"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 13 сен 2021, 23:57

В походе 1185 г., уважаемый Лемурий, если его принимать за свадебный, мог быть и смешанный свадебный обряд женитьбы. в котором мог присутствовать как половецкий. так и русский свадебные элементы. Сама помолвка могла произойти и в 1180 г., когда Игорь и Кончак, потерпевшие поражение в битве за киев для Святослава сбежав в одной ладье к Городцу и могли договориться о будущей свадьбе своих детей. По сравнению с походом на вежи 1183 г., когда Игорь дествительно решил совершить набег на половецкие вежи, но не совершил свой замысел до конца. т.к. повстречал отряд Обовлы Костуковича в 400 сабель и разгромив его вернулся назад, поход 1185 г. не отмечен летописцем как поход в котором Игорь хотел "не гнушащись" ударить по вежам половцев. зная. что они отвлечены походом русских князей на Орель. Скорее всего речь идет о походе 1184 г. и нападение на вежи связано именно с этим походом. т.е. поход состоялся в 1184 г.
Поход 1185 г. был совершен объединенными силами Ольговичей. с участием 4 князей. Возможно, с таким количеством войска не ходят в свадебные походы, разве. что при случаях опасности предприятия, когда предполагается, что свадебная процессия может подвергнуться нападению со стороны неприятеля. каковым мог быть Кза, который и по "Слову" отговаривал кончака от женитьбы Владимира на Кончаковне. предлагая того расстрелять злачеными стрелами.
Но с таким количеством войска как в походе 1185 г. не ходят и в обычный набег, т.к. в этом случае теряется фактор внезапности. как можно заметить. набег 1184 г. не удалс. т.к. в связи со встречей отряда Обовлы Костуковича потерялся фактор внезапности. Здесь же летописец не упоминает об организованной Игорем разведки, отряды Игоря шли уверенными. что на их пути не повстречаются вооруженные половцы.
В походе же 1185 г. Игорь первым делом организовал разведку. которая вернувшись доложила обстановку. сложившуюся на подступам к вежам. Игорь не раздумывая принимает решение идти вперед. зная. что потерян фактор внезапности и его планы могут быть сорванными, тем не менее окунается в гущу событий.
До конца не понятна и роль "ваших ратников" Ипат л. (Х.с. - "наши ратницы"). Если следовать мнению. что речь идет о противнике, тогда почему разведка отвечала про "ваших ратников". будто сама не собиралась участвовать в продолжении похода как бы самоустраняясь?
Я предполагал, что разведка могла встретиться с разъездом войска Всевоода. потому и ратники могли оказаться "нашими", но ведь речь могла идти и не о половцах - противниках, а о союзниках, охраны свадебных веж, встречающих русское войско, предупреждая его об опасности. Тогда понятно и сомнение разведки. которой было сообщено об опасности продолжения похода. о чем те поведали и Игорю. Разведка встретилась с охраной свадебных веж. Уйти домой Игорь посчитал позорным и продолжил поход.
Вполне возможно. что рассказ Ипат л. был написан как повесть о свадебном походе, переработанном впоследствии редактором летописи 1200 г. как рассказ о походе боевом. По моему мнению, следы более раннего рассказа остались в редакции 1200 г., особенно в описании "боевых" действий при подходе русичей к вежам.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 14 сен 2021, 08:33

Вот Вы, уважаемый краевед, пишите про половецкие свадебные обряды, а какие они были не приводите, а были они такие:

    « Характерно, что былинный Добрыня Никитич встретил «поляницу» в «чистом поле», т. е., видимо, в степи, сидящей на добром коне. Победив Добрыню, «поляница» сунула его в кожаный мешок, притороченный к седлу. Это тоже несомненно кочевнический образ, тем более что девушка не ранила Добрыню, а «сдернула» его с седла, что также является типичным приемом кочевников. В былине «поляница» названа дочерью короля «ляховецкого» Настасьей Никуличной, однако следует помнить, что имя половцев уже давно стерлось из памяти народной, женские тюркские имена не были распространены на Руси и не попали в эпос. Добрыня, после того как был извлечен из кожаного мешка под угрозой позорной смерти («на долонь кладу, другой прижму и в овсяный блин да его сделаю»), согласился жениться на «полянице», и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «привели в верушку крещеную». Таким образом, она прошла обычный путь девушки-половчанки, взятой из степи замуж за русского князя или простого воина: ее прежде надо было окрестить (дать ей христианское имя), а потом уже вести под венец. Свадебные обряды в степи включали в себя и единоборство жениха с невестой (Липец, 1983). Поэтому можно думать, что не только Добрыня, но и все привозившие жен из степи проходили сначала через языческий свадебный обряд, а по прибытии на родину — подтверждали его церковным браком.

    Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда перешедших в русский фольклор…»

    ——
    Плетнева С.А. ПОЛОВЦЫ, М., «Наука», 1990, С.68,70
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 15 сен 2021, 00:03

Уважаемый Лемурий, уже как-то писал о современном свадебном обряде у кыпчаков, который несмотря на достаточно сильное влияние современных факторов в свадебном обряде сохранились древние традиции сватовства. в том числе и обряд умыкновения невесты. включая и калым за невесту. Загадочное русское злато СПИ. утопленное Игорем в Каяле и могло быть тем видом калыма. которым русский князь расплатился за невесту для сына. в конечном итоге это русское злато оказывается у красных готских дев.
предполагаю при этом. что сон Святослава был связан именно со свадебным половецким обрядом, где Святославу снился фантасмагорический сон, в котором он представлен в роли невесты, которой на свадебное ложе сыпят жемчуг. В какой - то мере сон Святослава может служить намеком на истинную цель похода Игоря в половецкую стпь за невестой для своего сына Владимира. На свадебный элемент в тексте поизведения указывалось и ранее и это не вызывало серьезных возражений у других исследователей. Само существование в "Слове" указаний на свадебную составляющую в тексте произведения заставляет задуматься, для чего автору понадобилось в поэтический рассказ о походе Игоря вводить намеки на свадебную составляющую. Вывод напрашивается один - свадебные элементы как - то связаны с походом Игоря, и эта связь является намеком на цель похода Игоря в Степь за невестой для Владимира.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 15 сен 2021, 07:58

1. По поводу свадебного половецкого обряда, уважаемый краевед, заказал в РГБ исследование:
Липец Р. С., 1983. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. М.
К нему вернёмся, только "русское злато" на дне Каялы, реки половецкой, это прибыль от потерянных торговых путях (Гречнике, Залознике, Соляном) среброносными струями идущих к Переяславлю. Ведь кто кает Игоря за это злато? Европейские купцы, это он их пажить (=жиръ) на дне Каялы утопил, потеряв контроль над днепровскими порогами близ Канева, где купцы перетаскивали свои товары посуху. Упущенная прибыль европейских купцов это и потерянное злато от торговых пошлин для русских.

2. Сон Святослава по обрядам близок не только к проводам невесты из отчего дома, но и со смертью: тисовая кровать, разобранный кнес терема (см. «Слово о князьях»). В этих обрядах общее одно - покидание терема души.

3. Не жемчуг на свадебное ложе сыпят, а «Великий жемчуг» (= бесценный бисер из Притчи о купце - христианские души погибших дружинников), отсыпают на лоно Святослава = «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам...» (Лк.6:38.) = укор Святославу за то, что в 1180 поганых толковин на Русь приводил.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 15 сен 2021, 18:35

Владения Кончака граничили с Русью. Перейдя границу, Игорь попал именно к нему. В СПИ прямо говорится, что Игоря разбили объединенные силы половцев.

"преломить копье в конце поля Половецкого" может пониматься двояко: и как желание пройти поле насквозь, и как желание разбить всех врагов. Первое при благоприятном стечении обстоятельств было возможным, второе – точно нет, потому что войско Игоря для этого было слишком маленьким. Игорь это понимал, но надеялся первое выдать за второе.

Поход Игоря не был свадебным. Он был как-бы свадебным. Помолвка состоялась до похода, а свадьба – после. Т.е. сам поход никак не помешал свадьбе. Поэтому его можно рассматривать как свадебный, а кровавые битвы как свадебный пир с распитием красного вина. О чем и говорит Автор.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 15 сен 2021, 23:19

Да, кончак был владетельный хан. но его земли не граничили со всей Русью. а большей частью с черниговскими землями, в состав которых входила и НовгородСеверщина. Основной объединенной группой половцев. с которой граничила Русь относились к поднепровским половцам. Именно на них был совершен поход 1184 г., в котором русское войско добилось большой победы. пленив самого Кобяка, хана поднепровских половцев.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 16 сен 2021, 01:11

corvin писал(а):Владения Кончака граничили с Русью. Перейдя границу, Игорь попал именно к нему. В СПИ прямо говорится, что Игоря разбили объединенные силы половцев.

