Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 11 июл 2018, 10:25

Лемурий писал(а):От дивлюся!»(ПКС)
- удивляться я буду когда Вы мне Огневидную обоснуете а тут я ЧЮДЮСЬ.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 11 июл 2018, 10:29

Читайте концовку:

    «Здравье, князья и дружина, борющаяся за христиан с погаными полками!
    Князьям - Слава, а дружине - Аминь!»
Дружина-то, погибшая за половецкие узорочья различные, что хотям своим Ольговичи добывали, ХРАБРАЯ, а сами эти князья, что «доспели на брань» тайком от Святослава, погубившие «силу Русскую» - НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 11 июл 2018, 10:42

Лемурий писал(а): погубившие «силу Русскую»
- у моего отца родной младший брат и друг были лётчики испытатели и оба погибли. Когда отец презжал к матери в отпуск то мать его друга всегда ему пеняла: "Вот мол ты их увлёк, ты приезжал такой весь в форме и нарядный и пацанов завлёк самолётами и они погибли из-за тебя". Отец ничего ей не отвечал.
Последний раз редактировалось Mitus 11 июл 2018, 15:29, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 11 июл 2018, 11:00

Цели разные. Про Ольговичей сам Автор словами Святослава пишет:

    «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.
    Ваю(2) храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 11 июл 2018, 15:36

Лемурий писал(а):Ваю(2) храбрая сердца
- в курсе что ВАЮ это род. падеж = ВАШИХ, или местный = на Ваших, а храбрая сердца не двойственное а множ. число? Двойственное про Игоря с Всеволодом было бы так: "А Ва храбрhи сьрдьци ... съкованh. Итого, в итоге здесь говорится что у Ваших Игорь с Всеволодом воинов и соратников храбрые сердца
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 11 июл 2018, 18:03

Mitus писал(а):- в курсе что ВАЮ это род. падеж = ВАШИХ, или местный = на Ваших, а храбрая сердца не двойственное а множ. число? Двойственное про Игоря с Всеволодом было бы так: "А Ва храбрhи сьрдьци ... съкованh. Итого, в итоге здесь говорится что у Ваших Игорь с Всеволодом воинов и соратников храбрые сердца

Ну вот как спорить с тем, кто НЕ "книжникъ и философь такъ якоже в Рускои земли не бяшеть"?

    Ва — местоимен. 3-го л. двойст. ч. вы двое ...

    О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! ... Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.

    И посла Володимеръ ко царема, Василью и Костянтину, глаголя сице: „Се градъ ваю славный взях“. Пов. врем. лет, 76 (1377 г. ~ нач. XII в.).

    ◊ Ваю — род. пад.
    ---
    ССПИ "Ва"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 13 июл 2018, 00:03

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Роман Сладкопевец, сочинитель и исполнитель кондаков

Уважаемый краевед, это «аргумент» примерно как такой: в церковь залетела муха, «очевидно», что фамилия Автора Мухин... Нет никакой причинно-следственной связи между направлением Игоря к церкви Мстислава Великого и возможным изображением на предполагаемом типе иконы Романа Сладкопевца. «Страны рады, грады веселы» чему? Не тому что Игорь, наконец-то церковь посетил, а то что Ольгович в «Русской земле» Рюрика идёт к церкви Мстиславичей.
Если уж брать Романа Сладкопевца то он прежде всего гимнограф, а кондаки составляли во времена Устава Великой Константинопольской Церкви - время Илариона Киевского. По этому Уставу обязательно было музыкальное сопровождение ( см. 10-ти струнные гусли Бояна ), обязательное оформление акростихом обапол (=краестрочий) тропарей (=«слав сего времени») или ирмосов. Использование дохристианских ладов, именуемых «ТРОПАМИ». Иными словами, Роман Сладкопевец лишь указатель Бояна - гимнографа, составляющего кондаки, но никак не «сфрагида» Автора.


