Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 07 ноя 2012, 07:51

Лемурий писал(а):Здесь Антихрист присутствует? Присутствует. А это средневековое представление о "жатве плевел". Он здесь ЕСТЬ. И "снопы стелющиеся головами" тоже.

Но, уважаемый Лемурий, присутствовать мало. Для уподобления Всеслава антихристу - т. е. для того, чтобы оно стало логически возможным, - надо, чтобы этот последний совершал те ДЕЙСТВИЯ, которые в "Слове" метафорически совершает Всеслав. А антихрист на мозаике не стелет снопы головами, не веет и не молотит.
Лемурий писал(а):Если это "полонизм", то неважно склоняемое или нет это слово в польском языке, для древнерусского это будет заимствованное слово - НЕСКЛОНЯЕМОЕ. Вот Вам пример из совр. - ЖАЛЮЗИ. Попробуйте просклонять... меж тем во французском: jalousie (ревность) склоняемое слово.

Французские слова - другое дело, но польские обязаны склоняться, поскольку падежи те же, это славянский язык. Пример навскидку - кОзлы (кучерские). Сидят - на кОзлах, спрыгивают - с кОзел.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 07 ноя 2012, 07:59

Евгений Беляков писал(а):... В давние времена использовался византийский отсчет календаря от начала мира. И это 5508 год до н.э. Но был и второй вариант, который называется "эрой 70 толковников", там начало начал - 5872 г. до н.э. Если от 7000 отнять 5872, то получим 1128, а у нас считается, что Всеслав Полоцкий родился около 1129 года...

Уважаемый Евгений, но Всеслав родился лет на сто раньше, в ОДИННАДЦАТОМ веке. Год его рождения точно не известен, в 1044-ом году, согласно летописи, он принял стол умершего отца, и отсюда условно выводится, что родиться он должен был вряд ли позже 1029. Но это - предполагая, что в момент начала княжения он был уже, в рамках тогдашних понятий, почти совершеннолетним. А если нет? Он мог быть ребёнком, за него мог править поначалу кто-то временно назначенный. Нам этого, к сожалению, не узнать.
Конечно, в поруб он попал с двумя сыновьями, которые, разумеется, - если он взял их в военный поход, - были уже в возрасте, как минимум, отроческом. Но если им было в 1067 г. лет, скажем, 16 и 14, то и тогда ему самому вполне могло быть как под сорок, так и чуток за тридцать. В те времена женились очень рано.
Последний раз редактировалось Новый 07 ноя 2012, 15:51, всего редактировалось 1 раз.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 07 ноя 2012, 09:45

Новый писал(а):Времена Империи, самым конкретным символом которой в славянском мире был именно этот император, и - расширительно (и учитывая предание о спасении его души - предание, делающее его символически "первым христианским императором"), - времена церковного единства.

Вы уверены, что слушатели Автора СПИ знали историю Рима не хуже Тацита?

Новый писал(а):Если под "веками Трояновыми", кем бы Троян ни был, понимать "времена язычества", то они НЕ МОГУТ даже метафорически захватывать время Всеслава. Противоречие в том, что оно тогда ПОСЛЕ этих веков.

Хорошее замечание, НО века (= тысячелетия) Трояна (языческий период) заканчивается летами первого христианского князя, а Всеслав действовал на "седьмом" т.е. завершающим, последнем тысячелетии язычества, поколику оно УЖЕ началось в 493 году и было последним, т.к. настала на Руси христианская вера, но период начавшегося (1000-летия) продолжается ДО 1492 года.

Новый писал(а):Насчёт "бесов в Полоцке" - решительно не могу согласиться. Да, это было при Всеславе, но мало ли что при ком было! Вот в Нью-Йорке ураган только-только отбушевал, и это "при Обаме", но при чём он тут? Даже если считать, что эти президенты и вообще политики реально что-то решают...

Дорогой Новый, зачем отрицать ОЧЕВИДНОЕ? Народные предания, летопись, миниатюры Радзивиловской летописи и все они вкупе делают из Всеслава Полоцкого волкодлака, знающегося с вилами и навьями.

Новый писал(а): за одну ночь, то тогда разве что на облаке, подобно апостолу, или на ковре-самолёте, но не в волчьем обличии: это почти ТЫСЯЧА километров, а волк скорости, большей, чем 60 км/ч, развить не может.

см. выше сообщение от sasha_a и тоже "нечистая сила" (бес) за одну ночь в Иерусалим клирика Иоанна перенесла, но никак не Апостол.

Новый писал(а):гиперболичность прилагается не к одному Всеславу, я уже давал примеры, и добавлю, что тот же Осмомысл Ярослав ни одного "салтана" точно не подстрелил: далеко ему было до салтанов, это тоже явная гипербола. И не будем же мы на этом основании роднить его с нечистой силой...

* Стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями - конечно, это не версия Д.Н. Дубенского , согласно которой имеется в виду возможное участие галицких дружин в третьем крестовом походе 1189—92 против султана Саладина (Дубенский. Слово. С. 158—160), позже её поддержит А.С. Орлов (Слово. 1938, с. 125-126)
Дело в том, что 3-й крестовый поход начинался через 2 года после смерти Ярослава, а слово "стрѣляеши" - 2-е л. ед. ч. наст. вр.
Тут ещё очень важные слова "со своего стола", т.е. не сам принимая участие в походе и "за землями", т.е. не за горами (Карпатами или Кавказом), не за морями, а просто за плоскогорными княжествами, а такие территории от галицкого княжества только на востоке (на севере нет самих "салтани").
◊ Салтани — вин. пад. мн. ч.
Изначальная ошибка рассматривать слово "сАлтан" только как единоличного восточного властителя "сУлтана".

