Nehbcn писал(а):Вы серьёзно считаете, что "неграмотный народ"-можно назвать цивилизованным?
А что Вас собственно оскорбило?
То что вас никогда не принимали за государство? А только за племена и народы?
Ну так у вас и не было государства, во всяком случае в цивилизованном смысле!
Или то что основой вашей экономики были разбой и работорговля?
Так ведь были и никто этого не скрывает!
Или то что у вас не было армии, а отряды набирались по принципу феодал и односельчане, которые после набега прятали ружья и приветливо махали мотыгами проходящим русским войскам?
Удалось еще раз забежать - есть минутка - вставлю слово.
Я "всерьез думаю", что если отбросить все "понты", только военные технологии определяют "цивилизованность" того или иного общества - и прежде, и даже, во многом, сегодня.
Этика, мораль, искусство - это очень субъективные факторы, основывающиеся часто на "нравится/не нравится", "привычно/непривычно", "родное/чужое", а вот военные технологии это объективно, поскольку они постоянно развиваются и все лучшее выдается на гора местному ВПК.
В Черкесии, и прежде всего в Кабардее, были перфектные доогнестрельные технологии производства холодного оружия и доспехов, т.к. Кавказ вообще древнейший центр металлургии и, вместе с Анатолией, Родина Железного Века.
Майкопская культура бронзового века ВТОРАЯ в Европе по богатству находок и академик Турчанинов, считал ее следом открытой им Ашуйской цивилизации, но это другая тема, вызывающая много споров, поэтому не будем лезть в эти дебри.
В эпоху Золотой Орды, только Кавказский регион (включая сюда генуэзские колонии) и Волжская Булгария были крупными оружейными центрами империи Джучидов и сферы ее влияния- ни в Степи, ни на Руси, оружейное производство широко развито не было, по причине отсутствия ресурсной базы, поэтому в Задонщине русские части упакованы в "шеломы черкасские".
Экспорт оружия и мастеров-оружейников из Кабардея в Астрахань и Москву, в XVII в был неоднократно документально зафиксирован, а качество черкесского доспеха и клинкового оружия соответствует высочайшим эталонам XVII в.
К началу XVIII в в Черкесии освоено производство собственного нарезного огнестрельного оружия.
К середине XVIII в, послуживший образцом османский подтип средиземноморского типа оружейных замков на карабинах, был широко заменен на собственный черкесский вариант, т.е. местные мастера перестали только подражать османским, крымским и европейским, но основали собственную традицию производства огнестрельного оружия.
Черкесия, и в первую очередь Кабардей, где военные технологии развивались быстрее всего, среди черкесских земель, в силу их повышенной востребованности, так как страна в основном плоскостная и расчитывать в вопросах своей безопасности можно было только на собственное войско, а не на рельеф, к середине XVIII в абсолютно полноценно перешла в пороховую эпоху.
Назвать культуру, чей ВПК в XVIII в производит огнестрел "дикой" это некорректно, а учитывая ее тысячелетние традиции в производстве оружия и доспехов доогнестрельной эпохи, причем высокого качества и статус законодательницы мод в сфере всаднического комплекса, не только для Кавказа или Крыма, но, даже, для Речи Посполитой - одной из великих держав XVII в, кстати более "западной", чем Россия, просто неправильно.
Тоже самое можно сказать о социальном строе, который русский автор Броневский, определял как "аристократическая республика".
Это была сложная и многоступенчатая феодальная иерархия, жившая по своим законам.
Что-же касается демократических черкесских земель, то их демократии возникли после революций XVII-XIX вв, связанных с:
- мусульманской пропагандой равенства, разрушавшей традиционно стратифицированное адыгское общество;
- распространением огнестрела, весьма широкого в XVII в, с теми-же последствиями, что и в Европе, т.е. с возрастанием значения простонародья, ибо аристократия долго брезговала этим "мужицким инструментом";
- широкими торговыми связями с Османской империей и Крымским ханатом, благодаря которым, среди простолюдинов (аристократия не имела права торговать) начинает зарождаться протобуржуазия, правда, до самого конца Черкесии так и неоформившаяся.
Высокий статус черкесских династов-Иналидов, признавался всеми окружающими государствами: в России род князей Черкасских (ветвь кабардинского, позднее нижнекабардинского, дома Идар) считался в XVII в самым знатным из 41 фамилии высшей русской аристократии, двое его представителей в 1613 г рассматривались как кандидаты на царский трон, но они поддержали своих близких родственников Романовых, несколько представителей Черкасских возглавляли русское Правительство и, последним в этой плеяде был Великий Канцлер Империи Алексей Черкасский (при императрице Елизавете); количество-же полководцев и министров, оставивших яркий след в русской истории просто огромно: достаточно назвать двоих: Урысканэпщ (Яков Куденетович) впервые разбивший польскую королевскую армию, армию Радзивилла и впервые взявшего столицу Литвы - Вильно и Солтаныкуэпщ (Михаил Алегукович) которого Петр I оставлял за себя править, при "загранкоммандировках", мятежные стрельцы думали сделать царем, а позднее именно его избрали первым в российской истории генералиссимусом (взял самоотвод в пользу Шеина).
