Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 ноя 2021, 20:30

Здравствуйте , Лемурий!
Понятие сигнальной системы введено И. П. Павловым (1849-1936). Первая сигнальная система есть у животных и человека. В высшей степени первая сигнальная система развита у птиц и млекопитающих В первой сигнальной системе животные звуками предупреждают об опастности ,призывают к питанию и размножению .
В «Слове…» у животных есть звуки – сигналы : свист , тявканье, клекот, и клики.
«По мнению современных ученых, первопричиной появления звуков животных является необходимость осуществлять коммуникацию ночью. В темное время суток снижались возможности визуального взаимодействия …». Об этом знал и автор Боян:
«Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,»


«Уже бо беды его пасетъ птиць
по дубию;
влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;
орли клектомъ на кости звери зовутъ;
лисици брешутъ на чръленыя щиты.»

1) Призыв к питанию «орли клектомъ на кости звери зовутъ»
2) Звуками предупреждают об опасности «лисици брешутъ на чръленыя щиты» «свистъ зверинъ въста,»
3) збися див,
кличетъ връху древа
Кликать – 1)громко кричать, призывая .2) громко кричать (о лебедях)
Лебедь - кликун получил свое название за громкие трубные крики во время брачного сезона ,клики слышатся за многие километры
«велитъ послушати - земли незнаеме,
Волзе,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ!
А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому:
крычатъ телегы полунощы,
рци лебеди роспущени.

Лебеди относятся к тотемным животным, в свадебном фольклоре лебедем называют невесту – девушку ( див)
Автор «Слова…» за IX до И.П. Павлова разглядел способность животных общаться с помощью звуков : призывать к питанию , размножению и предупреждать об опасности .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 27 ноя 2021, 00:48

Да, уважаемый Лемурий, заглянул в электронную версию ЭСПИ, где указывается. что Н.Головин толковал это место как дорыскал до Господина Тмутороканя. Мало того такой же версии придерживалась и М.А.Салмина. с той лишь разницей. что она считала. что речь могла идти не о самом городе. а о его правителе. Вполне работоспособная версия.
Только на основе одного упоминания о кур Алексее, как о правителе разрешившем второй брак, чем "прерыскал путь Солнцу" трудно доказать, что речь идет именно о кур Алексее. Если уж автор СПИ и имел ввиду именно царевича Алексея, то сообщал об этом неспроста, возможно связывая смысл предложения с деятельностью Всеслава, поступившего также, как царевич Алексей. Просмотрю еще раз рассказы о деятельности Всеслава на предмет последующего сравнения с Олегом Святославичем. либо Олексия.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2021, 01:36

corvin писал(а):Вы прекрасно понимаете, что из “свивая славы оба полы сего времени” не получится свивать края слав, и поэтому правите на “свивая обаполы слав сего времени”.

Интересно, как это я "правлю", если просто не разделяю слово обаполы (по краям, с обеих сторон), а в Вашем переводе оно пишется в два слова: оба полы (две половины). Древнерусские тексты писались без разделений, никакого "насилия над текстом" нет. Гимнографы старого времени Устава ВКЦ свивали тропари, ГДЕ? или КАК? по краям (= обаполы). Тропарь заменён словом «слава», поэтому требуется пояснение о каких из "слав" идёт речь: о ветхозаветной (ирмосы) или текущего праздника (сего времени), которые назывались тропарями.

corvin писал(а): Боян был способен увить славой любой исторический момент, и поход Игоря в частности. Славы это жанр песен Бояна. Ничего маргинального в моем переводе нет. В переводе О.В.Творогова:
… взлетая умом под облака, свивая славы вокруг нашего времени, возносясь по тропе Трояновой …

Как-то, в погоне за метафорой, у такого перевода смысл теряется. Какая цель таких действий? Куда делось слово "обаполы"? Почему именно свивать надо, а не соединять две половины?
С гимнографами Устава ВКЦ всё просто: свивали краестрочия тропарей, ирмосов или того и другого, чтобы получить акростих - техническое оформление канона. А чего добивался Боян в переводе О.В. Творогова?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 27 ноя 2021, 01:59

Краестрочия тропарей = обаполы слав сего времени.

