О маршруте войска Игоря

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Mitus » 14 май 2018, 00:16

краевед писал(а):лето 1185 г. было засушливым и это могло отразиться на урожае хлеба
- так оно для всех засушливое, что для Киева, что для северской земли.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2205
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 14 май 2018, 02:57

краевед писал(а):насколько я помню. утверждал, что Игорь подался на Торговище к купцам за кредитом на покупку оружия для очередного похода.

Уважаемый краевед, не знаю кто из академиков-атеистов советской эпохи первым предложил такую «версию», но Иисус выгнал торгующих из Храма. В правильных церквях даже продажа свечей вне здания. Другое дело что от Святослава Киевского Игорь едет несолоно хлебавши, тот и денег на выкуп пленных не дал, разве что на погремушки для внука Кончака, а уж про новый поход и вовсе «полководец» не помышлял. Единственное, на кого он мог расчитывать так это на отца невесты своего сына Святослава, поэтому Игорь и в «Русской земле» (= Киевской волости), которая вся принадлежала Рюрику.

Итого: Игорь в земле Рюрика едет к церкви Мстислава Великого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19107
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 14 май 2018, 22:39

Mitus писал(а):
краевед писал(а): акростих выделенный в концовке "Слова", обращенный к Богородице: "Спаси Игоря"
- это конечно круто бы было если это так. К кому обращаются с такой просьбой и когда знаете ли Вы. Если не знаете то узнайте что такая молитва производится во время Успенского поста.


Вообще-то если считать, что речь идет именно об дне Успения Богородицы, то можно было бы и уточнить день и календарное число побега Игоря из плена. В июле, как предполагается месяце побега Игоря из плена было четыре пятницы, которые приходились на 5,12,19 и 26 июля. Из этих четырех пятниц, т.к. из Ипатьевской лет. извесно, что: "се же избавление створи Господь в пятокъ в вечере и иде пешь .аі. денъ до города Донця". Обычно "пятокъ" подразумевался как пятый день седмицы, т.е. пятница, но стоит обратить внимание, что одна из пятниц июля 1185 г. приходилась на 5 число. Это вполне может соответствовать записи Лавр. л. о том, что Игорь сбежал из плена "по малых днех ускочи Игорь князь у половець". К тому же стоит учесть, что 5 июля отмечался день Иконы Божией Матери Домостроительницы, одной из наиболее почитаемых икон в Руси.
Известно, что Игорь добирался до города Донца 11 дней, т.е. мог прибыть к Донцу не ранее 15 июля. В НовгородСеверский мог вернуться к концу июля. Затем посещение Чернигова и Киева. Возвращение Игоря из Киева 21 августа в день Успения Богородицы и посещение ним храма Успения Богородицы Пирогощеи в этом случае выглядит вполне вероятным. Побег в любой день пятниц 12,19 или 26 июля выглядит в этом случае более проблематично.
Правда, смущает веселие городов, успение Богородицы, как мне представляется не располагало к веселью.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 14 май 2018, 22:56

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):насколько я помню. утверждал, что Игорь подался на Торговище к купцам за кредитом на покупку оружия для очередного похода.

Уважаемый краевед, не знаю кто из академиков-атеистов советской эпохи первым предложил такую «версию», но Иисус выгнал торгующих из Храма. В правильных церквях даже продажа свечей вне здания. Другое дело что от Святослава Киевского Игорь едет несолоно хлебавши, тот и денег на выкуп пленных не дал, разве что на погремушки для внука Кончака, а уж про новый поход и вовсе «полководец» не помышлял. Единственное, на кого он мог расчитывать так это на отца невесты своего сына Святослава, поэтому Игорь и в «Русской земле» (= Киевской волости), которая вся принадлежала Рюрику.

Итого: Игорь в земле Рюрика едет к церкви Мстислава Великого.