Согласно "«Словарю кыпчакских языков» (Codex Cumanicus)" половецкая иерархия была такой:
Political Titles, Offices and Related Terms (CC, 90/104-105) :

qan "emperor," soltan (Arab.) "king," beg "prince," bey "baron (amir)," ceribasi "army leader," elci "envoy," yarguci "judge ( potestas, sana Arab. sahna "prefect"), seriyat (( Arab. sar`iyyah "Islamic law") "judge" (consul, qadi), bogavul/bogawul "servant of the court, Gerichtsdiener" (placerius, tatawul) Mong. buqawul (see below), atlu kisi "mounted soldier," qan qatuni "empress," evdegi/ewdegi epci "female servant," tilmac "translator," etc.
------------
Codex Cumanicus

Иными словами, был qan (хан) - глава объединения, главный среди ханов, "soltan" более низкий ранг - половецкая знать, ханы более мелких объединений.
Теперь мы приходим к единственно возможному варианту, подходящему и к предыдущему и последующему контекстам - эпизод всё той же междоусобицы 1180-1181 гг, о которой велась речь выше:
Рюрикъ же слышавъ оже Святославъ бѣжалъ за Днѣпръ, и въѣха въ Києвъ въ день недѣльны и сѣде на столѣ дѣда своего и отца своего;
И посла по братью свою по Ярославичѣ, по Всеволода и по Инъгвара и приведе ѣ к собѣ и Ярославля помочь Галицьго князя съ Тудоромъ съ Гальчичемь...
...И тогда убиша Половецького князя Козла Сотановича, и Елтута, Кончакова брата, и 2 Кончаковича яша, и Тотура, и Бякобу, и Кунячюка богатого, и Чюгая, и своѣ отполониша поганыѣ. ( Ипат. 6688 [1180])


Новый писал(а):Наконец, выскажу новое для меня самого соображение. Что, если не был Всеслав на самом деле в Тмуторокани? Если это - метафора? Возьмём две фразы:
1. "... главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону".
2. "... поискати града Тмутороканя, а любо испити шеломом Дону".
В первом случае - явная антитеза. "Пропал или пан" (я очень давно уже об этом писал). По тону и во втором двучлене тоже антитеза. Далее рассуждаем математически. Примем "главу свою приложити" за "- X", а "испити шеломом Дону" за "+X". Тогда подставляемое во втором случае "поискати града Тмутороканя" - тоже "- X". Т. е. это всё одно что поехать туда, где "убиту быть" ("луце ж бы потяту быти...").

Вы даже не представляете, Новый, как приятно видеть "всходы", "посеянные" почти 3 года назад:

Обращают также внимание две пары антитез:
хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
и
два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»

Испить шеломом Дон = выиграть;
Соответственно, "потерпеть поражение" = главу свою приложити = поискати града Тьмутороканя.

Если разбить топоним как и писал выше, то в алогичной антитезе всё встанет на свои места:

Два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьму тороканя (= несуществующего города подобные поговорки поискать ветра в поле, иголку в стоге сена и т. д.), а любо испити шеломомь Дону».

    "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов." ( Татищев В.Н. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155 )

Новый писал(а):Но как Вы представляете себе звон колоколов, ОБРАЩЁННЫЙ к волкодлаку (падеж - дательный). И можно было бы написать "рассвет" или, в конце концов, просто "утро", но написано - "заутренюю", а это молитва. И потом, волкодлак, да и обычный волк, приближение утра чувствовал бы наверняка без всяких колоколов, куда лучше людей. У них это схвачено. Первые птицы голоса подали бы - вот и утро близится. И в "Слове" столько образов природы, так для чего бы именно в связи с "волкодлаком", как будто нарочно, вместо птичьего щебета, столь естественно знаменующего утра, понадобились эти благочестивые колокола, да ещё и "заутреняя"?
Продолжение следует.

Молитва на заутреней начинается ДО восхода солнца. Звон колоколов приглашают на утреннюю молитву и возвещают о приближении рассвета, губительного для волкодлаков. Всё на своих местах.

P.S. Выслал на Вашу почту свою отредактированную статью. Был бы благодарен за отзыв.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 07 ноя 2012, 10:05

Новый писал(а): Для уподобления Всеслава антихристу - т. е. для того, чтобы оно стало логически возможным, - надо, чтобы этот последний совершал те ДЕЙСТВИЯ, которые в "Слове" метафорически совершает Всеслав. А антихрист на мозаике не стелет снопы головами, не веет и не молотит.

В СПИ Вселав, как и на мозайке Антихрист, не косит, а лишь присутствует. Косят Архангелы. "Плевелы" кто-то должен был забирать. Это деление на праведников и грешников, иначе страха перед Страшным Судом не будет.

Новый писал(а):Французские слова - другое дело, но польские обязаны склоняться, поскольку падежи те же, это славянский язык.

Отнюдь. Это заимствованное слово, кстати может быть и "богемизм", а не "полонизм".

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 07 ноя 2012, 17:15

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Времена Империи, самым конкретным символом которой в славянском мире был именно этот император, и - расширительно (и учитывая предание о спасении его души - предание, делающее его символически "первым христианским императором"), - времена церковного единства.

Вы уверены, что слушатели Автора СПИ знали историю Рима не хуже Тацита?

Им не нужно было знать римскую историю в деталях. Достаточно было знать сам факт существования древней империи, знать о ТрАяне - великом завоевателе, который в истории Восточной Европы сыграл роль не меньшую, чем, скажем, в ближневосточной - Александр Македонский (а как гремело его имя у мусульман!), слышать христианское сказание о ТрАяне, вызволенном из ада (не исключено, что некоторые слышали: связи с Западом были) и знать о том, что вселенская церковь была единой, но разделилась окончательно в середине 11-го столетия. К тому же, конкретизации образа Римской империи времён, примыкающих к Траяновой эпохе, могло способствовать и то, что не позднее 12-го столетия на древнерусский язык была переведена "Иудейская война".
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Если под "веками Трояновыми", кем бы Троян ни был, понимать "времена язычества", то они НЕ МОГУТ даже метафорически захватывать время Всеслава. Противоречие в том, что оно тогда ПОСЛЕ этих веков.

