Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 фев 2016, 11:35

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, я не могу согласиться с тем, что "Слово" писалось как "подорожное" произведение. Намного ближе к пониманию "Слова" подходят зарубежные исследователи, в частности Д.Ворт, который писал: "Автора "Слова" интересует преимущественно не военный поход удельного князя Игоря, а всясложная политическая, экономическая социальная, даже моральная картина Киевской Руси. Д.Ворт США. Лирический элемент в "Слове..."//"Слово..." Комплексные исследования// М., Наука, 1988, С.44

Уважаемый краевед, разве я вёл речь об "узкой" как Вы пишите "подорожной" цели СПИ? Автор обеспокоен за:

- Торговые пути Руси;

- Автокефалию Русской Церкви;

- Примирение Ольговичей с Мстиславичами.

краевед писал(а): Относительно двух князей, по моему мнению, наиболее близок к разгадке, кого имел ввиду Автор "Слова" под именем Мстислава, ближе всех подошел Н.Ф.Котляр, заметивший, что рядом с именем Романа должен был быть не менее значительный князь, которым мог быть Мстислав Мстиславович Удатный...

Не годится, ибо он назван позже "и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци!" - 5-е колено от Владимира Мономаха.

Были у Мстислава два сына Изяслав Мстиславич и Ростислав Мстиславич. Оба самое прямое отношение имеют к Клименту Смолятичу, первый его в митрополиты выдвинул, второго он называл "присным господином" ("моему же напрѣсну господину" - ПКС), т.е. на веки вечные, ибо сам смолятич был, а Ростислав - Смоленский князь.

Сперва Автор обращается к сыновьям Ростислава: Рюрику и Давыду, старший сын Ростислава Роман (ум. 1180) к этому времени почил в Бозе.

Затем к старшим сыновьям старших сыновей Мстислава и Ростислава: Роману Мстиславичу и Мстиславу Романовичу. И только потом к остальным правнукам Мстислава Великого, причём по линии Изяслава Мстиславича:
Ингвар и Всеволод - дети Ярослава Изяславича, а "все три Мстиславича" - дети Мстислава Изяславича, при котором духовником был Климент Смолятич и который как раз эти два среброносных ручья Переяславля (Солоный и Залозный пути) от половцев и расчищал. Напомню, что начало СПИ - калька с его речи в 1170-м:

    "Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
    - А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...
    " (Ипат. 1170)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 мар 2016, 12:13

Здравствуйте , Лемурий !
Родственник Всеслав Полоцкий в родословной «от старого Владимира до нынешнего Игоря»
Общий предок:
Родоначальник «старый Владимир» ( христианское имя Василий) ум 1015
2 поколение сыновья
Ярослав Мудрый (ум 1054) и Изяслав Полоцкий (ум.1001) братья
3 поколение внуки
Святослав (ум 1076г) и Брячислав Полоцкий (ум.1044г.) двоюродные братья


Для Святослава ( ум 1076) сын двоюродного брата Брячислава Всеслав Полоцкий (ум.1101г.) племянник.
В боковой линии Всеслав Полоцкий, сын двоюродного брата, племянник , находится в 6 степени родства к Святославу .
Святослав (ум . 1076) внук Владимира ( ум 1015г)
Всеслав (ум 1101) внук «Изяслава сына Василькова» ( ум 1001г) и правнук Владимира – Василия ( ум 1015)
« Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеслав».

«Ярославе вси внуце и Всеслав»
междоусобную войну ведут сыновья Ярослава Мудрого «Ярославе» ( Святослав , Изяслав ,Всеволод ) и Всеслав Полоцкий
«На Немизе снопы стелютъ головами…» , но все они по отношению родоначальнику «старому Владимиру» ВНУКИ « вси внуце».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 01 мар 2016, 16:15

По-поводу автокефалии:
Источником всякой церковной автокефалии служит самодержавие, его желание иметь свою управляемую церковь.
Асень I короновался в Тырново как «царь болгар и влахов».

Именно как царь. Никакого царя на Руси в 12-ом веке не намечалось. По-крайней мере Автор о царе ничего не говорит. Следовательно и намеков на автокефалию но Руси быть не могло.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение PoslannikM » 01 мар 2016, 20:45

А теперь прошу посмотреть всех внимательно сюда. Ловкость рук и никакого мошенничества! Это ставит с ног на голову все предыдущие версии о данном отрывке "Слова...".
_________________________

Исходный текст.

