и Турции…

Женщины Черкесии ни заключены в гарем, как в других частях востока, ни обязаны скрывать их черты покрывалом от наблюдения иностранца…

На вершине одного из плато, где мы остановились во время дневной жары, я нашел цветущую деревню, окруженную фруктовыми садами и сельскохозяйственными полями – все чрезвычайно плодородные и в высокой степени ухожены. Я вскоре выяснил, что жители были колонией Татар, которые спасаясь от Русского угнетения при завоевании Крыма, нашли здесь безопасный приют…

Подобно Черкесам, Татары скрывают свои маленькие жилища позади насыпями или тесными деревьями; и, если бы не бесчисленные стада животных, пасущихся в полях, и мужчины и женщины, занятые различными сельскохозяйственными занятиями, путешественнику было бы невозможно обнаружить, что он находится по соседству с человеческим жильем…

Леса казались кишащими животными всех видов…

Бесчисленные стада мелкого и крупного рогатого скота, которые покрывали гору, говорили более о сельской жизни…

Облик Князя был во всех отношениях рассчитан на то, чтобы возбудить воображение иностранца.

Сам он был высокий и стройный, с бородой, спускавшейся до середины пояса. Черты его лица, однако, красивы, но погрубели от длительной незащищенности от погоды, имели смешанное выражение искренности, ярости и хитрости – результат долгой жизни в условиях войны и опасности.

Хотя он достиг уже семидесяти лет, он все же управлял своим конем с такой лихостью и грацией, как любой из юношей, окружавших меня… он только что вернулся, за несколько дней до моего приезда, из лагеря около Суджук-Кале [Новороссийск], где он показывал чудеса доблести, защищая перевалы от наступления Русской армии, и сейчас готовил своих соплеменников ко второму походу…

Всеобщее отсутствие домашних удобств полностью контрастировало с прекрасными доспехами мужчин, их оружием, украшенным драгоценными камнями, благородными лошадьми и богатыми попонами; вместе с прекрасным восточным костюмом женщин, которые в их платьях из золотой парчи и серебряной кисеи напоминают павлинов, гордо ходящих с важным видом по двору. Тем не менее, путешественник находясь в доме Черкесского вождя, не имеет повода для жалоб. Комната, предназначенная для чужеземцев, всегда снабжена диваном, подушками и покрывалами: всегда весело, и я не думаю, что любой другой народ когда-либо предоставлял чашу с освежающим напитком усталому путешественнику с большим желанием…

После принятия великолепного ужина… две женщины-рабыни принесли теплую воду, в которой мои ноги были заботливо помыты; это являлось существенным ритуалом Черкесской вежливости…

Именно исключительно военный плач Черкесов является точной имитацией стона этого [шакала] животного; и когда исполняется в один момент тысячами, является самым ужасным, неестественным и пугающим воплем, когда-либо издаваемым народом в присутствии врага. Русские офицеры уверяли меня, что его влияние на войска столь парализующе, что они оказываются не в состоянии защищаться…

Юный Князь представил меня своей матери и сестрам, т. к. эти люди, как я прежде упоминал, в отличие от других жителей Востока, не строго изолируют своих женщин… я часто видел женщин на публичных ассамблеях мужчин, особенно тех, которые незамужем. Однако женатые мужчины не появляются на людях со своей женой: не видят ее и днем, когда необходимо избегать друг друга. Этот обычай порожден не из чувства неуважения к прекрасному полу, а из древнего обычая и желания продолжить царство любви. Подобный закон был учрежден Ликургом среди Лакедемонян…

Мать моего юного спутника, возрастом, вероятно, между сорока и пятьюдесятью годами, была роскошно одета в голубую шелковую одежду, открытую спереди, охваченную серебряными застежками и поясом, украшенным серебром… ее лицо, однако, сохранило черты великой красоты.