Хорошее замечание, НО века (= тысячелетия) Трояна (языческий период) заканчивается летами первого христианского князя, а Всеслав действовал на "седьмом" т.е. завершающим, последнем тысячелетии язычества, поколику оно УЖЕ началось в 493 году и было последним, т.к. настала на Руси христианская вера, но период начавшегося (1000-летия) продолжается ДО 1492 года.

Само тысячелетие продолжается, но оно (по Вашей версии - "языческие века") перестаёт быть "Трояновым" по окончании "Трояновой" (если подразумевать под ней языческую) эпохи. Я ведь приводил аналогию. Как бы звучало "Троцкий был выслан из СССР на шестом десятке жизни Ленина"? Десяток - шестой, НО... и то же самое НО - в нашем случае.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Насчёт "бесов в Полоцке" - решительно не могу согласиться. Да, это было при Всеславе, но мало ли что при ком было! Вот в Нью-Йорке ураган только-только отбушевал, и это "при Обаме", но при чём он тут? Даже если считать, что эти президенты и вообще политики реально что-то решают...

Дорогой Новый, зачем отрицать ОЧЕВИДНОЕ? Народные предания, летопись, миниатюры Радзивиловской летописи и все они вкупе делают из Всеслава Полоцкого волкодлака, знающегося с вилами и навьями.

Мы столько уже об этом рассуждали, что впору было бы таблицу составить. Два столбца - позитивное и негативное о Всеславе, - и, пожалуй, три строчки: летопись, "Слово", фольклор. Всего шесть клеточек. Я, со своей стороны, внёс бы туда, например:
Из летописи: благочестивую фразу, перекликающуюся с Дан 6, 23; тот факт, что киевляне доверили Всеславу, ЧУЖОМУ князю, свой город В ОПАСНОСТИ (должность же князя тогда была далеко не синекурой; значит, чем-то хорошим он себя зарекомендовал); то, что ни одного конкретного факта его "особой жестокости" летопись не фиксирует - в отличие от того, что пишется о ряде других князей.
Из "Слова": то, что земля Русская названа достоянием Всеслава; то, что к нему больше, чем к кому бы то ни было иному, прилагаются выражения, звучащие и в связи с самим Бояном (включая эпитет "вещий"); то, что ЕМУ (ТОМУ) позвонили заутренюю (если ТОМУ, то он - в числе созываемых на молитву); наконец - это косвенный довод, - и тот факт, что в особо скорбном ключе повествуется именно о битве на Немиге - о ПОРАЖЕНИИ Всеслава (а почему - если бы он был "антихристом", - не о его новгородском торжестве? Именно о его поражении...)
Из фольклора: то, что Волх, чьим прототипом он является, - доблестный князь, покоряющий чужое царство (да, они, конечно, там "рубят старого, малого", но и Мономах в Минске поступал не мягче, и средневековая новелла, в своей наивно-простонародной дикости, едва ли могла такое осуждать), любящий свою дружину и заботящийся о ней; то, что спектр его "превращений" (чисто функциональных - в горностая, скажем, чтобы тетивы перегрызть...) очень близок спектру метафорических "превращений" Игоря и Бояна (дополняемых буй-туром Всеволодом); то, что он в приведённых мною балладах ПОРОДНЁН с "Софией" (устойчивое имя-отчество - Софья Волховична или Волховнишна); то, что он, который "връже жребий о девицю" (здесь "Слово" смыкается с фольклором), перекликается с героем баллады, пустившим стрелу - с героем, которого эта Софь(и)я САМА ЗАЛУЧАЕТ, - и, опосредованно, с героем сказки, тоже, жребия ради, пустившим стрелу и нашедшим ПРЕМУДРУЮ (София) жену. Помните мой пост об этом? Мне самому всё это надо ещё осмыслить и упорядочить, но разве не знаменательные параллели?
Лемурий писал(а):
Новый писал(а): за одну ночь, то тогда разве что на облаке, подобно апостолу, или на ковре-самолёте, но не в волчьем обличии: это почти ТЫСЯЧА километров, а волк скорости, большей, чем 60 км/ч, развить не может.

см. выше сообщение от sasha_a и тоже "нечистая сила" (бес) за одну ночь в Иерусалим клирика Иоанна перенесла, но никак не Апостол.

Но об апостолах - в "Слове об успении Богородицы". И потом, ВОЛКОМ он по любому не мог бы за ночь добежать, хоть бы даже в него и превратился. За ночь "Красная Стрела", помнится, из Ленинграда в Москву доезжала, а там и расстояние поменьше, и по прямой. Т. е. "оборотничество" тут в любом случае ни при чём. Даже если он действительно совершил некий марш-бросок в Тмуторокань. Что, если вдуматься, очень сомнительно: автор "Слова" знал летопись и, в принципе, по большому счёту с нею не расходится. А если бы имел место очень значимый рывок Всеслава в Тмуторокань, думаю, что и в летописи это было бы зафиксировано. Иначе почему в некоем устном предании - да (откуда Автор знал?), а там - нет? Я и предполагаю, что эта "Тмуторокань" - метафора "погибельного пути".
Насчёт "салтанов" - согласен. Убедительно. Но есть же ещё целый ряд гипербол, начиная с Бояна (струны сами славу рокотали), да и этот сверхбросок Всеслава очень сомнителен - и в свете рассуждений о Тмуторокани, и по причине спорности того, что "до кур"="до петухов" (если нет, то сверхбыстрота вообще ниоткуда не явствует).
Лемурий писал(а):... Если разбить топоним как и писал выше, то в алогичной антитезе всё встанет на свои места:
Два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьму тороканя (= несуществующего города подобные поговорки поискать ветра в поле, иголку в стоге сена...