Да. уважаемый Лемурий, храмы создавались не для торговли, но особенность Богородицы Пирогощеи в том, что она стояла на Подоле, где располагалось Торговище. Никто и не говорит, что храм мог быть местом торговли, а вот местом для подтверждения намерений пред ликом Господним и фиксирования сделки мог быть, как и в случае с граффито о продаже земли Бояней, оставленной на стене Софии.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 15 май 2018, 08:52

Уважаемый краевед, в сделке с «землёй Бояней» все послухи со стороны продавца были клирики, что говорит о продаже церковной земли, так понимаю, некогда принадлежащей митрополиту Илариону (= Бояну по дню поминовения 28 марта). С чего бы грады были веселы, что Аника - воин в долг берёт у своих политических противников, да ещё в церкви? НЕТ. Речь однозначно о прекращении 40-летней усобицы Ольговичей с Мстиславичами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19107
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Mitus » 15 май 2018, 08:55

краевед писал(а):Возвращение Игоря из Киева 21 августа в день Успения Богородицы
- я имел в виду, что Игорь ехал к Богородице Пирогощей в дни Успенского поста, то есть даже ещё раньше. Две недели в запасе......
краевед писал(а):посещение ним храма Успения Богородицы Пирогощеи
- храм Успения Богородицы ещё Антоний и Феодосий строили а Боняк его аж в 1096 году разрушил. Так что имя Успенская было давно известно и Пирогощая не Успенская, но речь об Успенском посте, которпый не только в Успенской же церкви соблюдается.......
краевед писал(а):Правда, смущает веселие городов, успение Богородицы, как мне представляется не располагало к веселью.
- меня это тоже смущает.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2205
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 15 май 2018, 23:15

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Возвращение Игоря из Киева 21 августа в день Успения Богородицы
- я имел в виду, что Игорь ехал к Богородице Пирогощей в дни Успенского поста, то есть даже ещё раньше. Две недели в запасе......
краевед писал(а):посещение ним храма Успения Богородицы Пирогощеи
- храм Успения Богородицы ещё Антоний и Феодосий строили а Боняк его аж в 1096 году разрушил. Так что имя Успенская было давно известно и Пирогощая не Успенская, но речь об Успенском посте, которпый не только в Успенской же церкви соблюдается.......
краевед писал(а):Правда, смущает веселие городов, успение Богородицы, как мне представляется не располагало к веселью.
- меня это тоже смущает.


Интересно, что в России, Белорусии и Украине Успенский пост назывался Спасовка, Спасы, возможно на Спасы Игорь ехал к Богородице Пирогощеи. Думаю, несомненный интерес в деле уточнения дня, когда Игорь покидая Киев, ехал к храму Богородицы Пирогощеи представляет книга И.П.Сахарова Сказания русского народа// СПб, 1885.
В этой книге Сахаров отмечал, что в августе месяце в послеуспенские дни: "в городах с этого дня (Успения) начинаются великодние гуляния. В Москве на этот день бывают народное гулянье под Донским монастырем, в Туле веселятся у Николы за валом". Не этот ли древний обычай зафиксирован во фразе "Слова": "страны ради гради весели"? Если это так, то это можно считать дополнительным аргументом относительно уточнения дня возвращения Игоря из Киева в послеуспенские дни, т.е. сразу после праздника Успения Богородицы.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 15 май 2018, 23:36

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, в сделке с «землёй Бояней» все послухи со стороны продавца были клирики, что говорит о продаже церковной земли, так понимаю, некогда принадлежащей митрополиту Илариону (= Бояну по дню поминовения 28 марта). С чего бы грады были веселы, что Аника - воин в долг берёт у своих политических противников, да ещё в церкви? НЕТ. Речь однозначно о прекращении 40-летней усобицы Ольговичей с Мстиславичами.


Уважаемый Лемурий, толкований того, в связи с чем Игорь мог ехать к Богородице Пирогощеи достаточно много, возможно просто помолиться Богородице, спасшей его от плена. Думаю, совершенно несущественно то. что храм Богородицы Пирогощей для православного человека принадлежал Мстиславичам. Г.Ф.Карпунин даже высказывал мнение, что поп, присланный Игорю, когда тот был в плену был священником церкви Богородицы Пирогощей, а описание движения Игоря к храму ничто иное, как намек на смерть Игоря, которого везли к храму Богородицы Пирогощеи, чтоб отпеть его, что естественно влияет на датировку написания "Слова". Думаю, что в такой трактовке этого места есть рациональное зерно. Ведь сама фраза "Слова": "от старого Владимира до нынешнего Игоря" может быть истолкована как намек не на то. что эти слова писались еще при живом Игоре, а как недавно умершем. Автором "Слова" мог рассматриваться период времени от умершего князя Владимира до умершего Игоря, а не от умершего князя к ныне здравствующему.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 16 май 2018, 11:32

краевед писал(а):...описание движения Игоря к храму ничто иное, как намек на смерть Игоря, которого везли к храму Богородицы Пирогощеи, чтоб отпеть его, что естественно влияет на датировку написания "Слова". Думаю, что в такой трактовке этого места есть рациональное зерно. Ведь сама фраза "Слова": "от старого Владимира до нынешнего Игоря" может быть истолкована как намек не на то. что эти слова писались еще при живом Игоре, а как недавно умершем. Автором "Слова" мог рассматриваться период времени от умершего князя Владимира до умершего Игоря, а не от умершего князя к ныне здравствующему.

