Лемурий писал(а):Напомню, что XI-XII вв это еще и время борьбы против "ереси латинян"...
... И тут Вы предполагаете, что православный Автор СПИ назвал века язычества Руси временами римского императора Траяна, заведомо унижая происхождение своих предков ? Да не в жизнь!
Борьба-то была, но "вечи Трояни", согласно моей версии, относятся ко времени единства церкви, к её "золотому веку". Что же касается "унижения", то - наоборот. Даже Снорри Стурлусон, описывая своих БЕССПОРНО ЯЗЫЧЕСКИХ (в отношении вост. славян у нас дискуссия, я предполагаю века с 4-го - 6-го "хорсианское" христианство) предков, приурочивает время правления конунга Фроди ко времени Августа:
http://www.uic.unn.ru/~kaav10/book/myth ... Edda23.txt (в первом абзаце текста)
И ведь ему мало пояснения "Тогда родился Христос" - пояснения, которое в хронологическом смысле было исчерпывающим; нет, ему хотелось соотнесения ещё и с Империей. Это было не унизительным, а очень престижным.
Лемурий писал(а):Новый писал(а):Само тысячелетие продолжается, но оно (по Вашей версии - "языческие века") перестаёт быть "Трояновым" по окончании "Трояновой" (если подразумевать под ней языческую) эпохи...
Не совсем так. Ну, например, возьмем "эру паровоза", начавшуюся в начале 19 в. и ограниченную "эрой электровоза". 20 век для "эры паровоза" - последний, завершающий, т.е. "седьмой", но это не значит, что и в конце 20 в. паровозы не встречаются. Так и здесь начавшееся в 493 году завершающее "седьмое" тысячелетие язычества, ограничено летами первого христианского князя, но продолжается до 1492 года.
Но никто не скажет и не напишет, что компьютеры появились "во втором веке паровозов". Если уж с поездами соотносить, то - "в век электричек". И никто не напишет - "на исходе первого столетия радио". Конечно, радио и сейчас многие слушают, но "дни радио", если вспомнить тот фильм Вуди Аллена, остались далеко позади.
Лемурий писал(а):Сколько летописцев, столько и субъективных мнений, и столько и отношений к полоцкому князю. У одного он "благочестив", а в другой вставки, от волхования рожден, "язвено" на голове имел при рождении и как талисман его на себе носил, что для общающимся с "вилами" характерно, кровопролитию радуется. В его годы правления в Полоцке бесы и навьи разгуливают, горожан пугают и т.д.
Но при окончательном редактировании текста летописи сведения, внесенные, допустим, разными людьми, приводились к согласованию, и, надо полагать, "неадекватные" (с точки зрения людей, Всеслава ещё помнивших) моменты вымарывались. А значит, всё, что не было изъято, мы обязаны учитывать в качестве неотъемлемого компонента характеристики.
"Язвено" не обязательно талисман. Вообще, кстати, не совсем ясно, что это, собственно, такое, разные мнения на этот счёт существуют. О том, что Всеслав общался с вилами, не написано ничего. Конечно, это "язвено" - некий недобрый знак, что есть, то есть, но до "антихриста" отсюда ещё далеко. Факт, что это "язвено", чем бы оно ни являлось, не помешало крестить Всеслава.
"Родиться от волхвования" в буквальном смысле не может никто. Видимо, мать Всеслава обращалась к волхвам то ли потому, что долго не могла зачать, то ли ввиду тяжело протекавшей беременности. Дело по-человечески понятное. "Волхвы" - термин далеко не однозначный, вовсе не обязательно колдуны (это отдельной темы заслуживало бы: я лично считаю, что так называли, в частности, хорсианских священников; если понадобится, дам ссылку на аргументы), и не все волхвы были изуверами, подобными тем, с которыми имел дело Ян Вышатич, - так же, как, допустим, не все католические священники пытали и жгли подозреваемых в ересях.
Насчёт "бесов в Полоцке". Всеслав правил, согласно летописи, 57 лет, это почти "викторианский" срок, за который мало ли какие вещи могут случиться! И те или иные зловещие явления можно было бы закономерно связывать со Всеславом только в тот период, когда он смуты учинял, а НЕ когда уже тихо сидел в Полоцке и был не первой молодости... А годом раньше (приблизительно) во время охоты Всеволода под Вышгородом "спаде привелик змей с небесе"; и Всеволод правил куда меньше лет... И потом, этих "бесов в Полоцке" по-разному интерпретировать можно. В рамках христианской традиции бесы посещали порой именно наиболее твёрдых в вере (для искушения) - почитать хотя бы про Феодосия, в конце того, что под годом 6582...
Лемурий писал(а):Новый писал(а):Из "Слова": то, что земля Русская названа достоянием Всеслава...
Вообще-то, Автор предлагает потомкам Всеслава Полоцкого "выпрыгнуть" из "дедовой славы" - "славы" разжигателя междоусобиц. А то своими крамолами они вынуждают приглашать поганых. В частности, как это было при Владимире Мономахе.
Я считаю, что он, наоборот, укоризненно констатирует, что они уже "выскочили". "Выскочисте" - прошедшее время, такое же, как, допустим, "начясте", "одолесте", "пролиясте".
Что касается "на землю Русскую, на жизнь Всеславлю" - я понимаю, что иногда Русью называлась избирательно, в узком смысле слова, южная часть страны, жёстко закрепленная за Киевом. Но думаю, что в данном случае, да и вообще в "Слове" "Русская земля" - понятие обобщенное, включающее и Полоцк, и Новгород. Образ Всеслава - явно "внутри" русской проблематики, он, как бы к нему ни относиться, совсем не "отчуждаемая" фигура. Далее, перечисление "за землю Русскую (И) за жизнь Всеславлю" трудно здесь усматривать не только стилистически (мне кажется, что звучало бы странновато), но и потому, что конкретно Полоцкое княжество иноплеменным нашествием в описываемую пору не подвергалось. И потом, он же БЫЛ киевским князем, и не в качестве узурпатора занял киевский стол, а волей народа, так что есть смысл в именовании Русской земли в целом его достоянием.
Лемурий писал(а):Новый писал(а): к нему больше, чем к кому бы то ни было иному, прилагается выражения, звучащие и в связи с самим Бояном (включая эпитет "вещий")
"
Вещий" - знающий то, что другим не дано. Боян это знал от своей мудрости и мысленного восхождения "к горнему", Всеслав от своего "другого тела" - оборотня, когда мог с вилами и нечистой силой общаться.
ЕСЛИ БЫ Автор, пишущий о "вещей душе" Всеслава и практически сразу же о "вещем" Бояне, хотел не "сблизить" их, а подчеркнуть различие (один - от тёмных сил, другой - от светлых), он уж точно нашёл бы для Всеслава иной эпитет. Словарного запаса ему было не занимать. Но эпитет - один, а значит, нельзя так категорично противопоставлять.
Лемурий писал(а):Новый писал(а):ЕМУ (ТОМУ) позвонили заутренюю (если ТОМУ, то он - в числе созываемых на молитву)
Можно точно также прочитать, что его ПРЕДУПРЕДИЛИ о её начале, следовательно о приближении восхода солнца.
Но как же это церковные колокола стали бы предупреждать знающегося с нечистой силой ("ТОМУ позвониша")? Их ли это амплуа?
Продолжение следует.