краевед писал(а):Согласен, уважаемый Лемурий. что торговые пути должны были быть под надежной охраной в пределах ответственности за их безопасность для беспрепятственного прохождения купцами. Надежная их охрана - один из критериев признания Руси на международном уровне, как сильного и надежного государства. возглавляемого сильным князем, каким в "Слове" предстает Святослав Киевский, победа которого на р. Угол дала возможность безпрепятственного и безопасного прохождения торговым караванам иностранных купцов.
Защита
днепровских порогов близ Канева, уважаемый краевед, была всегда прерогативой Мстиславичей. Что Ростислав Мстиславич, отец Рюрика и Давыд, был инициатором защиты этих торговых путей в 1166, что Мстислав Изяславич в 1167,1168,1170:
«... в 1166 году половцы засели в порогах и начали грабить гречников, т. е. купцов греческих, или вообще купцов, производящих торговлю с Грециею; Ростислав послал боярина своего, Владислава Ляха, с войском, под прикрытием которого гречники безопасно прошли пороги и поднялись до Киева. Как важна была греческая торговля для русских князей и как важна была опасность для этой торговли от половцев, доказывает известие летописца под 1166 годом; Ростислав послал к братьям и сыновьям своим с приказом собираться им у себя со всеми своими полками, и пришли: Мстислав Изяславич из Владимира с братьями — Ярославом из Луцка и Ярополком из Бужска, Владимир Андреевич, Владимир Мстиславич, Глеб Юрьевич, Глеб городенский, Иван Юрьевич туровский, сыновья Ростислава — Рюрик, Давыд и Мстислав, галицкая помощь, и все стояли у Канева долгое время, дожидаясь до тех пор, пока поднялись торговые суда, тогда все князья разошлись по домам. При наследнике Ростислава, Мстиславе, походы на половцев с тою же целию продолжались: в 1167 году вложил бог в сердце Мстиславу мысль добрую о Русской земле, говорит летописец, созвал он братью свою и начал им говорить: «Братья! Пожалейте о Русской земле, о своей отчине и дедине: ежегодно половцы уводят христиан в свои вежи, клянутся нам не воевать и вечно нарушают клятву, а теперь уже у нас все торговые пути отнимают, хорошо было бы нам, братья, возложивши надежду на помощь божию и на молитву святой богородице, поискать отцов и дедов своих пути и своей чести». Речь Мстислава была угодна богу, всей братьи и мужам их; князья отвечали: «Помоги тебе бог, брат, за такую добрую мысль; а нам дай бог за христиан и за всю Русскую землю головы свои сложить и к мученикам быть причтенным». Мстислав послал и за черниговскими князьями, и всем была угодна его дума; собрались в Киев с полками: два Ростиславича — Рюрик и Давыд, четверо черниговских — Всеволодовичи — Святослав и Ярослав, Святославичи — Олег и Всеволод, Изяславичи волынские — Ярослав и Ярополк, Мстислав Всеволодкович городенский, Святополк Юрьевич туровский, Юрьевичи — Глеб переяславский с братом Михаилом...»
—-
Соловьёв С.М. История России с древнейших времен, Т.2, Гл.5
Обратите внимание на инициаторов призывов этих призывов - Мстиславичей и княжества, с которых призывали князей, а теперь сравните этот список с призывами Автора к князьям в СПИ.
краевед писал(а): Ну как же, это не позолоченные шлемы соправителей Святослава, если однозначно в "Слове" автор обращается именно к ним:"Ты буй Рюриче и Давыде НЕВАЮЛИ злачеными шеломы по крови плаваша..."? - "не ДВОИХ ЛИ ВАС позолоченные шлемы по крови плавали"?
В этом отрывке лишь пропустил частицу ЛИ, тем лучше, теперь и Вы согласны, что злачёные шеломы соправителей киевского князя плавали по крови в 1180 в битве с "погаными толковинами", приведёнными на Русь Святославом и Игорем.
краевед писал(а):В обращении к ВБГ упоминаются не только сыны Глебовы, но и суздальцы. которые после поражения под Новгородом стоили по две ногаты, а нежелание ВБГ поблюсти златой стол отца звучит явным упреком, т.к. он даже в мыслях не имел. не то, что произвести военное вмешательство взяв злат стол отца под охрану. То. что перед этим упоминается нападение на Переяславль и раны Владимира Глебовича можно отнести на счет именно переяславского стола. а не киевского.
Киевского князя собирают в последний путь на горах киевских, где ныне стоят стяги Рюрика и Давыда, уже и кнес терема ему разобрали как колдуну, чтобы его дух не задерживался. Уже Автор говорит о соколе в мытях (молодом соколе первой линьки), который не даст родного гнезда в обиду в отличии от старого, немощного, которому князья не помогают. Великий князь Всеволод не мыслишь ли прилететь издалека поблюсти злат стол отца своего, дважды бывшего киевским князем, ты же можешь жечь обозы Святославовы, послав против него рязанских князей как в 1180.
Как видите, последовательное повествование и призыв сменить именно киевского князя. Переяславское княжество по сравнению с суздальско-владимирским никак "златым" назвать нельзя, оно было менее престижно и менее доходно. Да и приведите пример когда Переяславский стол "златым" именуют, а его князя "великим".
краевед писал(а):Такой же упрек в обращении к Рюрику и Давыду, которые видимо, обвинили Игоря в поражении. в результате чего половцы пришли в русскую землю. Создается впечатление. что это некое напоминание Рюрику и Давыду. что в свое время их дружина была разгромлена на "поле незнаемом" половцами. Это скорее обвинение, а не похвала.
Напоминание что их дружина громила половецкие полчища, приведённые на Русь Святославом. Не хотите ли отомстить? Вот контекст. Вы же сами согласились про усобицу 1180, в которой Мстиславичи победили.
краевед писал(а):И даже если сам поход 1185 г. не был свадебным по своей сути, то и направлен был не на Кончака и даже не его орду. а скорее всего на поорельских половцев. С совместного участия в битве за киевское княжение Святослава против Рюрика начался период дружественных отношений Игоря и Кончака, завершившегося бракосочетанием их детей. Во всяком случае летописные источники после 1180 г. не упоминают о разрыве их отношений, ставших союзниками.
Хороши "союзники": жён с детьми на пустых вежах полоняют, за красными половецкими девками рассыпным строем по полю гоняются, аки волки яругами крадущиеся, аки стало галок на уедие бегущее, аки тать в нощи пробираются к вежам, оставшимся без защиты. Поэтому и дозорных в броне испугались, украдкой поживиться хотели, да срама трусости больше пленения испугались.