Если мы сейчас здесь начнем это обсуждать, то вообще далеко уйдем
Я ветку когда-то создавал, как раз по Майкопской культуре, Ашуйе, Турчанинову и пр:
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=2965 Все там где и полагается в рубрике "Древний мир".
С удовольствием можем там потрепаться))
Так и сделаем.
Чтобы здесь не возвращаться к этому вопросу, скажу только, что выводы, сделанные Джанашвили. Абдушешвили, Дьяконовым, Ивановым и др. совсем не отрицают отношение предков адыго-абхазов к Майкопской культуре. Но об этом в другой теме.
Вот что писал Е. И. Крупнов по этому поводу:
Можно и к Крупнову обратиться. Только, чтобы разобраться в том, что написано им, нужно читать (изучать) все в "комплексе". Иначе, получается, что Крупнов, да и другие авторы, здесь нравится, можно сослаться, а здесь не нравится, можно и "не заметить". Я не возражаю, чтобы мы абсолютно всех исследователей. занимавшихся Кавказом, рассматривали здесь. Тот же Крупнов пишет:
Е.И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. Издательство Академии Наук СССР. Москва, 1960.
"… Достаточно указать на взаимосвязи скифских и савроматских племен с
синдами, меотами, аорсами, сираками и другими древними племенами Северного Кавказа, безусловно участвовавшими в сложении местных этнических массивов (как например, адыго-черкесо-кабардинского и алано-осетинского), чтобы понять все значение этого вопроса и для истории Северного Кавказа.
… Почти у всех адыго-черкесо-кабардинских племен в эпоху позднего средневековья, скотоводство являлось ведущей отраслью хозяйства при наличии и земледелия. Причем особое место в животноводстве, особенно у кабардинцев, занимало коневодство...
Конские табуны требуют для выпаса гораздо больших участков степи, чем стада рогатого скота, да и удерживать конские табуны на какой-либо ограниченной территории несравненно труднее, чем рогатый скот, особенно мелкий.
… Если вспомнить экстерьер современного, как известно, метизированного кабардинского коня, то
вряд ли будет большой натяжкой отнести начало выращивания глубоко местной прославленной кабардинской породы лошади (крупной, сильной и выносливой) именно к VIII - VII вв. до н.э. Только с этого периода мы уверенно можем реконструировать развитие горского коневодства на Северном Кавказе.
… В пользу определенной роли коневодства в хозяйстве древнего населения центрального и северо-западного Кавказа говорит и исключительное многообразие форм конской упряжи. Вообще же на всем Кавказе насчитывается до 10 типов древних бронзовых удил и до 15 типов трензелей, или псалий, в основном местного производства. Такого многообразия конской узды мы не встречаем в других районах древней Евразии. Это явление само по себе весьма показательно, так как свидетельствует не только об использовании лошади в хозяйстве горцев Северного Кавказа, а также для верховой езды и как транспортной силы, но и способствует выяснению важного вопроса об отношениях местного населения с населением степей Предкавказья, Украины и племенами Закавказья.
… Основное ядро главных сказаний нартского эпоса, отчетливо отражающих сущность своей эпохи, было создано в ранний период железного века…
… язык является важнейшим и обычно решающим признаком той или иной этнической общности, хотя и не единственным, ибо, как известно, возможны факты языковой ассимиляции и пр. Тот или иной язык, присущий одному народу, в силу ряда исторических условий может быть усвоен другим народом, носителем совершенно иной культуры, таким образом подвергнувшимся языковой ассимиляции.
… изучение этногенетических вопросов требует особо тщательной работы над целым кругом первоисточников и не может завершиться успешным решением без широкого привлечения проверенных лингвистических данных.
… Разумеется, решающее слово в окончательных выводах об этнической принадлежности того или иного народа будет принадлежать языковедам. С другой стороны, только по показаниям языка не всегда можно восстановить весь путь культурно-исторического роста и развития народа, носителя изучаемого языка.
… современные этнографы рассматривают Кавказ как самостоятельную историко-этнографическую область СССР, а зарубежные ученые и прежде и теперь европеоидные типы объединяют в «кавказскую расу». Как особая и самостоятельная языковая семья Кавказ всегда рассматривался и лингвистами, причем лингвистами абсолютно всех научных направлений, начиная от буржуазной индоевропеистики, марровского «нового учения о языке» и кончая современным советским языкознанием.
Все языки автохтонных народов Кавказа давно уже были объединены в особую группу (по самобытности их языковых данных), в иберийско-кавказскую семью.
Современные лингвисты-кавказоведы эту семью языков делят на четыре группы:
1) картвельская или иберийская,
2) абхазо-адыгская (т.е. абхазо-черкесо-кабардинская),
3) бацби-кистинская (т.е. чечено-ингушская),
4) дагестанская.