Наряд ее дочерей был даже более прекрасным…

Дав сигнал, юный Князь, согласно обычаю, покинул комнату, когда одна из его жен вошла, княгиня Демиргойского [Кемыргуэйского - дама значит из Дома Болотокуэ – чемгуйской (темиргойской) ветви Иналидов] племени, одна из красивейших женщин, которых я когда-либо видел. Ей, вероятно, около восемнадцати: с очень правильными греческими чертами лица; глаза, большие и темные; цвет лица ровнокоричневый; руки и ноги изящно малы и вся ее фигура восхитительно создана. Она была одета в похожем стиле, как и старшая княгиня… ее прекрасные темные волосы спускались в косах на ее плечи…

Короче, красота черт и симметрия фигуры, которыми отмечен этот народ – не фантазия (некоторые из прекраснейших статуй древности не являют в их пропорциях большего совершенства); но это степень своеобразного воодушевления в глазах, столь обычно заметная, приковывает внимание более всего: когда проявляется в мужчинах, это придает большую жестокость выражений лица; когда мы видим поднимающегося на пышущего коня воина, вооруженного и экипированного для битвы… изгибающегося, поворачивающегося и останавливающегося на полном галопе с непревзойденной ловкостью и грацией движений – он являет идею Гомеровского Гектора.

Цвет лица обоих полов является гораздо более румяным и свежим, чем можно ожидать на такой широте – у женщин более нежный… однако путешественник, который сможет прочитать мой отчет и ожидает найти все население таким, как я его описал, будет полностью разочарован, он найдет себя, прибыв в Черкесию, окруженным племенами Ногайских Татар, Калмыков, Тюрков и даже Лезгов [Дагестанцев] . Последние, тем не менее, прекрасная воинственная порода, близкая по внешнему облику к черкесам, но более жестокая по характеру и менее изысканная в манерах… однако, так как Черкесские мужчины никогда не роднятся с какими-либо другими народами, кроме как с собственными, они сохраняют их род незагрязненным…

Мое первое впечатление в Пицунде, когда я увидел Кавказцев вместе, было таково - они определенно Греческого происхождения. Это, тем не менее, я нашел, не совпадает с общим физическим обликом народа; когда я проник в глубь страны, там с маленьким орлиным носом были более соразмерны прекрасные изогнутые брови, чем у любого другого народа. Это замечание особенно относится к властному племени, называемому Натухайцы, или, как они сами себя называют по-русски Натухайши [Натхокуаджи (натухайцы) – черкесы жившие в районе Новороссийска и севернее], отмеченные как самая смелая, красивая и чистая раса среди Черкесов и которая, однако, хранит традицию, что их предки пришли из-за моря. Если бы не тот факт, что мы сейчас пускаемся в область легенд, мы могли бы почти предположить, что они потомки Троянцев…

В Черкесии не существует регулярной корпорации ремесленников и купцов, за исключением оружейников и золотых дел мастеров, которые придумывают и украшают оружие золотом, серебром и драгоценными камнями, в чем они проявляют элегантность и вкус… прелесть облика, который они придают изделиям, нельзя превзойти…

Искусство приготовления пороха, которое, кажется, известно на Кавказе с незапамятных времен, является чрезвычайно простым…

Я был лично представлен главам Чипакского [Хегайкского?] , Натухайского и Шапсугского племен [некоторые субэтносы Адыгского/Черкесского народа] и немедленно, высадившись, согласно установленному обычаю, я провозгласил… имя моего кунака, одного из самых могущественных среди конфедеративных Князей Черкесии.

Тем не менее, все это не освободило меня от того, чтобы я стал объектом сильнейшего подозрения… некоторые дошли до того, что полагали, что я мог быть быть Русским агентом… было потребовано название моего народа, цель моего визита в страну; кроме сотни других вопросов такого же направления…

Действительно, мы смогли сильно изумиться подозрению, с которым к иностранцу относятся Черкесы, тем не менее это можно понять, когда мы вспомним, что этот несчастный народ боролся в течение последних полвека против легионов Мусковитов, и подкупающих их преданность, и пытающихся поддержать гражданскую вражду, и отделяющих народ от Князей взятками, обещаниями и всеми различными льстивыми изобретениями, которыми Русское правительство столь по праву знамениты…

Князь Хапсоухов, или, как туземцы обозначают себя на их диалекте – Шапшиков [Шапсыгов], выбрал расположение для его лагеря с не меньшей долей военного умения и здравого смысла… Князь также командовал всеми соседними перевалами…

Несмотря на выгодное положение, которое он занял, с объектов, которые он имел в поле зрения, было вернее наблюдать передвижение противника, отсекать отставших от лагеря, измотать их заставы и передавать информацию жителям внутренних частей страны, чем вести войну. Хотя он имел вместе со своими войсками только около тысячи мужчин и Русские пятнадцать тысяч, все же едва ли один день проходил без потрясающих легких столкновений, успех был, главным образом, на стороне Черкесов…

Если бы горцы знали хотя бы ценность легких гаубиц, то, без сомнения, Русские были бы полностью истреблены, если бы они попытались пройти через внутреннюю часть страны…

Армия генерала Вильяминова понесла большие потери в их недавнем сражении с Черкесами при взятии Суджук-Кале…

Вожди – люди самой несомненной храбрости – уверенные в нерушимой вере и преданности своих кланов, предпринимают самые романтические походы и часто терпят неудачу в достижении цели, которую они имеют в виду, с активностью и целеустремленностью поистине потрясающими.

