Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 13 янв 2022, 00:47

Уважаемая Татьяна, как в свое время псал А.Чернов. все СПИ пронизано от заглавия до Аминя игрой смыслами сказанного. Я бы еще добавил. что СПИ пронизано и игрой воображения. Относительно упоминания "мысленного древа" с одной стороны речь может идти и о воображаемом древе и о реальном. т.к. часть пути Игоря в половецкую степь проходила по лесным массивам. Я как житель мест предполагаемого направления похода Игоря изучал географические реалии этих районов. В плане географическом, правый приток реки Сев. Донец. река Мжа (Можь) находится фактически на рубеже лесостепи со степью. Уже современный город Первомайский харьковской обл., находится в степной зоне. Именно в районе Первомайского в древности проходила часть Муравского шляха. Судя по сюжету СПИ Игорь пройдя лесные массивы. где кричал див в верху древа. он оказывается у края половецкого поля, где и происходят последующие битвы с половцами. Можете обратить внимание и на тему о Диве. где я высказал предположение, что под образом Дива может скрываться автором СПИ сам князь Игорь. попавший под влияние языческих сил. Здесь как бы древо приобретает оттенок символического дерева. на которое возносится Игорь в своем стремлении добыть славу в походе, возвысив себя и не усмирив свою гордыню отошел от Божих заповедей. но наказанный Господом за свои прегрешения перед ним свергается вниз.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 янв 2022, 21:31

Zinchenko_tanya писал(а):Все четыре смысла , отмеченные во вступлении, это ключ к прочтению и пониманию текста .

Добрый день, Татьяна! Рекомендую по этой версии обратиться к Wagner, он не столь скоро , но найдёт аналог в международной литературе, если он есть, конечно. Я лично, в этой версии 4-х смыслов Августина в СПИ сомневаюсь, причём, сильно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 янв 2022, 11:04

Здравствуйте , Лемурий , Краевед и Corvin.
В 70 годы 20 века появился термин художественное пространство.Было отмечено,что пространство обладает различными свойствами: быть воображаемым , реальным и историческим. И в «Слове…» автор Боян выделяет те же пространственные модели ,только в 12 веке.
1) Воображаемое пространство представлено вертикальной организацией, трехслойной Вселенной «то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
2) Реальное горизонтальное пространство обозначено текстом
«наведе своя храбрыя плъкы
на землю Половецькую
за землю Руськую.»
3) «та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.» - автор рассказывает об историческом пространстве, о том , как Ярослав и его брат Мстислав поделили русскую землю. В год 1024 была война, а в 1026году братья « заключили мир… И разделили по Днепру Русскую землю, Ярослав взял себе эту сторону , а Мстислав ту .»Вся Русская земля исторически была поделена на три княжества: Киевское , Тмутороканьское , а еще раньше Полоцкое .
Все модели литературно – художественного пространства в «Слове..» дополняют друг друга, взаимодействуют и совмещаются. Язык пространственных отношений и нравственной модели мира совпадают .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 17 янв 2022, 00:40

Уважаемая Татьяна, возможно, упоминание о "мысленном древе" творчества Бояна и можно оценивать. как представления древнерусского книжника о художественном пространстве, где есть место и воображаемому пространству и реальному и историческому, заключив эти представления в образ Мирового дерева.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 янв 2022, 22:39

Здравствуйте , Краевед.
На первом этапе осмысления, пространство обосновывалось на противопоставлении « низа « и «верха», с которым сопоставлялись мир небесный – дружественный ,и мир подземный – враждебный . Самая верхняя точка пространства в «Слове…»обозначена текстом «шизымъ орломъ подъ облакы», и самое низкое положение в пространстве «орли клектомъ на кости звери зовутъ».Центром вертикальной модели мира стало мировое древо . Эквивалентом древа являлась гора . По древу и горе можно подняться вверх или опуститься вниз. Язык пространственных отношений и нравственной модели мира совпадают .
Верхнюю точку пространства определяет орел – «птица высокого полета» , так называют человека,который стоит выше обычных людей, важная птица .Восходить ,значит , совершенствоваться, «идти в гору»достигать преуспевания во всем ,
Нисходить – опускаться в достоинстве и праведности жизни . И как чувствует себя человек на самом дне,на последней ступеньки пространства? «орли клектомъ на кости звери зовутъ» «Хищник терзает свою добычу . Переносно : Разрывать , раздирать на части, мучить , причинять страдание физические или нравственные .»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 20 янв 2022, 00:38