Рекъ Боянъ и Ходына
Святъславля пъснотворца
Стараго времени Ярославля
Ольгова коганя хоти:
"Тяжко ти головы кромъ плечю,
зло ти тълу кромъ головы" ---
Руской земли безъ Игоря.
______________________________

Минимальные исправления (поправки).

Рекъ Боянъ исход иный Святослава,
Письнътворца стыраго времени,
Яро славля Ольгова коканя:
"Хоти! Тяжко ти головы кромъ плечю,
Зло ти тълу кромъ головы ---
Руской земли безъ Игоря".
_________________________________

Перевод на наш современный русский язык.

ВОЗВЕСТИЛ БОЯН О СУДЬБЕ ИНОЙ СВЯТОСЛАВА -
БЫТОПИСЦА ЛИХОГО ВРЕМЕНИ,
ЧЕСТЬ ВОЗДАВШИ ОЛЬГОВУ ПТЕНЧИКУ:

"МИЛЫЙ! ТЯЖКО ТВОЕЙ ГОЛОВУШКЕ БЕЗ ПЛЕЧ,
НЕЛЕГКО И ТЕЛУ БЕЗ ГОЛОВЫ ---
РУССКОЙ ЗЕМЛЕ БЕЗ ИГОРЯ!". (с)

P.S. Святослав Ольгович, князь Рыльский, усыновлённый племянник Игоря. Автор "ратных записей похода" и, что само собой разумеется, невольный соавтор "Слова о полку...". Был казнён половцами в отместку за побег из плена Новгород-Северского князя.
Правда, на самом деле там было всё ещё ох как более (!) драматичнее...
Последний раз редактировалось PoslannikM 01 мар 2016, 21:02, всего редактировалось 1 раз.
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 мар 2016, 20:48

corvin писал(а): Никакого царя на Руси в 12-ом веке не намечалось. По-крайней мере Автор о царе ничего не говорит. Следовательно и намеков на автокефалию но Руси быть не могло.

    "От дивлюся!"(с)

    "Изяславъ же рече: "Азъ Изяславъ есмь, князь вашь!" и сня съ себе шеломъ. И позна и. И то слышавше мнози. И въсхытиша и руками своими с радостью яко царя и князя своего..." (Ипат. 1151)
    ---
    "Томъ же лѣтѣ разболѣся великии князь Киевьскии Изяславъ и чесныи боговѣрныи и христоюбивыи славнъи. Изяславъ Мьстиславечъ вънукъ Володимерь. И плакася по немъ вся Руская земля и вси Чернии Клобуци и яко по цари и Господинѣ своемъ..."(Ипат. 1154)

Значение еще одного титула, иногда встречающегося в источниках - "царь" - еще не вполне выяснено. Существует точка зрения, что этот титул был официально принят Ярославом Мудрым после кончины его брата Мстислава в 1037 г. и "остался титулом князей сидевших на великокняжеском столе". Возникает вопрос: чем обусловлено бытование двух титулов у одного правителя? Является ли это формой исторической памяти о создании государства, как формулировка "царь и великий князь" XVI и последующих веков? Или это отражение более высокого уровня власти, достигнутого Ярославом? Или выражение "самовластного" правления, при очевидности "старейшинства" великого князя. Все эти предположения должны быть отвергнуты. Древняя Русь не создавалась объединением великих княжеств, титул "царь" не упоминается в отношениях с другими государствами и старейшинство князя, к которому оно применялось чаще всего - Изяслава Мстиславича - было далеко не очевидным.

Б. А. Рыбаков, впервые собравший большую часть упоминаний о царском титуле, менее категоричен: "Очевидно, царский титул применялся только к великому князю". Очевидно так, но всегда ли или в каких-то конкретных случаях? И было ли это обязательным? А. П. Толочко, обративший внимание на тесную связь именования великого князя царем с церковно-византийской традицией, выдвинул гипотезу, согласно которой титул царя давался только тому великому князю, который активно участвовал в "поставлении" нового митрополита и, более того, инициировал это поставление. Но можно ли вообще говорить об официальном принятии этого титула? Посмотрим, в каких случаях князья Древней Руси именуются царем:

граффито в Софийском соборе (Ярослав Мудрый);

частное письмо (Юрия Долгорукого к Изяславу Мстиславичу);

фрагменты летописи от 1151 и 1154 гг. (применительно к Изяславу Мстиславичу);

"Слово" игумена Выдубицкого монастыря (с похвалой Рюрику Ростиславичу);

"Слово" Даниила Заточника (применительно к Владимиру Мономаху* );

"Сказание..." об установлении нового праздника Андреем Боголюбским (применительно к самому Андрею и Владимиру Мономаху);

"Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви".
-----
К.А. Соловьев Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси. IX - первая половина XIVвв


* От себя добавлю, что "великим царем" Даниил Заточник называл отца своего адресата (новгородского князя Ярослава Владимировича) Владимира Мстиславича "Мачешича".