Кончак был главой объединения, поэтому, разве что, исходя из этого. Это как нападение на Новгород или Переяславское княжество назвать нападением на города Святослава. В общем так, а в частном нет.

corvin писал(а):"преломить копье в конце поля Половецкого" может пониматься двояко: и как желание пройти поле насквозь, и как желание разбить всех врагов. Первое при благоприятном стечении обстоятельств было возможным, второе – точно нет, потому что войско Игоря для этого было слишком маленьким. Игорь это понимал, но надеялся первое выдать за второе.

Ну так оба Ваших варианта идентичны: пройти поле до конца и уничтожить оружие за ненадобностью и есть разбить ВСЕХ врагов = (Пс.45:10).

corvin писал(а): Поход Игоря не был свадебным. Он был как-бы свадебным. Помолвка состоялась до похода, а свадьба – после. Т.е. сам поход никак не помешал свадьбе. Поэтому его можно рассматривать как свадебный, а кровавые битвы как свадебный пир с распитием красного вина. О чем и говорит Автор.

Согласен с Вами. Битва = жатва, битва = пир встречают аналоги в византийской переводной литературе, в « Девгениевом деянии», например.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Девгениево деяние" и свадебный обряд

Сообщение Лемурий » 16 сен 2021, 13:05

Может тема свадебного обряда из "Девгениева деяния" появилась? Только он греческий, вернее, византийский:

    О СВАДЬБЕ ДЕВГЕЕВЕ И О ВСЪХЫЩЕНИИ СТРАТИГОВНЫ

    "Преславны же Девгени взя молитву у отца своего и у матери своей, и совокупи воя немного, и взя с собою драгоценые порты и звончатые гусли, и всяде на конь свой борзы фарь, и поиде ко Стратигу...

    И повеле Девгений дѣвице преклонитися к себѣ, и яко орелъ исхити прекрасную Стратиговну, и посади ю на гриве у борзаго своего фара, и рече Стратигу: «Выеде и отъими дщерь свою прекрасную у Девгения, да не молвиши тако, что пришедъ татьбою украде». И то слово изрекъ, и поехавъ з двора, сладкую пѣснь пояху и Бога хваля. И ту песнь сконча, и пред градъ выеде к милостивникомъ своимъ, и посади дѣвицу на коне иноходомъ, и поиде к шатромъ своимъ.

    И шедъ на гору борзе обозревся, ест ли по немъ погоня. И рече дѣвице: «Велика есмь срама добылъ, аще не будетъ по мнѣ погони, хощу возвратитися и поносъ имъ сотворити»..."

    ---
    "ДЕВГЕНИЕВО ДЕЯНИЕ"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 17 сен 2021, 14:34

Сон Святослава по обрядам близок не только к проводам невесты из отчего дома, но и со смертью: тисовая кровать, разобранный кнес терема (см. «Слово о князьях»). В этих обрядах общее одно - покидание терема души.

Не понятно почему поражение Игоря, заурядный в общем эпизод, видится Святославом во сне как собственная погибель.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 18 сен 2021, 07:43

corvin писал(а):Не понятно почему поражение Игоря, заурядный в общем эпизод, видится Святославом во сне как собственная погибель.

Не погибель, а выдворение души из княжеского терема:

    «Егда же изволи Богъ пояти душу его от тѣла и болѣвшу ему недолго, позна епископъ Фектистъ, яко уже князь преставитися хощеть, повѣлѣ пѣти канунъ крѣсту, единою рассѣдеся верхъ теремцю, и вси ужасошася. И влетѣ голубь бѣлъ, и сѣде ему на грудехъ. И князь душу испусти, голубь же невидимъ бысть. И наполнися храмъ благыа воня…»(Слово о князьях)
= Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ речь и там, и там идёт об отлетающей душе.

И Всеволода Большое Гнездо Автор призывает Киев поблюсти, напоминая как он в 1180 пускал рязанских князей обозы Святослава пожечь, и во сне кнес терема княжеского открыт - вылетай, давай, из Киева, и в авторской реплике в «злато слове» намёк на молодого сокола в мытях, способного родное гнездо защитить, не то что старый, бесполезный, которому родня не помогает, а именно на этих условиях он и был посажен Рюриком на Киевский стол в 1180.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 18 сен 2021, 09:01

краевед писал(а):Само существование в "Слове" указаний на свадебную составляющую в тексте произведения заставляет задуматься, для чего автору понадобилось в поэтический рассказ о походе Игоря вводить намеки на свадебную составляющую. Вывод напрашивается один - свадебные элементы как - то связаны с походом Игоря, и эта связь является намеком на цель похода Игоря в Степь за невестой для Владимира.

