Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 04 апр 2009, 16:05

Zinchenko_tanya писал(а): темнота ночи скрывает брод, а проливной дождь сильно поднимает уровень воды, и уничтожает его...
Что-то это напоминает .... :wink:

"Сильно поднимает уровень воды" это на сколько? И что это за "проливной дождь", если войско изнемогало от смаги?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24203
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 05 апр 2009, 21:18

Вынужден извиниться, что прерываю обсуждение (оно интересное, но тут нет другой темы про разгадку тайны СПИ, поэтому приходится делать "винегрет").
Князь Борис. Борис Всеславич, сын нашего Всеслава.
О нем мы знаем, что он ставил камни с крестами, так называемые "Борисовы камни" в разных местах Полоцкого княжества.
Что за кресты такие? Что за камни?
Ставились они во времена жуткого голода, поэтому, видимо, имели МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ. Но так это или не так - сказать трудно.
Один такой камень с крестом привезли когда-то в Москву, вроде бы еще в 19 веке. В 20-30-е годы (точно я не знаю) его привезли в Коломенское. Там в парке он и стоит.
Я решил съездить и прочесть, что же на нем написано.
Перерисовал СОВЕРШЕННО ТОЧНО (если только, конечно, желобки букв не подновляли с 12 века). И вот моя бумажка:

Изображение

Расшифровка затруднительна. Некоторые считают, что написано "Славный, храбрый Борис свят". Почему Борис свят? Не понятно. Другие читают: "Сулибор крест", то есть крест какого-то Сулибора.
Прошу читателей этой темы высказаться.
------
Скажу также. что подозреваю, что эти кресты могли быть связаны с какой-то новой "ересью" (вот это понятие неуловимо: если "ересь" побеждает, то она перестает быть "ересью", наоборот - то, что она победила, ею становится). Ведь Борис связан родством с Марией (кажется так: Мария - внучка его брата Святослава). Я хочу сказать, что в будущем Мария могла быть проводником этой новой "ереси", суть которой в гораздо более тесной связи православия и язычества, и это связано со СПИ, а также с каменной резьбой Владимирского Дмитриевского собора...
Это был, возможно, какой-то аналог исторически синхронного движения катаров на юге Франции. Но у нас - с меньшим успехом. Подавленный в зародыше.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 20 апр 2009, 18:51, всего редактировалось 2 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 05 апр 2009, 21:30

И вот те вещи, о которых гооврит Новый, они могли быть как раз вот этой ересью И БЫТЬ, а не чем-то гораздо более древним...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 апр 2009, 11:03

Здравствуйте , Евгений!
« На могиле христианина ставится Св. Крест, как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное и многолиственное древо, под тенью которого покоится христианин, как путник после долговременного странствия. Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, считали , что день смерти есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни». Текст с правой стороны ХРЬСТЪ – слово крест , «орудие и знамя победы над грехом и смертью.»
С левой стороны два слова СОЛН и БОРЬ.
СОЛН – солнце , в обрядовой поэзии: «красно солнышко – то хозяин во дому, светел месяц то хозяюшка , часты звёздочки - малы деточки» Сходство народных верований определялись религиозными представлениями о браке небесных светил поэтому появились параллели – символы : солнце – отец , месяц - мать , или солнце – хозяйка, месяц - хозяин , звёзды их дети. По – моему, слово СОЛН - солнце, означает отца по – имени БОРЬ – Борис. Сравните, Владимир красно солнышко.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Евгений Беляков » 06 апр 2009, 11:25

Татьяна! Приветствую! Там "гамма", а не "О", это раз.
Кроме того - князь Борис похоронен в другом месте.
Кроме того - это не крест, а камень, на котором изображен крест.
Тогда уж "Сулибор", который тут мог бы быть и похоронен под камнем...
(Хотя хотелось бы согласиться с Вашей интерпретацией - она как пазл входит в мои гипотезы).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Юлли » 06 апр 2009, 12:42

... похож на крест в Изборске...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Лемурий » 06 апр 2009, 15:50

Zinchenko_tanya писал(а):Текст с правой стороны ХРЬСТЪ – слово крест
появились параллели – символы : солнце – отец , месяц - мать...
Добрый день, Татьяна!

Действительно так. "Хрьстъ цѣловати" - именно так и писалось.

