Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 23 янв 2017, 19:12

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а):«…. а мене помяни, под единым платом лежаща и зимою умирающа, и каплями дождевыми аки стрелами сердце пронизающе…» («Моление Даниила Заточника»)

Молодец, Татьяна! Стиль одного и того же Автора жанром произведения не изменить.


Между стрел дождя
Притаилась тьма,


Вывод: Автор СПИ - вот этот песнетворец. (http://sfmuzt.ru/listen/doroga-vodana_m ... el-dozhdja )

Или вот это еще - душевненько:
И капли дождя как стрелы несутся в серую грудь мостовой


А истоки образа "капли дождя-стрелы" искать в индийском эпосе:
И, сказав так, Шикхандин осыпал полководца Кауравов ливнем стрел, но могучий Бхишма отмахнулся от них с улыбкой, как будто были то не стрелы, а капли дождя


Это я к тому, что образ сей - расхожий, и использовать его в атрибутике не следует.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 23 янв 2017, 20:11

sasha a писал(а):Это я к тому, что образ сей - расхожий, и использовать его в атрибутике не следует.

Добрый вечер, дорогая sasha a, спасибо, что зашли "на огонек".
Просто помимо этого образа есть масса других мест из СДЗ, мы это ещё с Евгением Беляковым и Новым разбирали:

    (СДЗ)«Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути"!
    =
    (СПИ) Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути"!

    ---
    (СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»
    =
    (СПИ) Рекъ Боянъ...«Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 23 янв 2017, 22:31

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Это я к тому, что образ сей - расхожий, и использовать его в атрибутике не следует.

Добрый вечер, дорогая sasha a, спасибо, что зашли "на огонек".
Просто помимо этого образа есть масса других мест из СДЗ, мы это ещё с Евгением Беляковым и Новым разбирали:

    (СДЗ)«Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути"!
    =
    (СПИ) Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути"!

    ---
    (СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»



    =
    (СПИ) Рекъ Боянъ...«Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы»



Масса - это пока только две. Точнее - одна.

Суда Божия на добром коне не объехати
И то поговорье вперед пошло

Это - расхожая поговорка
Здесь

А точнее - ни одной, так как с "головой -плечами" совпадение только смысловое.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

"Почерк" Автора СПИ

Сообщение Лемурий » 23 янв 2017, 22:52

Любой автор имеет свой "почерк". Как радиста можно узнать по временному промежутку между точка-тире-точка, так и Автора СПИ. О близости этих двух произведений писали ни раз:

    «Не принадлежат ли оба они одному творцу?» (Дубенский. Слово. С. XLI—XLII) об Авторе СПИ и СДЗ
:arrow: Иссерлин Е.М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) //Филол. науки, 1973, № 4, с. 95—103;

:arrow: Калинин А. Даниил Заточник как возможный автор «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» на Урале: Тез. докл. и сообщ. на зональной конф. «„Слово о полку Игореве“ на Урале». Пермь, 1988
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Почерк" Автора СПИ

Сообщение sasha a » 24 янв 2017, 01:25

Лемурий писал(а):Любой автор имеет свой "почерк". Как радиста можно узнать по временному промежутку между точка-тире-точка, так и Автора СПИ.


Абсолютно согласна. Именно этот "почерк" и свидетельствует, что Даниил Заточник не может быть Автором.

1. Для клирика недопустимо обращение к языческим богам, как альтернативе Бога Всемогущего. (В СПИ, сами знаете, язычество не просто присутствует, но явно зашкаливает)

2. Для клирика Ярославна - "злая жена", ибо она не богобоязненна и не боголюбива, обращается не к Богу со смиренной молитвой о спасении, а к Ветру-ветрилу и прочим силам природы. Она - "засада от спасениа". В СПИ же - образ Ярославны выписан в красках "доброй жены".

3. для клирика нехарактерно отсутствие в СПИ героя в монашеской рясе, вообще какого-либо лица в служении Богу. Даже для толкования мутного сна Святослав обращается не к духовнику, не к служителю Господа, который бы растолковал ему его грехи и грядущее Божье наказание, а к боярам - людям светским.

4.Отсутствие лексики, характерной для клирика, бытовых зарисовок. Цитаты из Писания, постоянные отсылки к притчам - вот что должно быть в его произведении. Именно это мы видим в Молении ДЗ (Да разверзу въ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою... Аз бо есмь, аки она смоковница проклятая.. аки Агарь рабыни от Сарры, госпожа своея и тд), но нет этого в СПИ.

5. ну и наконец - Свадебные мотивы, которые присутствуют в СПИ, вплетаясь в канву повествования.
Хорошо известно, что православный свадебный обряд вмещал в себя как церковное богослужение, так и народные традиции.
Для клирика характерно было бы обращение именно к богослужебной части венчального обряда. Но нет этого в СПИ. Там - исключительно народные элементы обряда, идущие, опять-таки, из языческого прошлого (то, что пытается донести до нас Татьяна Зинченко).

еще:
6. для Д.З. характерна уничижительность в свой адрес (Тем же вопию к тобе, одержим нищетою... Аз бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посекають его и на огнь мечють...) оно и понятно - такова традиция, клирикам почитать себя "малыми неции"). Но не находим такого приема в СПИ. Автор присутствует в качестве равноправного участника событий. В его ремарках нет напускной уничижительности и принижения своей роли.

В общем, пустая эта затея - приписывать Авторство СПИ клирику.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 янв 2017, 10:47

«Хиновьскыя стрелкы» ветра -это не половецкие стрелы, а природные явления, наказывающие людей холодом, голодом . Возникает вопрос : « За какие грехи ?»Есть такой образ « рекы мутно текуть» т.е. грязную воду нельзя пить . Поможет понять данный текст , как всегда , Даниил заточник . « А боярин щедр, аки кладяз сладок при пути напаяеть мимоходящих; а боярин скуп, аки кладязь слан.» У человека который скуп , жаден, в колодце нельзя напиться воды, т. к. она солёная .
Противоположность жадности щедрость» Зане князь щедр, аки река, текуща без брегов сквози дубравы, напаяюще не токмо человеки, но и звери» ( СДЗ) и в «Слове…» Игорь рече: "О Донче!
не мало ти величия,
лелеявшу князя на влънахъ,
стлавшу ему зелену траву
на своихъ сребреныхъ брезехъ,
одевавшу его теплыми мъглами
подъ сению зелену древу;
стрежаше его гоголемъ на воде,
чайцами на струяхъ,
чрьнядьми на ветрехъ".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: "Почерк" Автора СПИ

Сообщение Лемурий » 24 янв 2017, 14:53

Дорогая sasha a, на первых же строках хочу поблагодарить Вас за ДОСТОЙНЫЕ вопросы. Отвечу на них на все по порядку:

sasha a писал(а):1. Для клирика недопустимо обращение к языческим богам, как альтернативе Бога Всемогущего. (В СПИ, сами знаете, язычество не просто присутствует, но явно зашкаливает)

Тут русский митрополит Климент Смолятич с Вами бы поспорил:

    "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает..."(ПКС)
Попросите у Усердца ссылку на страницу из Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова, к славянскому переводу, к которым Клим имел самое непосредственное отношение:
userdez писал(а):л89,2ст,середина(Афродита веща).


sasha a писал(а):2. Для клирика Ярославна - "злая жена", ибо она не богобоязненна и не боголюбива, обращается не к Богу со смиренной молитвой о спасении, а к Ветру-ветрилу и прочим силам природы. Она - "засада от спасениа". В СПИ же - образ Ярославны выписан в красках "доброй жены".

Понятие "злые жены" и "добрые" появилось после Слова святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна. Оттуда же выписки Даниила Заточника.
У Даниила есть и "добрые жены" в противовес травительницам чемерицей:

"Добра жена — вѣнець мужу своему и безпечалие, а зла жена — лютая печаль, истощение дому..."(СДЗ)

Что касается СПИ, то по сюжету она и не может обращаться с Господу, поскольку Господь отвернулся от Игоря после пренебрежения им знамением Божьим, а по летописи после кровопролития христиан у Переяславля:

    "Рече бо дѣи Игорь: «Помянухъ азъ грѣхы своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в землѣ крестьяньстѣй, якоже бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля...Се возда ми Господь по безаконию моему и по злобѣ моей на мя, и снидоша днесь грѣси мои на главу мою. Истиненъ Господь, и прави суди его зѣло. Азъ же убо не имамъ со живыми части. Се нынѣ вижю другая мучения вѣньца приемлюще; почто азъ единъ повиньный не прияхъ страсти за вся си? Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля твоя, Господи, тако и милость намъ, рабомъ твоимъ»(Ипат.1185)

То что Автор подчёркивает, что Игорь потерпел поражение в период отвержения его Господом лишь подчеркивает, что он христианин.

sasha a писал(а):3. для клирика нехарактерно отсутствие в СПИ героя в монашеской рясе, вообще какого-либо лица в служении Богу. Даже для толкования мутного сна Святослав обращается не к духовнику, не к служителю Господа, который бы растолковал ему его грехи и грядущее Божье наказание, а к боярам - людям светским.

Для клирика нехарактерным было бы о чём писал выше, присутствие оного в пораженческом походе. Автор же сам назвал поход нечестным:

    «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена..."
Какой же клирик в нечестном, неугодном Богу предприятии?

sasha a писал(а):4.Отсутствие лексики, характерной для клирика, бытовых зарисовок. Цитаты из Писания, постоянные отсылки к притчам - вот что должно быть в его произведении. Именно это мы видим в Молении ДЗ (Да разверзу въ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою... Аз бо есмь, аки она смоковница проклятая.. аки Агарь рабыни от Сарры, госпожа своея и тд), но нет этого в СПИ.

О, тут Вам возразит целый ряд исследователей :arrow: Библеизмы в СПИ

sasha a писал(а):5. ну и наконец - Свадебные мотивы, которые присутствуют в СПИ, вплетаясь в канву повествования.
Хорошо известно, что православный свадебный обряд вмещал в себя как церковное богослужение, так и народные традиции.
Для клирика характерно было бы обращение именно к богослужебной части венчального обряда. Но нет этого в СПИ. Там - исключительно народные элементы обряда, идущие, опять-таки, из языческого прошлого (то, что пытается донести до нас Татьяна Зинченко).

Свадебные обряды совпадали с похоронными. На свадьбу душа невесты покидала отчий дом, на похороны душа покойника, особенно грешного, колдуна особенно, маялась не находя выхода и для облегчения оного снимали кнес терема.

sasha a писал(а):6. для Д.З. характерна уничижительность в свой адрес (Тем же вопию к тобе, одержим нищетою... Аз бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посекають его и на огнь мечють...) оно и понятно - такова традиция, клирикам почитать себя "малыми неции"). Но не находим такого приема в СПИ. Автор присутствует в качестве равноправного участника событий. В его ремарках нет напускной уничижительности и принижения своей роли.

Автор СПИ и так, ставя себя в уничижительное положение, называет "господине" трех князей: детей Ростислава Мстиславича, коего Климент в ПКС назвал "иже къ князю твоему, к моему же напрѣсну [=на веки вечные] господину" и Ярослава Осмомысла, который после смерти своего отца говорил послу Изяславу Петру Бориславичу: "поѣди къ отцю своему Изяславу [Мстиславичу] а от мене ся ему поклони и се ему явиши аче Богъ҃ отца его понялъ, а ты ми буди въ отца мѣсто" (Ипат. 1152)

sasha a писал(а):В общем, пустая эта затея - приписывать Авторство СПИ клирику.

В общем жду новых вопросов)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 24 янв 2017, 18:01

Zinchenko_tanya писал(а):«Хиновьскыя стрелкы» ветра -это не половецкие стрелы, а природные явления...

Дорогая Татьяна, что делает "природное явление" в следующей строке:

    Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страныхинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 24 янв 2017, 19:59

Zinchenko_tanya писал(а):Поможет понять данный текст , как всегда , Даниил заточник .
......
Лемурий писал(а): Иссерлин Е.М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) //Филол. науки, 1973, № 4, с. 95—103;
- вот, в частности Иссерлин Данила Заточника совсем не понял и переврал в переводе его слова "как по бесе клобук мыкати". Так что и Тане советую Данила опять перечитать :D и это и будет трепетное отношение к деталям которые и есть ложка дёгтя в её философских нравоучениях ... а то что ушат мой с холодной водой из обсуждения удалили, так это не мне хуже ... я могу вообще никого не критиковать :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 24 янв 2017, 20:12

Mitus писал(а):...в частности Иссерлин Данила Заточника совсем не понял и переврал...

Иссерлин Евгения Марковна если что...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 24 янв 2017, 20:40

1.
Лемурий писал(а):Тут русский митрополит Климент Смолятич с Вами бы поспорил:


Лемурий, Вы же прекрасно понимаете, что я говорила о русских языческих богах, а не о греческом пантеоне. Греческие Посейдоны и Димитры - лишь повод для Климента показать свою эрудицию. Тем более, что рассказывает он о событиях, происходивших в Греции. В Слове же - рассказ о событиях Киевского княжества (!). С русскими языческими богами православные клирики боролись яростно, с мечом и огнем. Попробуйте найти имя хотя бы одного РУССКОГО языческого божества в положительном контексте в произведениях КС или ДЗ. (И что-то мне подсказывает, что дело это безнадежное).

2.
Лемурий писал(а):Что касается СПИ, то по сюжету она и не может обращаться с Господу, поскольку Господь отвернулся от Игоря после пренебрежения им знамением Божьим, а по летописи после кровопролития христиан у Переяславля


Вот, что делает с людьми атеистическое воспитание... ужас... Лемурий, Господь у нас ВСЕПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ. К кому, как не к Нему обращаются с молитвой "Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши вольные и невольные в слове и в деле, в ведении и в неведении, во дни и в ночи, в уме и помышлении. Все нам прости, ибо Ты Благ и Человеколюбив".

3.
Лемурий писал(а):Для клирика нехарактерным было бы о чём писал выше, присутствие оного в пораженческом походе. Автор же сам назвал поход нечестным:Какой же клирик в нечестном, неугодном Богу предприятии?


Вот те раз... а как же наставление грешника на путь истинный???? Кому молиться за грешника, как не клирику???
Действующего лица-клирика нет не только во время похода, но во время и после бегства Игоря из плена. Факты же говорят, что лицо духовное присутствовало на свадьбе Владимира и Кончаковны в ставке Кончака. В СПИ этого момента нет. Автор сознательно игнорирует представителей духовенства.

4.
Лемурий писал(а):О, тут Вам возразит целый ряд исследователей Библеизмы в СПИ


Вот тут Вам противоречат сами авторы тех работ, которые Вы предложили. Позвольте процитировать наиболее удачно сформулированный (на мой взгляд) вывод о роли библеистики в СПИ:
Противопоставляя свою «трудную повесть» — «песнь», написанную «старыми словесы», — «новым песням» христианской религиозной поэзии и песне Бояна, автор «Слова» использовал те и другие в качестве художественного арсенала своего произведения. Вероятно, поэзия Бояна была ближе ему по своему характеру, и поэтому создатель «Слова» в ряде мест сохранил непосредственные образцы поэтической речи своего предшественника. Христианская лирика, усвоенная автором «Слова» вместе с образованием, была им творчески трансформирована и переработана, будучи подчинена общей художественной структуре всего произведения.


