Разгадка"Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Разгадка"Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 апр 2008, 19:00

«Былины сего времени...»
Каких только календарей не было у древних русичей! Автор «Слова...» производит счисление времени «по былинам сего времени…» .У наших далёких предков, как у всех народов, возникла потребность выработать свой календарь и освоить свои способы времяисчисления. Я попробую «состыковать» «былины» с древним календарем. Народный календарь изначально определялся сменой времен года. В определение сроков и продолжительности времен года русичи исходили из реальных климатических условий. Их весенние месяцы назывались: березозол, травень. Они чутко следили за изменениями в природе. Былина, былинка, быльё - это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной. В сущности, это были все те же идеи круговорота природных явлений. Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
«Старые словеса» - слово «старый» имеет синоним ветхий. В.И. Даль пишет: «Ветошь надо выжечь палом, а то не даёт расти молоди, т. е. речь идет о жухлой прошлогодней траве». Быльём поросло - что было давно. Ветхий завет - старый давний, древний, прежний. Тогда «старые словеса» - повествования об исторических событиях прошлых лет. Наряду с традиционными методами датировки «Слова…» возможен новый подход к проблеме датирования древних событий «по былинам сего времени» т.е. по народному календарю. Татьяна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Буй тур Всеволод и " свет, светлый" Игорь.

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 апр 2008, 08:11

Начало Игорева похода, автор «Слов…» отметил « по былинам сего времени», далее по тексту он (или она) ещё раз обозначил время похода , но уже по другому календарю.

Перечитывая «Слово…», я как стихи повторяла звучные имена героев «Буй Тур Всеволод, Яр Тур Всеволод» и «свет, светлый ты Игорь». Действительно звучание таких имен будоражит воображение людей, вызывает представление о чем-то загадочном далеком и таинственном. Но, заинтересовавшись звучанием имен, вполне закономерно и стремление проникнуть в их сущность. Что значит то или иное имя? Почему слова «Буй» и «Тур» связаны с Всеволодом, а «свет светлый» с Игорем ? Разновидностью древнерусских имен были так называемые «знатные» или «княжеские имена». К ним относятся Игорь и Всеволод. Кроме основных имен автор использовал имена – метафоры, то есть прозвища, рисующие облик человека иносказательно, путем сравнения его с каким-то другим предметом. «Свет, светлый» - соотносится с солнцем. В плаче Ярославна обращается к солнцу, называя его «Светлое и тресветлое». Почитание бога солнца в тех или иных формах было свойственно многим народам, в том числе и русичам.
Прозвище Всеволода Тур происходит от названия животного. Звериный образ Всеволода в обличии Тура ассоциировался у автора «Слова…» с конкретными качествами: с физической силой богатыря. Эту картину ещё более разнообразит, то
обстоятельство что боги имели своих священных животных : коров, быков и т. д. Видимо имена - метафоры «свет, светлый» и «Тур» были нечто вроде талисманов, чтобы отпугивать злых духов. На этом можно было бы закончить исследование, если ни одно, но…Слова Буй и Яр, входящие в состав имя Всеволода имеют сложный клубок идей и древних представлений. Они синонимы и выстраиваются в систему с однотипной семантической структурой, где слова яр и буй определяют связь представлений: верхний край и водную пучину. Б. А Ларин в своей книге «История русского языка и общее языкознание» М,1977г., пишет, что «яр - открытое высокое место ,гора и уступ дна реки , озера, ручей в овраге…Основные вехи истории слова буй : высокое место ,холм , бугор и глубокое место в реке , озере.» Вместе с данными значениями прослеживаются и другие: « высокий , сильный, весна – время полевых работ, ярица- однолетняя рожь и далее более отвлеченное понятие год». Первичные значения , как считает Б. А. Ларин « сохраняют древнее единство противоположностей: высокое место – глубокое место в реке , озере, а затем выделяются переносные и другие производные значения.»Вспомним, какой широкий взгляд на мир передает былинный певец, начиная свой рассказ прекрасной припевкой: «Высота ли высота поднебесная, глубота , глубота океан – море…». Картина мироздания в припевке не соответствует современным взглядам и имеет трех частное деление: высокое место – мир небесный, водная пучина-мир подземный ,а в середине мир земной - «широко раздолье по всей земли» .В данном тексте есть свои специфические черты , из которых складывается типическая формула пространства в «Слове…» «Солнце светится на небеси-
Игорь князь въ Русской земли,
Девицы поют на Дунаи,-
Вьются голоси чрез море до Киева» .
Начальная точка отсчета «верхний край» «солнце светит на небеси», затем идет перечисление объектов сверху вниз до «водной пучины» река «Дунай» и «море». Каждый день солнце проделывает один и тот же путь. Оно опускается с верхнего края за горизонт и переходит из своей дневной ладьи в ночную . Слово Яр – имеет значение солнечный год. Путь солнца в небесной сфере пролегает по 12 созвездиям, которые называются зодиакальными ,так как большинство из них получило свои имена по животным. Соединив имя Игоря «свет ,светлый»(солнце) с «Буй Туром» ,получаем положение солнца в зодиакальном созвездии Тельца с(20 апреля по 20 мая), что соответствует времени начала похода Игоря и Всеволода на половцев (по летописи -23 апреля).По возвращению Игоря из плена в Киев «Солнце светится на небеси» «девици поют по Дунаю …море.» - солнце в зодиакальном созвездии Девы, что соответствует месяцу сентябрю. В этих названиях мы видим отражение истории человечества, в частности следы его древних скотоводческих и земледельческих периодов : Овен и Телец – период пастбищ, а созвездие Девы и Весов время уборки и взвешивание урожая.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Время "по замышлению Бояню...".