Да, или "пойти туда - не знаю куда, принести то - не знаю что". Метафора "погибельного" мероприятия или задания.
Лемурий писал(а):Молитва на заутреней начинается ДО восхода солнца. Звон колоколов приглашают на утреннюю молитву и возвещают о приближении рассвета, губительного для волкодлаков. Всё на своих местах..

См. выше: там неустранимое "ТОМУ". Он - Всеслав, - в числе созываемых на молитву, хотя и не откликается на приглашение; ну, так он грешник. Но "волкодлака" на молитву не приглашали бы. В отношении его не могло бы говориться "ТОМУ".
Лемурий писал(а):P.S. Выслал на Вашу почту свою отредактированную статью. Был бы благодарен за отзыв.

Обязательно напишу своё мнение, но мне надо будет внимательно всё прочитать. В начале следующей недели, наверное, уже смогу написать что-то.
Последний раз редактировалось Новый 08 ноя 2012, 12:22, всего редактировалось 1 раз.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Евгений Беляков » 07 ноя 2012, 18:21

Новый писал(а):Уважаемый Евгений, но Всеслав родился лет на сто раньше, в ОДИННАДЦАТОМ веке.


Да, извиняюсь, ошибся на 100 лет))
Это Мария Васильковна в тот год (примерно) родилась...
Как я мог перепутать - не представляю((
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 08 ноя 2012, 12:32

Новый писал(а):Им не нужно было знать римскую историю в деталях. Достаточно было знать сам факт существования древней империи, знать о ТрАяне - великом завоевателе, который в истории Восточной Европы сыграл роль не меньшую, чем, скажем, в ближневосточной - Александр Македонский (а как гремело его имя у мусульман!), слышать христианское сказание о ТрАяне, вызволенном из ада (не исключено, что некоторые слышали: связи с Западом были) и знать о том, что вселенская церковь была единой, но разделилась окончательно в середине 11-го столетия. К тому же, конкретизации образа Римской империи времён, примыкающих к Траяновой эпохе, могло способствовать и то, что не позднее 12-го столетия на древнерусский язык была переведена "Иудейская война".

Напомню, что XI-XII вв это еще и время борьбы против "ереси латинян". Например: :arrow: Никита Пекторат, писатель XI в. “Книга против латинян”
И тут Вы предполагаете, что православный Автор СПИ назвал века язычества Руси временами римского императора Траяна, заведомо унижая происхождение своих предков ? Да не в жизнь!

Новый писал(а):Само тысячелетие продолжается, но оно (по Вашей версии - "языческие века") перестаёт быть "Трояновым" по окончании "Трояновой" (если подразумевать под ней языческую) эпохи...

Не совсем так. Ну, например, возьмем "эру паровоза", начавшуюся в начале 19 в. и ограниченную "эрой электровоза". 20 век для "эры паровоза" - последний, завершающий, т.е. "седьмой", но это не значит, что и в конце 20 в. паровозы не встречаются. Так и здесь начавшееся в 493 году завершающее "седьмое" тысячелетие язычества, ограничено летами первого христианского князя, но продолжается до 1492 года.

Новый писал(а):Мы столько уже об этом рассуждали, что впору было бы таблицу составить. Два столбца - позитивное и негативное о Всеславе, - и, пожалуй, три строчки: летопись, "Слово", фольклор. Всего шесть клеточек. Я, со своей стороны, внёс бы туда, например:
Из летописи: благочестивую фразу, перекликающуюся с Дан 6, 23; тот факт, что киевляне доверили Всеславу, ЧУЖОМУ князю, свой город В ОПАСНОСТИ (должность же князя тогда была далеко не синекурой; значит, чем-то хорошим он себя зарекомендовал); то, что ни одного конкретного факта его "особой жестокости" летопись не фиксирует - в отличие от того, что пишется о ряде других князей.

Сколько летописцев, столько и субъективных мнений, и столько и отношений к полоцкому князю. У одного он "благочестив", а в другой вставки, от волхования рожден, "язвено" на голове имел при рождении и как талисман его на себе носил, что для общающимся с "вилами" характерно, кровопролитию радуется. В его годы правления в Полоцке бесы и навьи разгуливают, горожан пугают и т.д.

Новый писал(а):Из "Слова": то, что земля Русская названа достоянием Всеслава...

Вообще-то, Автор предлагает потомкам Всеслава Полоцкого "выпрыгнуть" из "дедовой славы" - "славы" разжигателя междоусобиц. А то своими крамолами они вынуждают приглашать поганых. В частности, как это было при Владимире Мономахе.

* На землю Рускую, на жизнь Всеславлю - слово "жизнь" употреблялось русской летописью XIIв. только в значении имущества, достояния, достатка (см. комм. к стр.64), т.е. имеется в виду Полоцкое княжество. Причем идет перечисление НА Землю Русскую, НА достояние Всеславово, т.е. как бы Полоцкое княжество выделено отдельно и этому есть объяснение в контексте.

Под Русской Землей в данном контексте СКОРЕЕ ВСЕГО имеется ввиду Черниговщина - вотчина Ольговича Ярослава Черниговского, который первый упомянут в обращении: "Ярослав и все внуки Всеславовы". И вторым, отдельно как и в обращении, идет Полоцкое княжество и вот почему - за недостатком собственных ресурсов в крамоле с черниговскими и полоцкими князьями Владимир Мономах дважды приглашал для участия в совместном походе половцев: сперва пострадала Черниговщина, затем Полоцкое княжество (Минск).
Дважды Владимир [Мономах], несмотря на весьма целеустремленно направленную политику против половцев, прибегал к их помощи в борьбе с тем или иным русским князем и наводил половцев на русскую землю. Так, по его вине один раз ограблена была Черниговщина, однажды разорен, разграблен половцами и затем сожжен город Минск [Полоцкое княжество]. Владимир достаточно скромен — он нигде не написал в своем сочинении, что организация походов в глубь половецкой степи — его заслуга и его инициатива. Он всего в нескольких словах говорит о трех основных степных эскападах, закончившихся победой. О более мелких русских походах он не счел нужным упомянуть, хотя, как писал летописец, организовывал эти походы Мономах.
--------
С.А. Плетнева ПОЛОВЦЫ М.1990, с.65

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов...
На ту осень [1084] ходили с черниговцами и с половцами - читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.
--------
Поучение Владимира Мономаха


Новый писал(а): к нему больше, чем к кому бы то ни было иному, прилагается выражения, звучащие и в связи с самим Бояном (включая эпитет "вещий")

"Вещий" - знающий то, что другим не дано. Боян это знал от своей мудрости и мысленного восхождения "к горнему", Всеслав от своего "другого тела" - оборотня, когда мог с вилами и нечистой силой общаться.