Ярослав Мудрый - поставил митрополита из русичей Илариона;

Изяслав Мстиславич - поставил митрополита из русичей Климента Смолятича;

Владимир Мстиславич - замещал Изяслава Мстиславича вместе с Климентом Смолятичем в Киеве во время похода Изяслава в 1147 году;

Ростислав Мстиславич в 1164 году пытался "оправити Клима в митрополию";

Андрей Боголюбский -> ростовский епископ Феодор (см. "Слово о слепце и хромце" Туровского)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 мар 2016, 21:09

Zinchenko_tanya писал(а):«Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовьскыя, притрепа славу деду своему Всеслав»... все они по отношению родоначальнику «старому Владимиру» ВНУКИ «вси внуце».

Добрый вечер, Татьяна!
Вся Ваша стройная теория разбивается о достоверность литовского похода, в котором бы участвовала городеньская дружина. Городок Городень когда по-Вашему появился?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение PoslannikM » 01 мар 2016, 21:33

"Старый Владимир" в "Слове..." - это несомненно и однозначно, Владимир Мономах! И он "старый" именно для преклонного монаха Бояна, автора "Слова...".
Вполне возможно, что Боян видел Мономаха живьём, ещё будучи совсем маленьким мальчонкой. Что, забавно?
Всё в мире взаимосвязано, как в прошлом, так и в будущем... :D
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 01 мар 2016, 22:45

Автокефалия напрямую связана с самодержавием. Причем не автокефалия влечет самодержавие, а самодержавие влечет автокефалию. Совершенно бессмысленно намекать на возможность/желательность автокефалии без утверждения возможности самодержавия.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 мар 2016, 23:36

Автокефалия возможна и в раздробленном государстве, главное чтобы была чётко выстроена церковная иерархия внутри страны, а такая у нас БЫЛА. Все епископы подчинялись киевскому митрополиту. Даже свободный град Новгород.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 мар 2016, 13:59

Здравствуйте , Лемурий!
История знамен уходит корнями в глубокую древность. В «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Так выглядели древние стяги:
«Чьрленъ стягъ,
бела хорюговь,
чрьлена чолка,
сребрено стружие -
храброму Святъславличю».
На русских воинских стягах изображались святые, такие стяги назывались «хоругвь».
Управление войсками при помощи шеста с полотнищем, стягом , было самым эффективным в те времена .
У каждого князя были свои стяги:
« сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а друзии Давидовы,
нъ розно ся имъ хоботы пашутъ»
Форма полотнищ – треугольная, широким концом полотнище прикрепляется к древку, узкий же конец – очень длинный « хоботы пашутъ». Если войско готовится к военным действиям , то флаги поднимаются «стоять стязи въ Путивле», «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке. А при отсутствии войны флаги надо «понизить» - опустить , придав лежачее положение .
"трубы трубятъ городеньскии.

Ярославе вси внуце и Всеслав
Уже понизите стязи свои,"

Т.е. не воюйте , такой был бы совет автора .
Звуковые сигналы подавались при помощи труб «трубы трубятъ городеньскии», «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле». Это сигнал тревоги . Сигнал тревоги подается барабанным боем, звуком рогов или труб. Трубы трубят, когда необходим внезапный подъем или сбор войск , в случае неожиданного нападения. Они служили надёжным средством оповещения. Звук трубы был резкий и громкий.
Что послужило поводом для оповещения трубным звуком горожан «трубы трубятъ городеньскии»? Всеслав в 1067г поднял рать в Полоцке и занял Новгород « с три кусы отвори врата Новуграду». Троим Ярославичам Изяславу , Святославу и Всеволоду необходимо было быстро собрать воинов , каждый в своём городе , где они княжили , «трубы трубятъ городеньскии»( городские ) мужчин призывают на войну , поэтому «Уныли голоси,
пониче веселие…».
Сигнал труб означал начало похода .
Всеслав также , собирает войско и выдвигается к реке « Немиге с дуду». Волынка - духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. ,
Автор «Слова…» свидетельствуют о существовании сигнальных инструментов в Древней Руси. Трубы , дуда, стяги имелись в каждом более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые сигнальные инструменты.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 03 мар 2016, 00:21

Автокефалия возможна и в раздробленном государстве, главное чтобы была чётко выстроена церковная иерархия внутри страны, а такая у нас БЫЛА. Все епископы подчинялись киевскому митрополиту. Даже свободный град Новгород.