Уважаемый Лемурий, я понимаю, что моё предположение относительно присутствия в "Слове" имени Роман указывающего на автора "Слова" подобно назойливой мухе, и казалось бы, ничем не подтверждается, а только лишь догадкой, что изображение Романа Сладкопевца на иконе Богородицы Пирогощей может служить указанием на то, что и автор "Слова" мог носить имя Роман и быть песнотворцем и исполнителем своих произведений как и Роман Сладкопевец. Роман Сладкопевец не только указатель Бояна - гимнографа, составляющего кондаки. Вопрос - почему автор "Слова" описывая современные ему события обращается к Бояну? Потому что он продолжатель творчества Бояна, такой же церковный сочинитель и певец, который не хуже Бояна умеет оформлять поэтические произведения на основе краегранений, что доказывается Вашей находкой: "НИ - КО - Н - У в лh - ти".
Роман Сладкопевец - Боян (Иларион=Никон) - автор "Слова". Их всех объединяет одна профессия - церковное песнопение и гимнография. А по сему Роман Сладкопевец не только указатель Бояна, но и его продолжателя - автора "Слова". Вполне возможно, их могло объединять и общее имя Роман. Мое предположение, что автор "Слова" намекает, что его имя могло быть Роман как у Сладкопевца так и осталось бы не больше чем предположением, но на эту тему уже были высказывания относительно того, что автор поэмы мог носить имя Роман. Так А.А.Горский весьма обоснованно доказывает, что имя Бояна во всех четырех случаях упоминания о нем окружает на основе аллитерационных и анаграммных прочтений имя "РОМАН". Как он пишет: "можно было бы допустить случайное совпадение, но концентрация элементов имени "Роман" в концовке "Слова" ( Р - М - Н - АН - РОМ - РОМ - Р О - М - АН - Р - О - М - НА - МОР) такому объяснению вряд ли поддается... Соседство с отсылками к литературному предшественнику автора "Слова" тайнописного имени "Роман" делает допустимым предположение, что создателя поэмы звали именно так". А.А.Горский. К источниковедению "Слова..."//Герменевтика древнерусской литературы. Выпуск 11, Языки славянской культуры, М, 2004, С. 621 - 646
В этот ряд ложится и находка новосибирского исследователя древнерусской тайнописи А.Полунина. указавшего Карпунину на палиндромное чтение фразы: "къ нему слезъ на море рано", где проступает четкое обратное чтение: "Роман зело уменъ". Моя догадка, что сообщая в "Слове" о иконе Богородицы Пирогощей, где центр композиции занимает Роман Сладкопевец может указывать на имя автора "Слова" только подтверждается находками других исследователей. Вполне возможно, автор "Слова" в его тексте мог оставить и данные о своем происхождении. Он приводит малоизвестные сведения о полоцком князе Изяславе. Оказывается, что подобные анаграммные прочтения, предложенные А.А.Горским можно обнаружить во фразе: "гРОзныМъ полочАНОМЪ". Полученное чтение не оставляет сомнения в происхождении все же одного из авторов "Слова", являющемся плодом коллектива сочинителей - "РОМАНЪ ПОЛОЧАНИН".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 13 июл 2018, 08:28

Уважаемый краевед, Горский отобрал якобы «акростих» без всяких правил, а принцип отбора: сперва подтверждённое правило, затем вариант отбора.

Автор, как и Боян, летописец, на это указывает местоимение «НЫ» в самой первой строке: «Не лепо было НАМ, братья, начать старыми словесами трудных повестей о полке Игорвевом» и ниже «начать же этой песне по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т.е. 1) стиль «старых словес трудных повестей» и есть «замышление Бояна», 2) Автор относится к той же летописной (монашеской) братии, что и Боян.

Что касается свивания краестрочий слав, то это обязательный приём гимпнографов времён Устава Великой Константинопольской Церкви (времена Илариона Киевского), во времена Автора такой акростих был уже необязателен:

    «Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, "краегранесио." Икос, οίκος, по-гречески значит "дом." ...кондак, во всем своем объеме составлявший главное содержание богослужения праздника по уставу Студийскому и еще в XI—XII вв. бывший его украшением, потом был заменен псевдонимными канонами. Самые поздние по происхождению кондаки, это — кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в...».

    Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.