Кстати, СоЛН, а над "о" - может быть полумесяц, а не "гамма" - тогда получается "родители", а общий текст, возможен, такой:

"Здесь покоятся родители Бориса".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24203
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 апр 2009, 15:51

Здравствуйте , Евгений!
Вспомним, какой широкий взгляд на мир передает былинный певец, начиная свой рассказ прекрасной припевкой:
«Высота ли высота поднебесная,
глубота , глубота океан – море.
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские»

Картина мироздания в припевке не соответствует современным взглядам и пространство имеет форму креста. Верхняя точка вертикальной линии креста обозначена текстом «Высота ли высота поднебесная» а нижняя –« глубота , глубота океан – море» , но если рядом нет моря , то его можно заменить на реку «Глубоки омуты днепровские». Горизонтальную линию креста, определяет текст «Широко раздолье по всей земли»
В «Слове…» тоже есть свои специфические черты , из которых складывается типическая формула пространства - креста . Верхнюю точку вертикальной линии креста обуславливает текст :«Солнце светится на небеси», а нижнюю - «поют на Дунаи… чреъ море».
Горизонтальную линию креста, определяет текст
«Игорь князь въ Русской земли».
Весь текст «Слова…» « Солнце светится на небеси, -
Игорь князь в русской земли
… поют на Дунаи… чрезъ море» символизирует собой крест как символ пространства , как остов всего мирового пути.

Начальная точка отсчета «верхний край» «солнце светит на небеси», затем идет перечисление объектов сверху вниз до «водной пучины» река «Дунай» и «море». Каждый день солнце проделывает один и тот же путь. Оно опускается с верхнего края за горизонт и переходит из своей дневной ладьи в ночную . По солнцу люди счисляли время.
Пространство – крест , солнце - время, и человек. В «Слове…» Игорь ,а в Вашем тексте БОРЬ.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 апр 2009, 10:11

Здравствуйте , Лемурий!
Вы так интересно пишите о тайнописи в «Слове…», что я то же попыталась это сделать. Автор разделил своё произведение на три части, на основе волевого действия
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) невидимый мир душевных переживаний : осознание цели и стремление достичь ее, осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения
2) видимый мир : осуществление принятого решения.
3) последствия данного события.
Первый этап - начало самого произведения :
« Не лепо ли ны….»
Второй этап - реализация намеченного плана:
« Съ зарания в пяток…»
Третий этап – последствия.
« Ту ся ь брата разлучиста…»
Заключение.
« Рёк Боян годына Святославля песнотворца, старого времени Ярослава, Ольгова
коганя…».
Сложим начальные буквы по вертикали : Не Съ Ту Р, он же Боян и летописец – «годына Святославля».
Сравните начало «Повести временных лет…» «Се начнём повесть сию» и «Слова…» « Почнем же ,братия ,повесть сию…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 09 апр 2009, 11:28

Добрый день, Татьяна!

Песен должно быть 9. В каждой песни 4 тропаря. Последний тропарь именуется "славой". Чтобы удобней Вам было свивать акромезотелестихи предложу разбивку А.И. Золотухина "Тайны "Слова о полку Игореве", Николаев, 2005, с. 124-125.

Правила такие: 2-ю песнь обычно упускают.
В свитой из первых слогов (слов) строке должно быть 13 слогов.
А-акростих, М - мезостих, Т-телестих
МN - номерной мезостих - из первой строки первое слово, из 2-й второе и т.д.

А(1-9) + М на 5-е слово (9-1) + М на 10-е слово (1-9) + Т (9-1)

Итак:

1.1. Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе,
1.2. помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ.
1.3. Почнемъ же, братіе, повѣсть сію
1.4. И рече Игорь къ дружинѣ своей:

2.1. О Бояне, соловію стараго времени!
2.2. Оба есвѣ Святъславличя!
2.3. Игорь къ Дону вои ведетъ.
2.4. Далече залетѣло!

3.1. Се вѣтри, Стрибожи внуци
3.2. Дѣти бѣсови кликомъ поля прегородиша
3.3. Камо, туръ, поскочяше, своимъ златымъ
3.4. Кая раны дорога, братіе, забывъ чти и живота

4.1. Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля
4.2. Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя
4.3. То было въ ты рати и въ ты плъкы,
4.4 Игорь плъкы заворочаетъ, жаль бо ему мила

5.1. Уже бо, братіе, не веселая година въстала,
5.2. Ту нѣмци и венедици, ту греци и морава поютъ славу
5.3. О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!
5.4. Вступита, господина, въ злата стремень

6.1. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
6.2. Исхоти ю на кров ать и рекъ [поправка моя]
6.3. единъ же изрони жемчюжну душу
6.4. уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.

