Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 15 окт 2018, 23:07

Mitus писал(а):
краевед писал(а):в Ипат .л.: "въ .К. Г. День",
- да без разницы. Видим конкретно прописанное в форме не 23, а 20-ть и 3 апреля в среду.
краевед писал(а):въ .К. Г. День", думал, что подскажете,
- я и подсказал
Mitus писал(а):Единственная там привязка состоит в указании на Пасху 21 апреля.


Если исходить из Вашего взгляда, то не так уж и без разницы, если там стояло отдельно число 20-ть и 3-ье апреля, среда, а не вторник. Да, единственная привязка определения стоит в указании на дату 21 апреля, на которую в 1185 г. приходилась Пасха. В "Слове" может скрываться подтекст: "погрузи жиръ во ДНЕ .КА. (21) ялы". В этом ключе может восприниматься и запись Ипат. л.: "И тако въ ДЕНЬ СВЯТОГО ВОСКРЕСЕНИЯ...". т.е 21 апреля, Воскресения Господня, а не просто воскресенья как дня недели.
И еще один пример относительно моих "нелепых" взглядов, что Е. список обладает достаточно осмысленными скрытыми чтениями, которые позволяют предположить, что для Екатерины был снят список, в точности соответствующий построчному написанию древней рукописи. В тех же строках о погружении "жира" в .КА. день находим и другое чтение, но внутри этих строк.

КНЯЗЯИГОРЯИЖЕПОГРУЗИЖ И Р ЪВОДНh
КАЯЛЫРhКЫПОЛОВЕЦКЫЯРУ С К АГОЗЛАТА
НАСЫПАШАТУИГОРЬКНЯЗЬВ Ы С hДЕ
ИЗЪСhДЛАЗЛАТААВЪСhДЛО К О ЩiЕВО
УНЫШАБОГРАДОМЪЗАБРАЛЫ А В ЕСЕЛiЕ

ВОСКРИСЫ .КА.

Случайности бывают разные, но не такие!

Из самого контекста "Слова" исходит, что речь идет о пленении русского войска и символическом пересаживании Игоря из своего злата седла, в седло половецкого пленника. Для меня более чем убедительно звучит это затаенное чтение, позволяющее считать 21 апреля днем гибели русского войска на Пасху, чем выкладки ученых, относящих поражение русского войска на 12 мая.
В этом случае карпунинское чтение "В Господен День приобретает особое звучание.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 16 окт 2018, 05:37

краевед писал(а):число 20-ть и 3-ье апреля, среда, а не вторник.
- простите за описку, конечно же вторник. .......
краевед писал(а):ВОСКРИСЫ .КА.

Случайности бывают разные, но не такие!
- впечатляет.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2562
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 16 окт 2018, 11:50

краевед писал(а):Случайности бывают разные, но не такие!

Уважаемый краевед, при всём внимании к Вашей находке НЕТ такого слова в древнерусском языке ВОСКРИСЫ, есть Крѣсити. Не ищите мезостих без правил "свивания", а свивали во времена Устава Великой Константинопольской церкви лишь обаполы (=краестрочия) "слав сего времени" (=тропарей), при этом это были начальные и конечные слоги даже не строки, а песни. Во времена Студийского Устава технического оформления канона акростихом

краевед писал(а):В этом случае карпунинское чтение "В Господен День приобретает особое звучание...

Разные буквы под титлом дают разные значения:

Изображение

Г (под титлом) = 3
Гдь (под титлом с выносной "с") = Господь
Гдень (под титлом с выносной "с") = Господень

Зачем придумывать новые правила чтения?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 17 окт 2018, 23:25

