Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 апр 2024, 09:03

userdez писал(а):Чтобы в 64 г. слететь с церкви, надо там быть, а Клим "сбитый летчик" с 1155 г. и эти девять лет ползал за своим благодетелем.

Не надо уподобляться Псевдо-Даниилу XIIIв, люто завидовавшего яркой судьбе Климента.
После смерти Изяслава Мстиславича у Климента святительский сан сохранился и он мог занимать место епископа, о чём и писал М.Д. Присёлков:

    «Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент…»
    ------
    М.Д. Присёлков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214
В любом случае он был всё это время при Мстиславе Изяславиче, который 22.12.1158 при этом «думце» добыл себе «злат стол», но отдал его Ростиславу с тем чтобы тот поставил снова митрополитом Климента, вместо купившего себе митрополитство Константина, который клял его отца. Совершенно очевидно, что и поход 1168 (Ипат. 1170) по защите «среброносных струй» Переяславля (Гречника, Залозника, Соляного) тоже был подготовлен его духовником и думцем, но в это время у него уже «свой поп» Данила вместе с игуменом Поликарпом хоронивший «с обычными песнями» его брата Ярополка Изяславича.

userdez писал(а):"Лучше волком по яруге, чем с крестом, на брюхе".

Вот только когда "лев" Ростислав надумал Климента по уговорам игумена Поликарпа снова митрополитом поставить в 1164 и получить для него разрешения константинопольского патриарха, он ему по-другому «ему нози лизаху»:

    «Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» [= не довольствуйся малым]… (СДЗ)
А «малое» для митрополита, ратовавшего вслед за Иларионом за автокефалию Русской Церкви, занимать кафедру Владимира-Волынского.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Wagner » 29 апр 2024, 17:13

Константина-2 всего-то отозвал патриарх, как хочет доказать Wagner, что только принудительно епископ/митрополит мог свой сан оставить, хотя привел ему массу примеров, что много раз самостоятельно и со сменой имени (Успенские 2017:62-68).

Уважаемый Лемурий,

в средние века, таких терминов как «принудительно» и «самостоятельно» не существовало в принципе. Все было «Божией Волею». Если Господь своею волею ниспослал стать архипастырем – то сие Его воля, и крест сей надобно нести пожизненно. Митрополит или патриарх – это всего лишь епископ епископов, старший администратор в юрисдикции поместной церкви. Главой церкви является сам Христос – отсюда и термин «Церковь Христова». Если епископ сам низлагал с себя сан архиерея, то выступал этим супротив воле Господа.
2-е правило запрещало архиереям самовольно удаляться в монастыри для иноческого жития, а сделавшие это были лишены права возвращаться на кафедру.

ΚΑΝΟΝΕΣ ΤΗΣ ΕΝ ΤΩ ΝΑΩ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΣΟΦΙΑΣ ΜΕΓΑΛΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ (879-880)
Κανὼν β´ τῆς ἐν τῷ Ναῷ Μεγάλης Συνόδου. Ὅτι οἱ μονάσαντες ἐπίσκοποι, ἐκπίπτουσι τῆς ἀξίας.