Каждая позиция, занятая врагом, хотя и напичкана оружием, является тем не менее, недостаточной, чтобы защитить их…. Черкесы, действуя независимо и в малой степени под руководством их соответствующих вождей, являются постоянным источником беспокойства и не дают покоя целым бригадам…

Враждебность, питаемая жителями Кавказа к Русским, за последнее время увеличилась тысячекратно… из-за собственных страданий… они обвиняют Русских в бессмысленном сжигании их деревень, в насильственном захвате их жен и детей и поддержке соседей – грабителей, Черноморских Казаков, проживающих на другом берегу Кубани. Эти, они говорят, вопреки самым торжественным договорам, тем не менее, пересекают реку, грабя и опустошая все перед собой.

Черкесы столь решительно настроены сохранить свою независимость любой ценой, что на недавней встрече конфедеративные вожди, отдав мелкие поместья в пользу общих интересов, склонились к тому, чтобы никогда не вложить меч в ножны, пока Русские остаются на их территориях.

Трудно было высказать мысль об их конечном успехе, если учесть ту гигантскую силу, которой они должны были противостоять, и темные и мрачные маневры, которые это правительство применяет, когда решит достичь какой-то важной цели. Но существует надежда, если мы вспомним природу страны, чрезвычайную смелость народа, их привязанность к своим вождям, романтическую любовь к свободе, то что они являются самыми лучшими партизанами в мире и, кроме того, что они до настоящего времени сопротивляются каждой попытке продать страну ради золота кинжалов, украшенных драгоценными камнями…

Закаляемые в том, что мы называем лишениями, с младенчества и практикуя воздержание в высокой степени, которая считается здесь добродетелью, они переносят все превратности войны не только без сетования, но с бодростью. Вот пример их отчаянной доблести: Русские офицеры уверяли меня, что Черкесский воин никогда не сдается, сражаясь до последнего дыхания, даже с войском врагов… если место мне позволит, я могу рассказать подробности о героизме и доблести этого народа, возможно, беспримерных в истории любого другого. Даже во время моей короткой остановки в лагере я был свидетелем подвигов, которые не опозорили бы лучшие страницы рыцарского романа…

В случае крайней опасности сигнальные костры, связанные друг с другом подобно телеграфу, зажигаются над горами, которые Черкес не успев увидеть, тут же хватает оружие, взбирается на лошадь, всегда оседланную и наготове стоящую у его двери, и галопом скачет к вождю…

Такой также является восхитительная выучка лошади и всадника, что я ежедневно изумляюсь подвигам наездничества даже самого слабого солдата, намного превосходящим по драматическому эффекту любое публичное конное состязание, которое я когда-либо видел в Европе; это кажется почти невозможным для человеческого тела выполнить…

Если лошадь убита, Черкесу это безразлично, вследствие прекрасного обычая привязывать все оружие к себе, и его ловкость такова, что он в общем уклоняется от всякой попытки разрубить себя, разве только значительными силами. Даже если он окажется без лошади, он не упустит случая прыгнуть, как тигр, на лошадь своего противника и стащить всадника в пыль.

Они несут с собой их убитых и раненых; и это единственный момент, когда они вовлекают в это божественную власть, которой они придают религиозный характер, что Русские имеют шанс получить существенное преимущество, за исключением, действительно, когда пушка – ужас горцев – гремит против них. С другой стороны, стоит только рядам Русских прийти в расстройство, как их буквально разносят на клочья в течение нескольких минут…

Фактически Черкесия окружена Русскими шпионами, несмотря на самую активную бдительность вождей; но к чести народа их редко находят среди аборигенов страны, ими в основном являются путешествующие Армянские купцы, корыстная порода людей, которая в любое время предаст честь и честность за золото. Иногда, действительно, Русские дезертиры, называющие себя Поляками, и после злоупотребления гостеприимством Черкесов, возвращающиеся в свой собственный лагерь, т. о. предавая их самым грязным образом, что является причиной всеобщего недоверия не только к Полякам, которые нашли убежище здесь, но и ко всем иностранцам без гарантийных писем…

