Страница 4 из 4

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 26 ноя 2009, 08:03
Dona
Продолжение истории румынской Марии:
В это время в Венгрии была провозглашена Советская республика. Румыны, преследуя свои интересы, воспользовались таким поворотом событий и приняли активное участие в ее подавлении. Перепуганные «призраком коммунизма» участники конференции поспешили удовлетворить претензии Румынии, которая, так, во всяком случае, считали в Бухаресте, «спасла Европу от большевиков». С присоединением Трансильвании венгерский город Темешвар стал румынской Тимишоарой, а сама Румыния на некоторое время превратилась в самую крупную державу на Балканах. Ее территория увеличилась в четыре раза, а население удвоилось.
http://www.explan.ru/archive/2004/7/s3-9.jpg
В Бухаресте решили, что настало время, когда создатели «Великой Румынии» должны быть увенчаны заслуженными лаврами. В Алба-Юлии состоялась трехдневная пышная коронация Фердинанда и Марии, призванная ознаменовать объединение румынских земель под скипетром Марии Великой и Фердинанда Лояльного.
Церемония выглядела по-голливудски, хотя ее «оформители» утверждали, что вдохновлялись византийскими традициями. Таким образом, они как бы напоминали, что Румыния, где еще живут потомки знаменитых византийских фамилий — Палеологи, Комнены, Кантакузины — прямая наследница Константинополя. На огромной эстраде перед кафедральным собором Фердинанд, подобно тому, как это некогда проделал Наполеон, сам возложил на себя корону. Она была отлита из стали захваченных под Плевной турецких пушек. Затем король увенчал свою коленопреклоненную супругу короной в византийском стиле, специально заказанной в Париже.
Теперь, решила Мария, пора заняться «укреплением династии».
Своего старшего сына Кароля, будущего короля, она женила на греческой принцессе Елене.
Помимо уже «пристроенного» Кароля, у нее было еще пятеро детей.
Дочь Элизабета (1894—1956) вышла замуж за короля Греции Георга II. Однако, пока они долго жили в изгнании в Бухаресте, их отношения испортились, и в 1937 году Георг вернулся на трон уже разведенным.
Другая дочь — Мария по прозвищу Миньон (1900—1961) — стала женой югославского короля Александра и родила ему трех сыновей. Но судьба обещавшего стать счастливым семейства оказалась трагической: в октябре 1934 года хорватский усташ застрелил Александра в момент, когда тот ехал на автомобиле по Марселю.
У любимицы матери — Иляны, родившейся в 1909 году, попытка первого брака закончилась неудачей: жених оказался гомосексуалистом. Усилиями Марии она вышла замуж за Антона Габсбурга-Тосканского. Но и здесь Иляну подстерегла драма. После рождения шестерых детей супруги разошлись. В послевоенном Бухаресте за Иляной усиленно ухаживал один из коммунистических лидеров — Эмиль Боднэраш. В 1947 году Иляна вместе со свергнутым королем Михаем покинула Румынию. Скончалась она в одном из американских монастырей под именем матери Александры в 1994 году.
Не суждено было сбыться и самой заветной мечте Марии: женить сына Николае на одной из дочерей итальянского монарха Виктора-Эммануила. В дальнейшем амбициозная королева намеревалась посадить румыно-итальянскую чету на венгерский трон, который для этого надо было возродить.
За активность на поприще заключения династических брачных союзов Марию стали называть «тещей Балкан».
Мария - "ТЕЩА БАЛКАН" в прошлом веке!
Румыния, где еще живут потомки знаменитых византийских фамилий — Палеологи, Комнены, Кантакузины — прямая наследница Константинополя.
Хм... А Болгария, которая территориально (по состоянию прошлого века) находится МЕЖДУ ЗаДунаем и Константинополем, ЧЬЯ прямая наследница? :roll:

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 00:14
Евгений Беляков
thor писал(а):А можно совет профессионала - может, не стоит пока читать всю "Алексиаду" на предмет поиска совпадений со "Словом...", а прежде всего уточнить, когда сия рукопись попадает впервые на Русь? :wink:
Прошу на всякий случай прощения, если что не так... Ничего личного, только бизнес... :D


Спасибо, но уже поздно. Прочитал и "подозрительные места" вот уже выше приведены (может быть, не все)...
Кроме того, а что значит "появилась на Руси"? Князья прекрасно знали и греческий, это факт. И Машка знала - нет сомнений же! :) Читали ИХ книги, а перевод на русский мог появиться позже.
Если лет в 12 Маша уже была знакома с Анной Комниной, то это многое значит, Лемурий! Это как "Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил!"
Разве нет?

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 18:58
thor
Не спорю, кое-кто, может, и знал, но это не означает автоматически, что им в руки обязательно должна была попасться книжка Анны Комниной или они должны были за ней гоняться как за последним бестселлером этого, как его, ну который про код да Винчи нарисовал, а-а-а, вспомнил, Дэн Браун. Если чего то и везли из земли греческой на Русь по литературной части коробейники, от прежде всего "художьство", а записки Комниной - это "хытрость", а оная "хытрость" она от диавола...

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 19:09
Лемурий
Евгений Беляков писал(а):Если лет в 12 Маша уже была знакома с Анной Комниной, то это многое значит, Лемурий! Это как "Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил!"
Разве нет?
О 12 летнюю можно разве что споткнуться, а уж научить её основам схедографии, это уже из области фантастики.
В 12 лет стал известным разве что Моцарт.