Вот спорили мы с corvin, с Вами, уважаемый краевед, по поводу темы свадебного похода в СПИ, спорили, а тюркские обычаи оказались именно такими: добывание невесты через поход за "красными девами".

Липец Р. С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. М., 1983, С.42-74

С.42, С.43, С.44, С.45, С.46, С.47, С.48, С.50, С.51 С.52ссылки
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 19 сен 2021, 00:20

Дело в том, уважаемый Лемурий, что в советский период нам навязывали стереотипы героического эпоса дружинной поэзии. даже в мыслях не допуская, что либо иное. как не героический поход в половецкую степь.
В перестроечное время А.Л.Никитин взял на себя смелость возразить. что в "Слове" просматривается свадебная направленность похода Игоря. Критика не заставила себя долго ждать. На него обрушился шквал недоброжелательных выскзываний. В порядке полемики в научной литературе опубликовали статьи Р.Манна, где указывались ним свадебные мотивы в "Слове". Дальше этого дело не пошло. Если присмотреться к сообщению Ипат. л. о походе. то можно обнаружить намеки о не боевом, во всяком случае походе на половцев. Нет прямых указаний на свадебную направленность похода, но на некоторые моменты все же стоит обратить внимание, как то встреча русичей половцами "от мала и до велика", намек на поездку Игоря в степь. а не в боевой поход. на что обращал внимание А.Л.Никитин. Да и описание первого удачного боя по ритмике "Слова" указывает на то. что русичам не было оказано никакого сопротивления, да и не собирались половцы по видимому этого делать.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 19 сен 2021, 10:34

краевед писал(а): А.Л.Никитин взял на себя смелость возразить. что в "Слове" просматривается свадебная направленность похода Игоря.

Мы имеем, уважаемый краевед, дело с былинным сказом. Автор вполне мог знать о таком эпосе и построил «Слово» на былинный лад (по былинам сего времени). Тут и «сватов попоиша», и брошенные под ноги попоны, и «красные девы половецкие» как главный трофей:

Хоть, на самом деле, поход и был вылазкой пограбить пустые вежи, Автор его описывает как неудачный свадебный поход.

А вот как описывается завоевательный "свадебный поход" в «Книге моего деда Коркута»:

    «Церковь гяуров они разрушили, на ее месте построили мечеть; их попов перебили, громким голосом произнесли призыв к молитве, прочитали хутбу во имя всемогущего бога. *Из пестрых рядов стана, из чистого кумача, из голубоглазых дев, из девяти панцырей, из золотого шитья и сукна*, (из всего) они отделили пятую долю для хана ханов Баюндура. Сын Бай-Бура-бека Бейрек взял дочь царя Бай-Биджана, вернулся к своему белому шатру с белым верхом, стал праздновать свадьбу. Из тех сорока джигитов одним дал девиц хан Казан, другим — Баюндур-хан; Бейрек также выдал своих семерых сестер за семь джигитов. В сорока местах поставили шатры; тридцать девять девиц выпустили стрелы на свое счастье, тридцать девять джигитов пошли за стрелами; сорок дней, сорок ночей пировали и праздновали свадьбу. Бейрек и его джигиты достигли цели своих стремлений, дали другим то, к чему они стремились...»
    —-
    * По OSG (45): tokuzlama cargab cuxa; Erg (153): tokuzlama cirgap cuha 'из материи с (золотым) шитьем в девять рядов' (примерный перевод). См.: ER (338, под словом doquz cargab coha); OSG (135, под словом dokuzlama cargap). Не лучше ли слово tokuzlama производить не от слова dokuz // tokuz 'девять', а от слова tokuz ‘густой', 'плотный', 'компактный' (Д. А. Магазаник. Турецко-русский словарь. М., 1931, стр. 624).
    ——
    ПЕСНЬ О БАМСИ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАН-БУРЫ//КНИГА ДЕДА КОРКУТА
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» тоже же есть тюркский свадебный обычай с выпущенными стрелами.

P.S. Обращаю внимание на трофеи: Erg (153): tokuzlama cirgap cuha 'из материи с (золотым) шитьем в девять рядов", а аксамиты - это царская византийская ткань в шесть нитей от греч. εξα шесть + μιτος нить.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 19 сен 2021, 13:07

Больших проблем в понимании похода как свадебного нет: Игорь сосватал сына. Потом пошел походом на своего будущего тестя. Потом женил сына. Т.е. если поход Игоря не совсем свадебный, то он как-бы свадебный.
Но как понять сон Святослава? Святослав видит себя невестой. Т.е. надеется на что-то хорошее. На что? Что Игорь с ним аксамитами поделится, или девками красными? Но тут же сон содержит намеки на гибель, смерть. Да, поражение Игоря неприятно. Но уж оно прям равно смерти для Святослава?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 19 сен 2021, 15:29

corvin писал(а):Больших проблем в понимании похода как свадебного нет: Игорь сосватал сына. Потом пошел походом на своего будущего тестя. Потом женил сына. Т.е. если поход Игоря не совсем свадебный, то он как-бы свадебный.