    ------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Отсюда и «Велесов внуче», отсюда и когда свивает обаполы (=краестрочия) слав идёт «тропой Трояна». Само значение слова «тропа», как потоптанная дорожка, позднее. Во времена Автора СПИ такого значения не было, а было такое:

    «...τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «ТРОПАМИ»...».
    —-
    там же
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 13 июл 2018, 23:13

Уважаемый Лемурий, А.Горский как раз в своем предположении о присутствии зашифрованного имени "Роман" в тексте "Слова" не пользуется неким акростихом, а утверждает, что имя "Роман" проявляется в "Слове" на основе аллитераций и анаграмм, а это совершенно другие приемы литературного оформления текста "Слова", основанные не на краестрочных прочтениях, а на фоническом повторе согласных или группы согласных в художественных целях.
А.Горский пишет:

"Очевидно, что в условиях, когда неизвестно, как выглядели начала строк в авторском тексте "Слова", допущение применения в нем акростиха открывает широкое поле для "подгонок" текста под какую - либо догадку. Однако сама мысль о возможности наличия в тексте зашифрованного имени автора представляется не лишенной вероятности, поскольку в "Слове" бесспорно обнаруживаются такие элементы "потаенного" текста, как аллитерации и анаграммы". А.Горский. К источниковедению "Слова..."// Герменевтика древнерусской литературы// Языки Славянской культуры. Москва, 2004, С. 634 - 635

Его правоту, что в "Слове" может скрываться имя Романа, полученное на основе аллитераций и анаграмм подтвердается работой Т.М.Николаевой. Функционально - смысловая структура антитез и повторов в "Слове..."//
"Слово..." Комплексные исследования, Москва, Наука, 1988, С.124 в которой она пишет:

"Элементы фигурированного текста могут комбинироваться в устойчивые сочетания. Это сближает их с анаграммами... Анаграмматические компоненты обычно сопровождают называемое имя, как бы подготавливая к нему или окружая его".

Я еще раз приведу примеры основывающиеся на тексте "Слова" по Екатерининскому списку, где в тексте проявляется имя РОМАН и все они сопряжены с упоминанием о Полоцке:

П ЕРЕЯСЛАВЛЮИДВИНАБОЛОТОМЪТЕЧЕТЪ
О НЫМЪГ РО ЗНЫМЪПОЛОЧАНОМЪПОДЪКЛИКОМЪ
П ОГАНЫХЪЕДИНЪ ЖЕ ИЗЯСЛАВЪ СЫНЪ ВАСИЛЬ

ПОП РОМАН ПОЛОЧАН

ПРЕРЫСКАШЕТ ОМУ ВЪПОЛОТЬСКЕПОЗВОНИ
ШАЗАУТРЕНЮЮ РАН ОУСВЯТЫЯ СОФЕИВЪКО

РОМАНУ ВЪ ПОЛОТЬСКЕ ОУ СВЯТЫЕ СОФЕИ

В одном примере мы видим, что автор сам называет свое имя : "ПОП РОМАН"

В другом примере мы видим скорее послание другого автора к Роману: "РОМАНУ ВЪ ПОЛОТЬСКЕ"!
Я решил не выделять полностью скрытое чтение, на самом деле оно звучит так:
"МУДРОВУ РОМАНУ ВЪ ПОЛОТЬСКЕ ОУ СВЯТЫЯ СОФЕИ ПИШО ХЫТРЕ"!

Как в одном, так и в другом случае имя Роман связано с Полоцком, а это уже случайным совпадением никак не назовешь.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 13 июл 2018, 23:55

Горский писал(а):«...в условиях, когда неизвестно, как выглядели начала строк в авторском тексте "Слова", допущение применения в нем акростиха открывает широкое поле для "подгонок" текста под какую - либо догадку...»

Уважаемый краевед, в этом и заключается критическая ОШИБКА. Краегранесия для акростихов брались НЕ из середины текста без всяких правил отбора, а исключительно ЛИБО из инициалов (начальных букв) тропарей или ирмосов и всё. Никаких середин слов от фонаря. Как минимум, надо разбить «слово» как канон на 9 песен и выделить в каждой песне тропарь и ирмос. Свивать следует инициалы 1-9 (за исключением 2) тропарей, или ирмосов, или тех и других. Причём Автор говорит, что Боян свивал не только заглавные буквы, но и окончания тропарей (слав сего времени) обаполы (=краестрочия).