Εἰ καὶ μέχρι τοῦ νῦν ἔνιοι τῶν ἀρχιερέων εἰς τὸ τῶν μοναχῶν κατιόντες σχῆμα ἐπὶ τῷ τῆς ἀρχιερωσύνης ἐβιάζοντο διαμένειν ὕψει, καὶ τοῦτο πράττοντες παρεωρῶντο, ἀλλ᾿ οὖν ἡ ἁγία καὶ οἰκουμενικὴ αὕτη σύνοδος, καὶ τοῦτο ρυθμίζουσα τὸ παρόραμα καὶ πρὸς τοὺς ἐκκλησιαστικοὺς θεσμοὺς τὴν ἄτακτον ταύτην ἐπανάγουσα πρᾶξιν, ὥρισεν, ἵνα εἴ τις ἐπίσκοπος ἢ εἴ τις ἄλλος τοῦ ἀρχιερατικοῦ ἀξιώματος πρὸς τὸν μοναδικὸν θελήσοι κατελθεῖν βίον καὶ τὸν τῆς μετανοίας τόπον ἀναπληρῶσαι, μηκέτι τοῦτον τῆς ἀρχιερατικῆς ἀντιποιεῖσθαι ἀξίας. Αἱ γὰρ τῶν μοναχῶν συνθῆκαι ὑποταγῆς λόγον ἐπέχουσι καὶ μαθητείας, ἀλλ᾿ οὐχὶ διδασκαλίας ἢ προεδρείας, οὐδὲ ποιμένειν ἄλλους, ἀλλὰ ποιμαίνεσθαι ἐπαγγέλλονται. Διὸ, καθ᾿ ἃ προείρηται, θεσπίζομεν, μηκέτι τινὰ τῶν ἐν ἀρχιερατικῷ καταλόγῳ καὶ ποιμένων ἐξεταζομένων εἰς τὴν τῶν ποιμαινομένων καὶ μετανοούντων χώραν ἑαυτὸν καταβιβάζειν. Εἴ δέ τις τοῦτο τολμήσειε πρᾶξαι, μετὰ τὴν ἐκφώνησιν καὶ διάγνωσιν τῆς νῦν ἐκπεφωνημένης ψήφου, αὐτὸς ἑαυτὸν τοῦ ἀρχιερατικοῦ ἀποστερήσας βαθμοῦ, οὐκέτι πρὸς τὸ πρότερον, ὅπερ δι᾿ αὐτῶν τῶν ἔργων ἠθέτησεν, ἀξίωμα ἐπαναστρέψει.

Дословный перевод с греческого:
Правила Великого Собора в храме Св. Софии (879-880 гг.)
Правило 2. Великого Собора в храме. О том, что епископы, принявшие монашество, лишаются своего достоинства.
Так как до сих пор некоторые архиереи, приняв монашеский чин, старались оставаться на высокой архиерейской службе и на подобные их действия не обращалось внимания, то этот святой и вселенский Собор намерен исправить этот непорядок и устранить такой недосмотр, вопреки церковным постановлениям, повелевает: что если епископ или кто-либо другой из архиерейского достоинства пожелает вступить в монашескую жизнь и подчинится покаянию, то он уже не сможет присвоить себе архиерейский сан, потому что обеты монашества содержат обязанность послушания и ученичества, а не учения или старшинства, и о которых идет речь, они обещают не то, что они будут пастырями других, но что сами будут подчиняться пастырям. Поэтому, как уже сказано, мы устанавливаем: никто из тех, кто включен в список (именник) архиереев и пастырей, не может спускаться на место руководимых и живущих покаянной (монашеской) жизнью. И кто осмелится это сделать, после объявления и оглашения решения сего Собора, тот, отменяя себя от архиерейского сана, не должен вернуться к прежнему достоинству, от которого он отказался своим поступком.

Синодальный перевод 1839 г.
Хотя даже доныне некоторые из архиереев, нисшедшие до монашеского образа, прилагали усилия к тому, чтобы оставаться на высоте архиерейства, и такие их действия оставлялись без внимания, однако этот святой и Вселенский собор, и устраняя данный недосмотр, и возвращая эту практику, нарушающую порядок, к церковным законам, определил: если епископ или кто иной, имеющий архиерейское достоинство, пожелает сойти к монашеской жизни и занять место покаяния, то впредь пусть он уже не добивается архиерейского сана. Ибо монашеские обеты говорят о повиновении и ученичестве, а не об учительстве или председательстве; монахи обещают не других пасти, но самим быть пасомыми. Поэтому, согласно сказанному выше, мы постановляем, чтобы никто из принадлежащих к числу архиереев и пастырей не низводил себя на место пасомых и кающихся. Если же кто-либо дерзнет это совершить после оглашения и приведения в известность ныне произносимого решения, тот, сам себя лишив архиерейской степени, впредь пусть не возвращается к прежнему достоинству, которое отверг самими делами.

Это правило было известно по славянским переводам в разных редакциях Кормчей книги, которая использовалась в Русской Церкви как «Правила св. поместных соборов». Переводы были далеки от совершенства, и большая часть помещенных в Кормчих нормативных актах устарела и вышла из употребления.

