Новый » 12 ноя 2008, 09:35
Я не считаю исчерпанным обсуждение вопроса о "времени Бусовом" - вопроса, который напрямую связан с названием темы. В плане созвучности, конечно, лодки-бусы предпочтительнее, и это "Бусово поле" впечатляет. Тем не менее я приведу несколько соображений в пользу того, что имеется в виду всё-таки личное имя: Бож или Боз, как бы его по-настоящему ни звали. Некоторые из этих соображений уже раньше высказывались, но стОит, пожалуй, сгруппировать аргументы.
1. Фраза, где присутствует это словосочетание, имеет форму двучлена: "...поют время б(Б)усово, лелеют месть Шароканю...", т. е. "глагол - нарицательное - им. собств. - глагол - нарицательное - X". В двучленных фразах естественно предполагать стилистическую и смысловую параллельность частей, так что в этом плане вероятнее, что "X" - личное имя. Эту мысль высказывала, по-моему, и sasha a. Кроме того, личное имя намного более эмоционально значимо, нежели "лодки".
2. Конечно, гипотеза об антском князе, погибшем за 800 лет до времени действия "Слова": она строится на сомнительном допущении того, что память именно об этом человеке, упомянутом лишь в одном источнике, сохранилась в этнической традиции, при том, что множество других людей, - и не только его современников, но и живших гораздо позже, - забыты начисто. Иными словами - редкостное совпадение: И Иордан, и автор "Слова" "заметили" и увековечили именно его. Да, это выглядит странно. Но надо учесть, что конец 4-го столетия - одна из "особо памятных" эпох не только для славян, но и , скажем, для германцев: прототипы героев "Песни о Нибелунгах" и "Эдды" (об Аттиле, Германарихе, Сванхильд и т. д.) - современники Божа. Это время больших исторических изломов, "ключевое время": примерно таким же образом на Руси "эпохой-символом" стало время Владимира 1-го. Люди такой эпохи, при прочих равных данных, запоминаются лучше, чем жившие в другие периоды: на них падает отсвет значительности их "века".
3. Божа не просто убили, а РАСПЯЛИ (подробно о нём и о том, с чем можно сопоставить его историю, см. мой пост в первой части этой темы, на первой стр. и - так получилось, - от 1-го же сентября). Если предполагать, что в "Слове" прослеживается христианская идеология, при этом несколько отличающаяся от официально церковной, то она нуждалась в своих именах-символах (возможно, канонизированных), и распятый князь может быть одним из них - наряду с Траяном, который прославляется тоже только в "Слове" (а он был первым "символически христианским" императором, поскольку его душу, по преданию, вызволил из ада своми молитвами папа Григорий 6-ой, после чего он прожил, в ином воплощении, ещё одну земную жизнь уже христианином).
4. Трансформация имени (Бож" - "Бус") допустима. "О" в народном произношении иногда преобразовывалось в "У" или "Ю" ("Никола" - "Микула", "Георгий" - "Юрий"), а что касается "Ж" и "С", то самый броский пример - это "русый" и "рыжий". Так что и фонетически, на мой взгляд, тут всё в порядке.
5. Наконец, самое естественное прочтение - это "готские", а не "гатские" или какие-то ещё девы; а Бож был, так или иначе, связан именно с готами. Это тоже увеличивает вероятность того, что "время Бусово" = "время Божа".
Все эти аргументы я пронумеровал порядка ради. Итак, мне кажется, что это один из тех немногочисленных случаев, когда не стОит отметать версию только за то, что она поднимается на щит В ТОМ ЧИСЛЕ и фольк-историками.
Последний раз редактировалось
Новый 12 ноя 2008, 13:33, всего редактировалось 2 раз(а).