Жаль, конечно, что так и не открыли ссылку на Золотухин А.И.«Тайны Слова о полку Игореве» Николаев, 2005, С.89-90

Иначе бы прочитали как отбирали инициалы для краестрочий, канон делился на 9 песен, последняя 9-я именовалась «Богородичная», каждая песня делилась в свою очередь на 4 краткие «песни», первая из них называлась «ирмосом», отсылающая к ветхозаветным временам, 3 последующие по образцу первой повествовали о текущих событиях, последняя четвёртая называлась «Слава» и начиналась, как правило, словами «И ныне».

Акростих на "Ирмосы" (первые тропари песен) «Слово на антипасху (Фомину неделю)» Кирилла Туровского:

Слева цифры означают: № песни и тропаря в песни
1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Ныне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣ хомбо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 14 июл 2018, 18:17

Mitus писал(а):А То что по Двине какие-то купцы ходили так то и козе понятно но только Ваши гречники тут совершенно не при чём. Хреново будет на Двине не гречникам а ОНЫМЪ ГРОЗНЫМЪ ПОЛОЧЯНОМЪ.

Может кому и понятно, но Вас придётся убедить:

:arrow: см. С.4-6: Побойнин Иван И. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века., М.,1902

Город Топорец, по исследованию С.Л.Николаева (2018) со стр.141, наиболее вероятное место происхождения Автора СПИ по торопецко-селижаровскому диалекту. От себя добавлю, что Торопец в середине XII века был самым крупным после Смоленска, городом княжества, где жили смолятичи.

    "Торопецкая земля в древности расположена была по обоим берегам реки Торопы и по верхнему течению Западной Двины, от её истока до впадения в неё р. Торопы; она занимала и всё пространство между этими реками..."(Побойнин 1902:1)

На торговом пути "Из варяг в греки" (там же С.4-6) Про то, что здешние реки обмелели в XII-XIII веке и превратились в болота прочитайте на С.7 вышеуказанного исследования, вот Вам и ответ почему:

    Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ..."

P.S. Через неделю поеду туда, лично. В Краеведческий музей загляну и литературу по говорам местным посмотрю. Если будут пожелания - пишите.

Изображение
Экспонат торопецкого краеведческого музея.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 14 июл 2018, 23:02

Уважаемый Лемурий, автору никак нельзя было писать свое произведение на основе широкоизвестных литературных приемах, т.к. в "Слове" содержатся резкие высказывания против князей. Возможно, тот акростих на основе свивания слав, который выделили Вы являлся способом отвлечь внимание от истинного текста.
В Е.К. уж как -то совершенно случайно появляются своеобразные объяснения известного нам текста. Вот, например,тот же текст, где поется о голове без плеч. Объяснений, о чьей голове идет речь исследователями высказано много и выглядят все они достаточно убедительно, но отдать предпочтение какой - либо версии достаточно трудно.
А.Чернов высказывал предположение, что "тяжко головы кроме плечу" может быть связано с традицией скальдов, сочиняющих песни о выкупе головы, которую певец может потерять если песня не придется по вкусу адресату.
Возможно, он прав, т.к. в тексте по Е.К. появляется вот такое "случайное" прочтение, тем более "странные" переносы в Е.К. только помагают создать образ именно головы певца которую тот может потерять:

ВЪПОЛЕПОЛОВЕЦКОМЪРЕКЪБОЯНЪИХОДЫ
НАСВЯТЪСЛАВЛЯПЕСНОТВОРЦАСТАРОГОВРЕ
МЕНИ Я РОСЛАВЛЯОЛЬГОВАКОГАНЯХОТИ
ТЯЖК О ТИГОЛОВЫКРОМЕПЛЕЧУЗЛОТИТЕЛУКРОМЕ
ГОЛО В ЫРУСКОИЗЕМЛИБЕЗЪИГОРЯСОЛНЦЕСВЕТИТСЯНА
НЕБЕ С ЕИГОРЬКНЯЗЬВЪРУСКОИЗЕМЛИДЕВИЦЫПОЮТЬ