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2008, 16:05

Сегодня я хочу рассказать о восприятии «времени» « по замышлению Бояню».
Текст «…мыслию по древу, серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы» по мнению многих исследователей, является «темным» местом в «Слове о полку Игореве…». Однако, по моему мнению, это не так. Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст - пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Автор «Слова…» привык к природным «по былинам сего времени» часам, и сам того не замечая, отдал мысленно им само время, его воплощение. Времена разные, ибо я меняюсь по одним закономерностям, во мне одни ритмы, а у травы «былины», например, другие. Но отвлечёмся от различий индивидов вообще, тогда многочисленные изменения, которые происходят с ними «выродятся» во время символ «t». Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные. Временные свойства природных объектов, а лучше сказать свойства их времени, тоже разные. Одни свойства меняются, и изменения эти фиксируются, как слои прироста древесного ствола. На старом стволе появляются новые побеги. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Единое целое формируется как ОБЪЕДИНЕНИЕ, синтез, сродство частей к целому. В самом дереве «мысленном древе» реконструируется не нечто во времени, а само время, теперь уже застывшее. (Если спилить дерево, то по его годовым кольцам можно определить его возраст).
Высота «древа» меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.

Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией.

Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой «Боян бо вещий» говорят, что им известен ход вечного времени, и они обладают мистическим зрением, которое делало их «вещими» всевидящими, знающими.

Время неразрывно связано с пространством и движение материи произойдёт только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут. « Древо», мировое древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу ( мир небесный, мир людей, мир подземный). Небо и земля образуют видимую границу (линию кажущегося соприкосновения) - горизонт, древо - вертикальную линию их пересечением является крест, как символ пространства, как остов всего мирового пути. Вершина дерева в царстве Света, а его корни всегда в чертоге Тьмы.
Белый свет располагался вверху, а Тьма - внизу. Это прообразы светлого неба и тёмной земли. Серый цвет - граница перехода белого цвета в черный. Пограничные точки внутри отграниченных друг от друга областей, это: «шизый орёл» и «серый волк». «Шизый» - серый цвет с синеватым оттенком. «Серый» - цвет пепла, дыма. «Древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот (в мир небесный) « шизымъ орлом под облакы» (орел у древних греков считался вестником бога Зевса и постоянно находился у его ног), а внизу древа (в мир подземный) « серымъ вълком по земли».
Самую нижнюю точку между землёй и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголовго Анибуса) и выбраться из подземного царства обратно.
Конечно, картина вселенной, сложившаяся, быть может, уже на заре человеческой культуры не соответствует современным взглядам, автору «Слова...» устройство пространства «по замышлению Бояню» представлялось весьма сложным.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Число три - древо, волк, орёл.