Уважаемый Лемурий, в СССоПИ Виноградовой: "крhсити - воскресить... "Нъ уже княже Игорю утръпh солнцю светъ... а Игорева храброго полку не кресити". Создается впечатление, что здесь речь идет о том, что это обращение к Игорю соответствует времени солнечного затмения и гибель дружины, которая не может воскреснуть в отличие от Господа Бога произошла раньше самого затмения. Если даже поражение Игорю было нанесено во "вторую неделю Пасхи", как указывал Татищев основываясь на данных какой-то не дошедшей до нас летописи, то тогда Игорь потерпел поражение не позже 28 апреля, до солнечного затмения на Пасхальные дни.
Если "Слово" может иметь в своей основе сатиру на князей, то автору необходимо было себя обезопасить, возможно, самому разработать такие виды тайнописи, которые были неизвестны до того, смешав несколько видов тайнописи пришедшей на Русь в основном из западных стран и Византии.
Относительно словосочетания "ВОСКРИСЫ .КА."
В древнерусских текстах встречалось не только "крhсити", но и согласно МСДРЯ И.И.Срезневского и такие, как: "Въскрhсениє= Въскресениє; Въскресение Христово Великий День наричется. Кир. Тур.", а так же "Въскресити, Въскресение, Въскреснути, Въскрешение; Въскреснути=Воскреснути". Само по себе затаенное слово "Воскриси", возможно, и не являло бы собою осмысленное скрытое написание, если бы не полученное в итоге словосочетание: "ВОСКРИСЫ .КА.", что случайно полученным уже ника не назовешь, т.к. именно в год похода Игоря Пасха приходилась именно на .КА. День, т.е. 21 апреля.
Почему все же ВОСКРИСЫ, а не ВОСКРЕСЫ? Во-первых, явный текст не позволил ему написать правильно, т.к. автору пришлось бы писать не "ЖИРЪ", а "ЖЕРЪ", хотя в казахском языке словом жер обозначается "место".
Во-вторых, здесь может иметь место написания украинизированного слова "ВОСКРІСІННЯ", что не так уж и невозможно, т.к. зачастую в поиске словарного запаса народных говоров исследователи обращаются и к украинскому языку. находя в нем много параллелей в тексте "Слова".
Относительно догадки Карпунина, что словосочетание "ГДЕНЬ" следует читать как "ГОСПОДЕНЬ" можно предположить, что автор "Слова" рассчитывал на догадку читателя. Напиши он "ГДЕНЬ" с выносной - с, да еще под титлом, то он тогда бы сообщал реальный день гибели войска Игоря, а так он затаил указание, что гибель русского войска произошла на Пасху, 21 апреля.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 окт 2018, 07:50

Уважаемый краевед, всъкрЕсити слово есть, а воскрИсы нет. Корневая гласная меняет значение слова в корне: жАр- жИр - жОр, лЕс - лИс и т.д.
Если мы объединяем ГДЕНЬ в Господень, то пропадает само существительное «День».
По примерам из ЖФП воскресенье не обязательно Пасха, это и «неделя», первый день седмицы, но выделенный как день недели, в который воскрес Христос.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 18 окт 2018, 08:37

Пугает не ВОСКРИСЫ, а то, что копию 16-го века выполнили с сохранением возможности прочесть эту запись. Совершенно же тогда очевидно, что писарь 16-го века об этом знал. Или же об этом знал автор 18-го века который и составил Е-список. Впрочем, может быть Краевед сумеет как-то это обойти. Лично от меня Краеведу небольшой подарок, который моему личному пониманию о дне гибели армии Игоря противоречит: ВОСКР. ИСЫ. КА. = Воскресение Иисуса 21-го. Исы - род. падеж от Иса ибн Марьям.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2562
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 окт 2018, 09:15

Еду в Ярославль на X Чтения по истории и культуре древней и новой России, у кого есть возможность быть на таком значимом мероприятии - присоединяйтесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 18 окт 2018, 23:29

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, всъкрЕсити слово есть, а воскрИсы нет. Корневая гласная меняет значение слова в корне: жАр- жИр - жОр, лЕс - лИс и т.д.
Если мы объединяем ГДЕНЬ в Господень, то пропадает само существительное «День».
По примерам из ЖФП воскресенье не обязательно Пасха, это и «неделя», первый день седмицы, но выделенный как день недели, в который воскрес Христос.