Уважаемый краевед, давайте разбирать построчно:

    Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти,
    Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». <Таки> Руской земли безъ Игоря.
    Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
    Дѣвици поютъ на Дунаи - вьются голоси чрезъ море до Кіева.
    Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей
    Страны ради, гради весели!
Для начала ответьте на контрольные вопросы:

1. Как связано обращение к жене кагана Ярослава Ингигерде, проживавшей в Альдейгьюборге (Старой Ладоге) отдельно от мужа, с сожалением, что Игорь не в "Руской земле"?

2. Какая волость называлась "Руская земля" и кому она ВСЯ по ряду 1180 года принадлежала?

3. Почему "Страны ради, гради весели" тому что Игорь едет к церкви Мстислава Великого?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19107
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Mitus » 16 май 2018, 11:56

краевед писал(а):Сахаров отмечал, что в августе месяце в послеуспенские дни: "в городах с этого дня (Успения) начинаются великодние гуляния. В Москве на этот день бывают народное гулянье под Донским монастырем, в Туле веселятся у Николы за валом". Не этот ли древний обычай зафиксирован во фразе "Слова": "страны ради гради весели"?
- всё так, просто они так резко переходили от темы к теме: Игорь приехал в Киев во время Успенского поста и именно во время поста поехал к Пирогощей за Спасением. Потом уже начался праздник.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2205
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Mitus » 16 май 2018, 11:58

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, толкований того, в связи с чем Игорь мог ехать к Богородице Пирогощеи достаточно много, возможно просто помолиться Богородице, спасшей его от плена.
- давайте со мной, хватит Вам колебаться.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2205
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 16 май 2018, 23:09

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...описание движения Игоря к храму ничто иное, как намек на смерть Игоря, которого везли к храму Богородицы Пирогощеи, чтоб отпеть его, что естественно влияет на датировку написания "Слова". Думаю, что в такой трактовке этого места есть рациональное зерно. Ведь сама фраза "Слова": "от старого Владимира до нынешнего Игоря" может быть истолкована как намек не на то. что эти слова писались еще при живом Игоре, а как недавно умершем. Автором "Слова" мог рассматриваться период времени от умершего князя Владимира до умершего Игоря, а не от умершего князя к ныне здравствующему.

Уважаемый краевед, давайте разбирать построчно:

    Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти,
    Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». <Таки> Руской земли безъ Игоря.
    Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
    Дѣвици поютъ на Дунаи - вьются голоси чрезъ море до Кіева.
    Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей
    Страны ради, гради весели!
Для начала ответьте на контрольные вопросы:

1. Как связано обращение к жене кагана Ярослава Ингигерде, проживавшей в Альдейгьюборге (Старой Ладоге) отдельно от мужа, с сожалением, что Игорь не в "Руской земле"?

2. Какая волость называлась "Руская земля" и кому она ВСЯ по ряду 1180 года принадлежала?

3. Почему "Страны ради, гради весели" тому что Игорь едет к церкви Мстислава Великого?