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 апр 2008, 12:49

В тексте "Слова"( « мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы …») три «персонажа» принадлежат к сообществу живых организмов: древо, волк, орёл.1) Древо по отношенению к человеку нейтрально.2) Волк – отрицательный. Наносит ущерб стадам домашних животных и нападает на человека. Орёл связан пищевой цепью, состоящей из четырёх звеньев: растения, кузнечики, лягушки, змеи. Орёл питается змеями, а змея давний враг и смертельная угроза человеку, олицетворение мира тьмы. Уничтожая змей, орёл тем самым создаёт благоприятные условия для жизни человека . 3) Орёл - воплощение высшей справедливости, персонаж положительный.
Поистине наша приверженность числу три достойна изумления и во всех случаях мы имеем дело не с описанием реально произошедших событий, а с традиционным изображением этих событий. В « Слове…»
« Бишася день , бишася другый
Третьяго дни,к полунию падоша стязи Игоревы».
В былинах: «Он ведь суточки бил силу, други пошли, други-то пошли сутки, третьи пришли. Он добрался до самого царя Калина»
Каким-то чутьём знает русский, что в былине « Садко» после троекратной закидки невода попадет рыба – золотое перо.
Разбирая наши сказки, нельзя не приметить, что в них народ нашел некоторый особенный способ выражения числа три, которого придерживается неизменно и постоянно по всей Руси. В крестьянских семьях было много детей, но в сказках всегда три сына.
«У старинушки три сына:
Старший умный был детина, ( положительный)
Средний сын и так и сяк, (нейтральный)
Младший, вовсе был дурак». (отрицательный)
В сказках хорошо просматриваются зеркальные превращения с переменой черт. В начале сказки Иванушка- дурачок грязный неумытый (отрицательная черта) преображается в красавца (положительная черта), пройдя нейтральную стадию : влезет в ухо коня . прыгнет в котел с горячей водой и т. д. Цель числа три- преобразовать неудобные в обращении сущности в число. Числом три характеризуются события, явления мира, которые имеют ритм, отличаются периодичностью, зеркальным превращением в схеме постоянного повтора (т.е. диссиметрией), благодаря выдержанному единству противоположностей. В « Слове…» передача информации происходит в системе трёх стилей, которые были связаны с тремя зонами мироздания. Всё богатство русского языка вмещались в границы трёх стилей, и у каждого стиля была своя содержательная функция:
Небесный – положительный, побуждает людей к добродетели, к благим поступкам. В тексте «Слова…» « скача славию по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы…» .
Земной – нейтральный , повествует о жизни людей, об изменениях в природе.
Подземный – отрицательный, рассказывает о преступлениях людей, судах, излагает судебные речи.
Уточню значение слова Вещий.
«Вещий и вещь имеют один корень. Вещь возводят к vektio (польс. wiec, где e, болг. веш, где е , tio –суффикс уменьшительный и конкретизирующий), сопоставляют с санскр.vac – vacas – речь, мудрость, лат. vos- голос, звук. Таким образом, с одной стороны, предмет вещь, а с другой стороны голос, слово, звук. Ср. рус. Речь и польск.rzecz – вещь, предмет,бел. рэч- вещь, предмет, словенск. реч- предмет ,вещь.
Вещий, Миклошич производит от корня ved –ved- tio, исходя из современного значения слова ведать, знать и возводит к vek tio изрекающий, говорящий, владеющий, словом. См. вещий пророк, радио вещает». ( Б.А. Ларин, История русского языка и общее языкознание, Москва,1977г.)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

10 соколов и стадо лебедей.