Из числа правил с общим содержанием заслуживает внимания пр. 5, по которому воспрещено на будущее время быстрое возведение в церковные должности лиц светских, где говорилось, что прежде возведения во епископа известное лицо один год должно быть чтецом, два года иподиаконом, три года диаконом, и четыре года священником; а кто возводится в епископы, обойдя эти посредствующие ступени, тот лишается сана. Очевидно правило вызвано историей поставления Фотия в патриархи.
Патриарх Фотий тотчас по окончании собора объявил его «варварской засадой», комедией, где «давались представления, как на сцене», сборищем «неистовых Коривантов и Вакхантов», собранием, которое само себя «покрыло стыдом». Впоследствии Фотий постарался уничтожить всякую память об этом соборе в Восточной Церкви. И его благородные усилия имели полнейший успех. Забвения, полного забвения – вот чего достиг в скором времени собор этот на Востоке. Прошло немного времени после того, как собран был этот собор – он теряет всякое значение здесь. «Забыт собор, остались без употребления его правила, ни один греческий канонист не комментирует этих правил, ни один юридический сборник не приводит их текста, они как будто бы сквозь землю провалились и только немногие греческие рукописи сохранили сокращенный текст актов этого собора.
«Положим, сожжение различных документов, относящихся к временам патриаршей деятельности Фотия, доставило большое удовольствие собору; но зачем же было коптить великолепный купол Софийского храма?»

Текст 2-го правила в Кормчей:
Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковые действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иной архиерейского сана, восхощет снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствование: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиерев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимого ныне определения: таковый, сам своя устранив от архиерейского места, да не возвращается
к прежнему достоинству, которое самым делом отложил.

На это пр. 2 в славянской Кормчей имеются классические толкования Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона.
Правило имеет в виду принятие епископом пострига после своей хиротонии. Оно называет это нисхождением в монашеское житие. Таким случаем было бы, если бы епископ, ранее бывший только в рясофоре, принял бы монашеское пострижение или будучи монахом принял бы великую схиму. Напротив, правило это не препятствует восхождению от монашества или даже великой схимы на епископское достоинство, если такое лицо будет избрано Собором. Именно такова существующая в Церкви практика.

ПРАВИЛА СВЕТОГ САБОРА (КОНСТАНТИНОПОЉСКОГ) КОЈИ ЈЕ БИО У ХРАМУ ПРЕМУДРОСТИ РЕЧИ БОЖИЈЕ
Правило 2.
Толкование епископа Никодима (перевод с сербского):
«Как видно, некоторые епископы, которые сделались епископами из мирян или из девственников, принимали монашество и, следовательно, давали положенные монашеские обеты. Настоящий собор, считая такую практику непорядком (ἄτακτον πρᾶξιν), воцарившимся в церкви благодаря недосмотру (παρόραμα), вопреки церковным постановлениям, замечает, что монашеские обеты послушания и ученичества не согласуются с званием епископа, долженствующего быть учителем, старейшиной и пастырем других, в противоположность монаху, долженствующему быть в послушании и подчинении у пастырей и посвятить всю свою жизнь исключительно покаянию. И так как монашеские обеты безусловно обязательны для всех монахов, между тем они, эти обеты, несовместимы с положением епископа, как верховного учителя и архипастыря, то собор настоящим правилом своим и предписывает, чтобы епископ не принимал монашества и не давал монашеских обетов и, таким образом, не низводил бы себя с высоты архиерейства в разряд пасомых и кающихся. В случае, если какой-либо епископ сделает это, он тотчас перестает быть епископом и больше никогда не имеет права присваивать себе архиерейского достоинства. С тех пор правило это имеет силу во всей церкви, как в восточной, так и в западной (Decret. Gratian., C. VII, q. l). В своем толковании 3 правила анкирского собора Вальсамон приводит случай с епископом амиклийским (в Лаконии) Николаем Музалоном, который, по распоряжению гражданской власти, пострижен был в монахи и впоследствии делал все возможное, чтобы освободиться от монашеских обетов и стать снова полноправным епископом; с этой целью он наконец явился к константинопольскому синоду. Патриарх Лука (1156–1169), увидев Николая в епископском одеянии, отказал ему в просьбе, ссылаясь на то, что, хотя ему и можно было бы помочь, если бы он подождал синодского решения, однако теперь, когда он, противно существующему порядку, сам снял с себя монашеское одеяние, в которое, правда, силой был облечен, помочь ему уже было невозможно (Аф. Синт., III, 27). Этот случай показывает нам, как строго смотрели на настоящее правило в XII столетии. Однако, после смерти патриарха Луки, патриарх Михаил III (1169–1177) уважил просьбу епископа Николая и специальной синодальной грамотой возвратил ему епископские права (толкование Вальсамона упомянутого анкирского правила, а также его же толкование 50-го карфагенского правила в Аф. Синт., III). В своем толковании данного правила Вальсамон касается также вопроса об епископах из монахов, причем, признавая, как и должно, силу настоящего правила, замечает, что к таковым епископам настоящее правило можно относить лишь тогда, когда бы они приняли великую схиму (μέγα σχῆμα), в каковом случае они перестают быть епископами (Аф. Синт., II, 709). То же самое говорит и 90-е правило при Большом Требнике.»
Правила (ΚΑΝΟΝΕΣ) православне Цркве с тумачењима. Радња Никодима, епископа далматинског. (Књига II. Нови Сад. 1896) Српски епископ далматински и истарски св. Никодим (исповедник) (Ни́кола Ми́лаш, 1845–1915) – канониста, теолог, академик и писац.