7.1. На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій
7.2. обѣсися синѣ мьглѣ, утръ же воззни стрикусы
7.3. Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше,
7.4. Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку

8.1. О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину
8.2. Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ
8.3. Кликну, стукну земля, въшумѣ трава
8.4. Не тако ли, рече, рѣка Стугна: худу струю имѣя

9.1. Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца
9.2. Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли
9.3. Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей
9.4. Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду,

---------

Особенно интересными получаются свитые акромезотелестихи на 9-ю (Богородичную) и 6-ю (икос 6-й песни) песнь СПИ.

Так что пробуйте, Татьяна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24203
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 апр 2009, 12:30

Здравствуйте , Лемурий!
Я уже отмечала, что типические места у разных сказителей - летописцев своеобразны и отличны от соответствующих формул других сказителей. У типических мест есть одна особенность, они переходят почти с буквальной точностью из одного произведения данного автора в другое. В «Слове …» тайнописью обозначен автор летописец Нестор. Поэтому текст «Слова…» я сравню с текстами летописца Нестора. Первая фраза в «Слове…»
1. « Не лепо ли ны бяшеть , братия…»
В «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена печерьскаго…»
1. И сице же глаголяше им : « Несть лепо нам братие…»
В «Слове…»
2. « наплынився ратнаго духа…».
В «Житие…»
2. «… Феодосий, напьлнився духа святаго…»

В «Слове…
3. «хочу главу свою приложите…»
В летописи «О убиеньи Борисове…»
3. « Можем главы сложить за тя»
В «СПИ»
4. «.Гориславличи»
В летописи «О убиеньи Борисове…
4.Горясер
В «СПИ»
5. А Игорева храбраго плъку не кресите
В летописи «О убиеньи Борисове
5. «Уже мне сих не кресити»
В «СПИ»
6. Изрони златое слово с слезами смешено…»
В летописи «О убиеньи Борисове…»
6.«Утерлъ слезъ и рече им на вече.
В «СПИ»
7. « Солнце светится на небеси- Игорь князь в русской земли»
В летописи «О убиеньи Борисове…»
7. «…яко светило озаряша всю землю русьскую…».
В «СПИ»
8. «Наступи на землю Половецкую, притопта хлъмы…»
В летописи «О убиеньи Борисове…»
8. «Покорита поганыя под нозе князем»
В «Слове…»
9.. «зверин въста збися див»
В летописи «О убиеньи Борисове…»
9. «акы зверьё дивии»

Типическая формула в «Слове…» иногда даётся кратко:
.« израни жемчужную душу из храбра тела , чрез злато ожерелие» основную же развёрнутую часть формулы же можем прочитать у того же автора , но в другом произведении :в летописи «О убиеньи Борисове…»
«гривну злату велику…не могуши снятии гривны с шеи, усекнувше главу его, и тако снявшее гривну, а главу отвергоша прочь».
Без «Житие Феодосия печерскаго» трудно понять текст в «Слове…» «Игорь едет по Боричеву к святой богородици Пирогощей». В те дальние времена был обычай: в «Житие…»«болярин идый с князем своим …на ратные дела, хотяше им брань створите. Обещася в ум своем, глаголя,яко «аще възвращюся съдрав в дом свой, то дам святей богородици в манастырь блаженного Феодосия 2 гривны золота, еще же и на икону святыя богородиця венец окую».
Следует отметить перекличку текстов «Житие Феодосия печерскаго» и « Моление Даниила заточника»: в «Житие…» « яко птица ис пругла истьргошися или яко серна отъ тенета…» в «МДЗ» « избави от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци..» В Слове…» « Уже соколома крильца припешали… а самаю опуташа в путины железныя».
В «Житие…» « наслаждаясь медоточьныих тех словес» у Даниила « паче меда устом моих». «Воззри на птиц небесных, яко тии ни сеют ни орють, но уповают на милость божию»и текст «Жития…» вторит «… смотри же пътиц небесныих, како не сеют, ни жнуть, ниже събирають в житьница своя, нъ отец небесный питает я…»




.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 13 апр 2009, 16:28

Zinchenko_tanya писал(а):В «Слове …» тайнописью обозначен автор летописец Нестор.
Следует отметить перекличку текстов «Житие Феодосия печерскаго» и « Моление Даниила заточника»: в «Житие…» « яко птица ис пругла истьргошися или яко серна отъ тенета…» в «МДЗ» « избави от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци..»
В «Житие…» « наслаждаясь медоточьныих тех словес» у Даниила « паче меда устом моих»...
Добрый день, Татьяна!