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 май 2008, 19:11

Представление об устройстве мира « мыслию по древу, серымъ вълком по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» - это воззрение не только «вещего Бояна», но и всех древних жителей Руси. Просто « вещий Боян» - «специалист», он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников. Таково древнее видение мира, в котором события и явления природы соотносятся с верхним небесным, идеальным миром. Поэтому следующее звено в композиции « Слова…» - описание героических подвигов . «Помняшеть бо, рече, първыхъ временъ усобице. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, которые дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславичю». Здесь следует обратить внимание на легкость победы « пръвыхъ временъ усобицъ, тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей». Образы соколов и лебёдушек сложились под влиянием бытовых отношений. Сокол, хищная птица – охотник, лебёдушка - добыча. Во времена господства брака через похищение, увоз, жених представлялся в чертах хищной птицы. В русских свадебных песнях жених – сокол, невеста – лебёдушка. Эта форма могла дать повод и к другим сопоставлениям: 10 князей («соколов») нападают на врагов и возвращаются с богатой добычей («стадо лебедей»). Победа над противниками – чужаками, ненавистными певцу, легка. Автор умалчивает и о сопротивлении, оно просто немыслимо. Далее по тексту «Слова…» идёт наибольшее выделение славного героя «храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълки касожескими». Противопоставление между героем Мстиславом и его врагом сопровождается открытым выражением чувств национальной гордости, т. к. противник героя чуженин «Редедю предъ пълкы касожьскыми». Мстислав побеждает сильнейшего противника Редедю при помощи чудесного содействия « И сказал Мстислав: «О, пречистая богородица, помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь во имя твое! И сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож и зарезал Редедю». (Повести древней Руси, Лениздат, 1983г. « Повесть временных лет… в год6530(1022)». Здесь сознание художника не делает разницы между подвигом личного совершенства Мстислава и божественной помощи, что не умаляет его ореола победителя.
Произошло это событие в годы княжения в Киеве Ярослава Мудрого(1016г. – 1054г.) « та преди песнь пояше старому Ярославу». Но чтобы поразить читателей и сильнее оттенить подвиг Мстислава, автор «Слова…» вспоминает случай произошедший с Романом Святославичем. « В год 6587(1079). Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы. И до селе ещё лежат кости его там, сына Святослава, внука Ярослава» ( Повести древне Руси, «Повесть временных лет…» стр. 198.). Введение в текст отрицательного персонажа Романа ещё резче подчеркивает героизм Мстислава. Текст «Слова…» «Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше» говорит только о том, что Боян никогда не участвовал в войнах, а только рассказывал о героях «княземъ славу рокотаху».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Тогда Игорь възре на светлое солнце...

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 май 2008, 22:01

В воззрениях многих народов вселенная состоит из трёх сфер: небесного мира, мира людей и подземного мира. Сквозь это трёх частное деление проглядывает более древнее – двухчастное. В тексте Слова…» « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли, шизым орломъ подъ облакы» изображены фактически два мира, разделённые тонкой границей. Это мир небесный, определяется символом «орлом под облакы» и мир подземный - « серым вълкомъ». По мнению автора «Слова…» вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами небесными Света и подземными Тьмы. Божественные черты конкретизируются в проявлениях « крепости ума» « мужественного сердца» и желание победы над врагами половцами «наплънився ратнаго духа наведе свои храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую».
Затем наступает вторая эпоха, когда изначальное равновесие было нарушено. Тьма и свет перемешались. Тело человека было создано из Тьмы - «праха земного», и Света, разумной души. Тело стремиться «вниз», к «земле» ,из которой и образованно, душа обращена к Свету, к Богу.
Тьма вторглась в мир Света, и сбивает людей с пути добра и благодати « И тогда Игорь взъре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Человеческое тело не содержит зла, но зло может возникнуть, если человек позволит телу руководить своей жизнью, диктовать, что и как надо делать. Что и произошло с Игорем « Спала князю умь похоти и жалость ему знамение заступи». Если в человеке главенствует тело, то он вынужден выполнять его прихоти. Жизнь человека становится искажённой неправильной. Его божественная душа, попав во власть тела страдает ( « Аще и веща душа въ дрезе теле, нъ часто беды страдаше»). ) С началом текста « О, Бояне, соловию старого времени!Абы ты сиа плъкы ущеуоталъ, скача, славию по мысленну древу, летая умомъ подъ облакы, свявая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чресъ поля на горы» рождается третья сфера мироздания - мира людей. Появляются новые образы пространства и времени.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

"рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы"