Новый писал(а):ЕМУ (ТОМУ) позвонили заутренюю (если ТОМУ, то он - в числе созываемых на молитву)

Можно точно также прочитать, что его ПРЕДУПРЕДИЛИ о её начале, следовательно о приближении восхода солнца.

Новый писал(а):в особо скорбном ключе повествуется именно о битве на Немиге - о ПОРАЖЕНИИ Всеслава (а почему - если бы он был "антихристом", - не о его новгородском торжестве? Именно о его поражении...)

Где в тексте эмоции по поводу исхода битвы на Немиге? Автор лишь сожалеет, что в междоусобице, устроенной Всеславом, погибли "русские сыны".

Кстати, обращаю ОСОБОЕ внимание на фразу:

    "Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя"
Судить людей тогда мог токмо Бог, поэтому и поединки устраивали под названием "поле" - Божий суд. Если Всеслав судил САМ, то попирал этим Божие законы.

Новый писал(а):ВОЛКОМ он по любому не мог бы за ночь добежать, хоть бы даже в него и превратился. За ночь "Красная Стрела", помнится, из Ленинграда в Москву доезжала, а там и расстояние поменьше, и по прямой. Т. е. "оборотничество" тут в любом случае ни при чём.

Правильно, дело НЕ в оборотничестве, а в "НЕЧИСТОЙ СИЛЕ" Всеслава, способной переноситься по ночам на огромные расстояния.

Новый писал(а):или "пойти туда - не знаю куда, принести то - не знаю что". Метафора "погибельного" мероприятия или задания.

В любом случае это антитеза равнозначна значению "ПРОИГРАТЬ", т.е. ни о каком походе малыми силами в византийский порт Матарха, ни о каком его "завоевании" речь НЕ идёт.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 08 ноя 2012, 12:47

То, что это византийский порт, никем не доказано
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 08 ноя 2012, 19:22

Лемурий писал(а):Напомню, что XI-XII вв это еще и время борьбы против "ереси латинян"...
... И тут Вы предполагаете, что православный Автор СПИ назвал века язычества Руси временами римского императора Траяна, заведомо унижая происхождение своих предков ? Да не в жизнь!

Борьба-то была, но "вечи Трояни", согласно моей версии, относятся ко времени единства церкви, к её "золотому веку". Что же касается "унижения", то - наоборот. Даже Снорри Стурлусон, описывая своих БЕССПОРНО ЯЗЫЧЕСКИХ (в отношении вост. славян у нас дискуссия, я предполагаю века с 4-го - 6-го "хорсианское" христианство) предков, приурочивает время правления конунга Фроди ко времени Августа:

http://www.uic.unn.ru/~kaav10/book/myth ... Edda23.txt (в первом абзаце текста)

И ведь ему мало пояснения "Тогда родился Христос" - пояснения, которое в хронологическом смысле было исчерпывающим; нет, ему хотелось соотнесения ещё и с Империей. Это было не унизительным, а очень престижным.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Само тысячелетие продолжается, но оно (по Вашей версии - "языческие века") перестаёт быть "Трояновым" по окончании "Трояновой" (если подразумевать под ней языческую) эпохи...

Не совсем так. Ну, например, возьмем "эру паровоза", начавшуюся в начале 19 в. и ограниченную "эрой электровоза". 20 век для "эры паровоза" - последний, завершающий, т.е. "седьмой", но это не значит, что и в конце 20 в. паровозы не встречаются. Так и здесь начавшееся в 493 году завершающее "седьмое" тысячелетие язычества, ограничено летами первого христианского князя, но продолжается до 1492 года.

Но никто не скажет и не напишет, что компьютеры появились "во втором веке паровозов". Если уж с поездами соотносить, то - "в век электричек". И никто не напишет - "на исходе первого столетия радио". Конечно, радио и сейчас многие слушают, но "дни радио", если вспомнить тот фильм Вуди Аллена, остались далеко позади.
Лемурий писал(а):Сколько летописцев, столько и субъективных мнений, и столько и отношений к полоцкому князю. У одного он "благочестив", а в другой вставки, от волхования рожден, "язвено" на голове имел при рождении и как талисман его на себе носил, что для общающимся с "вилами" характерно, кровопролитию радуется. В его годы правления в Полоцке бесы и навьи разгуливают, горожан пугают и т.д.