Это же вы писали. Слово обаполы переставлено, чтобы утверждать, что речь идет о славах сего времени. Но в СПИ не так: славы свиваются с обеих сторон сего времени. т.е. сие время обвивается славами.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 ноя 2021, 09:30

Продолжу:
« О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Сигнальное значение слова заключается в его СМЫСЛОВОМ содержании. Вторая сигнальная система И.П Павлова обоспечивает формирование общего представления об окружающей действительности с помощью слова и речи . Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве предметов , явлений говорящим и слушающим. Боян говорящий , Игорь слушающий :
«Пети было песнь Игореви» или Боян говорящий , а Велесов внуче слушающий :
«Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;»
Речь кроме информационной функции имеет волеизъявительную и выразительную. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего : «Абы ты сиа плъкы ущекоталъ» т.е. воздействовал на воинов полка с помощью своего красноречия « О Бояне, соловию , плъкы ущекоталъ,
скача, славию» . «Заливаться соловьем» - говорить красноречиво , с жаром,владеть выразительной стороной речи, передавать чувства и отношение говорящего к предмету сообщения.
Боян имеет навык обращения с информацией полученной в разное время «свивая славы оба полы сего времени,» .«сего времени» - время настоящее ,а в настоящем времени описан поход Игоря и «О Бояне, соловию стараго времени» время прошлое (Ретроспекция – форма выражения информации ,отсылающая слушателей к предшествующим событиям, содержащимся в тексте). Поход Игоря Боян прерывает сообщениями о событиях из прошлого «О Бояне, соловию стараго времени… звенить слава въ Кыеве;»
;Это события, которые произошли до похода Игоря .
И плавно переходит вверх «чресъ поля на горы.» в мир небесный к «вещему Бояну», к понятийному мышлению :
« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2021, 11:07

Поздравляю, Татьяна, с миллионным посетителем этой темы.

Zinchenko_tanya писал(а):Понятие сигнальной системы введено И. П. Павловым (1849-1936). Первая сигнальная система есть у животных и человека. В высшей степени первая сигнальная система развита у птиц и млекопитающих В первой сигнальной системе животные звуками предупреждают об опастности ,призывают к питанию и размножению .
В «Слове…» у животных есть звуки – сигналы : свист , тявканье, клекот, и клики.
1) Призыв к питанию «орли клектомъ на кости звери зовутъ»
2) Звуками предупреждают об опасности «лисици брешутъ на чръленыя щиты» «свистъ зверинъ въста,»
3) збися див, кличетъ връху древа<…>
Автор «Слова…» за IX до И.П. Павлова разглядел способность животных общаться с помощью звуков : призывать к питанию , размножению и предупреждать об опасности .

Главные в «Слове» это Игорь и его «мысленное древо» с опавшими листьями, как у бесплодной смоковницы, а не основной инстинкт птиц и зверей.
Птицы ЧТО ДЕЛАЮТ? Беды Игоря стерегут, ждут кровавого уедия, предостерегают. Вот Вам аналог:

    «Но, по-види­мо­му, то, что назна­че­но судь­бой, быва­ет не столь­ко неожидан­ным, сколь­ко неот­вра­ти­мым. И в этом слу­чае были явле­ны, как сооб­ща­ют, уди­ви­тель­ные зна­ме­ния и виде­ния: вспыш­ки све­та на небе, неод­но­крат­но разда­вав­ший­ся по ночам шум, спус­кав­ши­е­ся на форум оди­но­кие пти­цы — обо всем этом, может быть, и не сто­ит упо­ми­нать при таком ужас­ном собы­тии…»
    —-
    Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Цезарь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2021, 11:36

corvin писал(а):Слово обаполы переставлено, чтобы утверждать, что речь идет о славах сего времени. Но в СПИ не так: славы свиваются с обеих сторон сего времени. т.е. сие время обвивается славами.

На вопрос что означает "свивание слав вокруг сего времени" так и не ответили. ЦЕЛЬ какая?
Оценить «мысленное древо» князя, его деяния и подвиги, на соблюдение 10 заповедей Господних цель имеет, так делали летописцы для написания посмертного панегирика - «совестных книг».
Строить славу внуков на чести дедов и отцов (Изб.1076) - тоже понятно, но соединять «славу» будущего (эко!) со славой прошлого не имеет никакого смысла.