История не терпит сослагательного наклонения. В реальности Иллариона и Климента на митрополичье место протолкнули князья как своих ставленников. Поскольку самодержавия на Руси в домонгольский период не было, эта как бы автокефалия исчезала со смертью своих покровителей. Автор не мог этого не понимать.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2016, 11:07

Здравствуйте , Лемурий !
Какие последствия будут от междоусобной войны сыновей Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого « Ярославе вси внуце и Всеслав»?
«Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую…
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи».
И присутствует постоянная угроза жизни Всеслава «на жизнь Всеславлю».
« В 1068г «Пришли иноплеменники на русскую землю, половцев множество. И побежали русские князья и победили половцы . Всеслав в это время сидел в темницы . Дружина предлагает князю послать к Всеславу и подозвав его обманом пронзить мечом . Люди освободили Всеслава из поруба в 15 день сентября.»
«На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.»
« и прославили среди княжеского двора».
Всеслав сидел в Киеве 7 месяцев.
« Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше».
Судил и наказывал тех , кто его не поддерживал , как князя на киевском престоле, и раздавал города своим сторонникам
«. В 1069г Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава. Всеслав же выступил навстречу. И пришел в Белгороду Всеслав , и с наступлением ночи тайно от Киевлян бежал из Белгорода в Полоцк .»
« Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,»
Всеслав еще раз избежал смерти. Побег - это орудие слабого против сильного.
И третий раз Всеслав избегает смерти , в тот момент , когда Изяслав « выгнал Всеслава из Полоцка « 1069г. Всеслав же бежал .»
Из Киева Всеслав бежал в Полоцк , а из Полоцка в Тмуторокань .
«а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.»
В сказках сохранилось поверье , что наибольшую опасность для людей представляет время между полуночью и рассветом. Полночь время разгула нечистой силы, от которой и следует угроза смерти:
«въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръ»
«а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя» , а с рассветом и пением петухов злые силы исчезают, значит , после побега, утром , Всеславовой жизни ничего не угрожает .
Лемурий , не надо из неприятностей Всеслава , в которых он и сам виноват , напав на Новгород « с три кусы отвори врата Новуграду», делать всемирной трагедии и приравнивать к Апокалипсису. Здесь всё проще, «На седьмомъ веце Трояни» дата прихода в власти в Киеве Всеслава , где век Трояна солнечный год , а 7 – месяц сентябрь .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 мар 2016, 18:26

Zinchenko_tanya писал(а):Что послужило поводом для оповещения трубным звуком горожан «трубы трубятъ городеньскии»? Всеслав в 1067г поднял рать в Полоцке и занял Новгород « с три кусы отвори врата Новуграду». Троим Ярославичам Изяславу , Святославу и Всеволоду необходимо было быстро собрать воинов , каждый в своём городе , где они княжили , «трубы трубятъ городеньскии»( городские ) мужчин призывают на войну , поэтому «Уныли голоси,
пониче веселие…».
Сигнал труб означал начало похода ...

Добрый вечер, Татьяна! Был бы на Вашем месте исследователь с мужским ником неприменно бы спросил: "В каком полку служили?" Но к Вам это не относится. Уж больно не соотвествует Ваше видиние историческим риалиям.

1. Городеньский никак НЕ может быть городским, поколику город по-древнерусски назывался "градъ" и словоформа о него образованная к "городеньским" (трубам) никакого отношения не имела.

2. Речь про трубы не в отрывке, с Всеславом, а в отрывке с Изяславом, который был ранен в литовском походе (подскажу - 1132 года). В этом же походе участвовал городеньский князь со своей дружиной.

3. Трубами глашатые встречали, а не провожали. Это по результатам похода встречали либо "со щитом" трубы вверх - "фанфары", либо унылые трубы, как знак траура.

Для визуального восприятия см. Радзивилловскую летопись:

Изображение
Уныло трубят трубы. Ольговичи у Киева Радз. 1137 (М.397)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24223
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2016, 18:46

Первоначально «огороженное место» и далее — «город, крепость». Краткое "град", и ПОЛНОГЛАСНОЕ "г-ОРО-д".
Древнейшим его значением было "тын", а потом и "обнесенный
частоколом, огороженный поселок", "крепостца". Слова "огород", "изгородь", "городить" этого же корня.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2016, 18:58

Траурные марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в эпоху Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 53