Но при окончательном редактировании текста летописи сведения, внесенные, допустим, разными людьми, приводились к согласованию, и, надо полагать, "неадекватные" (с точки зрения людей, Всеслава ещё помнивших) моменты вымарывались. А значит, всё, что не было изъято, мы обязаны учитывать в качестве неотъемлемого компонента характеристики.
"Язвено" не обязательно талисман. Вообще, кстати, не совсем ясно, что это, собственно, такое, разные мнения на этот счёт существуют. О том, что Всеслав общался с вилами, не написано ничего. Конечно, это "язвено" - некий недобрый знак, что есть, то есть, но до "антихриста" отсюда ещё далеко. Факт, что это "язвено", чем бы оно ни являлось, не помешало крестить Всеслава.
"Родиться от волхвования" в буквальном смысле не может никто. Видимо, мать Всеслава обращалась к волхвам то ли потому, что долго не могла зачать, то ли ввиду тяжело протекавшей беременности. Дело по-человечески понятное. "Волхвы" - термин далеко не однозначный, вовсе не обязательно колдуны (это отдельной темы заслуживало бы: я лично считаю, что так называли, в частности, хорсианских священников; если понадобится, дам ссылку на аргументы), и не все волхвы были изуверами, подобными тем, с которыми имел дело Ян Вышатич, - так же, как, допустим, не все католические священники пытали и жгли подозреваемых в ересях.
Насчёт "бесов в Полоцке". Всеслав правил, согласно летописи, 57 лет, это почти "викторианский" срок, за который мало ли какие вещи могут случиться! И те или иные зловещие явления можно было бы закономерно связывать со Всеславом только в тот период, когда он смуты учинял, а НЕ когда уже тихо сидел в Полоцке и был не первой молодости... А годом раньше (приблизительно) во время охоты Всеволода под Вышгородом "спаде привелик змей с небесе"; и Всеволод правил куда меньше лет... И потом, этих "бесов в Полоцке" по-разному интерпретировать можно. В рамках христианской традиции бесы посещали порой именно наиболее твёрдых в вере (для искушения) - почитать хотя бы про Феодосия, в конце того, что под годом 6582...
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Из "Слова": то, что земля Русская названа достоянием Всеслава...

Вообще-то, Автор предлагает потомкам Всеслава Полоцкого "выпрыгнуть" из "дедовой славы" - "славы" разжигателя междоусобиц. А то своими крамолами они вынуждают приглашать поганых. В частности, как это было при Владимире Мономахе.

Я считаю, что он, наоборот, укоризненно констатирует, что они уже "выскочили". "Выскочисте" - прошедшее время, такое же, как, допустим, "начясте", "одолесте", "пролиясте".
Что касается "на землю Русскую, на жизнь Всеславлю" - я понимаю, что иногда Русью называлась избирательно, в узком смысле слова, южная часть страны, жёстко закрепленная за Киевом. Но думаю, что в данном случае, да и вообще в "Слове" "Русская земля" - понятие обобщенное, включающее и Полоцк, и Новгород. Образ Всеслава - явно "внутри" русской проблематики, он, как бы к нему ни относиться, совсем не "отчуждаемая" фигура. Далее, перечисление "за землю Русскую (И) за жизнь Всеславлю" трудно здесь усматривать не только стилистически (мне кажется, что звучало бы странновато), но и потому, что конкретно Полоцкое княжество иноплеменным нашествием в описываемую пору не подвергалось. И потом, он же БЫЛ киевским князем, и не в качестве узурпатора занял киевский стол, а волей народа, так что есть смысл в именовании Русской земли в целом его достоянием.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а): к нему больше, чем к кому бы то ни было иному, прилагается выражения, звучащие и в связи с самим Бояном (включая эпитет "вещий")

"Вещий" - знающий то, что другим не дано. Боян это знал от своей мудрости и мысленного восхождения "к горнему", Всеслав от своего "другого тела" - оборотня, когда мог с вилами и нечистой силой общаться.

ЕСЛИ БЫ Автор, пишущий о "вещей душе" Всеслава и практически сразу же о "вещем" Бояне, хотел не "сблизить" их, а подчеркнуть различие (один - от тёмных сил, другой - от светлых), он уж точно нашёл бы для Всеслава иной эпитет. Словарного запаса ему было не занимать. Но эпитет - один, а значит, нельзя так категорично противопоставлять.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):ЕМУ (ТОМУ) позвонили заутренюю (если ТОМУ, то он - в числе созываемых на молитву)

Можно точно также прочитать, что его ПРЕДУПРЕДИЛИ о её начале, следовательно о приближении восхода солнца.

Но как же это церковные колокола стали бы предупреждать знающегося с нечистой силой ("ТОМУ позвониша")? Их ли это амплуа?
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 09 ноя 2012, 02:07

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):в особо скорбном ключе повествуется именно о битве на Немиге - о ПОРАЖЕНИИ Всеслава (а почему - если бы он был "антихристом", - не о его новгородском торжестве? Именно о его поражении...

Где в тексте эмоции по поводу исхода битвы на Немиге? Автор лишь сожалеет, что в междоусобице, устроенной Всеславом, погибли "русские сыны"

Но русские погибали в бесчисленном множестве битв, а особо скорбный тон - именно в связи с этой, в которой Всеслав потерпел поражение и в которой бОльшую часть погибших - по логике её исхода, - видимо, составляли его бойцы, а не ратники Ярославичей. Если бы Автор однозначно отрицательно относился ко Всеславу, он в таком ключе должен был бы описать скорее уж взятие полоцким князем Новгорода. а здесь он лаконичен: "разшибе славу Ярославу", и всё. Мало ли кто кому славу расшибал... Здесь скорби сколько-нибудь значительной не ощущается. Этот расклад у меня лично создаёт впечатление, что Автор сочувствует Всеславу больше, чем всем прочим героям тех событий, при всём порицании некоторых его действий.
Лемурий писал(а):... Судить людей тогда мог токмо Бог, поэтому и поединки устраивали под названием "поле" - Божий суд. Если Всеслав судил САМ, то попирал этим Божие законы...

Судьи тогда, положим, были, и ещё Владимиру священники велели не уклоняться от княжеской обязанности вершить суд над злодеями. Но это "людем судяше" действительно звучит укором, а в сочетании с последующим "суда Божиа не минути" выглядит антитезой евангельскому "Не судите, да не будете судимы". Он - наоборот: судил - судим будет. Это, кстати, один из моих косвенных аргументов в пользу моей трактовки того, кто такой Хорс (см. "Религиозную загадку"). Всеслав, на мой взгляд, в этом смысле тоже метафорически "прерыскал" путь, предписанный Иисусом, преступил заповеданное. Ну, так он же ГРЕШНИК! И образ "волка" очень кстати, ибо именно "волк" противопоставляется "агнцу". Но НЕ в качестве "антихриста", а в качестве грешника, с которым возможно в конечном счёте примирение (о волках и агнцах - Ис. 11, 6 и 65, 25). Волк - НЕ абсолютно негативный, не "сатанинский" символ - в том числе потому, что служит метафорой одного из колен...
Вообще, кстати, образ волка очень интересен, я раньше этих оттенков не замечал, да и где нам, видящим зверей только в кино и в зоопарке... А в те времена люди лучше понимали особенности животных, и недаром метафор из фауны полно в том числе в Библии - они очень выразительны и ёмки. Волк. в отличие от многих других хищников, почти не приручается - во всяком случае не дрессируется. Я тут посмотрел на сайтах и вычитал такую фразу: "Волк слабее льва и медведя, но в цирке не выступает". Понравилась мысль. Волк может быть, когда захочет, "чудесным помощником", но в принципе "гуляет сам по себе", подобно той кошке у Киплинга. И очень вероятно, в свете этих рассуждений, что правильное прочтение - не "из Киева дорискаше...", а "... влъком рыскаше из Киева...", а потом, отдельно, - "дорискаше до куръ Тмутороканя...". Он, когда ему вздумается, "рыскает из дома" ("в лес смотрит"), что же касается Тмуторокани, то - смеет идти погибельным путём (т. е. Тмуторокань - метафора). Здесь уже не в качестве "волка" (даже образно), а в качестве иррационального эпического героя, решающего ехать туда. где "убиту быть".
Понятно, что я, делая все эти "волчьи" уподобления, ни в коем случае не имею в виду буквальное "оборотничество". Волк - метафора, Всеслав уподобляется ему по тому же самому метафорическому принципу, что и Вениамин.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):ВОЛКОМ он по любому не мог бы за ночь добежать, хоть бы даже в него и превратился. За ночь "Красная Стрела", помнится, из Ленинграда в Москву доезжала, а там и расстояние поменьше, и по прямой. Т. е. "оборотничество" тут в любом случае ни при чём.

Правильно, дело НЕ в оборотничестве, а в "НЕЧИСТОЙ СИЛЕ" Всеслава, способной переноситься по ночам на огромные расстояния.

Но, во-первых, даже если бы и по ночам, и на огромные расстояния, то почему обязательно с помощью нечистой силы? Апостолы и Исаия Ростовский тоже быстро перемещались, и тоже воздушным путём. А во-вторых, я тоже не думаю, что он реально что-то предпринимал в отношении Тмуторокани, - согласен со следующим Вашим пунктом.


[
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2012, 12:58

Новый писал(а):особо скорбный тон - именно в связи с этой, в которой Всеслав потерпел поражение и в которой бОльшую часть погибших - по логике её исхода, - видимо, составляли его бойцы, а не ратники Ярославичей. Если бы Автор однозначно отрицательно относился ко Всеславу, он в таком ключе должен был бы описать скорее уж взятие полоцким князем Новгорода. а здесь он лаконичен: "разшибе славу Ярославу", и всё. Мало ли кто кому славу расшибал...

Ну а кто "волком пыгнул до Немиги", да ещё веселясь в преддверии кровопролития ? Кто своих людей под бой подставил? Автор скорбит по загубленным христианским душам, но никоим боком о Всеславе, как зачинателе братоубийственной бойни.

Новый писал(а): Здесь скорби сколько-нибудь значительной не ощущается. Этот расклад у меня лично создаёт впечатление, что Автор сочувствует Всеславу больше, чем всем прочим героям тех событий, при всём порицании некоторых его действий.

Именно поэтому Боян его предостерегает:

    Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!»
Вот эпитеты Всеслава, вложенные в уста Бояна: "хитрый", "общающийся с вилами (сиринами)", как и всякий Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди (см. "видовито" по Срезн.). И, заметьте, Божьего Суда не миновать, что можно сказать лишь о большом ГРЕШНИКЕ.

Новый писал(а):именно "волк" противопоставляется "агнцу". Но НЕ в качестве "антихриста", а в качестве грешника, с которым возможно в конечном счёте примирение (о волках и агнцах - Ис. 11, 6 и 65, 25). Волк - НЕ абсолютно негативный, не "сатанинский" символ - в том числе потому, что служит метафорой одного из колен...

Ну, вообще-то, он в конце ЛЮТЫМ ЗВЕРЕМ оборачивается. Здесь прямое указание.

Новый писал(а):из Киева дорискаше...", а "... влъком рыскаше из Киева...", а потом, отдельно, - "дорискаше до куръ Тмутороканя...".
Но, во-первых, даже если бы и по ночам, и на огромные расстояния, то почему обязательно с помощью нечистой силы? Апостолы и Исаия Ростовский тоже быстро перемещались, и тоже воздушным путём.

Святитель Исаия Ростовский, епископ в 1089 г. «облаком носимый, якоже древле апостолы».

Ну так ответьте для себя на вопрос: "Освящение церкви Успения Богоматери в Киево-Печерском монастыре, когда и происходило "воздухоплавание Исаия Ростовского" происходило ДНЕМ или НОЧЬЮ. На сверх далекие расстояния или токмо ввысь?