По поводу последовательности слов в отрывке - подставьте вместо «славы» слово тропари, прославляющее текущее событие, и увидите замысел такого свивания.
Откройте любой канон, в нём есть ветхозаветная часть - ирмосы, а есть "славы сего времени" - тропари. Так вот, Автор пишет, что Боян свивал краестрочия именно тропарей, прославляющих текущее событие, а не ирмосов. Другие гимнографы периода Устава ВКЦ свивали обаполы слав ветхозаветного времени в акростих, а Боян только тропарей, поэтому и понадобилось уточнение слав какого времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2021, 12:43

краевед писал(а):Н.Головин толковал это место как дорыскал до Господина Тмутороканя. Мало того такой же версии придерживалась и М.А.Салмина. с той лишь разницей. что она считала. что речь могла идти не о самом городе. а о его правителе. Вполне работоспособная версия.

М.А.Салмина, уважаемый краевед, учёный с отменной интуицией, коротко и в точку. Её же рабочие версии о девах с о.Готланд, про «бусово время» скандинавских морских походов. Она ограничилась только краткой версией, без примеров и указания на Олега Гориславича, куръ Олексия же никто не рассматривал, только как пример употребления слова.

краевед писал(а):Только на основе одного упоминания о кур Алексее, как о правителе разрешившем второй брак, чем "прерыскал путь Солнцу" трудно доказать, что речь идет именно о кур Алексее. Если уж автор СПИ и имел ввиду именно царевича Алексея, то сообщал об этом неспроста, возможно связывая смысл предложения с деятельностью Всеслава, поступившего также, как царевич Алексей. Просмотрю еще раз рассказы о деятельности Всеслава на предмет последующего сравнения с Олегом Святославичем. либо Олексия.

Хорошая идея! В любом случае, кандидатов только два.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 27 ноя 2021, 19:29

На вопрос что означает "свивание слав вокруг сего времени" так и не ответили. ЦЕЛЬ какая?

Выражение “увить славой” вам не знакомо? В смысле прославить кого-нибудь или что-нибудь. Историческое событие, например.
Так вот, Автор пишет, что Боян свивал краестрочия именно тропарей, прославляющих текущее событие, а не ирмосов.

Предложение “свивая славы оба полы сего времени” построено так, что свиваются не края слав, а славы по обеим краям сего времени.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2021, 23:38

corvin писал(а):Выражение “увить славой” вам не знакомо? В смысле прославить кого-нибудь или что-нибудь. Историческое событие, например.

Сбить и убить тоже общий корень имеют, а смысл разный. Увить (одной) славой, а в СПИ свивая славы - соединяя в единое разные части, как обаполы тропарей в акростих. Ниже наглядно покажу как выглядит византийский канон: где у него ветхозаветные ирмосы, а где тропари - "славы сего времени".

corvin писал(а):Предложение “свивая славы оба полы сего времени” построено так, что свиваются не края слав, а славы по обеим краям сего времени.

Хорошо. Вот Минея 1 Октября. Преподобного Романа Сладкопевца.. Наглядно смотрите (красным выделено) краестрочия (обаполы слав), ирмосы, тропари: слава и ныне. Боян свивал краестрочия по краям «сего времени» - той части канона, где повествуется о текущем событии.

Изображение

Обращаю внимание, и здесь о «мысленном древе», насажденном при исходящих водах.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 28 ноя 2021, 00:42

Наглядно смотрите (красным выделено) краестрочия (обаполы слав), ирмосы, тропари: слава и ныне.

Понимая славы как строки, вы называете концы этих строк жаргонным словечком обапол. Только обапол(ы) в СПИ относится не к славам, а к этому времени. Речь СПИ идет о сторонах этого времени, а не слав, чтобы это слово не значило.
Увить (одной) славой, а в СПИ свивая славы - соединяя в единое разные части, как обаполы тропарей в акростих.

Слава в СПИ имеет два значения: просто слава в обычном понимании, и славящая кого-то песня. Боян сочинил не одну песню в жанре славы. Отсюда множественное число.
Свить кому-то торжественный венок и увить славой одно и то же.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2021, 10:37

corvin писал(а):Понимая славы как строки, вы называете концы этих строк жаргонным словечком обапол. Только обапол(ы) в СПИ относится не к славам, а к этому времени. Речь СПИ идет о сторонах этого времени, а не слав, чтобы это слово не значило.