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Краевед.
На первом этапе осмысления, пространство обосновывалось на противопоставлении « низа « и «верха», с которым сопоставлялись мир небесный – дружественный ,и мир подземный – враждебный . Самая верхняя точка пространства в «Слове…»обозначена текстом «шизымъ орломъ подъ облакы», и самое низкое положение в пространстве «орли клектомъ на кости звери зовутъ».Центром вертикальной модели мира стало мировое древо . Эквивалентом древа являлась гора . По древу и горе можно подняться вверх или опуститься вниз. Язык пространственных отношений и нравственной модели мира совпадают .
Верхнюю точку пространства определяет орел – «птица высокого полета» , так называют человека,который стоит выше обычных людей, важная птица .Восходить ,значит , совершенствоваться, «идти в гору»достигать преуспевания во всем ,
Нисходить – опускаться в достоинстве и праведности жизни . И как чувствует себя человек на самом дне,на последней ступеньки пространства? «орли клектомъ на кости звери зовутъ» «Хищник терзает свою добычу . Переносно : Разрывать , раздирать на части, мучить , причинять страдание физические или нравственные .»


Уважаемая Татьяна, в тексте СПИ многое основано на противопоставлении. так, Русска земля - половецкая. день - ночь, князь - хан, русичи - дети бесовы (половцы) и т.д. характизируя метод творчества Бояна автор СПИ писал:"а ще кому хотяше песне творити то растекашется мыслию по древу серымъ волкомъ по земли шизмъ орломъ подъ облакы помняшетъ бо речь первыхъ временъ усобице". Из этого следует, что Боян мог спеть либо хулу либо славу. в зависимости от того. кому бла адресована его песня. Вполне возможно, что Боян был благосклонен к определенному княжескому "гнезду", занимая позицию оправдания "своего" князя в период "первыхъ временъ усобице". В тоже время негативно отношась к противоположному княжескому лагерю. обвиняя и осуждая его в период межкнжеских столкновений. Нельзя исключать и такой вариант взгляда автора СПИ на методы творческого подхода Бояна к описываемым событиям. Я оставаясь на позициях того. что СПИ было написано в лагере Ольговичей считаю, что автор СПИ не идет по стопам Бона. занимая позицию восхваления Ольговичей. а пишет свою песню правдиво. и если князь достоен осуждения за свои поступки. то автор песни проявляя независимую позицию пишет о реальном положении дел. Потому он и вопрошает к Бояну. задавая риторический вопрос, как бы тот спел песню Игорю. видимо намекая на то. еслибы Боян был из лагеря Ольговичей, все равно бы восхвалил князей невзирая на результат похода. заливаясь соловьем. Автор СПИ отказвается от такого творческого метода, осуждая Игоря за необдуманный поход за славой.
Как писал ранее в древности орел олицетворял в себе Божье начало, символизируя Христа. воспарившего над землей. В тоже время волк по древним представленим связывался с образом дьявола.
Как мне представлется орел в характеристике метода творества Бона, как и "мысленное древо" также "мысленный" и является символической птицей. Строки же СПИ: "орли клектомъ на кости звери зовутъ" скорее относится к реалиям. когда стервятники слетались на поле битвы. чтобы поживиться погибшими. Нельзя исключать и мнения. что под волками, лисицами и орлами автор СПИ подразумевал половецкие роды. противостоящих Игорю в походе, чьими родовыми тотемами являлись различные животные. Так хан Боняк был из рода Бурчевичей, чьим тотемным животным являлся волк.
Думаю, что орел парящий под облаками из характеристики творества Бона и орел зовущи зверей на кости погибших несут совершенно разный поэтический замысел. Трудно связать орла Бояна в котором заметно Божественное начало с желанием приинить кому-то боль и страдания.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 янв 2022, 22:06

Zinchenko_tanya писал(а):Центром вертикальной модели мира стало мировое древо . Эквивалентом древа являлась гора . По древу и горе можно подняться вверх или опуститься вниз. Язык пространственных отношений и нравственной модели мира совпадают. Верхнюю точку пространства определяет орел – «птица высокого полета», так называют человека, который стоит выше обычных людей, важная птица .Восходить ,значит , совершенствоваться, «идти в гору» достигать преуспевания во всем..