Масса же примеров «самостоятельного ухода» от пастырского служения – ничто иное как жёсткое давление светской или духовной власти, а часто и то и другое в совокупности. Светская власть (императоры или князья) повсеместно вмешивались во внутренние дела церкви, и нередко своими волевыми решениями регулировали её деятельность, в том числе, возведение или низложение епископов. Один из массовых примеров «самостоятельного» низложения сана – разгром «Новгородской ереси», когда многие клирики предпочли монашескую келью, нежели смертную казнь.

Новейший пример «самостоятельного ухода» от пастырского служения – отречение (в связи с ухудшившимся состоянием здоровья) папы Бенедикта XVI. Официальный титул после отречения — Его Святейшество Бенедикт XVI, Papa Emeritus (папа римский на покое). После отречения от престола в 2013 году он переехал на постоянное место проживания в монастырь Матери Церкви в Ватиканских садах недалеко от собора Святого Петра, где раньше жили 12 монахинь. Прожил там 9 лет до своей смерти 2022 году. Ему принадлежит рекорд долгожительства среди пап римских (умер в возрасте 95 лет). Его предшественник Иоанн Павел II (первый папа славянского происхождения – поляк, причислен (канонизирован) католической церковью к лику святых), на исходе своего правления был более немощный. Ныне правящий Франциск (первый папа из Нового Света (Аргентина) и первый папа иезуит-монах), в последнее время не может самостоятельно передвигаться, но не отрекается от престола. Бенедикт XVI (в миру Йозеф Алоиз Ратцингер) был первый папа немецкого происхождения за почти тысячу лет, который упорно сопротивлялся радикальным реформам в католической церкви (терпимость к однополым бракам, трансгендерам и т.п.). Но более всего реформе Института религиозных дел (IOR) – дикастерии Римской курии, которая выполняет функции банка Ватикана. Он отказывался предоставлять ФБР и IRS — налоговому управлению федерального правительства США информацию о финансовой деятельности IOR. До его отречения, IOR было крупное надгосударственное транснациональное и единственное в мире абсолютно независимое финансовое учреждение. Банк давал возможность крупным корпорациям (формально созданным для религиозных, благотворительных и научных целей) инвестировать средства, привлечённые на их счета, конфиденциально и без уплаты налогов. В 2012 Forbes назвал IOR «самым секретным и уникальным банком в мире». Уязвимость IOR – золото банка Ватикана депонировано в Федеральной резервной системе США. Бенедикт предпочёл «самостоятельное отречение», нежели смертельный инсульт или инфаркт, а также избежать вхождение в историю, как папа разрушивший финансовую независимость Ватикана. В данном случае «Божья воля» – это «воля Вашингтона».

Успенские приводят только факты не углубляясь в причинно-следственные связи данных отречений. В любом случае, самовольное удаление архипастыря в монастырь противоречит не только канонам (правилам) церкви, но и христианскому учению. Сподвигнуть архиерея на такой поступок могли только обстоятельства, когда гнев светской власти более ужасен, нежели гнев Господень. Не каждый готов стать мучеником ради Христа.

Mit freundlichen Grüßen
Wagner
Der Wahrheit dienen!
Аватара пользователя
Wagner
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 авг 2006, 12:44

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 апр 2024, 01:01

    «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie Unci gain des Lebens goldner Baum...»(Goethe «Faust»)
Уважаемый Wagner, спасибо за интересный комментарий, а как же быть с существованием примеров добровольного ухода епископов/митрополитов в монахи?