С Гомером и византийской литературой познакомиться - вполне могла, но НЕ более того.

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 19:16
Лемурий
thor писал(а):Не спорю, кое-кто, может, и знал, но это не означает автоматически, что им в руки обязательно должна была попасться книжка Анны Комниной или они должны были за ней гоняться как за последним бестселлером...
Анна умерла в 1153. СПИ написано в 1187. Митрополиты приходили на Русь из Византии. Времени для популяризации "Алексиады" более чем достаточно.

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 19:38
thor
Так то оно так, но вот в то, что митрополиты вместе с прочим багажом привезут на Русь еще и "Алексиаду", что -то не верится, тем более что и на Русь то ехали не фотии и не никифоры... Так что вопрос остается - каким временем датируются точные упоминания о бытовании на Руси текста "Алексиады"?

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 19:45
Лемурий
т.е. Вы хотите сказать, что про упавшую статую Аполлона в Царьграде на Руси никто не мог узнать не от купцов, не от клириков, не от "ходивших в дальние страны"?

Если Вы хотите сказать, что точные совпадения СПИ и "Алексиады", то вполне согласен их просто НЕТ. Но по отдельным историческим фактам совпадения имеются. См. выше Куръ Олексий и Тмутороканский (Византийский) истукан.

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 30 ноя 2009, 08:23
thor
Отдельные совпадения - согласитесь, этого маловато будет для того, чтобы утверждать: "На Руси "Алексиада" стала известна в XII веке"..

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 30 ноя 2009, 10:16
Лемурий
Мы ищем ОБЩЕЕ. Одни и те же события нашедшие отражение в этих литературных памятниках почти сверстниках.
Из "Алексиады", например, мы знаем, что Куръ Олексий не ложился спать до первых петухов. О падении византийского истукана.
Мы же не утверждаем, что всё переписано слово в слово. Таких совпадений как и писал выше НЕТ. Но есть исторические события в "Алексиаде", которые являются узнаваемыми в СПИ, вот на них то в этой теме и обращаем внимание (см. 1 стр. этой темы).

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 27 июл 2012, 18:21
а лаврухин
Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

Темой "Алексиада и "Слово о полку Игореве"" я заинтересовался в связи с прочтением КНИГИ:
Н.С.Серёгина. "Слово о полку Игореве" и русская певческая гимнография XII. М.,2011.

Я в тихом восторге!!!

Эту книгу я считаю выдающимся научным и культурным достижением вообще, а не только в области
Слововедения. Всем интересующимся проблемами "Слова" эту книгу просто необходимо иметь
на рабочем столе.

Н.С.Серёгина в исследовании "Слова" разрабатывает ещё один КЛЮЧ (который далеко не первый и не
последний) к пониманию глубинных смыслов поэмы.
И этот ключ - церковная певческая (музыкальная) традиция.

Важнейшим достоинством книги является ОПЫТ СЛОВАРЯ (в контексте гимнографии XII в.). Аналогов этому
словарю в Слововедении нет. Заинтересованный читатель здесь найдёт многие лексеммы из текста "Слова",
которым приведены в соответствие места иэ гимнографических текстов эпохи XII . Вещь - уникальная и
потрясающая.

В книге многим местам из текста "Слова" приводятся паралелльные (по смыслу) места из "АЛЕКСИАДЫ. Так что
участникам форума в этой книге предоставляется великолепная возможность сверить свои наработки с данными
Н.С.Серёгиной.

Разговор о всех достоинствах (и недостатках - в моём понимании) этого выдающегося научного труда ещё впереди.

Re: "Алексиада" и СПИ

СообщениеДобавлено: 28 июл 2012, 08:54
Лемурий
а лаврухин писал(а):Н.С.Серёгина в исследовании "Слова" разрабатывает ещё один КЛЮЧ (который далеко не первый и не
последний) к пониманию глубинных смыслов поэмы. И этот ключ - церковная певческая (музыкальная) традиция.

Спасибо за информацию о новой книге по СПИ. Приобрету в свою немалую коллекцию. Удивляюсь как Вы восхищаетесь наличием в СПИ "церковной певческой традиции" и в тоже время выступаете за аргументы Зимина. Либо одно, либо другое.

Тема действительно интересная и впервые обращение к ней нашел в работе Золотухин А.И. «Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005.
Одно время переписывался с Анатолием Ивановичем пока не разошлись в точке зрения на авторство СПИ. Хотя оба знаем, что это был клирик и одинаково, но разными путями, пришли к выводу кем был Боян: первый митрополит из русичей и гимнограф Иларион, впервые применивший титулатуру "каган" для первых христианских князей, принявший схиму и поселившийся под именем Никон в Киево-Печерском монастыре, редактирующий Древнейший Киевский Свод 1039 г., ходына до Тмуторокани и т.д.

:arrow: См. тему: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

По гимнографии ещё есть работа, рекомендованная Робертом Манном:
Кулаковский Л.В. Песнь о полку Игореве (Опыт воссоздания модели древнего мелоса), М., 1977

Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Искусство Древней Руси., М., 1993

Везде находил правильность своей догадки о 10-стунных гуслях Псалтирь в руках гимнографа Бояна.

:arrow: см. Свивая славы обаполы сего времени