СВОЯ ГОЛОВЫ ТЯЖКО КРОМЕ ПЛЕЧУ

Потаенное чтение как бы связано с основным текстом, подчиняясь друг другу и перенос слов выглядит не так уж и нелепо: "тяжко мени (мне) без своя головы".
Видимо, произведение не так уж и безобидно, что автор переживает за последствия. Обычными приемами тайнописи это не прочтешь. Автор применяет совершенно необычную систему тайнописи, где присутствуют элементы тайнописи пришедшие в Русь не только из Византии, но так же из других стран. Как я уже ранее писал, что автор, а точнее ряд авторов "Слова" в самом тексте скрыли свои имена. Произведение не настолько анонимно, как нас на протяжении многих лет изучения "Слова" убеждали.
Как мы с Вами ранее обсуждали вопрс о том, что в конце "Слова" автор должен сообщить об окончании произведения, поставив дату и свое имя. Судя по тексту "Слова" по Е.К. такая ремарка автора скрывается в самом тексте, который не подчиняется правилам составления акростихов и совершенно осмысленное чтение находится именно в середине текста и не в самом конце, где можно было обнаружить имя автора, а несколько выше, начинаясь с шестой строки снизу. Чтение совершенно определенно указывает на автора и на запись об окончании произведения. Такие записи довольно часто встречаются в текстах древнерусских книжников. указывающих на завершение написания книги. Если уж такую запись посчитать совершенной "случайность", тогда не знаю, что и говорить.

ТЯЖКОТИГОЛО ВЫ КРОМЕПЛЕЧУЗЛОТИТЕЛУКРОМЕ
ГОЛОВЫРУСКО ИЗ ЕМЛИБЕЗЪИГОРЯСОЛНЦЕСВЕТИТСЯНА
НЕБЕСЕИГОРЬ КН ЯЗЬВЪРУСКОИЗЕМЛИДЕВИЦЫПОЮТЪ
НАДУНАИВЬЮТ СЯ ГОЛОСИЧРЕСЪМОРЕДОКИЕВАИГОРЬ
ЕДЕТЪПОБОР И ЧЕ ВУКЪСВЯТЕИБОГОРОДИЦИПИ
РОГОЩЕИСТР А НЫ РАДИГРАДИВЕСЕЛИПЕВШЕ
ПЕСНЬСТАРЫ М ОК НЯ ЗЕМЪАПОТОММОЛОДЫ
ПЕТИСЛАВАИ Г ОРЮСВЯТЪСЛАВЛИЧЬ

Г МАИ ЯН КОНЧЕ СЯ КНИЗЫ

Г= 3 - ТРЕТЬЕГО МАИ ЯН КОНЧЕ СЯ КНИЗЫ

Чтение настолько осмысленно, что говорить о какой - либо случайности не приходится.
Создается полное впечатление, что произведение было написано в честь побега Игоря из плена и закончено автором 3 мая, скорее всего 1186 г., а в связи с прибытием из плена Владимира и Всеволода последние строки были дописаны в 1188 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 15 июл 2018, 10:25

краевед писал(а):А.Чернов высказывал предположение, что "тяжко головы кроме плечу" может быть связано с традицией скальдов, сочиняющих песни о выкупе головы, которую певец может потерять если песня не придется по вкусу адресату.

Уважаемый краевед, Андрей упустил контекст, а контекст был, что «Игорь князь въ Руской земли». «Русская земля» в широком смысле захватывает и Новгород-Северский, а вот в узком смысле ТОЛЬКО Киевскую волость, которую по ряду 1180 года Рюрик взял ВСЮ:

    «Рюрикъ же аче побѣду возма нъ ничто же горда учини, но возлюби мира паче рати...и размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь съступися ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю...»(Ипат.1180)
Это усиливается тем, что в земле Рюрика Игорь идёт к Пирогощей, построенной Мстиславом Великим и именно от этого примирения Ольговичей с Мстиславичами «страны рады, города веселы».

Итак, «Русская земля» Рюрика = ПЛЕЧИ, Игорь = ГОЛОВА - о чём речь?

