Лемурий писал(а):И что сия "новгородская грамота XIV века" означает?
"Невежя писа не дума..."
Очевидно, что это шутка. Кто-то хотел подшутить над переписчиком. В СПИ же "свивание обапол слав" относится к Бояну, а он назван "Велесовым внуком", т.е. "последователем языческого времени".
Начиная с Феодосия Печерского ~ 1060-х на Руси вводят Студийский Устав и гимнографические песни обрели форму Канонов. При прежнем Уставе был Кондак, с обязательным техническим оформлением в виде акростиха и музыкальным сопровождением при исполнении, в котором применянись лады языческого времени, называемые
"тропами".
Уважаемый Лемурий, я привел эту древнерусскую шутку, как пример того, что это своеобразная тайнопись, читаемая в двухстрочии. Таким же способом зашифровывается и имя МИТУСЪ, с той лишь разницей, что имя читается не сверху вниз, а снизу вверх. В случае с берестяной шуткой, в которой хотели поглумиться над читающим, мы имеем вариант написания имени МИТУСА. Предположение А.К.Югова, что Автором "Слова" мог быть Митуса научно не опровергнуто, а академик Б.Д.Греков во вступительной статье "Русь времен "Слова о полку Игореве" к труду А.Югова совершенно определенно заявил: "Я считаю утверждение А.К.Югова о том, что автором "Слова о полку Игореве" является песнетворец Митуса, одной из возможных научных гипотез". Слово о полку Игореве// Перевод и комментарии А.Югова// М., Советский писатель, 1945, С.17
"Слово" поэтическое произведение и не всегда оно подвластно к строго научному подходу толкования его текста. Поэт может чисто инктуитивно рассмотреть то, что научный работник старается не замечать. Поэтому даже в таком академическом издании, как "Исследования "Слова о полку Игореве", изданному в 1986г. в Ленинграде нашлось место для рубрики "Поэты о "Слове о полку Игореве". Я думаю, что Автор "Слова" как бы полемизируя с Бояном о свивании слав "оба полы" не пошел по пути Бояна, но свивал свою песню "оба полы сего времени", заключив в свое произведение еще одно, удвоив текст, равположив его зеркально. Как пишет Т.М.Николаева: "На симметричность, зеркальность архитектоники основного сюжета "Слова" внимание обращалось неоднократно". Т.М.Николаева. Функционально-смысловая структура антитез и повторов в "Слове о полку Игореве"// Слово о полку Игореве// Комплексные исследования// М., Наука, 1988, С.106
Хорошо известно, что древнерусские писцы оставляли широкое чистое поле, защищающее написаное от порчи, называемое "берегом". В "Слове" мы видим один "берег", но Автор "Слова" мысленно размещая зеркальное отражение написаного ним в "берег" превращает не чистое поле, а сам текст песни. На мой взгляд это подтверждает один из фрагментов "Слова", из которого следует, что образ реки Каялы как реки смерти до сих пор таился в "Слове":
буегосвСвятъславличаУжебоСулане1111111111буегосвСвятъславличаУжебоСулане
течетъсребренымиструямикъграду111111111111течетъсребренымиструямикъграду
ПереяславлюиДвинаболотомътечетъ111111111ПереяславлюиДвинаболотомътечетъ
онымъгрознымъПолочаномъподъкликомъонымъгрознымъПолочаномъподъкликомъ
поганыхъединъжеизяславъсынъвасиль
11111поганыхъединъжеизяславъсынъвасиль
ковъпозвонисвоимиострымимечиошело
11111ковъпозвонисвоимиострымимечиошело
мылитовьскыяпритрепаславудеду
111111111111111мылитовьскыяпритрепаславудеду
своемувсеславуасамъподъчрълеными
11111111своемувсеславуасамъподъчрълеными
щитынакроваветравепритрепанъ
11111111111111111щитынакроваветравепритрепанъ
литовскымимечиисхотиюнакро1
11111111111111111111литовскымимечиисхотиюнакро
ватьирекъдружинутвоюкняже
1111111111111111111111ватьирекъдружинутвоюкняже
птицъкрилыприодеазверикровь
1111111111111111111 птицъкрилыприодеазверикровь
полизашанебытубратабрячислава
1111111111111111полизашанебытубратабрячислава
нидругаговсеволодаединъжеизронижем1111нидругаговсеволодаединъжеизронижем
чужнудушуизъхрабрателачрезъзлато1111111111чужнудушуизъхрабрателачрезъзлато
ожерелиеунылиголосипоничевеселие111111111 ожерелиеунылиголосипоничевеселие
Перед нами ничто иное как яркий образец симметрии, зеркальной архитектоники "Слова" - символ могилы - гроб с крестом. Особенно это заметно, если смотреть на отдалении. Автор обыгрывает слово берег, наделяя его новым образом. В данном случае мы видим два берега между которыми находится река Каяла - символ смерти, печали и забвения.