Мне нравится Ваш полёт мысли, Татьяна, только он не опирается на древнерусские литературные памятники, а это напрасно:

    "...ерѣем, блюдуще насъ отъ волка мысленаго еже есть дьяволъ. Того волка, блюдуче насъ, ерѣи велят нам бѣгати на горы. да быхом непостижени были волком и ведоми в дно аду. Тѣх бо горъ сам волкъ бѣгает аще хощет погнати насъ, да скоро устанетъ и посрамленъ бываетъ Богомъ и лова своего в нас неимѣеть. Аще бо на тѣ горы возбѣжім спасемся, горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ("Слово о посте" XIIв)
Про "мысленное древо" писали ни раз, это УСТОЙЧИВОЕ словосочетание. "Мировое древо" - одно значение, "Мысленное древо" - другое и не надо их смешивать.

Волк и орёл - так же две противоположности метафорические:
"Тѣх бо горъ сам волкъ бѣгает аще хощет погнати насъ" ("Слово о посте")
"в ветвях его живяху птицы небесныя, и от него питашеся всяка плоть;» потому что под его властью находились... люди более разумные и кроткие, быстрые и парящие умом..."(блж. Феодорит Кирский Толкование Дан. 4:9) ср. Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло. Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 янв 2022, 22:26

краевед писал(а):Боян мог спеть либо хулу либо славу. в зависимости от того. кому была адресована его песня.

Правильно, уважаемый краевед, только, опять-таки, касаясь "вещими перстами" 10-струнной псалтири, где каждая струна - заповедь Господня (см. Толк. Пс.32:2). В зависимости от соблюдением князем этих заповедей и его "конечная песнь" получалась либо хулой, либо панегириком.

краевед писал(а):Вполне возможно, что Боян был благосклонен к определенному княжескому "гнезду", занимая позицию оправдания "своего" князя в период "первыхъ временъ усобице". В тоже время негативно отношась к противоположному княжескому лагерю. обвиняя и осуждая его в период межкнжеских столкновений.

Вот это вряд ли. Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого, когда Русь не делилась на княжества, а была единая, и времён Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого, начавших крамолу, отсюда и угроза Всеславу Бояном Божьим Судом. Он при жизни Всеслава нужные вставки о нём в летописные повести сделал.

краевед писал(а):Как писал ранее в древности орел олицетворял в себе Божье начало, символизируя Христа. воспарившего над землей. В тоже время волк по древним представлениям связывался с образом дьявола.

Почти тоже самое написал в предыдущем сообщении, только с орлом Христа не ассоциировали, только с Солнцем и с виноградной лозой. Орёл - символ евангелиста Иоанна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 21 янв 2022, 00:54

В любом случае, уважаемый Лемурий, образ орла, летающего под облаками из СПИ в характеристике творчества Бояна. данной автором СПИ ассоциируется с Божьим началом, восхваляя праведников и низвергая грешников вниз на землю, где находится дьявол в образе волка.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 янв 2022, 12:39

краевед писал(а):В любом случае, уважаемый Лемурий, образ орла, летающего под облаками из СПИ в характеристике творчества Бояна. данной автором СПИ ассоциируется с Божьим началом, восхваляя праведников и низвергая грешников вниз на землю, где находится дьявол в образе волка.

Похоже, "паря умом под небесами" с праведниками, волком преследуя грешников.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 22 янв 2022, 00:09

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):В любом случае, уважаемый Лемурий, образ орла, летающего под облаками из СПИ в характеристике творчества Бояна. данной автором СПИ ассоциируется с Божьим началом, восхваляя праведников и низвергая грешников вниз на землю, где находится дьявол в образе волка.

Похоже, "паря умом под небесами" с праведниками, волком преследуя грешников.


Преследование грешников, уважаемый Лемурий. ближе к католицизму. т.к. само слово "преследование. расследование" переводится как инквизиция. Инквизиция - церковная организация, занимающаяся преследованием и расследованием деяний грешников.
Думаю. в своем творчестве Боян не ставил перед собой цели преследовать грешников, а наставлять их на путь истинный, предупреждая их о будущем Суде Божьем. Хотя возможен и вариант. что под "мысленным древом" Бояна мог подразумеваться не только литературный путь певца "старого времени". но и его жизненный путь, который Бояном мог быть пройден от язычества до христианства.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 янв 2022, 09:13

краевед писал(а):наставлять их на путь истинный, предупреждая их о будущем Суде Божьем.