Уважаемый Лемурий, отвечаю на поставленные Вами вопросы.
1. Даже не знаю, как и связать обращение автора "Слова" к жене Ярослава Ингигерде (к Ингигерде ли?) умершей в 1050 г., т.е. за 135 лет до похода. Такое обращение, как я считаю, возможно было только в случае смерти Игоря, который скончался в 1202 г. Не понимаю, почему Вы пишете, что автор обращается к давно умершей хоти Ярослава, "с сожалением, что Игорь не в "Руской земле", ведь, согласно тексту "Слова": "Солнце светится на небесе Игорь князь въ рускои земли".
2. Вообще-то, по моему мнению в "Слове" как поэтическом произведении, а не в официальном, каковыми были летописи, под Руской землей подразумевается вся территория русских княжеств как обобщающее слово, а русич понимания значения русского человека, жителя русской земли. Если следовать логике того, что под Русской землей подразумеваются земли Рюрика, то тогда следует признать, что согласно "Слову" Игорь выступил в поход "за землю Руськую", т. е. за земли Рюрика, а не за свою НовгородСеверщину и Черниговщину, в состав которой они входили, а в его походе принимали участие жители княжеств, находящихся под управлением Рюрика Ростиславичя. В "Слове" мы не находим указаний на разделение русских земель по уряду 1180 г.
3. "Слово" достаточно трудно поддается попыткам его датирования, потому-то у его исследователей достаточно большая хронологическая разбежность в определении его написания - от 1185 г. до 1205г, а то и позже, если следовать версии В.Михайлова. что его автором был псковский священник Домид. По моему мнеиию, в тексте "Слова" автор производит хронологическое смешение событий, т.к. в поэтическом произведении автор волен нарушать хронологический порядок событий, обращаться уже к умершим песнотворцам. князьям и их хотям.
Относительно того, почему когда Игорь пришел к церкви Богородицы Пирогощеи были "страны ради, гради весели" можно предположить, что выезд Игоря из Киева совпал с Успенскими праздниками, после которых начинались народные гуляния. И здесь мы видим не констатацию факта, что народ веселился в связи с прекращением княжеских усобиц, а описанием традиционных народных забав, начало которых совпало с выездом Игоря из Киева. Если обратиться к акростиху "Спаси Игоря", то в конце, как Вы сами замечали читается число ..КА. (21). Не исключено, что выезд Игоря из Киева мог состояться 21 августа 1185 г., через неделю после праздника Успения Богородицы, если это не день написания самого текста "Слова".
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 16 май 2018, 23:27

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, толкований того, в связи с чем Игорь мог ехать к Богородице Пирогощеи достаточно много, возможно просто помолиться Богородице, спасшей его от плена.
- давайте со мной, хватит Вам колебаться.


Вообще-то я считаю, что "Слово" было написано в 1203 г., как памфлет на захват Киева в 1203 г. о чем уже неоднократно писал в своих постах.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 17 май 2018, 11:49

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, отвечаю на поставленные Вами вопросы.
1. Даже не знаю, как и связать обращение автора "Слова" к жене Ярослава Ингигерде (к Ингигерде ли?) умершей в 1050 г., т.е. за 135 лет до похода. Такое обращение, как я считаю, возможно было только в случае смерти Игоря, который скончался в 1202 г. Не понимаю, почему Вы пишете, что автор обращается к давно умершей хоти Ярослава, "с сожалением, что Игорь не в "Руской земле", ведь, согласно тексту "Слова": "Солнце светится на небесе Игорь князь въ рускои земли".

Уважаемый краевед, как Вы знаете есть два понятия:

    "М.Н. Ти­хомиров отметил, что в «XII—XIII вв. название „Русь" обозначал определенную область: Киевскую землю в узком смысле слова»(11). Но наряду с этим употреблялось и «более широкое понятие „Русской земли" в применении ко всем восточнославянским землям, входивших в состав Киевского государства» (12). «Название „Русь" — древнее прозвище Киевской земли, страны полян, известной уже в первой половине IX в.»(13)..."
    ---
    11. М. Н.Тихомиров . Происхождение названия «Русь» и «Русская». — В кн.: Советская этнография. Сборник статей, вып. VI—VII. М.—Л., 1947, с. 61.
    12 Там же.
    13 Там же, с. 80.

    ---
    Робинсон А.Н. «Русская земля» в «Слове о полку Игореве»
Связать очень просто. И Ингигерда жила вне "Русской земли" (=Киевской волости) и Игорь. Если Вы берете широкое понятие, то Игорь и Новгород-Северском Русь не покидал, как и Ингигерда в Старой Ладоге. Поэтому здесь "Русская земля" именно в узком понятии = Киевская волость.

Прежде всего давайте разберемся откуда понятие "плечи" и "голова":

    (СДЗ)Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."
В случае с Ингигердой Боян (= Иларион Киевский) говорит, что зло жене жить отдельно от главы семьи, как и главе семьи отдельно от жены "плеч". Помните русскую пословицу:

    «Муж — голова, жена — шея, куда шея повернётся, туда голова смотрит».

Теперь каким образом здесь появляется Игорь? Самым прямым Тоѣ же недѣлѣ [=воскресенье 26 сентября 1188] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича за Святослава в Новъгородъ Сѣверьскии.

ГОЛОВА - это жених - сын Игоря Святослав, которого посватали за ПЛЕЧИ - дочь Рюрика ( хозяина "всей Русской земли" по ряду 1180 г.) Ярославу. Теперь Игорь в "Русской земле".