Что касается постулатов Церкви, то и они не исключают добровольного решения о снятии с себя "архиерейского достоинства":

    «2. Хотя доныне некоторые архиереи, нисшедшие в монашеский образ, усиливались пребывать в высоком служении архиерейства, и таковые действия оставляемы были без внимания, но сей святой и Вселенский Собор, ограничивая такое недосмотрение и возвращая сие вне порядка допущенное действие, к церковным уставам, определил; если какой-нибудь епископ или кто иной архиерейского сана захочет снизойти в монашеское житие и стать на место покаяния, – таковой впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства…»
    —-
    2 Правило Константинопольский Собор в Храме св. Софии (879 г.)
Как видите, уважаемый Wagner, никакими церковными правилами не запрещалось архиереям принимать монашеский образ со сменой имени, другое дело, что в этом случае им запрещалось снова становиться епископами/митрополитами, но и здесь были исключения:

    «Как рассказывает Пахимер («О Михаиле Палеологе», II, 18, IV, 10), после низложения константинопольского патриарха Арсения (1255-1259, 1261-1265) Андроник, епископ Сардский, оставляет епископскую кафедру, «принимает иноческую одежду и вместо Андроника получает имя Афанасий»; впоследствии, когда арсениты взяли верх, монах Афанасий был восстановлен в сане епископа Сардского и снова переименован в Андроника (Пахимер, 1984, І, с. 170-171, 356-357; ср.: Б. Успенский, 1998, с. 68, примеч. 66). Одна из возможных интерпретаций этого эпизода состоит в том, что Андроник в свое время принял великую схиму, оставив епископскую кафедру и сменив имя Андроник на Афанасий (ср. выше, § X-4, 5); затем он снимает с себя схиму и снова становится епископом, вернувшись к прежнему имени Андроник…» (Успенские 2017:61)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Wagner » 30 апр 2024, 14:11

Лемурий писал(а):Уважаемый Wagner, спасибо за интересный комментарий, а как же быть с существованием примеров добровольного ухода епископов/митрополитов в монахи?


Правило Константинопольский Собор в Храме св. Софии (879 г.)
Как видите, уважаемый Wagner, никакими церковными правилами не запрещалось архиереям принимать монашеский образ со сменой имени, другое дело, что в этом случае им запрещалось снова становиться епископами/митрополитами, но и здесь были исключения:


Уважаемый Лемурий,

вопрос добровольного отречения имеет два постулата - это каноны Церкви (которые пишут рабы Божии, и которые сами же нарушают, именуя это исключениями) и Закон Божий, данный Господом.
При хиротонии (рукоположении — таинстве священства, совершаемом в храме во время Божественной литургии), т.е. возведении в сан епископа, духовное лицо даёт клятву архипастырского служения Господу, и этим своим высоким достоинством, за свои поступки в первую очередь отвечает перед Христом, и только в надлежащем виде перед институтом Церкви. Епископ принимающий добровольное решение о отречении от сана, тем самым нарушает данную клятву. Многие епископы оставаясь верными свой клятве, приняли мученическую смерть ради Христа. Понимая это противоречие (церковь во многом зависела от светской власти), и были исключения, когда собор епископов или Священный синод мог вернуть архиерейское достоинство (сан) лицу, которое подаст прошение и докажет, что своё "добровольное" решение он принял под давлением церковной или гражданской власти (в большинстве случаев, когда эти власти менялись). Вы сами приводите наглядный пример: "впоследствии, когда арсениты взяли верх, монах Афанасий был восстановлен в сане епископа Сардского и снова переименован в Андроника". Т.е. когда арсениты - сторонники низложенного по настоянию имп. Михаила VIII (1265) патриарха Арсения, одержали победу над иосифлянами - пользовавшихся поддержкой власти. (Основной идеей арсенитов было абсолютное разделение государства и церкви с полной независимостью последней, т.е. от постоянного вмешательства имп. власти)

Церковные правила, в данном вопросе весьма иезуитские. С одной стороны они не препятствуют архиереям принимать монашеский образ (дело добровольное), а с другой осуждают этот поступок, запрещая впредь служение в архиерейском достоинстве. Т.е. церковь "умывает руки".