В отличае от СПИ, в произведениях ДЗ такой "творческой трансформации и переработки" библейских сюжетов нет. У Даниила четко и ясно: смоковница - так смоковница, Агарь - так Агарь.

5.
Лемурий писал(а):Свадебные обряды совпадали с похоронными. На свадьбу душа невесты покидала отчий дом, на похороны душа покойника, особенно грешного, колдуна особенно, маялась не находя выхода и для облегчения оного снимали кнес терема.


Лемурий, если бы я говорила о похоронных обрядах - я бы так и сказала. Но у меня фраза о "свадебном обряде" и его двойственности с точки зрения христианской и языческой культуры. Свадебные мотивы, если Вы заметили, не ограничиваются "мутным сном" (хотя в "сне" я склонна видеть все же чисто похоронный обряд, который, действительно, в чем-то перекликается со свадебным). Мы находим элементы свадебного обряда и в прославляющих песнях девиц, и в "свадебном поезде" Игоря. Поэтому Ваша узкая трактовка и подмена свадебных элементов похоронными никоем образом не опровергает мое утверждение.

6.
Лемурий писал(а):Автор СПИ и так, ставя себя в уничижительное положение, называет "господине" трех князей:


Это не уничижительная форма, а этикет. Если бы Автор (мужчина) был княжеского звания, то он бы обращался к князьям как к равным - братья. Другого звания мужчины обращались к князьям "господин". Если Автор (женщина) княжеского рода, то она, по этикету, обращается к мужчинам (мужу или другим князьям) - "господин". Я же имела в виду, если Вы не поняли, самоуничижение как принижение своего социального, материального или духовного статуса: "яз грешен, недостоин, платишко мое скудно, влачусь в серости и убогости, сжалуйся государь....". Такие интонации самоуничижения ясно видны в Молении ДЗ, но нет их в СПИ.

В общем, контраргументы ВАши, Лемурий, слабы и неубедительны.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 24 янв 2017, 21:09

Лемурий писал(а):Иссерлин Евгения Марковна если что...
- я подозревал если что да лень было уточнять ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 24 янв 2017, 21:21

sasha a писал(а):Господь у нас ВСЕПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ. К кому, как не к Нему обращаются с молитвой "Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши вольные и невольные в слове и в деле, в ведении и в неведении, во дни и в ночи, в уме и помышлении. Все нам прости, ибо Ты Благ и Человеколюбив".
- это истина ... а вот перефраз от Христа "не здоровых пришёл я лечить но больных" - и уже обсуждали это, что не согрешишь не покаешься и гордый девственник будет гореть в аду ...................
sasha a писал(а):Лемурий писал(а):
Автор СПИ и так, ставя себя в уничижительное положение, называет "господине" трех князей:
- это слова Святослава Всеволодовича а не Автора СПИ... Личный текст Марии Васильковны есть но в другом месте ......
sasha a писал(а):Если Автор (женщина) княжеского рода, то она, по этикету, обращается к мужчинам (мужу или другим князьям) - "господин"
- нет Саша это не так. Господин для женщины это только её муж!!!
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 24 янв 2017, 23:25

Mitus писал(а):.
sasha a писал(а):Если Автор (женщина) княжеского рода, то она, по этикету, обращается к мужчинам (мужу или другим князьям) - "господин"
- нет Саша это не так. Господин для женщины это только её муж!!!


А как княгиня обращалась к другим князьям?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 24 янв 2017, 23:49

Если считать, что господин это аналог западного сеньор, то и для холопа чужой князь не господин. Автор, который обещает писать как Боян по стилю, но не по замышлению, употребляя господин лишний раз подчеркивает зависимость Бояна от своего князя.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33