Так понимаю в ход пошла статья:

Кусков В.В. Связь поэтической образности "Слова о полку Игореве" с памятниками церковной и дидактической письменности XI-XII вв....

Только вот сами рассудите, где более похоже в отрывке:

"яко же и несть лепо, братие, таити чюдеса божии" (Житии Феодосия Печерского)
или
" а лѣпо нъ бъıло братье възрѧче на Божию помочь и на молитву святѣ Богородици поискати ѡтцовь своихъ и дѣдъ своихъ пути и своеи чести..." (Ипат. 1170), речь-призыв о защите торговых путей от половцев сына Изяслава - Мстислава, у которого после смерти его отца духовным наставником был Климент Смолятич.

Моление Заточника "нарезано" практически целыми отрывками из Псалмов и Изборника 1076 «Коль сладъка словеса твоя, паче меда устомъ моимъ» "Простьри сьрдчьныи съсудъ, да накаплють ти словеса слажьше меду" (Изборник 1076) про "плохих жен" там же...
Zinchenko_tanya писал(а):Без «Житие Феодосия печерскаго» трудно понять текст в «Слове…» «Игорь едет по Боричеву к святой богородици Пирогощей». .

Вы имеете ввиду этот отрывок cм.КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК
Были два неких человека именитых из города того, друзья между собой, Иоанн и Сергий. Однажды пришли они в церковь богонареченную и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы, и в духовное братство вступили. Спустя много лет Иоанн разболелся, а у него оставался пятилетний сын Захария. И вот больной призвал игумена Никона и раздал все свое имущество нищим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию. Малолетнего же сына своего Захарию отдал на попечение другу своему, как брату верному, завещав ему: «Когда возмужает сын мой, отдай ему золото и серебро».
Когда исполнилось Захарии пятнадцать лет, захотел он взять у Сергия золото и серебро отца своего. Тот же, подстрекаемый дьяволом, задумал приобрести богатство, решившись ради этого жизнь с душою погубить, и сказал он юноше: «Отец твой все богатство свое Богу отдал, у того и проси золото и серебро: он тебе должен, может быть и помилует тебя. Я же ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец твой по безумию своему, раздав все свое имущество в милостыню, он тебя нищим и убогим оставил».
Выслушав это, юноша стал тужить о своем лишении. Обратился он с мольбой к Сергию, говоря: «Дай мне хоть половину, а половину оставь себе». Сергий же жестокими словами укорял отца его и его самого. Захария же стал просить третью часть и даже десятую. Наконец, видя, что он лишился всего, сказал Сергию: «Приди и поклянись мне в церкви Печерской, перед чудотворной иконой Богородицы, где ты вступил в братство с отцом моим».
Тот же пошел в церковь и, став перед иконой Богородицы, сказал, клянясь, что не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота; и хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. И когда выходил он из дверей, то стал вопить: «О святые Антоний и Феодосии, не велите погубить меня этому ангелу немилостивому, помолитесь святой Богородице, чтобы отогнала она от меня бесчисленных бесов, которым я предан. Возьмите золото и серебро: оно спрятано в доме моем». И страх охватил всех. С тех пор никому не давали клясться той иконой святой Богородицы.


Согласен. Но это лишний "камешек" в пользу того, что клирик, обращающийся к своей братии, иронизирует над "Ольговичем" Игорем.

И опять таки, эпизод связан с тем же Бояном (Никоном Великим).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24203
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 апр 2009, 13:31

Здравствуйте, Лемурий!
Всё о чем я Вам пишу – это мои идеи, в своих постах я не использую чужие статьи. Внимательно посмотрим текст:
Рекъ Боянъ ГОДЫНА Святъславля пѣстворца, стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя хоти…».
Боян годына(время)летописец Святослава киевского ум.1194г.
Историческая вставка в «Слово…» «О Бояне, соловию старого времени», описывает участие самого Бояна в событиях( 1185г.марта месяца), который побуждает Игоря на благие дела: «Пети быдо песнь Игореве…» .Отмечена победоносная битва « Велесова внуче» Святослава(ум1194г) с половцами.
Во второй вставке из истории «минула лета Ярослава, были плъци Олговы( ум1115г)…» автор нисходит вглубь времён, в 1078г. А также вспоминает постоянный приход рати из Тьмутороканя (1094г , 1078г. ,1024г). На этом историческом примере Боян даёт оценку данным событиям и взывает к совести : Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: Се мое , а то моё же» И начаша князи про малое» сё великое» млъвити, а сами на себе крамолу ковати. А погани с всех стран прихождаху с победами на землю Русскую». Совесть указывает человеку, что должно и чего недолжно делать, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно.