Тогда надо иметь ввиду, что получилось не совсем по обряду, вернее, совсем не по обряду.

    "Слагатели и исполнители эпических произведений у тюрко-монгольских народов отчётливо различали в эпосе две формы брака:
    мирного ("предназначенная невеста", из определенного рода, и т.п., т.е. с соблюдением установившихся в обществе норм экзогамии) и
    путём захвата... Образ "олжо катын" - жены, полученной в качестве военной добычи...(С.43)

    В кочевнических эпосах Евразии четко различаются, как уже упоминалось, разные формы брака: брак с девушкой, полученной героем в результате "нормального" сватовства (относительно редкий случай); брак с невестой, предназначенный завоевателю против её воли местным побежденным или устрашенным властителем (дипломатический брак); брак с захваченной в походе пленницей.
    В первом случае описываются многодневный свадебный пир, состязания, гощение у родных невесты, отправка многолюдного каравана с приданным и слугами и т.п., т.е. все этапы длительного свадебного обряда.
    В случае вынужденного брака сватовство нередко соединяется с набегом и разгромом страны и потом обряд скомкан, а тесть готовит коварные действия против жениха.
    В случае же простого набега герой хватает добытую девушку и увозит её в своём походном седле, совсем одну, без всякого, конечно, обряда. Подобный увоз - "общее место" в эпосе тюрко - и монголоязычных народов. Не удивляет в такой ситуации обращение батыра с похищенными девушками..." (С.45)

    ----
    Липец Р. С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. М., 1983, С.42-74
Должно было в свадебном походе быть так: жених с сильным войском громит страну отца невесты, по калмыцкому "Джангару" Хонгор ещё любимого коня тестя зажаривает на вертеле и съедает, а из спины тестя кожанные ремни вырезает жену воспитывать (указ. соч. С.46-47), невесту увозит в своём походном седле. А с Игорем как получилось?
Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево

corvin писал(а):Но как понять сон Святослава? Святослав видит себя невестой. Т.е. надеется на что-то хорошее. На что? Что Игорь с ним аксамитами поделится, или девками красными? Но тут же сон содержит намеки на гибель, смерть. Да, поражение Игоря неприятно. Но уж оно прям равно смерти для Святослава?

Игоря кают европейские купцы за что? Что пажить (= жиръ см. Срезн.) потерял, торговые пути, которыми они кормились. В 1180 -м после проигранной Ольговичами усобицы Рюрик на каких условиях Святослава в Киеве оставил?

    "[Рюрик] Не имея способов защитить Киев, он выехал в Белгород, умел внезапно разбить Половцев, предводимых Игорем Северским, и воспользовался робостию Святослава для заключения мира: признал его старейшим; отказался от Киева, удержав за собою все другие города Днепровские, и клялся искренно быть верным другом Черниговских Князей с условием, чтобы они, подобно ему, служили щитом для южной России и не давали варварам пленять Христиан..."(Кармазин об усобице 1180)
А нет щита для Южной Руси Уже бо, братіе, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. - не нужен и старейший из Ольговичей, которому родственники не помогают Нъ се зло – княже ми непособіе, наниче ся годины обратиша. Вот и видит он во сне как его душу выпроваживают из княжеского терема, то в как невесту из отчего дома в причитаниях и плачах, то как умирающего, чья душа ищет выход:

    "Мостите мосточки дубовые
    устилайте суконцами ординарными (С.109)

    Мнѣ немного ночесь спалося,
    Мнѣ во сняхъ грозно казалося:
    Будто ночесь во темной ноченькѣ,
    Что у васъ, мои родители,
    Что у васъ, мои сердечные,
    Всѣ тыночки раскатилися,
    Всѣ столбы да пошатилися,
    Съ теремовъ верхи повынесло..." (С.119)

    На зеленое вино пьяное (С.133)

    ---
    Песни, собранные П.Н. Рыбниковым : Ч. 1-4. - Москва : тип. А. Семена, 1861-1867. - 4 т.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23112
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6