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 май 2008, 22:26

« О, Бояне, соловию старого времени!Абы ты сиа плъкы ущекоталъ, скача, славию по мысленну древу, летая умомъ подъ облакы, свявая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чресъ поля на горы»
В сознание автора «Слова…» каждая частица пространства наделена конкретным содержанием. Вот мне и представляется благодатная эмоциональная работа : прочитать, пережить и осмыслить это содержание. В системе народных представлений есть понятие «дольнего мира», земли, в которой живут люди. Символом страны, народа выступает в эпическом сознании «поле». И недаром, поле – пространство, охватываемое глазом. И ещё поле связано с хлебом – основой жизни страны. Поле брани, сражения или битвы – место, где происходит бой. Образ поля выступает ещё в одном своём значении незнаемого « в поле незнаеме среди земли Половецкыи». В поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа». Тут есть направление, дорога сообщает жизни человека целеустремленность, поэтому и служит символом пути к цели, навстречу идеалу. « Тропа» – это не пространный путь. Данное понятие « тесной стези», где ответственность за всё сделанное связанно с конкретным человеком. На тропе своеволие человека ограничено. И тогда он уже ни перед кем не должен держать ответ за свои дела, а только перед Небом. Перемещение в пространстве метафорически воспринималось как нравственный путь, как движение к идеалу. Но для того, чтобы одухотворить жизнь, человеку требуется особая высокая точка зрения, раздвигающие горизонты пространства и бытия.. Необходимо метафорически подняться из дола ( поля) на гору «чресь поля на гору» и всмотреться в иной – идеальный, горний , заоблачный мир. Обращаясь к нему, человек получает представление о том, зачем он живёт и что может. Во временной шкале «горнее» воспринимается как вечное.
Формы переживания психологического времени людей весьма разнообразны. Психологическое время способно замедляться и растягиваться, оно может переживаться непрерывным . «О, Бояне соловию старого времени» в данном тексте время действия событий отнесено к прошлому - это реализованные связи хронологического прошлого. «Летая умом подъ облакы…» - мечтания, потенциальные связи хронологического будущего. Всё небо застлано пеленой облаков « Заоблачные сферы» предстоит обрести открыть «Бояну» на долгих путях познания жизни пройдя по этой тропе. Не события сами по себе, а их причинные и целевые связи определяют переживания прошлого и будущего. В «Слове… « свивая славы оба полы сего времени…». Все эти свойства времени ассоциируются с определёнными пространственными образами. Растянутое время соотносится с образом длинной дороги « чресъ поля на горы».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: 10 соколов и стадо лебедей.

Сообщение sasha a » 10 май 2008, 01:00

Zinchenko_tanya писал(а):« пръвыхъ временъ усобицъ, тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей». Образы соколов и лебёдушек сложились под влиянием бытовых отношений. Сокол, хищная птица – охотник, лебёдушка - добыча. Во времена господства брака через похищение, увоз, жених представлялся в чертах хищной птицы. В русских свадебных песнях жених – сокол, невеста – лебёдушка. Эта форма могла дать повод и к другим сопоставлениям: 10 князей («соколов») нападают на врагов и возвращаются с богатой добычей («стадо лебедей»).....

Введение в текст отрицательного персонажа Романа ещё резче подчеркивает героизм Мстислава. Текст «Слова…» «Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше» говорит только о том, что Боян никогда не участвовал в войнах, а только рассказывал о героях «княземъ славу рокотаху».


Интересная точка зрения. Не со всеми гипотезами согласна.
Немного настораживает односторонность подхода. Я уже где-то писала, что "кречеты-соколы" и "лебеди" несли четкую смысловую нагрузку. "Соколы" - это наши, а "лебеди" - это "поганые иноверцы".
В «Задонщине»: «Уже бо те соколы и кречеты за Дон борзо перелетели и ударилися о многие стада лебединые. То ти наехали руские князи на силу татарскую».
"Лебедь" имел отрицательную коннотацию: "На всех больших русских колокольнях, при архиерейских домах и монастырях, тяжелые колокола получали одни и те же прозвища, преимущественно звериные: «Козел», «Баран», «Медведь», «Ревун» («Реут») и «Лебедь». Все они передавали природное неблагозвучие тяжелых колоколов, в их звуках слышался рев, вой, крик, блеянье и лебединый крик.
....Существует теория, что прозвища типа «Лебедь» относятся к числу звукоподражательных, т.е. зависящих от звуковых свойств колокола. Это метафора, передающая специфический тембр колокола, его индивидуальную окраску. Вопреки распространенному мнению, что прозвище «Лебедь» передает присущую колоколу «плавность звука», можно допустить, что оно, наоборот, говорит о его изначальном неблагозвучии, о свойственных ему дурных обертонах. По-видимому, колокол, удостоившийся подобного прозвища, имел резкий надтреснутый звук, напоминавший лебединый крик, иначе говоря, это оценочное прозвище, навязанное человеческому уху самой природой.(Кавельмахер ВВ.Большие благовестники Москвы
XVI – первой половины XVII в.
// Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75–118

http://www.bellstream.ru/Pages/11_1_11.htm )

Любопытно, что колокола с названием "Лебедь" отливались накануне походов на Казань (1503, 1552)

Мне кажется, что Автор Слова достаточно четко определил, кто такие "10 соколов" и кто - "стадо лебедей". Невесты-лебедушки тут ни при чем.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

10 соколов и стадо лебедей.