    «Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ...
    Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии...» (Ипат.1187)
(СДЗ)Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 15 июл 2018, 23:57

Уважаемый Лемурий, по контексту действительно получается, что речь может идти не о головах сказителей, но стоит учесть и тот вариант, что если бы однозначно речь шла о головах певцов, это могло навести на мысль их недоброжелателей, что в поэме могут скрываться более резкие выпады относительно князей. Возможно. как писал в свое время Чернов мы имеем дело с "затемненным" стихом, где возможно присутствие двусмыслицы, чтоб никто не догадался о чем на самом деле хотели сказать певцы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 19 июл 2018, 23:36

Уважаемый Лемурий, учитывая лигвистический взгляд С.Л.Николаева, что "морфология "Слова" по-видимому, может быть охаректеризована как торопецко - селижаровская" хочу обратить внимание на Зачин "Слова", где в строках о Бояне, поющем песню старым князьям может скрываться происхождение Бояна или же одного из авторов "Слова". Научное обоснование С.Л.Николаева о торопецком происхождении морфологии "Слова" может подтвердиться ненаучным подходом краеведа, который настойчиво указывает на скрытое присутствие имени одного из авторов "Слова" по имени Роман, предлагая своё виденье образа "свивания обаполы" текста, считая. что в этом случае речь может идти о двух текстах, один из которых написан зеркальным образом. Т.М.Николаева. Функционально - смысловая структура антитез и повторов в "Слове...": "На симметричность, зеркальность архитектоники основного сюжета "Слова" внимание обращалось неоднократно".//"Слово о полку Игореве". Комплексные исследования//Сборник статей, М., Наука, 1988, С. 106
Чем же вызвана система зеркальной аврхитектоники "Слова". уж не тем ли, что сам текст, возможно. по "замышлению" автора или авторов имеет своего зеркального двойника?

ЛЕБЕДЕИКО ТОР ЫИДОТЕЧАШЕТА 1111111111111111ЛЕБЕДЕИКОТОРЫИДОТЕЧАШЕТА
ПРЕДИПЕСН ЕПО ЯШЕСТАРОМУЯРО1111111111 11111ПРЕДИПЕСНЕПОЯШЕСТАРОМУЯРО
СЛАВУХРАБ РО МУМСТИСЛАВУИЖЕ11111111111111СЛАВУХРАБРО МУ МСТИСЛАВУИЖЕ
ЗАРЕЗАРЕ ДЕ ДЮПРЕДЪПОЛКЫКОСОЖЬ1111111ЗАРЕЗАРЕДЕДЮПРЕ Д ЪПОЛКЫКОСОЖЬ
СКЫМИКРАС НОМУ РОМАНОВИ СВЯТЪ111111111СКЫМИКРАСНОМ УР ОМАНОВИ СВЯТЪ

Не могу сказать точно, о каком Романе идет речь о современнике других авторов "Слова" или же это было мирским именем Бояна, но скрытое чтение показывает, что речь может идти не о второпях рожденного Романа, а
"ТОРОПЕ (Ц) РОДЕНОМУ РОМАНОВИ", а в зеркальном отражении текста мы видим, что речь по-видимиому идет о высокоинтеллектуальном для своего времени поэте: "МУДРО РОМАНОВИ". Можно и полностью получить название города ТОРОПЕЦ, если изменить в слове "песне" букву "Н" на "Ц" - ПЕСЦЕ - "ПРЕДИ ПЕСЦЕ ПОЯШЕ".
Вот, возможно и "свивание слав" двух или более поэтов - СТАРОГО БОЯНА И НОВОГО РОМАНА.
Хотя не исключено, что речь может идти и о мирском имени Бояна, т.к. в подтексте проступает - "ДЕД ПЕСНЕ ПОЯШЕ". Можно предположить, что Роман певец 12 в. получил свое имя по деду - Роман, выступающий в "Слове" под именем Бояна, ведь само слово вещий могло означать и "МУДРЫЙ".
То, что в "Слове" автор мог скрыть свое имя под видом одного из персонажей "Слова" - "Романом" было довольно распространенной формой среди древнерусских книжников заявить о себе.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38