Wagner » 31 мар 2024, 23:47
Уважаемый Лемурий,
несколько коротких заметок к Вашим последним сообщениям.
«Боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую Святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, и в них же бѣ прозвутерь, именемь Ларионъ, мужь благъ, и книженъ и постникъ, и хожаше с Берестового на Дьнѣпръ, на холмъ, кде нынѣ ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бѣ бо лѣсъ ту великъ. Иськопа ту печеръку малу, 2-саженю, и приходя с Берестового, отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ…»
В данном фрагменте из ПВЛ год 1050 имеется биографический факт из жизни святителя Илариона, когда он был пресвитером (в сане иеромонаха) и служил в храме при загородной резиденции Ярослава Мудрого в Берестове. Ныне это историческое место в Киеве в Печерском районе города на «Венгерском тракте» на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, и является верхней частью Киево-Печерской лавры. В прошлом это было княжеское село Берестово к востоку от раннего города Киева. Название происходит от местного названия полевого вяза «берест». В то время в деревне располагался пригородный дворец великого князя Ярослава Мудрого (не сохранился). В летописи упоминается церковь святых апостолов в Берестове (позднее Спасская церковь как часть Свято-Спасского монастыря, который был построен вокруг этого храма). Здесь были похоронены дочь Владимира Мономаха, Евфимия (1138), Юрий Длиннорукий (1157) и Глеб Киевский (1171).
Дословный перевод фрагмента:
«Боголюбивому князю Ярославу любящего Берестово и находящуюся там церковь в честь святых апостолов и постоянно заботившемуся о многих священниках, среди которых и пресвитер по имени Иларион, человек почтенный, учёный и постник, ходящий с Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и там молитвы совершающий, ибо лес там большой. Епископов там в Печерске мало, два посаженных, и приходя с Берестова, отпевают часы и молятся там Богу втайне».
Комментарии к переводу:
мужь книженъ – грамотный, учённый человек
постникъ – человек, который много постится, строго соблюдая посты
лѣсъ ту великъ – имеется ввиду глухое и безлюдное место (в XI в. эта местность была покрыта густым лесом, куда удалялся для молитвы и Иларион, который выкопал там для себя пещеру)
саженю (м.ч.) – от гл. «сажати» в знач. посадить, возвести на престол (в данном случае – епископский).
отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ – совершают краткие богослужения, установленные для каждого времени суток, но не служат литургию, т.е. молятся по-тихому, никому ничего не говоря, чтобы исключить епархиальное управление, и не выделять средства на содержание монастыря
В этом обращении к великому князю, который «излиха же бе любя черноризьци», звучит просьба выделить средства из казны на содержание «ныне ветхого монастыря», и поставлении епископом «епископов там мало», «мужа благ» пресвитера Илариона, который часто молится там и позаботился бы о благе монастыря. Просители рассчитывали на два очевидных обстоятельства. Ярослав Мудрый выделял много средств для распространения и укрепления христианской веры, считал храмостроительство, основание монастырей, умножение числа священнослужителей, их надлежащее обучение, поощрение книжного дела. Заботясь о поставлении священников в нужном числе, он распорядился выдавать на содержание храмов и служащих в них клириков ругу – средства из казны, от княжеских доходов. Священников он назидал: «…учити людий, и приходити часто к церквамь, попови бо часто достоить учити людий, понеже тому есть поручено Богом. И умножишася прозвутери и людье хрестьяньстеи. И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело».
А также и то, что Иларион был явно приближен к князю, будучи пресвитером в храме в его загородной резиденции. Расчёт полностью оправдался.
Через год «в лето 6559 (в 1051 г.) постави Ярослав Лариона митрополитом Руси в святей Софьи, собрав епископы», а ветхий монастырь в глухом лесу в последствии стал частью лавры – одной из важнейших православных святынь.
Судьбу Илариона, почти через сто лет, как под копирку повторил второй русский митрополит «книжник и философ» Климент (Клим) Смолятич (кроме причисления к сомну святых). Иларион был канонизирован в лике святителя (святого епископа), т.е. он скончался в сане архиерея.
Священник (иерей, пресвитер) – вторая степень священства. Он может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Главная часть, которой, епитрахиль – символ благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести таинств, которые он может совершать. Седьмое таинство – рукоположение – может совершать только архиерей.
Епископ (архиерей) – третья, высшая степень священства, он может совершать все таинства и священнодействия. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты, которы возглавляют крупные епархии и некоторые поместные Церкви. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Сан епископа, как высшая степень священства даётся пожизненно, из него нельзя перейти в более низшую степень. Епископа нельзя лишить сана (только в случае смертного греха и отлучения от Церкви). Епископа можно низложить – отстранить от должности, например, управления епархией, но у него остается благодать священнодействия, и он может совершать все таинства. Даже заключенный патриарх Никон, до конца жизни остался епископом и мог совершать богослужения в пределах своего заточения.
Когда человек подстригается в монахи, он отрекается от мирской жизни и становится другим человеком, поэтому меняет имя, если монах священнослужитель переходит в высшую степень отречения (схимник, отшельник, который даёт обет молчания), то также может сменить имя, т.к. не осуществляет священнодействия, а постоянно молится в уединении, только изредка присутствуя на богослужении, чтобы причаститься, проститься с кем-нибудь почившим из братии монастыря и т.п. Прекращая взятый на себя обет, черноризец может вернуть предыдущее монашеское имя и совершать таинства, в соответствии своему сану. Но как правильно замечено в Вашем предыдущем сообщении, это весьма редкие случаи.
Что касается выхода из схимы, то схимнику из рядовых монахов нет никакого резона отменять обет и нести послушания в монастыре, в том числе и тяжёлые хозяйственные работы. Другое дело схимник из епископов, которому по каким-либо причинам предложили высокую должность…
Mit freundlichen Grüßen
Wagner
Der Wahrheit dienen!