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 май 2008, 08:39

Здравствуйте, sasha a!
Насколько мне известно, существует две порода птиц – лебедей : лебедь – кликун и лебедь шипун. Лебедь – кликун издаёт звучное «ганг» или «ганг го». Лебедь - шипун испускает шипящие звуки. Мне трудно понять, почему « резкий надтреснутый звук» напоминает Вам лебединый крик.
Вы пишите, что «лебеди и соколы несут для Вас» чёткую смысловую нагрузку. «Соколы» - это наши, а « лебеди» это « поганые иноверцы». А. Н. Веселовский В Своей работе « Психологический Параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля» пишет « Жених представлялся в чертах насильника, похитителя, добывающего невесту мечом, осадой города, либо охотником, хищной птицей. К этому разряду относятся и наши песенные: жених стрелец – невеста куница, соболь, либо жених сокол, невеста – голубка, лебедь, утица». ( С.И. Минц, Э.В. Померанцева Русская фольклористика, хрестоматия, Москва,1971г. Стр.157).
« Вот уже поймал сокол лебёдушку и не отпускает её. Она же молит его, чтобы отпустил, но сокол жесток:
Я тогда тебя пущу, когда крылья ощиплю!
Для девушки это значит:
Я тогда тебя спущу
Когда в церковь свожу
Златы венцы обдержу». ( Ю.Г. Круглов , Русские обрядовые песни, Москва 1989г.)
Свадебные песни , как и «Слово…» построены по типу « символическая часть плюс реальная». А. Н Веселовский указывал, что общая схема психологического параллелизма в сопоставлении двух мотивов.
« …в силах Дажьбожа внука вступила девою на землю Трояню, всъплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дона». Один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием «погибашеть жизнь Дажьбожа внука». Перелёт девушки в образе лебёдушки « На синее море, по тихому Дунаю» ( Русская народная обрядовая поэзия, Ленинград, 1984г.) реально осмысливался как переезд невесты к жениху, словно переход с мира людей в мир мертвых. В данном тексте лебединый образ трудно назвать «поганым иноверцем»
Символическая часть« пущашеть 10 соколов на стадо лебедей» а рядом реальное изображение действительности « пръвых времён усобицъ» т. е. войны. Картина природы сокол - охотник, лебедь - добыча сильнее выражают чувства души, больше действуют на читателей. Реальное изображение действительности в« Слове…» - это победный поход Святослава Киевского «Святослав грозный великый киевскый … наступи на землю Половецкую … и падеся Кобяк». Из Ипатьевской летописи «В год6691(1183) Святослав пошёл войной на половцев» Святослав, князь киевский и великий князь Рюрик Ростиславич решили пойти войной на половцев. « Они послали к соседним князьям и собрались к ним
1) Мстислав
2) и Глеб Святославичи
3) Владимир Глебович из Переяславля
4) Всеволод Ярославич из Лучьска
5) с братом Мстиславом
6)Мстислав Романович
7) Изяслав Давыдович
8)и Мстислав Городенский
9)Ярослав князь Пинский
10) с братом Глебом
и из Галича пришла помощь».
Святослав « Тогда отправил младших князей перед своими полками», «Половецкий же князь Кобяк, решив, что это и есть русское войско, возвратился и стал преследовать его». «Узнав об этом Святослав и Рюрик отправили основные силы.» «И взяли в плен Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Билюковича Изая, и Товлыя с сыном, и брата его Бокмиша, Осалука, Барака, Тарха, Данила… а прочих без счёта».
В Словаре местных слов и выражений Стадо лебедей – толпа, ватага.( Д.М. Балашов, Русская свадьба, Свадебный обряд на Кокшеньге, Уфтюге Вологодской области, Москва, 1985г. стр .370)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: 10 соколов и стадо лебедей.