краевед писал(а):2. Вообще-то, по моему мнению в "Слове" как поэтическом произведении, а не в официальном, каковыми были летописи, под Руской землей подразумевается вся территория русских княжеств как обобщающее слово, а русич понимания значения русского человека, жителя русской земли. Если следовать логике того, что под Русской землей подразумеваются земли Рюрика, то тогда следует признать, что согласно "Слову" Игорь выступил в поход "за землю Руськую", т. е. за земли Рюрика, а не за свою Новгород Северщину и Черниговщину, в состав которой они входили, а в его походе принимали участие жители княжеств, находящихся под управлением Рюрика Ростиславичя. В "Слове" мы не находим указаний на разделение русских земель по уряду 1180 г.

А с чего тогда радоваться городам и странам, что Игорь в "Русской земле"? Он и в своём княжестве был "Русской земле" в широком смысле этого слова и к Святославу когда приезжал в Киев. Однако радуются города, что Игорь идет к церкви Мстислава Великого.

В СПИ присутствую оба понятия "Русской земли": в узком смысле это когда Игорь в Киевской обл. едет по Боричеву, и в широком смысле "за землю Русскую".

краевед писал(а):3. "Слово" достаточно трудно поддается попыткам его датирования, потому-то у его исследователей достаточно большая хронологическая разбежность в определении его написания - от 1185 г. до 1205г, а то и позже, если следовать версии В.Михайлова. что его автором был псковский священник Домид. По моему мнеиию, в тексте "Слова" автор производит хронологическое смешение событий, т.к. в поэтическом произведении автор волен нарушать хронологический порядок событий, обращаться уже к умершим песнотворцам. князьям и их хотям.
Относительно того, почему когда Игорь пришел к церкви Богородицы Пирогощеи были "страны ради, гради весели" можно предположить, что выезд Игоря из Киева совпал с Успенскими праздниками, после которых начинались народные гуляния. И здесь мы видим не констатацию факта, что народ веселился в связи с прекращением княжеских усобиц, а описанием традиционных народных забав, начало которых совпало с выездом Игоря из Киева. Если обратиться к акростиху "Спаси Игоря", то в конце, как Вы сами замечали читается число ..КА. (21). Не исключено, что выезд Игоря из Киева мог состояться 21 августа 1185 г., через неделю после праздника Успения Богородицы, если это не день написания самого текста "Слова".

Как и писал ранее СПИ совершенно чётко датируется 25-27.09.1188.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19107
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 17 май 2018, 23:46

Уважаемый Лемурий, сам А.Н.Робинсон, ссылку на которого Вы дали относительно толкования взглядов автора "Слова" пишет относительно толкования термина "Русская земля" : "Понятия "Русская земля употреблено в "Слове" 21 раз. Ареал этого понятия в основном очерчен так же. как и в летописях. но с некоторой тенденцией к его расширительному толкованию, как раз за счет включения в него Игоря и его группы (т.е. северских и союзных с ними князей). 129
Из вышеприведеннной цитаты из статьи Робинсона можно сделать вывод, что автор "Слова" мог рассматривать понятие русской земли более широко, чем летописи, включая в Русь и Черниговские земли.
Интересное наблюдение в книге Русская земля глазами современников и потомков (12 - 14 вв.) на С.40 приводит И.Н.Данилевский беря за основу мнение В.А.Кучкина о событиях 1145 г. сопоставившего об этом походе цитаты из двух источников - Новгородской первой летописи старшего извода и Ипатьевской. В первой указывается, что: "Томь же лете ходиша вся Русска земля на Галиць...", а в Ипатьевской более пространно описано количество русских князей идущих в поход на Галич, к тому же при поддержке польского короля Болеслава и половцев. Как пишет данилевский: "Сопоставление приведенных текстов позволило В.А.Кучкину вполне резонно заключить: "Если новгородский летописец имел ввиду всех участников похода, тогда под его Русской землей нужно разуметь еще поляков и половцев".
Относительно того. что Игорь сравнивается с Ингигердой как князь. живущий не в Руси. если понимать Русь в более узком территориальном толковании. как земель киевских, возможно, но в этом случае по моему мнению. автор сравнивая князя Игоря с Ингигердой, наносит ему оскорбление. Фактически. все выглядит так: "Игорь, ты как женщина и живешь ты не в Руси".
Среди возможных толкований текста относительно головы и тела, можно рассмотреть и такой вариант при котором под головой автор подразумевает Киев, а под телом Чернигов, два наиболее крупных княжеских центров составляющих ядро южной Руси, ее основу.
краевед
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2