Я был очень удивлен, когда обнаружил точность знаний, которую они [Адыги] проявили в этом отношении [речь о стратегических планах Русских войск] и обдуманные планы, которые они привели, чтобы обмануть намерения захватчиков. Вся страна, через которую они [Русские] надеялись пройти, должна была быть опустошена и деревни сожжены. В одном направлении вооруженные отряды должны были пересечь Кубань и нести войну и разорение в страну Черноморских Казаков, в другом – атаковать Русский лагерь около Суджук-Кале; тогда как хорошо вооруженные партизаны должны были быть расположены на всех перевалах и на берегах Абуна [р. Абын], чтобы изматывать и препятствовать их продвижению.

Результаты показали, что их планы были обдуманными, т. к. Суджук-Кале был оставлен, гарнизон Абуна доведен до голода и ряды Русских не только обречены на страшное ослабление, но их территория на Черноморской стороне реки в значительной части опустошена. В добавление к этому, более глубокое чувство злобы возбуждено в сердцах Черкесов против захватчиков; временные преимущества, которые они получили, имели результатом объединение уз дружбы более тесно между различными вождями и вдохновение всего народа надеждой и верой к будущему…

Присутствие моего кунака необходимо на ассамблее конфедеративных Князей… мы немедленно оседлали наших лошадей и поехали туда…

Описывать мой путь было бы только повторять то, что я уже говорил об этой восхитительной стране. Действительно, если возможно, красота пейзажа возрастала, травяной покров был более обильный и обширное количество лошадей, которые везде попадались мне на глаза вместе с широким культивированным пространством составляло несомненные свидетельства существования многочисленного населения, достаточно обеспеченного всеми удобствами жизни…

Я был теперь сильно поражен умышленным преуменьшением Клапрота, Палласа и других писателей под контролем Русского правительства, когда они описывали население независимых племен Черкесии; но, возможно, ни в чем другом, как в донесениях, они отразили обычаи и манеры этого народа – о том, что они трудолюбивы, свидетельствует аккуратность их хозяйств и многочисленных стад; и могу дать Вам некоторое понятие о населенности: всякий раз когда я поднимался на плато, откуда я мог бы получить выразительный вид на долину, я замечал частично прикрытые деревьями с первого взгляда от 20 до 30 хуторков, и я часто обнаруживал один из них населенный количеством от 100-150 человек. Что касается моральных качеств Черкесов, они тоже были сильно искажены, они были описаны ничуть не лучше, чем хищные орды дикарей. К этому, тем не менее, я обращусь более подробно в бедующем письме…

Когда мы спустились с горы, яркие лучи вечернего Солнца струили их богатую лучезарность над красивой долиной, омываемой Убином и Афибсоп, притоками Кубани… на этом месте конфедеративные Князья Черкесии с их смелыми парнями расположились лагерем, готовясь остановить продвижение захватчика…

Шатры различных вождей были сгруппированы по-отдельности (которые по форме – настоящие Хамаксоби) , окруженные их соплеменниками, занимающимися военными упражнениями… одним словом , казалось, что война была единственным занятием, существующим в стране.

Тем не менее, пастушеские навыки народа в целом не были потеряны из виду, на далеком расстоянии глаз блуждал над сельскохозяйственными полями, на которых были мужчины, женщины и дети; их зеленеющие пастбища пестрели многочисленными стадами…

В течение нескольких секунд мы были окружены сотней родовитейших патриотов Черкесии; некоторые были одеты в простой костюм своей страны, а другие – в сверкающих доспехах. Именно тогда храбрый вождь Хирсис-Султан-Оглоу [здесь дается Турецкое произношение имени Черкесского полководца Хырцыжа], развернул прекрасное знамя… отделанное прекрасными руками Черкесской княжны, занимающей высокий статус в Турецкой империи.

При виде долгожданного национального флага тысячи мечей взлетели в воздух и один всеобщий продолжительный вопль радости вырвался из необъятной толпы. Никогда до сей поры не было большего проявления энтузиазма, ни решимости защищать их Отечество. Так как общая угроза, проснувшись в их сердцах, впервые вызвала чувство необходимости единения как первого и как самого необходимого элемента к достижению успеха, каждый мужчина по всей стране поклялся никогда не покоряться Русским, не входить с ними в торговые отношения, не поддерживать никаких связей с ними под любым предлогом. Постоянная вражда, которая до сих пор существовала между вождями, племенами, была прекращена; и тех Черкесов, которые до настоящего времени разоряли территории друг друга, теперь можно было видеть рука к руке, объединенных теснейшими узами братства.