Мы говорим, об абсолютно разных понятиях. В предыдущем сообщении я так обширно цитировал данный канон, чтобы указать, что правило 2, а также и правило 5 (о воспрещении быстрого возведение в церковные должности, где установлены определённые сроки возведения в епископы) повсеместно нарушались самой церковью. Самые известные Вам примеры - биографии митрополитов Киевских, Илариона (1051) и Климента (1147), которые были рукоположены во епископы с нарушением правила 5. Поставление на митрополичий престол без полагающейся санкции Константинопольского патриарха - это другая история (здесь больше княжеской политики, нежели не соблюдение церковного устава).

Касательно вопроса, принимал ли схиму Иларион Киевский, то ответ я опубликую в ближайшее время в обширной статье.

Mit freundlichen Grüßen
Wagner

P.S.
«Grau, teurer Freund, ist alle Theorie Unci gain des Lebens goldner Baum...»
Пишите без ошибок, правильно:
Grau, teurer Freund, ist alle Theorie
Und grün des Lebens goldner Baum.
(Johann Wolfgang von Goethe: “Faust”)
"Суха, мой друг, теория везде, Но древо жизни пышно зеленеет".
Лемурий - искуситель, советует, увлекшемся науками, не тратить время даром, а заняться лучше любовными утехами?
Термин grau (серый, т.е. сухой ) для характеристики всех наук, по сравнению с золотым древом жизни (des Lebens goldner Baum), которое зеленеет.

Vielen Dank!
Der Wahrheit dienen!
Аватара пользователя
Wagner
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 авг 2006, 12:44

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 апр 2024, 15:21

Эко Вас Фауст попутал…

    «7. Мы можем указать лишь на единичные случаи, когда монах в Древней Руси меняет имя при постриге в великую схиму. Так поступил ростовский епископ Кирилл (ум. 1230 г.). Согласно Суздальской летописи, заболев, в 1228 г. он оставил епископию и принял великую схиму: «пострижеса в скиму... и наречено бысть имя ему Кирьякь» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 452). При этом из той же летописи известно, что до хиротонии Кирилл был черноризцем суздальского Димитриевского монастыря, куда он вернулся, приняв схиму (Там же, стлб, 439, 452, 454)…

    Ср. записи в новгородском списке Студийского устава (ГИМ, Син. 330), сделанные в нач. ХІ в. одним почерком:

    Въ льт(о] 6694 [= 1186 г.] прьставися Илия, архиепископъ Новгородьскыи постригся месяца семптабря въ 7 день. на памат[ь] свят[а]го сващеному уч[е]н[и]ка Созонта. И бысть ему имя мнишьское Иоанъ (ГИМ, Син. 330, л. 281 об.; Горский и Невоструев, III/1, с. 270; Столярова, 2000, с. 563 и илл. между с. 564 и 565)27….

    В льт[о] 6701 [= 1193 г.] преставися брат его Гаврил, архиепископъ Новгородскыи. Такоже постригься месяца маия въ 24 д[е]нь на памат[ь] свят[а]го о[т]ца нашег[о] Сьмеона, иже на Дивнѣй Горѣ. И быс(ть] ему имя мнишьское Григории (ГИМ, Син. 330, л. 281 об.; Горский и Невоструев, ІІІ/1, с. 270; Столярова, 2000,с. 563 и илл. между с. 564 и 565)…»
    (Успенские 2017:62-68)
Что, обоих новгородских епископов силой заставили из архиепископов уйти в монахи? А это те же годы и та же православная страна, а не пример «сытого» XXI века, который Вы приводили ранее.

P.S. Согласен, попутали с немецким на библиотекарь.ру, зато мизансцену описали верно:

    «Эти слова произносит Мефистофель, обращаясь к ученику. Тот пришел поступать в университет и, говоря с Мефистофелем, принимает его за известного ученого Фауста. Сам ученый, не желая никого видеть позволил Мефистофелю заменить себя, для чего тот надел профессорскую мантию и университетскую шапочку Фауста...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 30 апр 2024, 20:33

Лемурий:
Вот только когда "лев" Ростислав надумал Климента по уговорам игумена Поликарпа снова митрополитом поставить в 1164 и получить для него разрешения константинопольского патриарха, он ему по-другому «ему нози лизаху»:

Кто "лев", ясно написано, а вот, кому он "нози лизаху", абсолютно не понял. Уточните, если не затруднит.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1975
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 апр 2024, 22:46

userdez писал(а):Кто "лев", ясно написано, а вот, кому он "нози лизаху", абсолютно не понял. Уточните, если не затруднит.

