В.В. Емельянов писал(а):1. Цари в Месопотамии не имели шанса стать бессмертными и только несколько раз в истории III тыс. они получали официальный статус бога. После своего ухода из земной жизни обожествленный царь попадал все в тот же Подземный мир, что и остальные смертные. Что же касается Гильгамеша, то в месопотамской словесности он не смог стать бессмертным по разным причинам: в шумерском эпосе - потому что не завладел лучами жизни Хумбабы и не поставил стелу в месте победы над ним (наличие стелы обеспечивало правителю вечное загробное кормление и вечную память его имени); в аккадском - потому что не получил статус бессмертного от Собрания богов, которое некогда дало этот статус Утнапиштиму. Ср. слова этого героя в XI таблице аккадского эпоса: "Второй раз ради тебя боги собираться не будут".
2. В числе слуг Иштар были лица обоих полов. Гильгамеш должен был ежегодно вступать в брак с богиней своего города, поскольку это входило в его обязанности верховного жреца и подтверждало его статус правителя Урука.
Священный брак - основной обряд весеннего периода, магический по своей сути, поскольку его цель - обеспечение плодородия земли, скота и людей через половой акт правителя и верховной жрицы местного храма. Отказавшись от исполнения этого обряда, Гильгамеш справедливо навлек на себя гнев богини как слуга, не выполняющий своих должностных обязанностей. Кроме того, есть свидетельства в пользу календарной интерпретации этого эпизода. Иштар предлагает Гильгамешу руку и сердце в тот период года, когда она только-только вышла из Подземного мира, еще не очистилась и, будучи оскверненной и опасной для живых, может заразить правителя и увлечь его в мир мертвых. Поэтому отказ Гильгамеша имеет веский резон: он не хочет отправиться в Подземный мир вслед за первым супругом Иштар Таммузом.