За угрозами должно быть знание ситуации. Например, редактор 1073 ДКС Никон Великий, вставивший в Новгородскую летопись ("позднейший читатель" у Шахматова), позже эта запись попадёт в ПВЛ, сведения о рождении Всеслава от волхования, его наузоношении и немилосердии на кровопролитие ТОЧНО знал, что с такими "совестными книгами" Всеслав Страшного Суда не минует.

Лишний раз, уважаемый краевед, убедился, что идём с церковными метафорами в правильном направлении. Вчера ещё одно "тёмное место" перестало быть таковым. См. синее вино съ трудомь смѣшено = "напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его". (Ин.19.29).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 янв 2022, 11:19

Здравствуйте , Лемурий и Краевед.

«то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.» ( Слово о полку …)
«Богат возглаголеть — вси молчат
И вознесут слово его до облакъ»(Слово Даниила заточника)

«Ни вознесе до облакъ богата несмыслена.
Нищь бо мудръ — аки злато в кални судни,
А богат красенъ и не смыслить —
То аки паволочито изголовие, соломы наткано.
Господине мой! Не зри внешняя моя,
Но возри внутреняя моа.
Азъ бо одениемъ оскуденъ есмь, но разумом обиленъ;
Унъ възрастъ имею, а старъ смыслъ во мне.
Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху.»
Птица высокого полета, орел, опускается вниз пространства.
«На батюшке было на Окиян-море,
На его было на крутых бережках,
На желтых его песках сыпучих,
На сыпучих песках, мелких, разсыпчатых,
Выростало тут кипарис-древо.
Со комеля деревцо свилевато,
Ко середочке деревцо сучковато,
Ко вершиночке деревцо кудревато,
На самой вершиночке были развилочки;
На развилочке сидел млад сизой орел …
Возвивался орел высокохонько,
Опущался орел низехонько,
Ушибался орел о бел горюч камень.»
Симбирская губерния. Русская Беседа 1856 года, № 1.

«збися див,
кличетъ връху древа,»

«Уже бо беды его пасетъ птиць
по дубию;
влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;
орли клектомъ на кости звери зовутъ;»(Слово о полку…)

«Где будет труп , там собируться орлы» (Матф,23:28)
Данный текст из «Слова Даниила заточника»
«Не зри внешняя моя,
Но возри внутреняя моа.»
Ответ, почему орлы двуглавые , то взвиваются , то опускаются.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 янв 2022, 13:44

Если, Татьяна, берём Даниила Заточника, то давайте Вам покажу откуда эти цитаты:

Богат возглаголеть — вси молчат и вознесут слово его до облакъ, а убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть. = (Сир. 13:28-29) "Богатый возглагола, и вси умолчаша и слово его вознесоша даже до облак: убогий возглагола, и реша: кто сей есть?" =(Изб.1076)"Богатый възглагола — и вьси умълкоша, и слово его възнесошя до облакъ, убогый же възглагола — и вьси рекоша: «Чьто сь есть?»"= (Пчела) "Богатый възглаголеть — и вси умолкоша, и слово его възвысиша до облакъ."

Азъ бо одѣниемъ оскуденъ есмь, но разумом обиленъ; унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ = (КПП) "К сему прииде блаженный Феодосие, млад сый възрастом, разумомъ же старъ".

Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху = (СПИ)"летая умомъ подъ облакы" = (Пчела) "Нилъ рече. Якоже птенець крильнымъ летѣниемъ по въздуху высоко паритъ такоже и благочтивыи мужь от земнаго къ небесному молитвою преложиться".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 янв 2022, 14:06

краевед писал(а):образ орла, летающего под облаками из СПИ в характеристике творчества Бояна. данной автором СПИ ассоциируется с Божьим началом...

    «Нилъ рече. Якоже птенець крильнымъ летѣниемъ по въздуху высоко паритъ такоже и благочтивыи мужь от земнаго къ небесному молитвою преложиться»(Пчела)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23465
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4