Это в каком посте у меня такое "словечко" выскакивало? Это в Вашем варианте два слова "оба полы", а в моём одно слово, отвечающее на вопрос ГДЕ?, "обаполы", как во многих примерах, приведённых ранее:

По краям:
    «И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати...»(ПВЛ 1097)

С обеих сторон:
    «И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу…» (Флав. Полон. Иерус.)

corvin писал(а):Слава в СПИ имеет два значения: просто слава в обычном понимании, и славящая кого-то песня. Боян сочинил не одну песню в жанре славы. Отсюда множественное число. Свить кому-то торжественный венок и увить славой одно и то же.

Т.е. в Вашем понимании цель свивания слав - это "торжественный венок"? Тогда для такого варианта есть несколько "игл, язвящих славное чело": у одного человека не может быть несколько "слав", а может быть только ОДНА хорошая или дурная. Как и авторитет не может меняться по дням недели, так и "слава" - итоговый вердикт в единственном числе. Слава слагается из деяний человека и его подвигов. Свивать несколько "вердиктов" невозможно, поскольку это конечный продукт. Например, есть такое выражение «шить дело», итоговым вердиктом такого свивания будет приговор, единственный и окончательный, в ед.ч., так и с «мысленным древом» князей, их делам и подвигам, в конце жизни летописец определял достойны ли они покаяния, «древо» ли он плодоносное при исходящих водах или прожил князь жизнь смоковницей бесплодной - ОДИН вердикт, ОДНА слава.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 ноя 2021, 12:27

Здравствуйте , Лемурий!
«Главные в «Слове…» Игорь и его древо с опавшими листьями …» - как утверждаете Вы , Лемурий. Ошибаетесь.
Главный положительный герой «Слова…» «вещий Боян» - он идеален ,воплощение нравственныз ценностей, знающий ,его поведение образец для «братиев» и пример для подражания .
Самый главный антигерой Владимир Игоревич !!! Герой по умолчанию, его образ появляется только в конце произведения. ВСЕ остальные персонажи в «Слове…»отрицательные, все они еще больше оттеняют положительного героя и автора Бояна .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2021, 13:38

Zinchenko_tanya писал(а): Главный положительный герой «Слова…» «вещий Боян» - он идеален ,воплощение нравственныз ценностей, знающий ,его поведение образец для «братиев» и пример для подражания .

Боян - положительный герой, но не главный. Введён в повествование Автором как образец песнотворца старого времени, старого стиля "трудных повестей" временных лет, от которого отказывается Автор и предлагает начать песнь по былинам сего времени, как было на самом деле, а ни как придумывал Боян о первых усобицах, настраивая тело для воспевания - " изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу «во псалтири десятоструннем» (свт. Василий Великий, толкование Пс.32:2), только после этого он восходит умом к горнему:

    "Псалтирь источник гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать Горнего, приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро, самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к Горнему... Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве."(там же)


Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху = «древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны» (Предисловие к Хронографу 1641).

Иными словами, Боян получал информацию пророческую, вѣщую, ту, что другим знать не дано. Автор же в противоположность Бояну пишет по рассаказам очевидцев событий, так как было на самом деле. Боян писал как Нострадамус, Автор как историк.

Zinchenko_tanya писал(а): Самый главный антигерой Владимир Игоревич !!! Герой по умолчанию, его образ появляется только в конце произведения. ВСЕ остальные персонажи в «Слове…»отрицательные, все они еще больше оттеняют положительного героя и автора Бояна .

О, как! А ничего, что о Владимире Игоревиче в СПИ два слова самом в конце?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 28 ноя 2021, 16:42

Это в каком посте у меня такое "словечко" выскакивало?

Наглядно смотрите (красным выделено) краестрочия (обаполы слав), ирмосы, тропари: слава и ныне.

“обаполы слав” используется в значении существительного. С помощью этого словечка (обаполы - в значении существительного) вы пытаетесь утвердить связь между церковным текстом и СПИ. Между тем в тексте обаполы вообще не используется, а в СПИ имеет другое значение.
у одного человека не может быть несколько "слав", а может быть только ОДНА хорошая или дурная.

Я же много раз писал, что славы это песни Бояна. Предполагается, что песня у Бояна была не одна.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

cron