Zinchenko_tanya » 18 ноя 2009, 10:37
Здравствуйте , Лемурий!
Кто же воюет в «Слове…» и с кем?
Игорь с половцами, в своём неудачном походе, князья между собой за власть, язычники ли поганые нападают на христианскую Русь ? У прор. Даниила есть ответ в в гл. 8, 23-25: “Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою”. Какой же образ выбрал для Антихриста автор «Слова…»? Сначала – он захватит власть на небе, в образе тьмы : «Тогда Игорь взъре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыта».Затем он материализуется в «Дива». С одной стороны Див , дива – женский мифологический персонаж известен у восточных и западных славян ( чеш.divy, болг. самодива)».(Мифологический словарь , Москва, 1991г.)
В русских свадебных обрядах дива – невеста « Да дивом я сдивовалася…» стр39.(Русская свадьба. 1985г.)
Див» имеет второе, отрицательное значение этого слова – дикий .: ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 Див)
Див - Антихрист в образе половецкого разведчика , как дикий зверь, «свист зверин вста» передаёт знаки половцам о передвижении Игорева войска. Он заманивает на свои языческие, поганые «земли незнаемые» Игоря «О русская земля уже за шеломенем еси», как когда –то Олега « ступает в златъ стремень в граде Тмуторокане», ссорит князей «рекоста бо брат брату « Сё моё. А то моё же». Но война идёт на половецкой стороне « Каялы – реки половецкая». И Святослав «наступи на землю половецкую», тоже воевал на земле язычников , его тут же поймал Антихрист и опутал его великой гордыней – мнить себя выше Бога. С текста «връжеся див на землю» Антихрист в образе зверя « аки пардуже гнездо» гепарда- жестокого , сильного , стремительно передвигающегося, нападает на Русь и уже все военные действия с этого момента будут происходить на русской земле . Понятно с одной стороны в «Слове …» воюет Антихрист. А кто же ему противостоит? ”.Церкви дано обетование: “Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей”. Эти слова Спасителя как нельзя лучше иллюстрируют то, что Церковь должна одолеть и уничтожить Антихриста. . Церковь земная не просто защищается, но и наступает, побеждает. Антихрист должен быть побежден ею непременно, в этом и заключается весь смысл эсхатологического домостроительства. “Аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти”, – прикровенно сказано об образе смерти Антихриста в Апокалипсисе (Откр. 13, 10). Также есть множество оснований предполагать, что беззаконник примет смерть не от руки человека, равного ему по силе, но от человека по физической силе своей немощным, может быть даже слабым, однако же чрезвычайно мужественным, сильным духом и непоколебимой верой в Бога. Возможно, это будет юноша, женщина или старец. Автор гадает кого выбрать для уничтожения Антихриста, старого « А чи диво стару помолодите» или юношу «коли сокол в мытех бывает высоко птиц сбивает не даст гнезда своего в обиду». Участие женщины в поражении диавола явственно очерчивается в Божием проклятии змию, искусившему Адама и Еву: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу, и ты блюсти будеши его пяту” (Быт. 3, 15). Если семя жены – Христос – победил на Кресте диавола, то не жена ли поразит Антихриста? Вообще смерть от женщины считалась для сынов Израилевых величайшим позором. Когда женщина проломила череп братоубийце Авимелеху, бросив в него отломок жернова, то “возопи Авимелех ко отроку, носящему сосуды его, и рече ему: извлецы меч твой и убий мя, да не рекут, яко жена уби его. И прободе его отрок его, и умре” (Суд. 9, 54). В «Слове…» Ярославна побеждает все стихии, которым поклонялись язычники и Антихриста . Затем сотворяет новую вселенную перечисляя стихии от более лёгких к тяжёлым : звук –(гласъ), ветер(воздух)., вода (Днепр –Славутицю),небесный огонь –«солнце» и появляется Христианский Бог, который «бог путь кажет изъ земли Половецкой (языческой) на землю рускую (христианскую)» .
Последний раз редактировалось
Zinchenko_tanya 18 ноя 2009, 19:43, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна