Новый » 16 окт 2008, 02:28
Так вот, насчет этого предполагаемого тождества: оно мне не кажется очень вероятным. Во-первых, на мой взгляд, это чествование специфических "неправославных" имён (при том, что я считаю их ТОЖЕ христианскими, но очень давнишними и фольклоризованными) находилось всё-таки за пределами красной черты дозволенного (не только официально, но и по внутренним, субъективным меркам) для того, кто побывал, так или иначе, при всех идеологических расхождениях с греками, митрополитом, главой церкви греко-византийского стиля (который со времён Владимира утвердился безоговорочно). Такая лексика гораздо менее неестественна была, думается мне, в устах примкнувшего, допустим, к кружку, возглавляемому Смолятичем, МИРЯНИНА, много читавшего - разумеется, в том числе и Библию, - но личность которого формировалась под сильным воздействием фольклора и доморощенных преданий. Если прибегнуть к аналогии, разве мало мирян поддерживало Аввакума?...
Во-вторых - тут я совершенно согласен с Евгением, - отношение к женщинам и к женскому началу у Автора очень расходится с традиционно церковным и, кроме того, психологически может быть свойственно скорее человеку довольно молодому, чем Климент в те годы.
В-третьих, несмотря на то, что в описании похода имеются неточности, мне кажется, что Автор (хотя, очень возможно, и не был участником ЭТОЙ кампании) - человек искушенный в военном деле. Он явно неравнодушен к оружию, он любовно и талантливо описывает воинское снаряжение. Такое отношение к женщинам и оружию крайне нехарактерно для образа духовного лица (если не считать Арамиса).
И вот одна конкретная деталь, побуждающая меня лично предполагать, что Автор участвовал в каких-то смежных по времени боевых мероприятиях (в походе Святослава, например...). Рассмотрим, что является основным образом "рубяще-колющего", скажем так, оружия для рукопашного боя. Там, где начинается тема Святослава, взгляд на события КАК БЫ ИЗДАЛИ, русское оружие - это МЕЧ: "...Рано еста начала Половецкую землю МЕЧИ цвелити...", Изяслав "... позвони своими острыми МЕЧИ о шеломы Литовския...", Ярослав и внуки Всеслава "... вонзите свои МЕЧИ вережени...". А у половцев - САБЛИ, характерное оружие степных конников: "...Уже соколома крильца припешали поганых САБЛЯМИ...", "...Се у Рим кричат под САБЛЯМИ Половецкыми...", "... Не ваю ли храбрая дружина рыкают акы тури, ранены САБЛЯМИ калёными...". Итак, обобщённо-метафорически мы видим противопоставление (сродни тому, что в ПВЛ, в предании о хазарах) русского меча - степной сабле. Но в передаваемой Автором речи участников битвы и в непосредственном описании её - дело обстоит иначе: у дружинников Всеволода "... тули отворени, САБЛИ изострени...", далее "...Поскепаны САБЛЯМИ калеными шеломы Оварскыя от тебя, Яр Туре Всеволоде!...". Итак, здесь сабли (правда, и мечи тоже, но не только) у самих русских! Там, где события изображаются конкретно и зримо, даётся реальная картина воинского снаряжения: русские, по мере соприкосновения с кочевниками, практикровавшими конно-сабельный бой, сами усваивали удобную для степных сражений разновидность оружия - хотя и далеко ещё было до московскиз времён, когда сабля совершенно, кажется, вытеснила меч. В "Слове" метафорически русское оружие - ещё меч, а реально - уже в том числе и сабля. Мне кажется, эта деталь тоже выдаёт человека, лично знакомого со степными баталиями и с характерной для этих случаев юоевой экипировкой.
Если резюмировать, я считаю на сегодняшний день, что Автор - человек, входивший в окружение Святослава и идеологически являвшийся сторонником Климента Смолятича; а по социальному профилю это, по-моему, скорее всего, довольно знатный (имевший возможность получить образование и много читать) мирянин-дружинник, побывавший в боях, (хотя и не участвовавший, видимо, конкретно в этом походе Игоря и Всеволода), обладавший поэтическим даром и преклонявшийся, наверное, перед Бояном, как, допустим, Лермонтов перед Пушкиным (хотя эти-то двое - почти современники).