Уважаемый Лемурий, одна буква в осмыслении полученного чтения ничего не решает, тем более если автор подразумевал чтение: "погрузить погибших в землю - жер. Я уже обращал внимание на то, что в кыпчакских языках существует слово - ЖЕР - "место, земля" и т.д. Общетюркское слово - ер - "земля" у кыпчаков половцев произносилась как -жер. То, что в "Слове" встречаются тюркизмы уже давно известно. Если исходить из реальных событий, то войско должно было быть погружено (похоронено) не в поэтическую Каялу, а в землю - жер. Автор "Слова" представляет возможность читателю самому решить вопрос, имеется или не имеется в данном месте "Слова" потаенное чтение, намекающее на День Пасхи - Воскресения Господня 21 апреля 1185 года, как день поражения игорева войска.
Относительно Господня дня можно предположить, что автор подразумевает здесь двойное чтение: "Г Третий День= Господень". После Страстной пятницы Воскресение Господне произошло в третий день, что позволяет видеть в "Слове" игру слов, подразумевая двойное звучание этого словосочетания.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 19 окт 2018, 07:24

краевед писал(а):После Страстной пятницы Воскресение Господне произошло в третий день,
это исключено, потому что Автор СПИ пишет о гибели Игорева полка "Темно бо бе в третий день" а у Вас, напротив, стало светло.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2562
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 окт 2018, 08:44

Верное замечание, через 1.30 часа будет лекция А.Н.Ужанкова, так вот во второй части своих лекций о СПИ он говорил про солнечное затмение после которого весь полк Игорева оказывается во тьме, не взирая на время суток, и оказывается на свету лишь в Русской земле Рюрика, когда идёт к церкви Мстислава Великого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 19 окт 2018, 19:39

Лемурий, жду новостей.
Для начала меня интересует, почему в "Слове"
нет Перуна.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 19 окт 2018, 21:42

Mitus писал(а):Пугает не ВОСКРИСЫ, а то, что копию 16-го века выполнили с сохранением возможности прочесть эту запись. Совершенно же тогда очевидно, что писарь 16-го века об этом знал. Или же об этом знал автор 18-го века который и составил Е-список. Впрочем, может быть Краевед сумеет как-то это обойти. Лично от меня Краеведу небольшой подарок, который моему личному пониманию о дне гибели армии Игоря противоречит: ВОСКР. ИСЫ. КА. = Воскресение Иисуса 21-го. Исы - род. падеж от Иса ибн Марьям.


То, что "Слово", возможно, сохранило в себе затаенные чтения, еще не может говорить о том, что оно было написано в 16 или 18 веке. Не исключена возможность того, что писцы сами того не подозревая, при переписке древнего текста повторили их в точности. Мне представляется, что если бы первооткрыватели как-то могли сфальцифицировать текст, выдав его за древний, то и предерживались бы версии направления похода на Дон - Северский Донец, а не находили бы как, к примеру Карамзин. входящий в кружок Мусина - Пушкина и знакомый с древнерусским списком "Слова", места битв Игоря у задонских Салов и Кагальников. В отличие от них автор в потаенном тексте указывает реальный гидроним, на котором и произошли события похода 1185 г. и чтение выглядит не менее осмысленно, чем в случае с "ВОСКРИСЫ КА". В представленном ниже тексте потаенное место разгрома дружин Игоря тоже несколько испорчено, но нетрудно догадаться о какой реальной реке идет речь, повествуя о том, что и Святослав на Кобяка и впоследствии Игорь ходили к одной и той же реке.

КОБЯКАИЗЪЛУКУМОРЯОТ ОЖ ЕЛЕЗНЫ
ВЕЛИКИХЪПОЛКОВЪПОЛО ВЕ ЦКЫХЪ
ЯКОВИХРЪВЫТОРЖЕИПАД ЕС ЯКОБЯКЪ
ВЪГРАДhКiЕВhВЪГРИДНИ Цh СВЯТЪСЛАВЛИ
ТУНhМЦИИВЕНЕДИЦИТУГ РЕ ЦИИМО
РАВАПОЮТЪСЛАВУСВЯТЪСЛАВЛЮКАЮТЬ