В третьей вставки исторических событий , прерывающей описания похода Игоря, автор опускается ещё ниже по исторической лестнице и отмечает борьбу за власть между двумя линиями рода Владимира (ум.1015г.), Ярослава Мудрого (ум1054г) и Изяслава Полоцкого (ум.1001г.. Происходит она между сыновьями Ярослава Мудрого и внуком Изяслава Полоцкого Всеславом « Ярославе вси и внуце Всеслав». Автор сообщает основные события в связи с которыми Всеслав Полоцкий не имеет права на престол Киевский.: в 980г. Владимир женится на Рогнеде «Дружину твою княже….», в 1001г умирает их первенец «Изяслав сын Васильков… притрепан литовскими мечи». Его внук Всеслав «деду своему Всеслав»(ум 1101г) ведёт междоусобные войны 1066-68г «Вы бо своими крамолами наводите поганыя на землю русскую». В результате нарушения клятвы крестоцелование происходит потеря княжеского стола в Киеве на 7 месяцев (На седьмом веце Трояне) линией рода Ярослава.
Над всеми этими событиями стоит ещё что-то высшее, Боян, который выступает в роли судьи поступков людей, событий давно прошедших, и даёт всему оценку с особенной, высшей точки зрения.
Боян побуждает людей на благие дела , как в первой исторической вставке, обращается к совести во второй, и грозит страхом Божьи, наказанием в третьей :«Тому вещий Бояне и пръвое припевку , смыслёный рече: «Не хитру, ни горазду , ни птицу горазду суда божия не минути».В третьей исторической вставке за грехи людей ждут страшные наказания , как распятие «Того старого Владимира нельзя бо пригвоздите к горам киевскымъ»..
Почему же Господь допустил грехопадение первых людей? « О стонати Русской земли помянувшее пръвую годину и первых князей того старого Владимира…». Потомки старого Владимира не были повинны в его преступлении, но для нормального нравственного развития они должны были пройти путь наказания божьего за нарушение заповедей Господних, мучится совестью как Каин, убивший брата. И в отдалённом своём потомке, конечно, Святославе киевском (ум 1194г) победить зло которое прежде торжествовало над человечеством. В этом заслуга и Бояна, вспомним «Моление Даниила заточника…» «З добрым бо думцею, князь высока стола добудет…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 14 апр 2009, 15:44

Zinchenko_tanya писал(а):Рекъ Боянъ ГОДЫНА Святъславля пѣстворца, стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя хоти…».
Боян годына(время)летописец Святослава киевского ум.1194г...

Добрый день, Татьяна!

Пора открывать ещё одну тему "Боян из "Слова о полку..." - кто он?" материала накопилось много.

А откуда Вы взяли слово такое "ГОДЫНА" :?:
Древнерусский текст: Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля...

Издание Р. О. Якобсона: Рекъ Боянъ и про сына Святославля...

Текст А. А. Зализняка: Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля...

Екатерининская копия: Рекъ Боянъ, и ходы на Святъславля...

Текст Н. А. Мещерского: Рекъ Боянъ и Ходына, Святъславля...

Реконструкция А. Дыбо: Рекъста боянъ и ходына|свѧтъславлѧ...

Реконструкция В. В. Колесова: Рѐкъ Боя́нъ и Ходы́на Святъсла́вля...
см. Параллельное представление фрагмента № 209

У Срезневского есть слово "ГОДиНА" (временной промежуток, судьба)
есть слово "ГОДЬНИК" - угодливый, на этом увы запас похожих слов исчерпывается...

Так откуда у Вас возникло такое странное буквосложение - "годЫна" :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24203
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 14 апр 2009, 16:57

По-украински "ходына" - час (я когда-то об этом - правда, мимоходом, - писал). Наверное, это родственно той же "године". Как произносится - я не знаю. Если пытаться интерпретировать это слово в СПИ как временнОй термин, можно было бы предположить, что выговаривалось оно с мягким украинским "Г" (звонкое "h"), а тогда не абсолютно грамотные люди могли варьировать написание: то "Г", то "Х"...
Всё это - при том, что я лично с такой трактовкой не согласен. По смыслу, на мой взгляд, не подходит.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11