про шумеров много сказано и написано, но загадкой остаётся вопрос, откуда же они пришли - шумеры создали в месопотамии высокую культуру - но все учёные утверждают, что они не являлись коренными жителями двуречья -
-Большинство ученых утверждают, что именно- в эпоху расцвета культуры Эль-обейда, т.е. во второй половине IV тысячелетия, в Месопотамии появляются шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми". Откуда и когда, в какую эпоху пришли шумеры - вот главная, трудная и, как утверждают многие исследователи, неразрешимая загадка. Мнения ученых по этим вопросам чрезвычайно противоречивы и совпадают теперь, пожалуй, лишь в одном: шумеры - народ пришлый. Как происходило завоевание Месопотамии, откуда, когда, каким путем "черноголовые" пришли в Двуречье?..Бесспорно одно: это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или немного позднее- Многолетние поиски более или менее значительной языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя искали повсюду - от Центральной Азии до островов Окенаии.
Тот факт, что в древнейшую эпоху на территории Месопотамии существовали культуры различного типа, как сходные, так и непохожие одна на другую, бесспорно, означает, что здесь жили различные группы народностей.
Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что большинство известных нам древнейших городов имеет нешумерские названия. А поскольку эти города возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские названия - это названия дошумерские.
Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин.И еще одно доказательство: в шумерском языке слова "страна" и "гора" пишутся одинаково.
Вот что гласит "Царский список": "После того как царственность низошла с небес, Эреду стал местом царственности-" Записанный через несколько веков миф рассказывает, что здесь находился дворец бога Энки, воздвигнутый на дне океана. Ни один бог, кроме Энки, не имел туда доступа. В первозданном океане построил добрый Энки город Эреду и вознес его над поверхностью вод так, что он "засиял, подобно высокой горе". Омываемый пресными водами, этот город являлся собственностью бога Энки, который охранял и его жителей. Это был священный город. Паломники продолжали посещать его и после того, как в небесной иерархии произошли перемещения и бог Энки отошел на второй план, уступив первенство своему брату Энлилю.
Существует еще одна неразрешенная проблема - проблема двух стран, часто упоминающихся в шумерских мифах: Маган и Мелухха. Эти чрезвычайно богатые заморские страны фигурируют уже в сказаниях о легендарных временах, по-видимому частично совпадающих с периодами Урука и Джемдет-Насра. Маган - это, по мнению многих исследователей, район Омана, расположенного на юго-западном побережье Персидского залива. Мелухха - таинственная страна, которую одни отождествляют с Нубией, другие - с Сомали.