Второй женой русского царя Ивана IV Грозного была дочь пщышхуэ Кабардея Кемыргокуэпща ("Темрюка") Гуашеней (Мария Темрюковна) - русская царица, чей прах сейчас лежит в Архангельском соборе Московского Кремля.
Считать, что русский царь женился на "дикарке" само по себе дико, неговоря о том, что "русская царица-дикарка" это "непатриотично", если для кого-то это важно.
Также, странно читать утверждение, что кто-то чего-то там "не воспринимал" по отношению к Кабардею - нормально все все "воспринимали" и до Екатерины II, с которой начинает свою работу соответствующая пропагандистская установка, никто в "варварстве" Черкесию не упрекал - в междуусобицах да, но не в "дикости" - эта фишка появляется вместе с Кавказской войной во второй половине XVIII в.
Может быть к черкесам только в Московии было такое уникальное отношение?
Нет. В Речи Посполитой также появились несколько ветвей кабардинского дома Идар, занявшие высокое место в польской и литовской иерархии, как князья Черкасские и Пятигорские, мода-же на "черкесский стиль" переодически вспыхивала с тех пор в Польше, вплоть до Наполеоновских войн, когда "по черкесскому образцу" были экипированы кавалеристы-кракусы, в XVII в появились панцирные хоругви, экипированные "по-пятигорски", т.е. по-кабардински, т.к. несколько сотен черкесских панцирников оказалось в Польше вместе с пятью князьями.
Но Черкесия славна была не только своим ВПК, рыцарями и всем что с этим связано - это одна из самых древних садоводческих культур мира, причем абсолютно уникальных, т.к. веками окультуривали дикие леса, превращая их в лесо-сады, а не замещая лес садом.
Это также великолепное терассное земледелие и высокоразвитое животноводство, славу которому придали в миру знаменитые кабардинские кони - одни из лучших рейдовых пород лошадей в мире, проходившие особый тренинг, но это уже снова ВПК, только "биотехнологический".
Если Вы почитаете путешественников XIX в, они восхищались виденным сельхозландшафтом Черкессии или его следами: англичане сравнивали черкесские поля с "лучшими полями Йоркшира", а русские сожалели в 1870-е гг, что вся "блестящая" сельхозкультура черкесов одичала, после запустения страны.
Именно развитые сельхозхозяйство и ремесла были экономическим базисом Черкесии, а набеги это была нормальная рыцарская халтура, кроме основной деятельности: крышевания своих подданных и войны с чужеземцами.
Считать институт набегов чем-то уникальным - неверно.
Те-же русские регулярно совершали набеги на литовском пограничье, как и сами литовцы, о казаках разговор вообще вести здесь бессмысленно - "хождение за зипунами" всем думаю известно.
В Европе, в той-же Шотландии, набеги продолжались и в XVIII в, не говоря уже о XVII в, когда они были просто повсеместны, особьенно во время очередных религиозных войн.
Технология прививки была принесена в Европу из Черкесии, не знавшей, до исламизации, что такое оспа - страшная болезнь, уносившая огромное количество людей по всей Европе, а знаменитый русский хирург Пирогов лично признавал что применял многие практики, с которыми познакомился на Кавказе.
В социальном плане черкесское общество не знало нищеты - этого бича западного общества той эпохи.
Конечно, блокада и война постепенно привели к всеобщему обнищанию, но это уже другая история.
Практически неизвестен был грабеж торговцев (прежде всего армян) на дорогах, во всяком случае в XIX в - думаю для многих это удивительно слышать, но это подтверждается источниками как английскими, так и русскими.
Не существовали институты тюрьмы и каторги - вообще.
Были запрещены телесные наказания.
Не существовали преследованияна религиозной почве.
Но Черкесия, как и любое общество, была далека от идеала.
Страшным ее бичем были междоусобия и кровная месть, в которые втягивались и соседи, включая русских и татар - это опустошало целые черкесские области.
Так и не возникло полноценное торгово-ростовщическое сословие, а значит не развились крупные города и богатая письменная традиция.
Не сложилось единое государство, которое-бы объединило всю Черкесию, если не считать Великое Свободное собрание в Сочи, объединившее все что осталось от страны в последние годы войны.
Существовали очень некрасивые обычаи - похищения детей, к примеру, для продажи и хотя это было строго регламентировано и за пределы страны своих редко продавали (из 2-3тыс ежегодно экспортировавшихся из Черкесии невольников, сами черкесы составляли лишь малую часть).
Не возникло собственной национальной интеллигенции, поскольку в рамках традиционной черкесской культуры им не было места.
Да долго можно перечислять.
Но:
Тоже рабство и работорговля были присущи всем странам той эпохи, включая и Россию, и даже Запад, только с 1830-х гг начинающего отменять таковое и запрещать работорговлю (затянулось на 120 лет - только в 1950-х гг окончательно было запрещено фактическое рабство в европейских колониях), а идеальных культур не существует - у всех есть своя обратная сторона.
Черкесия была просто ДРУГАЯ, НЕПОХОЖАЯ и все - не больше и не меньше.
Конечно это не локомотив магистрального развития человечества, а достаточно рудиментарная культура, но отнюдь не то, чем Вы ее называете в своих постах.
Что-то длинный пост получился - поставлю здесь точку.
Житие мое...