Сошествие Иштар (архивная тема)

Модераторы: Analogopotom, Александр

Сошествие Иштар (архивная тема)

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 15:09

Алексей Валерьевич писал(а):Уважаемый Владимир Владимирович!

Если это будет возможным, то ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, имеющих отношение к сфере Ваших исследований.

Первый из них касается одного места в "Сошествии Иштар в Преисподнюю". Как Вы помните, когда сторож ворот Преисподней провожает Иштар к Эрешкигаль, он снимает с неё вещи в следующем порядке: в 1-ых воротах - тиару (здесь и далее я пользуюсь переводом Шилейко), во 2-ых - подвески с ушей, в 3-их - ожерелье, в 4-ых - щиточки с грудей, в 5-ых - пояс рождений с чресел, в 6-ых - запястья с рук и ног, в 7-ых - платочек стыда. Но когда Намтар выводит Иштар обратно, отобранные у неё предметы возвращаются в каждых воротах почему-то в том же порядке, что и при их изъятии: тиара, подвески, ожерелье и т.д., хотя первым должно было быть возвращено то, что отобрано последним: платочек стыда, запястья и т.д.
Хотелось бы узнать, как этот эпизод излагается в других версиях текста (а также сколько их вообще: две - из Ашшура и библиотеки Ашшурбанапала - или больше)?

Если моя "придирка" к данному тексту обоснована, то указанный фрагмент, пожалуй, можно считать первым смысловым "ляпом" (логическим несоответствием) в истории мировой литературы (когда речь заходит о них, то обычно вспоминают путаницу с материнством леди Макбет у Шекспира или богатую коллекцию несуразностей в "Герое нашего времени" Лермонтова).
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 15:10

Алексей Валерьевич писал(а):В предыдущем сообщении я забыл спросить: как указанный эпизод отражен в шумерских текстах о сошествии Инанны в преисподнюю и как вообще соотносятся между собой шумерские мифы о сошествии Инанны и аккадские тексты о сошествии Иштар (дублируют ли они друг друга или между ними существуют принципиальные различия)?
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 31 май 2008, 15:11

В.В. Емельянов писал(а):Как соотносятся между собой шумерская и аккадская версии текста о нисхождении Инанны в преисподнюю - до сих пор нам неизвестно. В шумерской версии нет эпизода с возвращением магических одеяний Инанны (которые там называются МЕ). Что же касается замеченного Вами якобы ляпа, то никакой ошибки здесь нет. Для жителей древней Месопотамии важно было сохранить ритуальную последовательность расположения вещей независимо от логики сюжета. Эта последовательность начинается головным убором как символом власти и заканчивается двойным шнурком, обернутым вокруг талии (а не платочком стыда, термин переведен неверно).
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Месопотамия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2