КОБЯКАИЗЪЛУКУМОРЯОТЪЖЕЛ Е ЗНЫ
ВЕЛИКИХЪПОЛКОВЪПОЛОВЕЦ К ЫХЪ
ЯКОВИХРЪВЫТОРЖЕИПАДЕС Я КОБЯКЪ
ВЪГРАДhКiЕВhВЪГРИДНИ Ц hСВЯТЪСЛАВЛИ
ТУНhМЦИИВЕНЕДИЦИТУГ Р ЕЦИИМО
РАВАПОЮТЪСЛАВУСВЯТ О СЛАВЛЮКАЮТЬ

РЕЦh CЕ ВЕЖО ОРЦЯКЕ

Я специально повторил текст "Слова" по Е-списку, чтоб тайнописная фраза могла удобно читаться.
На мой взгляд, не менее осмысленное чтение, уточняющее, что вежи Кобяка стояли у реки Орцяк, видимо, скорее всего в нижнем течении, у впадения в реку Орель.
И такая река Орцяк в действительности существует - это Орчик, правый приток р.Орель. Автору пришлось несколько испортить тайную запись, чтоб явный текст оставался неиспорченным, например, ему пришлось бы написать не "въ гридницh", а "въ гридничh"; не "падеся Кобякъ", а "падеси Кобякъ". Замена - Ч и -И как раз и дает название реки ОРЧИК.
Не исключено, что к р.Орчик ходил и Игорь весной 1185 г., но, по видимому, к его верховьям.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 окт 2018, 23:08

userdez писал(а):Лемурий, жду новостей.
Для начала меня интересует, почему в "Слове" нет Перуна.


Изображение

Дорогой Усердец, было невероятно интересно. Не обошлось без курьёзов, но об этом позже.
Именно доклада про Перуна не было, но даже по названию ясно, что отказавшийся докладчик ошибался. Лиловые молнии - атрибут Перуна.
Новость приятная: наш Форум популярен среди исследователей, поэтому максимально толерантно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 19 окт 2018, 23:26

Mitus писал(а):
краевед писал(а):После Страстной пятницы Воскресение Господне произошло в третий день,
это исключено, потому что Автор СПИ пишет о гибели Игорева полка "Темно бо бе в третий день" а у Вас, напротив, стало светло.


Это для нас Воскресение Господне самый светлый и радостный праздник. Для Игоря и его войска наступила тьма, Войско Игоря погибло и погружено в кромешный ад - огненную реку Каялу. Тьма наступила и для Игоря. захваченного в плен нехристями, т.к. побеждены гневом Господним. Для них свет превратился в тьму. Конечно же, здесь образное переосмысление факта поражения именно 21 апреля, на Пасху. Для Игоря светлый день превратился во тьму и он погружен во тьму плена. Видимо, и упоминание в самом начале "Слова" о том, что Игорь видит свое войско прикрытыми во тьме можно отнести к факту поражения и погружения во тьму ада. И самому Игорю "утръпе солнцю светъ" и даже в строках "по Роси по Сули" проступает имя - ИСУСИ - "роСИ по СУлИ".
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 20 окт 2018, 10:28

Уважаемый краевед, вчера посчастливилось лично обсудить некоторые аргументы с Ужанковым Александром Николаевичем. Пока объяснял свою версию, убедился что ключевым моментом для определения написания СПИ является время, когда Игорь из тени выходит на свет. Вот это место:

    «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
    Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли...Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей, страны ради, гради весели!
Игорь выходит на свет лишь тогда, когда он оказывается в Русской земле, целиком принадлежащей по ряду 1180 года Рюрику, едет к церкви Мстислава Великого - конец 40-летней усобицы Мономашичей с Ольговичами. А КАК он оказался в земле Рюрика? Читаем выше про плечи и голову: жена - плечи, муж - голова, тяжко одному без другого. А когда у детей Игоря и Рюрика был династический брак? 25-27 сентября 1188:

    "Приведоша же ю [Верхуславу] в Белъгородъ на Офросеньинъ день [=25 сентября], а заутра Богослова [=26 сентября], а венчана у Святыхъ апостолъ...
    Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.6695)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19838
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2