КРАСИВО! Только... Игорь то тут при чём?
Обращение-то к участникам коалиции 1180-1181 годов в которой Игорь со Святославом и половцами были с другой стороны.
А СИЛУ антисвятославовой коалиции Автор СПИ поэтически превозносит. Это ПРАВДА!
Модератор: Лемурий
"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36
О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона (Ис.3.16-25)
16 И сказал Господь: За то, что Дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, --
17 оголит Господь темя Дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их.
18 В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки,
19 серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
20 перстни и кольца в носу,
21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
22 светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала;
23 и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -- плешь, и вместо широкой епанчи -- узкое вретище, вместо красоты -- клеймо.
24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои -- на войне;
25 и будут воздыхать и плакать Ворота Столицы, и будет она сидеть на Земле опустошенная.
Добрый день, дорогая Татьяна!Zinchenko_tanya писал(а):...однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Доброе утро, Татьяна!Zinchenko_tanya писал(а): Боян сообщает Игорю о передвижении и сборе, возле Дона, вражеского войска ( галиц - половцев) готового напасть на Русь. Для чего он это делает ? Для того, чтобы объединить «свивая славы оба пола сего времени» :войско Игоря и рать «Велесова внуче».Что получилось из его затеи :«Комони ржуть за Сулою – т.е. Игорь выступил в поход, но опоздал на битву с «галицами –половцами» т.к. текст «звенит слава в Киеве» говорит о победе Велесова внука , о его славе в Киеве , без помощи Игоря.
Вы обрываете отрывок, а напрасно,Zinchenko_tanya писал(а):«Тогда врани не граахутъ, галици помлекоша». Галки и вороны сравниваются с половцами.
Лучше выводить слово "рассушась" от "рассутися", "рассунутися" (корень - "сую", "сути", "сунути" - разсоваться): у Малороссов до сих пор сохранилось выражение - рассулися стрелками по полю (сооб. Д.Ч. Бодянским).
------
Д.Н. Дубенский "Слово о плъку Игореве, Свтъславля пѣстворца старого времени", М., 1844, с.49
Добрый вечер, Татьяна!Zinchenko_tanya писал(а): Поэтому я считаю , что в тексте «Не буря соколы занесе, чрезъ поля поля широкая галицы стада бегут к Дону великому» мы имеет встречу двух родов: жениха –«сокола» и «галицы стада» – невестина родня.
В принципе, такого же варианта (ложные вежи) придерживалась С.А. Плетнева в работе "Половцы".Zinchenko_tanya писал(а): Текст « и рассушася стрелами по полю» соответствует значению в летописи «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали»...Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
Лучше выводить слово "рассушась" от "рассутися", "рассунутися" (корень - "сую", "сути", "сунути" - разсоваться): у Малороссов до сих пор сохранилось выражение - рассулися стрелками по полю (сооб. Д.Ч. Бодянским).
------
Д.Н. Дубенский "Слово о плъку Игореве, Свтъславля пѣстворца старого времени", М., 1844, с.49
Добрый день, Татьяна!Zinchenko_tanya писал(а): Ключевыми словами я бы назвала «Свивает славы ОБА пола сего времени»...
С текстом «Слова…» песню объединяет общее понятие «свивания», сближение, объединение... Первая слава – киевского князя «Звенит слава в Киеве», вторая слава князя Буй тур Всеволода «ищущи себе чти, а князю славы»
Вы правильно же начинаете, эти 4 отрывка-ассоциации должно что-то объединять.Zinchenko_tanya писал(а): В событиях участвуют не только действующие лица , но ещё время и пространство.
...Сула и Киев находятся в разных местах пространства. Значит, князья Игорь и Велесов внуче так и не встретились.
Вообще-то, серый волк не самое "доброжелательное" сравнение, впрочем как и "галочьи стада".Zinchenko_tanya писал(а): Животный мир в величальных песнях очеловечивается , и прежде всего для того, чтобы показать доброжелательное любовное отношение даже зверей к величаемым воинам « сами скачутъ , аки серые влъци в поле».
А как же строка, обращенная к князьям "Мстиславова племени":Zinchenko_tanya писал(а): Если бы Игорь «свился» сплатился с «Велесовым внуче» киевким князем , то «звенела бы слава» т.е. победа над половцами. Но Игорь объединяется со Всеволодом и эта ошибка приводит его к поражению.
Курские кмети "сами скачут, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чести, а князю - славы." Их цель - не оборона, не защита деревень и городов, а далекие разъезды по степи во главе со славолюбивым князем ради своей чести, своей части трофейной добычи. Вот так преподнес Автор знаменитых рыцарей-курян своим слушателям. Здесь нам придется сделать то, что никогда не делалось исследователями "Слова", - сопоставить раздел о курянах Всеволода с конкретным рассказом летописи.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:
"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67
Есть такое устойчивое выражение "рассулися стрелками по полю" - перестроиться рассыпным строем.Zinchenko_tanya писал(а): Земля сухая (рассушася стрелами по полю) , без влаги означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе и при первом же искушении отпадают от веры.
Из Барац приводил выше цитату:Zinchenko_tanya писал(а): Композиционное строение текста имеет двухплановую композицию: первая часть представляет собой символическую картинку на основе притчи о сеятеле, вторая реальная: «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали»...Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7