Что же касается перелетов на немыслимо далекие расстояния, причем именно ночью, то пример Саши В САМУЮ ТОЧКУ:

sasha a писал(а):Хотелось бы отметить, что эпизод с перенесением из одной географической точки в другую за одну ночь нельзя приписать авторству Автора. Этот сюжет был весьма распространен в конце 12 столетия. Находим его в житии архиепископа Иоанна новгородского:

"Однажды, когда Иоанн ночью стоял на молитве, бес вошел в сосуд и начал плескаться водою, чтобы прервать молитву старца праведного. Иоанн уразумел бесовские козни, подошел и осенил сосуд крестным знамением. Бесу некуда было выскочить, и он начал вопить: "О горе мне лютое! Огонь палит меня, не могу вынести, поскорее освободи меня, праведник божий!" - Святой вопросил: "Кто ты таков и как сюда попал?" - Дьявол ответил: "Я - бес лукавый, пришел, чтобы смутить тебя. Ведь надеялся я, что ты, как обычный человек, устрашишься и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И вот как огнем палим я нестерпимо, горе мне, окаянному! Отпусти меня теперь, раб божий, а я больше никогда не приду сюда!"
- Тогда Иоанн потребовал: "За дерзость твою повелеваю тебе этой же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим - град к церкви, где гроб Господен, и в эту же ночь обратно в келию мою, в которую ты смел войти. Тогда я выпущу тебя." и тд.
http://a-nomalia.narod.ru/novgorod4.htm
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 25 ноя 2012, 14:01

Между прочим, колокола бытовали еще в языческих храмах славян, о чем пишет аль-Масуди. К тому же, колоколам в славянской и германской культуре приписывается магическое действие - отгон грозы, нечисти и т.д. Важно, что например, у лужичан карлики-"людки" не переносят звона колоколов, даже жалуются людям на них, а у украинцев болезнь отгоняют в пространство, "де дзвони не дзвонять"...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2012, 12:12

Всеслав слышал именно полоцкие колокола, причем ЕМУ адресованные, предупреждающие его о приближении заутреней (т.е. рассвета губительного для оборотней).

    Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша.

Сама же заутреня начиналась ЗА ЧАС до рассвета. Всеслав за это время (т.е. за время звона колоколов) успевал вернуться в Киев. Причем Хорс в контексте однозначно СОЛНЦЕ, ибо Всеслав успевал его путь "прерыскать" (перебежать) ДО начала его движения с востока на запад.

Всеслав «рыщет» волком по ночам. На это автор указывает как прямо — «а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше», так и иносказательно — из Киева до Тмуторокани Всеслав успевает прирыскать «до кур», то есть до пения петухов, до рассвета (пока действует его волшебная сила оборотня, прекращающая свое действие с восходом солнца), «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» (Всеслав ночью бежит волком с севера на юг до восхода солнца, то есть перебегая путь солнцу, которое с рассветом начнет двигаться с востока на запад).
Из Полоцка до Киева Всеслав успевает примчаться за время звона ко­локолов, звонивших к заутрене: когда колокола начинали звонить к за­утрене, он был еще в Полоцке, а до окончания звона он уже оказывался в Киеве... Всеслав — за время одной заутрени или, скорее, за время звона колоколов, звонивших к заутрене (в ночное время, ибо заутреня в Древней Руси начиналась за час до рассвета 129 ).
-----------
129) По словам Е.В. Барсова «заутреня в Киевской Руси оканчивалась до восхода солнца» (см. Барсов Е. В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киев­ской дружинной Руси Т. 3 С. 303) Б. А. Рыбаков, напротив утверждает, что «звон к заутрени означал восход солнца» то есть заутреня начиналась на рассвете (см. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве» С. 455) В «Словаре русского языка XI—ХVII вв » (М , 1978 Вып 5 С 330) «заутреня» толкуется так «Утренняя церковная служба», «время заутрени, раннее утро, рассвет» Заутреня начиналась в Древ­ней Руси за час до рассвета, что следует и из приводимого составителями словаря примера «И король, государь пошел къ заутренѣ за час до світа съ королевою» В другом древне­русском тексте о заутрене говорится как об одной из двух ночных молитв «Да станемъ вь нощи на м(о)л(и)твѣ аще же и в полунощи не въстане(м) но къ самой заутрени Покажи яко не тѣлу единому о(т)лучена есть нощь, но и душѣ» (см Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв) М , 1990 Т 3 С 354) В Чудесах Николы Мирликийского в одном из чудес (об отроке Василии) говорится о пленении Василия вместе с другими молящимися на рас­свете, когда уже наполовину спели заутреню
------
Соколова Л.В. Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.47-48
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 01 дек 2012, 01:32

Лемурий, неоднозначно. В соответствующей теме я как раз объяснял кое-кому, что речь идет о ночном пути Луны в зимнее время.
И еще. Не путайте аутентичных оборотней с вампирами из новейшей литературы.
В славянской мифологии, фольклоре и верованиях Солнце не только безвредно для волколаков, спокойно появляющихся днем, но и может мыслиться волчонком в сказках, по Афанасьеву. Поляки на Коляду - день рождения Солнца - носили чучело волка. А Всеслав - такой же Даждьбожий внук, как и прочие представители солнечной династии.
Умение воина, особенно князя или атамана, превращаться в волка оценивается положительно в северных былинах, украинских козачьих легендах и т.д. Волколаков жалеют и помогают им, а не боятся. Встреченную обращенную свадьу стремятся расколдовать, а в одной сказке не умеющий превратиться назад оборотень нанимается в селе пасти стадо - его все кормят и жалеют.
Волк в народной традиции всех славян - тоже положительно маркированное создание, у которого нельзя отбирать пищу, который истребляяет нечистую силу и находится под покровительством Бога и святых (заменивших языческих Богов). У германцев и иранцев, в том числе осетин, точно так же предельно положительное отношение к умению воина превращаться в волка.
Последний раз редактировалось Konrad 03 дек 2012, 15:51, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 01 дек 2012, 11:04

Прерыскать здесь перебежать, а не пересечь, т.е. ДО начала движения Хорса. Если дело происходит ночью (до заутреней), то однозначно речь идет о движении Солнца.
Сужу не по повериям, тем более современным, а то контексту СПИ. Лютым зверем Всеслав оборачивается в полночь. В Киев возвращается до конца звона к заутреней, т.е. ДО восхода солнца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24224
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44