Сообщение sasha a » 11 май 2008, 17:47

Здравствуйте, Таня.

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, sasha a!
Насколько мне известно, существует две порода птиц – лебедей : лебедь – кликун и лебедь шипун. Лебедь – кликун издаёт звучное «ганг» или «ганг го». Лебедь - шипун испускает шипящие звуки. Мне трудно понять, почему « резкий надтреснутый звук» напоминает Вам лебединый крик.


Не знаю, на каком языке крик лебедя звучит как "ганг" или "ганг го" - дело это субъективное. Подобно тому, как собачий лай передается по-русски "гав-гав", а по-английски "бау-вау".
Я привела цитату из Кавельмахера - специалиста по колоколам. Он считает, что колокол с названием "Лебедь" в силу своих характеристик издавал неблагозвучный звук, и что название колокола несет в себе определенную смысловую нагрузку (отрицательную). Слово "лебедь" ассоциировалось с отрицательным персонажем. Невеста же - всегда персонаж положительный. Врага побеждают и убивают. Невесту - похищают и приводят в свой дом. Хотя и то и другое действие начинается одинаково: с выслеживания (высматривания) и преследования, но цель охоты - разная.

Хочу особо подчеркнуть, что "лебедь" и "лебедушка" - определяют мужской и женский пол птиц соответственно. На пирах употребляли в пищу только лебедей, а не лебедушек. (Причем делалось это не из-за вкусовых качеств птицы, а как символическое действие: съесть побежденного врага. Мясо лебедей считается невкусным и несъедобным).
Автор Слова употребляет всегда "лебедь", а не "лебедушка", что дает нам вполне конкретную отсылку к мужскому роду противоборствующей стороны. Ваша интерпретация охоты на врага как свадебного ритуала в этом случае попахивает мужеложеством.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Лебедь.

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 май 2008, 22:19

Здравствуйте, sasha a!
Лебедь – кликун – Cygnus Cygnus
Крупнее гуся. Держится парами и стаями. Звучное «Ганг» или «Ганг го». (Р.Л. Бёме Птицы лесов и гор СССР, Москва, 1981г. стр. 14).

Лебединые девы.
«Имя «лебедь», употребляемое в народной речи в женском роде, означает белая, светлая. Такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом : белая лебедь… Предание , записанное летописцем, упоминает о трех братьях : Кие , Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди… Царевна – лебедь – наиболее прекрасный образ русских сказок».
( Е. Грушко, Ю . Медведев Словарь славянской мифологии, 1995г.
Стр. 176.)

Я думаю, что не надо делать поспешных выводов. В «Слове...» ещё очень много свадебных метафор. И я с удовольствием Вам расскажу всё , что знаю.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Юлли » 12 май 2008, 00:35

Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лебедь.

Сообщение sasha a » 12 май 2008, 00:40

Рада, что мы с Вами придерживаемся одной точки зрения: "не надо поспешных выводов".

Zinchenko_tanya писал(а): Лебедь – кликун – Cygnus Cygnus
Крупнее гуся. Держится парами и стаями. Звучное «Ганг» или «Ганг го». (Р.Л. Бёме Птицы лесов и гор СССР, Москва, 1981г. стр. 14).


Согласно словарю Даля:
"КЫКАТЬ, кигикать, кричать лебедем. Кык м. клик, лебединый крик".
На мой взгляд, звук "кык" не отличается богатыми обертонами. Впрочем, "ганг" - также звучит не слишком благозвучно. Явно - не малиновый звон.

Zinchenko_tanya писал(а):
Лебединые девы.
«Имя «лебедь», употребляемое в народной речи в женском роде, означает белая, светлая. Такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом : белая лебедь… Предание , записанное летописцем, упоминает о трех братьях : Кие , Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди… Царевна – лебедь – наиболее прекрасный образ русских сказок».
( Е. Грушко, Ю . Медведев Словарь славянской мифологии, 1995г.
Стр. 176.)
.


Совершенно согласна: если "лебедь" употребляется в женском роде (что достигается с помощью прилагательного в ж.р. или прибавления слова "царевна", то перед нами "лебедушки".
Гуси-лебеди - явно мужского рода, и стая лебедей в сказке является (особо подчеркиваю) отрицательным персонажем.
В Слове под "лебедями" подразумеваются половцы, речь идет об охоте на исконного врага. Какая ж тут свадьба? Врагов в свой дом не приводят под колокольный звон.
Как я уже отмечала, элементы свадебного обряда совпадают с охотой. Может быть, в этом заключается трюк двоякой интерпретации метафор?
Но, думаю, все же следует отталкиваться от общего контекста произведения.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Лебедь и волк.

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 май 2008, 09:29

Здравствуйте, sasha a!
Дело идёт не об отождествлении половцев с лебедями и не о сравнении, а о сопоставлении по признаку действий, на основе комплекса и характера сходных признаков. Сопоставляются два мотива один образ природы, другой наполнен человеческим содержанием: сокол – жених , лебедь – невеста. Например: брак через увоз , отмечен в «Повести временных лет…» «В год6488(979) Владимир послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу твою дочь взять себе в жёны». Тот спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира? Она же ответила : «Не хочу разуть сына рабыни…» « И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жёны». Параллелизм склонен к идеи уравнения. Сокол движется, мчится, нападает на лебедя, для того чтобы взять добычу. Жених - насильник, похититель, добывает невесту осадой города, войной. Один мотив подсказывает другой. Когда параллель окрепнет, она становится символом. Тогда возможны не две, а три параллели .Это Ваш пример в «Задонщине» « Уже бо те соколы и кречеты за Дон борзо перелетали и ударились о многие стада лебединые. То ти наехали русские князи на силу татарскую». В данном тексте средний мотив, жених – невеста , выпадает.
Другая форма брака, выкуп невесты, предполагает и другую метафору : жених – купец, невеста – товар.
С образом волка в «Слове…» связаны воины русского князя Всеволода из Курска «акы серыи влъци въ поле» и русский князь Всеслав Полоцкий «скочи влъкомъ до Немиги» и половцы «Гзак бежит серым волкомъ» , « тогда Влурь влъкомъ потече». Мы не будем отождествлять с волком не русских и не половцев, а найдем сопоставление по признаку действия. Волк на «мысленном древе» представляет символ подземного мира, мира всевозможных грехов. И этот грех – жадность. « В год6453 (945)» был убит древлянами князь Игорь .Причина его гибели –жадность, которая осуждается летописцем народной пословицей, и какую он вкладывает в уста древлян: « Aще ся въвадить волк в овце. То выносить все стадо, aще не убьють его». Значит, войско Всеволода состояло из курян « ищучи себе чти, а княю славу» и наёмников, которые из жадности хотели военной добычи «акы серыи влъци». Всеслав нападает на богатый город Новгород и грабит его «отвори врата Новуграду… скочи влъком».Да и половец Влурь похоже спасает Игоря не из милосердия , а из жадности, за вознаграждение «Влурь влъкомъ». Ещё баснописец Крылов сказал:« Что волки жадные всяк знает…».Здесь параллель покоится на сходстве жадности у волка и людей.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Лебедь и волк.

Сообщение sasha a » 13 май 2008, 15:51

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, sasha a!
Дело идёт не об отождествлении половцев с лебедями и не о сравнении, а о сопоставлении по признаку действий, на основе комплекса и характера сходных признаков.


Согласна. Однако сопоставление не исключает сравнения, а в некоторых случаях (особенно в литературных произведениях) - оба приема дополняют друг друга.
Да, я понимаю, Ваша теория очень красива и поэтична. Она замечательно укладывается в заданную схему и иллюстрируется фолклерным материалом (записанным, кстати, не ранее 18 столетия, поэтому мы не можем считать фолклер доказательством именно такой интерпретации метафор в Слове, а можем лишь проводить какие-то аналогии).
При этом историю человечества Вы почему-то ведете от Повести Временных лет, забывая, что до появления официального летописания люди существовали на протяжении долгих тысячелетий. И на первоначальном этапе они жили охотой.
Институт брака появился значительно позже.

Это Ваш пример в «Задонщине» « Уже бо те соколы и кречеты за Дон борзо перелетали и ударились о многие стада лебединые. То ти наехали русские князи на силу татарскую». В данном тексте средний мотив, жених – невеста , выпадает.

Исходя из того, что охота первична, а институт брака вторичен, следует вывод, что мотив "жених-невеста" не выпал, как Вы утверждаете. Его изначально НЕ БЫЛО.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 129