Ассамблея была проведена в одной из их священных рощ, прилегающих к лагерю. Несколько деревьев были украшены жертвоприношениями; и в центре, на маленьком холмике, так сказать единственный, стоял символ Христианства – разрушающиеся остатки древнеримского креста, грубо вырезанные из дерева; напротив которого восседали главные вожди…

Вид такого огромного множества воинов, отдыхающих под тенью почтенных деревьев, серьезно обсуждающих и договаривающихся о самых эффективных мерах, которые необходимо принять, чтобы защитить их страну от ужасных врагов, вот-вот готовых опустошить ее в сотый раз огнем и мечом, был необыкновенно поразителен и впечатляющ. Как только оратор поднимался со своего места, чтобы обратиться к ассамблее, глубочайшее и самое уважительное молчание устанавливалось до тех пор, пока какая-нибудь возбуждающая фраза не производила всеобщего возгласа энтузиазма или не раздавался неистовый призыв к мести, которому громкий звон их сабель придавал дополнительный эффект; при котором было необходимо кому-нибудь из старейшин махнуть рукой, чтобы порядок снова восстановился. Мне было бы совершенно невозможно попытаться нарисовать возбужденный энтузиазм этого самого патриотичного народа; когда один из вождей, не более беспомощный от возраста, чем от ран, прибыл на поле, принесенный туда на особом виде палантина: огромный рев радости и шум оружия до сих пор звенит у меня в ушах.

Его немощная фигура была задрапирована… и хотя время и заботы избороздили его лицо морщинами, его глаза, тем не менее, сверкали огнем солдата… я выяснил, что старый вождь был Татарским князем, называемым Тао Гирей-Аслан, членом Наурус-рода [т. е. ногайцем-наурузовцем]… при подчинении их страны Россией большое количество населения со своими вождями нашло убежище в Черкесии и слилось, до известной степени, с этим народом.

В соответствии с великим уважением, оказываемым пожилому возрасту, главные вожди со старейшинами приближались и почтительно целовали его одежду, когда он медленно поднимался со своего ложа, поддерживаемый мужественными руками своего сына, молодого человека поистине Геркулесового телосложения и, благословив толпу поднятыми руками, начал свою речь…

« Где плакал, - плакал старый воин, - моя страна?... и где сам мой народ? О, Москва! Ненавистная Москва! – ненавистные Русские – она рассыпала их в пыль на четырех ветрах неба; и таков будет Ваш рок, о, дети Аттихей [Адыгэхэкуж (она же Черкесия)], если сложите свои мечи против захватчика!

Посмотрите на Ваших собратьев – Инхоусов (Ингушей), Осетинов, Гаудомакариев, Аваров и Мисджеги [Чеченцы]… кто они сейчас? Рабы!...

Я слышал, - сказал он, - что великий Падишах всех морей и Индий (что означает монарха Англии), внушающий страх Москве, предложил Вам руку союзника. Такой могущественный монарх является действительно достойным, чтобы объединиться с героическими сынами гор; но помните Вашу независимость и никогда не разрешайте иностранцу накинуть ярмо на вашу шею. Вы уже позволили Османам построить сильные укрепления на ваших берегах: что они дали Вам взамен? Война и чума скосили ваших детей; и в час опасности они бежали, оставляя вас с пустыми руками сдерживать поток, который был против Вас.

Немного коротких недель ослабят мое слабое тело; но моя душа поднимется к жилищу моих отцов – земле блаженных: там она будет плакать громко великому Тха, вечному Духу, о мести нашим преследователям. Когда она произойдет, о Аттехей! Защитите остаток моего народа. Мы бежали от истребляющей руки разрушителя и Вы дали нам дом; наша страна вырвана из нашей власти и вы разделили с нами земли Ваших отцов; и Ваша страна теперь наша страна. Оказался ли мой народ неблагодарным за это благодеяние? Запятнал ли акт предательства имя Татар? Не наши ли мечи тысячами пили жизненную кровь наших безжалостных врагов? Во имя ран, которые я получил, защищая Вашу свободу, - ран, которые сделали меня за годы беспомощным калекой, - продлите ваше гостипримство по отношению к моему народу»

Затем представляя своего сына, он воскликнул:

«Видите последнего из моего рода; четверо моих сыновей уже погибли под пушками нашего врага: остался только он; возьмите его; его жизнь посвящается поддержке Свободы Аттехей.»

