краевед » 29 ноя 2019, 03:28
По моему мнению, в случае с ятвягами и Владимиром. ятвяги пришли просить о помощи именно к Владимиру, как к старшему среди трех князей. посылавших свои войска на ятвягов. В этом случае и применено обращение "господине". так же и в "Слове" к Ярославу Осмомыслу, автор обращается в единственном числе: "стреляи господине Кончака...". Иное дело, обращение автора к двум Ростиславичам: "вступита г(осподи)на въ златъ стремень...".
Если говорить о походе на ятвягов, произошедшим в 1273 г.. то тогда и "Слово" можно рассматривать как аллегорию на князей. живших в это время через призму похода Игоря и упоминания ятвягов в обращении к Роману и Мстславу. В одном лице - "господине"; двойственном - "господина". Вот только интересно, что Ярославна тоже обращается к "г(осподи)не: "чему г(осподи)не насильно вееши..."; "чему господине мое веселие по ковылию развея"; "възлелеи господине мою ладу къ мне". По смыслу сказаного Ярославна обращается к Богу, управляющему тремя стихиями: воздухом, водой, солнцем, с молитвой о спасении Игоря. Получается. что автор "Слова" уравнивает князей с Богом. Или же все таки она обращается не к Богу, а к какому - то князю с просьбой о помощи. или же даже к двум князьям.
Не обращение ли это в скрытом виде. например, к Роману, который "яко соколъ на ветрехъ" или к Святославу: "ты лелеялъ еси на себеСвятославли носады..."?
Конечно, можно без конца спорить о том. есть или нет тайнопись в "Слове", но сам автор оставляет право за читателем решать, есть ли тайнопись в "Слове" или нет. Некоторые фразы "Слова" написаны таким образом. что изменяя одну букву, можно получить неожиданные чтения, например: "подъ сению зелену древу", т.е под прикрытием зеленого дерева, Игорь отдыхал в тени у Донца. Изменим одну лишь букву и фраза заиграет иными смыслами: "зеле мудреву". Не намек ли это. что под сению - в тени, затаены иные чтения. На мой взгляд так же дело обстоит и с фразой: "стлавши ему зелену траву" - "зеле мудраву". Казалось бы догадка ничем не может быть подкреплена, тем не менее доказательство скрыто в самом "Слове", изменив в слове "стлавшу" одну букву -"склавшу". а теперь посмотрим.
ВОЛНАХОСКЛАВШУЕМУЗЕЛЕМУД Р АВУ НАСВОИ
СРЕБРЕНЫХОБРЕЗЕХООДЕВАВШУ Е ГОТЕПЛЫМИ
МГЛАМИПОДОСЕНИЮЗЕЛЕМУДРЕВУ С ТРЕЖАЩЕЕГОГО
ЛЕМОНАВОДЕЧАИЦАМИНАСТРУЯХОЧ Е РНЯДЕМИ
НАВЕТРЕХОНЕТАКОЛИРЕЧЕРЕКАСТУГНА
ЯН РЕЧО СКЛАВШИ ЕМУ (Игорю) ЗЕЛЕ МУДРА ЗЕЛЕ МУДРЕВУ РЕСЕ
Конечно. дело каждого принимать или не принимать наличие тайнописи путем замены одних букв другими, но здесь же есть и иной намек на наличие тайнописи в "Слове": "стиславу за ТВОРИ дне ПРИ ТЕМНЕ БЕРЕЗЕ", т.е. при творе - произведении, сочинении находится скрытое чтение.
Автор же упоминая о темном береге Днепра намекает. что в его произведении есть и затаенная. затворенная, часть текста, темный берег. Именно оберегами, берегами древнерусские книжники называли чистое поле листа, незаполненного текстом, оставляя довольно большие поля для сохранения текста. Собственно говоря, сребренные берега Донца у меня ассоциируются с двумя серебряными застежками книги. Есть и намек о том. что при темном береге скрыта задняя слава Ростислава, т.е. упоминается событие. отнесенное в прошлое по отношению к настоящему времени: "ростиСЛАВУ ЗА твори ДНЕ". Видимо, автор 12 в. при написании "Слова" обращался к источникам, описывающим события похода 1093 г., когда как и Игорь. русское войско потерпело поражение от половцев, а Ростислав спасаясь от преследования утонул в Стугне. В "Слове" воспоминания о смерти Ростислава наполнены сожалением и лиричностью, хотя судя по Киево - Печерскому Патерику Ростислав утонул в результате Божьего гнева, т.к. перед походом не получив Божьего благословления удалился от монастыря, утопив в Днепре монаха Григория. Его гибель рассматривыается как Божий суд над грешником - каким судом судили, таким и судимы будете, отмечается в Патерике.