Новая разгадка родословной Игоря.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 окт 2016, 07:07

Здравствуйте , Лемурий!
« Се бо готьскыя красныя девы
въспеша на брезе синему морю:
звоня рускыме златомъ;
поютъ время Бусово,
лелеютъ месть Шароканю.»
Данный текст следует понимать так : Русские отдали золото половцам за убийство «Шарокана», чтобы прекратилась кровная месть. Затем , это золото половецкие юноши подарили «готьским красным девам» в качества калыма.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 26 окт 2016, 10:50

Zinchenko_tanya писал(а):Данный текст следует понимать так : Русские отдали золото половцам за убийство «Шарокана», чтобы прекратилась кровная месть...

Доброе утро, Татьяна!
"Следует понимать" - это Вы так решили? Что касается меня, то я читаю то, что написано:

"И великое буйство подасть хинови... СЕ БО [С последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем - цит. по СССПИ "Сей"] готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ..."

Кто поет песни на берегу синего моря? Готские девы, ств на о. Готланд.
Откуда на о. Готланд в 1187 году "русское злато"?

Готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ = “в то же лето [1187] рубоша Новгородьце Варязи на Гьтех, Немьце в Хоружьку и в Новотържце" (1-я Новг. лет.)

А мы уже дружина [бояр] - жадни веселія» = "а на весну [1188] не пустиша из Новагорода своих ни единого мужа за море, ни съла въдаше Варягом, нъ пустиша я без мира”. (1-я Новг. лет.)

А в чём причина "СЕ БО" изъятия "русского злата"?
Из-за "буйства хиновы" см. Шаскольский И.П. Сигтунский поход 1187 года

Никакого отношения изъятие новгородского злата к Шаруканю не имеет. Просто радуются готы поражению их с половцами общего врага.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 окт 2016, 12:01

Здравствуйте , Лемурий!
Время в «Слове…» ограничено «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Последнее событие , упомянутое в песне, поездка Игоря в Киев « до Киева.
Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей» в 1185г.
Все события, произошедшие после этой поездке Игоря , никакого отношения к «Слову…» не имеют .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 27 окт 2016, 12:58

Zinchenko_tanya писал(а):Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей» в 1185г... Все события, произошедшие после этой поездке Игоря , никакого отношения к «Слову…» не имеют .

Добрый день, Татьяна! А почему Вы решили, что именно в 1185 году?

Во фразе про голову и плечи ( (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены...") речь идет о свадьбе 20.09.1187 сына Игоря Святослава на Ярославе - дочери Рюрика, хозяина "всей земли Русской" (= Киевской волости).

    «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». < Так и > Руской земли безъ Игоря.
    Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
    Дѣвици поютъ на Дунаи - вьются голоси чрезъ море до Кіева.
    Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей...

Тяжко Киевской волости Мстиславичей без Ольговичей. Игорь едет к церкви Мстислава Великого Пирогощей в знак окончания 40 летней усобицы Ольговичей с Мстиславичами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Mitus » 27 окт 2016, 19:29

Лемурий писал(а):Во фразе про голову и плечи ( (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены...") речь идет о свадьбе
- а есть такие веские основания считать, что если речь о голове и плечах, то по понятиям 12-го века это именно о голове-муже? А может это речь о главе государства или отдельного нашего княжества в котором вот допустим Роман Мстиславич голова?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 27 окт 2016, 20:43

Ну так там же пояснение: [Так и] Русской земле (=Киевской волости Рюрика) без Игоря.
А что их обоих (Рюрика и Игоря) связывало? Свадьба детей 20.09.1187 в ту же седмицу, что и Мстиславичи собирались на свадьбу детей Всеволода Большое Гнездо и Рюрика.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Mitus » 27 окт 2016, 21:01

Лемурий писал(а):Ну так там же пояснение: [Так и] Русской земле (=Киевской волости Рюрика) без Игоря.
- мне такая трактовка по душе и она мне вообще хорошо подходит, но в данном случае мы всё равно лишь предполагаем... по фразе-то тогда получается, что это Игорь тут головой прописан, чего ведь не было по факту. То есть, раз уж Игорь не есть голова, но русской земле без него так же плохо как телу без головы, то это всего навсего наглядное сравнение.... но заметим, что если голова всё таки муж, то можно и так трактовать, что русской земле без Игоря как вот к примеру жене без мужа и это тоже просто обычное сравнение, что допустимо и ни к чему такому не обязывает. Хотелось бы какую-нибудь параллельную цитату, что под головой именно муж подразумевался.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 27 окт 2016, 22:02

Mitus писал(а):получается, что это Игорь тут головой прописан, чего ведь не было по факту... хотелось бы какую-нибудь параллельную цитату, что под головой именно муж подразумевался.

Не сам Игорь а его сын Святослав - муж (=голова), а "плечами" была его жена Ярослава, дочь Рюрика.

А цитату извольте устами Даниила, заточенного в церковном доме на Лаче озере:

    (СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»
    =
    (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 окт 2016, 17:03

Здравствуйте , Лемурий!
После затмения солнца, появляются пороки , порожденные желанием очей « да позримъ синего Дону», и похоть плоти
« Спалъ князю умь
похоти».
Затмение ума происходит при отсутствии воли , поэтому и возможно господство плоти над человеческим разумом, поэтому
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы".
Похоть - страстное желание, очень сильное , оно сметает всё на своём пути «и жалость ему знамение заступи» . Похотливые юноши , а такие были в дружине Игоря, идут в поход , чтобы добыть себе невесту .
Убийство было функциональным моментом социальной практики, без которого переход юношей в разряд взрослых во время обряда инициации не мог считаться законченным ритуалом « Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» ( соколы – женихи , лебеди- невесты).
« Древнейшие формы брачной поездки героя связаны в патриархально - родовом обществе с экзогамными отношениями, когда добыча невесты из чужого рода – племени нередко сопровождалась умыканием …»
Добывание невесты в бою, является не столько целью воина, сколько средством, благодаря которому юноши достигали желаемого социального статуса , перехода из разряда детей в общество взрослых . В 12 веке общество достаточно четко делится на мужчин и женщин , старших и младших. Противопоставление возрастных классов мужчин является основой социальной иерархии. При насильственном захвате женщин половецких :
«С зарания въ пятокъ
потопташа поганыя плъкы половецкыя,
и рассушясь стрелами по полю,
помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато…»
или полоцкой княжны Рогнеды в 980г «и с хотию на кроватъ и рекъ…», которые влекут за собой кровавые столкновения
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие…» И ГОСПОДСТВО ОБЫЧАЯ КРОВНОЙ МЕСТИ .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 ноя 2016, 17:42

Здравствуйте, Лемурий!
Самые удивительные желания бывают у людей перед смертью. И у Игоря есть такое заветное желание, последнее, перед тем как умереть «главу свою приложити» , он хочет «испити шеломомь Дону». Это желание « хочу «искусити Дону великаго».
надо воспринимать, как исполнение самого важного дела в жизни Игоря. Смысл усиливается фразой
« а всядемъ, братие,
на свои бръзыя комони,
да позримъ
синего Дону!"
Увидеть Дон и умереть — мечтать и всеми способами пытаться претворить мечту в жизнь.
Мечты , желания , потребности – побуждают Игоря к деятельности .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 ноя 2016, 07:58

Здравствуйте , Лемурий !
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы» данный текст можно обозначить одним словом «безголовый».
Безголовый - 1. Не имеющий головы; обезглавленный.
2. перен. разг. Глупый.
Первое значение определяет прекращение физической деятельности : Тяжко ти головы кроме плечю, « главу свою приложити.»
А второе, смерть умственной деятельности: «зло ти телу кроме головы» «Спалъ князю умь
похоти». Человек глупеет , когда вместо ума одна похоть .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2016, 08:28

Доброе утро, Татьяна!
1."Испить шеломом Дона Великого" в СПИ употребляется как метафора победы, предки Игоря во главе с Мономахом ходили так далеко, поэтому для Автора это апогей славы:

    "...хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
    [и]
    "...два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»
2. По поводу "головы" то по контексту она и без "плеч" продолжает жить, только ей тяжело, ровно как и "плечам" без "головы". Это аллегория мужа и жены: муж голова жене. Помните пословицу русскую:
"Муж голова, жена шея. Куда шея повернет, туда и голова смотрит".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 ноя 2016, 10:31

Здравствуйте , Лемурий !
Вы писали :
Лемурий писал(а):«2. По поводу "головы" то по контексту она и без "плеч" продолжает жить, только ей тяжело, ровно как и "плечам" без "головы". Это аллегория мужа и жены: муж голова жене. Помните пословицу русскую:
"Муж голова, жена шея. Куда шея повернет, туда и голова смотрит".
(СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»
=
(Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."

Вспомните о многозначности символов в «Слове …». И тема похоти есть в тексте
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы"

«Рекъ Боянъ …
Хоти»
о том, что на смену языческого многожёнства (Спалъ князю умь
Похоти… помчаша красныя девкы половецкыя) приходит христианская патриархальная моногамия.
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 08 ноя 2016, 10:46

Zinchenko_tanya писал(а):на смену языческого многожёнства (Спалъ князю умь Похоти… помчаша красныя девкы половецкыя) приходит христианская патриархальная моногамия.

Дорогая Татьяна, это произошло ГОРАЗДО раньше:

    «Преже бо сего жены блудяху к немуже хотяше, и бяху, акы скотъ, блудяще. Аще родяшеть дѣтищь, который ѣй любъ бываше, дашеть: “Се твое дѣтя”. Он же, створяше празнество, приимаше. Феость же сь законъ расыпа и въстави единому мюжю едину жену имѣти и женѣ за одинъ мужь посагати; аще ли кто переступить, да ввергуть ̀и в пещь огнену». «Сего ради прозваша и́ Сварогомъ и блажиша и́ егуптяне. И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричють Даждьбогъ..." (ПВЛ 1114)
Феоста (=Сварог), отец Солнца (=Даждьбога) закон о единоженстве утвердил, а "куръ Матархи/Тмуторокани" (=куръ Олексий) этот закон "прерыскал": Алексей I Комнин, известный из ПВЛ как "Куръ Олексий" (см. Ипат.1116,1117), ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами , что противоречило древним традициям.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 ноя 2016, 11:07

Ввести закон и соблюдать его две большие разницы, о чем и пишет автор «Слова …»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 91

cron