Сказав эти слова, он опустился на свое ложе, изнуренный волнением и был унесен из рощи в глубоком молчании, прерываемом только глухими рыданиями тех, кто не смог сдержать своих чувств. Много смелых, бывалых воинов боролись напрасно, чтобы удержать слезы, которые катились по их загорелым щекам; хотя другие хмурили брови, стискивали зубы, извлекали сабли и выражали все признаки подавляемой ярости и негодования.

После того, как пролетело несколько минут, когда тон чувства снизился, один взрыв оваций разорвал воздух, и отразился дальше и шире леса, и будучи отраженным от горы к горе, казалось, сильно сотрясал сами горы.

Речи были произнесены старейшинами почти всех соседних племен Черкесии, независимо от тех, которые вели кочевую жизнь, Тюрками, Ногайскими Татарами, Калмыками и т. д., все выразили самые дружеские чувства к общему делу и клялись обеспечить их независимость в любом случае.

Я должен признаться, что сам вид этой ассамблеи вместе с воодушевленными речами этих горцев, произвел на меня сильное впечатление. Это усиливалось их патриотическим духом, любовью к свободе, романтическим обликом страны и характерным одеянием мужчин с их рыцарскими доспехами; в то время как женщины, облаченные в их длинные падающие вуали, двигались среди толпы, напоминали так сильно ангелов, посланных , чтобы возбудить их на доблестные чувства.

Вся сцена напоминала мне о том, чем, возможно, была Швейцария во время героической борьбы своих сыновей против выученных легионов Габсбургов: и когда я наблюдал мирные, скромные дома и пастушеские поля вокруг меня, я проклинал из глубины души, что отвратительное стремление приносит страдания; ни горы, ни лощины, ни бесплодные скалы не были защищены от злой воли. Как глубоко, затем, мы должны сочувствовать судьбе этого несчастного народа, столь долго подверженного всем видам разрушений! Действительно, это совершенно ужасно смотреть на ужасную силу, против которой эта горстка людей собирается бороться, особенно в настоящий момент, когда, будучи в мире со всеми, все силы этой могущественной нации направлены в эту точку, подстрекаемые и привлекаемые к участию сотнями несостоятельных аристократов и безденежных командиров, которые жаждут обладания их красивыми горами и плодородными равнинами.

Не говоря уже о страшном превосходстве в численности и изобильном снабжении всеми предметами войны, которыми обладают Русские, - что противопоставляют этому бесстрашные горцы? Ничего, кроме горных стен и смелых мечей: пушками они, можно сказать, очень бедны и не часто порох есть в мушкетах…

В стране, подобной этой, не существует регулярной армии, каждый мужчина в зависимости от своего собственного вкуса и финансов обеспечивает себя военным снаряжением…

Я осознаю что направление моих писем из Черкесии является более враждебным по отношению к России и ее политике, чем проявляется в письмах, написанных во время моего путешествия по этой империи. Но как это возможно, что любой человек, обладающий мельчайшим чувством сострадания к своим собратьям, может созерцать горящие деревни, тысячи беспомощных сирот, плачущих вдов, у которых отняли все дорогое на земле, без проклятия виновников такого несчастья? Действительно, невозможно прожить среди этого народа и быть свидетелем их покорности судьбе; их неутомимая энергия в защите их скромных очагов; их стойкая честность; их гостеприимство и особая привязанность; их гуманность по отношению к рабам и тем заключенным, которые попадают к ним – все это нельзя не воспринимать без сочувствия к их делу, без заинтересованности в их судьбе; и в то же время они являют миру реальную ситуацию самого жестоко гонимого народа в этот момент в мире.

Среди огромной толпы, которой я теперь окружен, я не увидел ни одного человека, стоящего в стороне от общего дела: вся их древняя вражда полностью поглощается общим делом, и лозунг «смерть или независимость» - является всеобщим. Во для примера, чтобы у вас сложилось впечатление восхитительной легкости, с которой огромное число мужчин может быть собрано в этой стране – потребовалось только полчаса для большинства из них – вероятно десяти тысяч, чтобы рассеяться с уверенностью, что они найдут пищу и жилье достаточно близко, чтобы позволить им снова на рассвете следующего дня встретится полностью вооруженными для битвы…
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36

cron