Видите, уважаемый Усердец, как быстро меняются детали версии. Сперва считал так:

Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша, и лви ему нози лизаху

* Согласно Библии, пророк Даниил был ввергнут в ров со львами, однако причиной этого была не женщина. См. Дан. 6, 10—24; 14, 23—40. (комм. Л.В. Соколовой)

Другое дело, что Даниил [Заточник] имеет ввиду себя самого, а под "львами" имеет ввиду "светских львов", в частности Ростислава Мстиславича, с которым общался лично:

"Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение»

Но потом, с Вашей же помощью, нашёл в сборнике КБМ:

    "Жена Данила пророка в ровъ вверже ко лвомъ на смерть и злïе лви ему нози лизаху..."
    ---
    Слово о добрых женах и о злых ("Жена добра мужеви, аки очи в теле, аки зеница в очех...")//КИР.-БЕЛ. 9/1086, л. 117 об. 4-я стр снизу
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 май 2024, 21:26

Исхожу из того, что сюжет о пророке Данииле известен на Руси с 1047 г. по "16 Пророков" Упиря Лихого. Если бы у Заточника были и другие " перфоменсы" из Библии, то можно было с Вами согласиться, но это не так: все остальные цитаты из Писания и Отцов церкви, достоверны. Значит это ошибка автора и скорее всего она относится к "Избранным словесам Феолога, где появляется(по ошибке) некая Оулия, рекше волшебная буквально перед рассказом о пророке Данииле и львах.

https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-89/
РГБ, Ф 304/1, №89, лист 244, Пророчество Даниилево.
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF3534.JPG

Слава Тебе Господи Царю небесный, яко сподоби мя написати книги си ис куриловице Князю Влодимиру, Новегороде княжящю, сынови Ярославлю болшему. Почах же е писати в лето 6555 (1047) месяца мая 14, а кончах тогоже лета месяца декабря в 19 аз поп Упирь Лихый. Темь же молю всех прочитати пророчьство се, велика бо чюдеса написаша нам сии Пророци в сих книгах. Здоров же, княже, буди, в век живи, но обаче писавшаго не забывай.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1975
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 май 2024, 23:10

userdez писал(а): Если бы у Заточника были и другие " перфоменсы" из Библии, то можно было с Вами согласиться, но это не так: все остальные цитаты из Писания и Отцов церкви, достоверны. Значит это ошибка автора и скорее всего она относится к "Избранным словесам Феолога, где появляется(по ошибке) некая Оулия, рекше волшебная буквально перед рассказом о пророке Данииле и львах…

Так ранее же нашли это место:

    "Жена Данила пророка в ровъ вверже ко лвомъ на смерть и злïе лви ему нози лизаху..."
    ---
    Слово о добрых женах и о злых ("Жена добра мужеви, аки очи в теле, аки зеница в очех...")//КИР.-БЕЛ. 9/1086, л. 117 об. 4-я стр снизу
Тут и женщина, из-за которой Даниили в ров попал, и львы ему ноги лизали, тут и библиотека Евфросина - переписчика XV века «Задонщины», «Слова о добрых и злых жёнах» с оным текстом и «Слова Даниилы Заточника» (!) А не дополнил ли сам при переписке 2-е «Слово» 3-м? По последовательности событий вполне рабочая версия! А если так, то работает моя первая версия про «лви нози лизаху» в лице умоляющего Ростислава.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 03 май 2024, 18:52

"Дьявол творит дивы"
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF2846.JPG
РГБ, Ф 304/1, №33, Пролог 14 в., л. 71 об., 1 ст.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-33/
Слово о дьяконе Рафаиле.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1975
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 май 2024, 10:08

Христос Воскресе!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 май 2024, 12:08

Курянам уже сообщили))
Воистину Воскресе!
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1975
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 май 2024, 15:35

userdez писал(а):Курянам уже сообщили))

А рукописях уже встречали оборот, чтобы яругами знаемыми, аки серые волци - это героические действия или, всё-таки, сарказм Автора?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 май 2024, 16:12

Этого я не знаю, но знаю, что лучше серым волком по яруге, чем с крестом, ползти на брюхе))
Прости, Господи, в этот день никого не хотел обижать.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1975
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 май 2024, 18:48

userdez писал(а):лучше серым волком по яруге, чем с крестом, ползти на брюхе...

Метафора последняя из книг или как у Псевдо-Даниила?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24171
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21