… Судя по историческим данным, начиная с эпохи раннего средневековья на Северном Кавказе прослеживается процесс сложения четырех крупнейших этнических массивов, иногда покрывавшихся и собирательными терминами…
На Северо-Восточном Кавказе доминировали «савиры» или «савары» («авары» и население «царства Серир»), «леки», «маскуты» и другие племена Дагестана; в Центральном Предкавказье – вайнахские племена «дзурдзуки», «глигвы», а также «аланы» - «ясы» - «осы»;
На Северо-Западном Кавказе – «зихи» - «касоги» - «адыги». Именно такой вырисовывается этнография или племенная карта Северного Кавказа эпохи V - VI вв. н.э.
… Савиры, леки, вайнахские племена, аланы и адыгские племена в период раннего средневековья являлись, по нашему мнению, основными, самыми непосредственными и прямыми предками современных народов Северного Кавказа.
Мы сознательно не касаемся пока еще нерешенной проблемы генезиса балкарского и карачаевского народов… Для нас представляется несомненным, что процесс тюркизации или появление здесь тюркских элементов после XI в., также проходил при сохранении основного местного этнического ядра..."
Почему я такую длинную цитату из Крупнова привел?
Здесь отчасти видно, что у адыгов выращивание своей, боевой лошади имеет очень древние корни. А это значит, косвенно конечно, что и кавалеристы должны были быть у адыгов по крайней мере не самыми плохими. Соответственно, должны были получить развитие и такие отрасли, связанные с этим, как всаднический комплекс, оружие всадника...
В подтверждение сказанного, сошлюсь на Маргграфа:
О.В. Маргграф. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. Москва. 1882.
"... Бурка всецело приспособлена для верховой езды для пешей бивуачной жизни; когда она надета на всадника, то он представляет вид усеченного конуса, а если у него и башлык накинут на голову, то совершенного конуса. В этом положении – бурка составляет надежную защиту от дождя и, так как она плотно не прилегает к телу, то и во время зноя – не отягощает, а даже защищает от палящих лучей южнаго солнца. Легкая и легко свертываемая, она удобно складывается позади седла… Во время отдыха, на стоянке, - она постилается на землю, и, ложась на нее, горец оставшимися концами может накрыться и сверху…
Наездники ею пользуются прекрасно при своих внезапных нападениях, ибо, не прилегая плотно к рукам и туловищу и будучи сдвинута на левое плечо, бурка дает возможность свободно владеть оружием, - скрыть приготовления к нападению и т.д.
Бурка всецело – есть продукт вековой воинственной жизни горца, - всадника по преимуществу. (С. 20 – 21)
Бурочный промысел развит преимущественно у горных Дагестанцев, у плоскостных Чеченцев и у Кабардинцев. Осетины, Кумыки, Ингуши, Ногайцы и т.д. почти не занимаются этим производством…
Сообразно этому, на Северном Кавказе существует три различных района бурочнаго промысла…
Районы эти можно назвать Кабардинским, Чеченскими и Андийским. (С. 21)
… Из занимающихся изготовлением тканей, как промыслом, наиболее известны следующие племена: Лезгины, (Дагестанцы), Осетины и Кабардинцы. Их произведения на местных рынках так и носит название: «Лезгинское», «Осетинское» и «Кабардинское» сукно и представляют свои типичныя особенности. (С. 68)
Горския сукна делаются из шерсти горной овцы и горскими племенами. Знатоки отличают горское сукно от степного не столько по качеству тканья, сколько по шерсти. К горским принадлежат: лезгинское, осетинское, кабардинское и кумыкско-чеченское. (С. 69)
… Близость давнишних торговых путей, пролегавших по Дарьяльскому и Мамисонскому ущельям, и мирный трудолюбивый нрав населения – сделали остальное: среди прочих окрестных племен горские Осетины производят наибольшее количество сукна и сделались самыми искусными ткачами сукон не только из овечьей шерсти, но и из козьего пуха. (С. 74)
… Из горских сукон здесь различаются четыре главных вида: Осетинское, Лезгинское, Кабардинское и Чеченское. Остальныя представляют более или менее удачное подражание им. (С. 80)
… Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия Кабардинцев. Кабардинское или Адыгейское племя, еще недавно, самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочия принадлежности убранства всадника, служившие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «Кабардинским» или «Черкесским». (С. 158)
Седельное производство. Вследствие особенной страсти к наездничеству, в Кабарде выработалось особаго вида седло, которое значительно разнится от всех других существующих седел. Оно называется «Кабардинским» или «Черкесским», и перешло ко всем горцам Северного Кавказа; Кабардинцы с давних времен имели значительное влияние на соседния племена, не только в политическом, но, как уже было замечено, и в отношении руководящих мод и обычаев. (С. 162)
… Кабардинское седло с полным набором отличается легкостью, прочностью и красотою… (С. 166)